Мастер - класс по теме:
«Практика организации исследовательской деятельности учащихся»
Подготовили и провели: Товмасян Елена Вельмаровна – учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» и Ригина Светлана Николаевна – учитель географии МОУ «Гимназия №2» на базе школы №4.
Форма: компьютерная презентация опыта педагогов. Круглый стол
План занятия с педагогами школ города:
1. Вступительное слово
2. Теоретическая часть по теме
3. Выступления учащихся с исследовательскими работами и проектами
4. Практическая часть
5. Рефлексия
6. Заключение и выводы по занятию
Эпиграф к занятию
«Обучая других, обучаешься сам» Я.А. Коменский
Слайд 1 - заставка
- Вступительное слово городского методиста по географии Домаковой Л.С.
Товмасян Е.В.
- Добрый день дорогие друзья. Уважаемые коллеги.
- Наверно у вас возник вопрос почему школа и гимназия пригласили вас на совместное занятие? В наших учреждениях обучаются ученики разной подготовленности, занимающиеся различными видами деятельности, но их объединяет одно - это исследовательская, проектная и экспериментальная деятельность.
- Не случайно из всего спектра педагогической работы, мы предлагаем вам принять участие в занятии по теме: «Практика организации исследовательской деятельности учащихся» и приглашаем вас к сотрудничеству.
- Тема занятия сегодня очень актуальна. В настоящее время повсеместно в городе, области проходит огромное количество слетов, конференций, конкурсов, фестивалей для ребят разного возраста и уровня подготовленности, который не всегда соответствует заявленным критериям.
- Выпускники школ, студенты часто испытывают затруднения в написании курсовых, дипломных работ, только потому, что в школе не получили навыков выполнения научных работ. Что же тогда говорить о школьниках среднего и старшего звена школы? Не многие из них владеют этим навыком. Знание навыков написания исследовательской работы требуется не только для обучения в высших учебных заведениях, но нужно для самореализации и самообучения и дальнейшего применения, т.е. мы педагоги выходим на формирование ключевых компетенций личности у подрастающего поколения.
- В современном мире любому человеку необходим навык самообразования, чтобы быть компетентными в разных видах деятельности. Поэтому привитие навыка ученического исследования становится необходимым в образовательном процессе.
- Однако не все педагоги сами владеют навыками исследования и мотивированы на выполнение данной работы. А если учитель не заинтересован в этом виде работы, то и его ученики вряд ли будут выполнять ее. Ведь только творчески работающий учитель научит и поведет за собой учеников. Поэтому возникает необходимость ведения научно – исследовательской деятельности в школе.
Слайд 2 -3 достижения педагогов
- Нас представили как победителей в конкурсе лучших учителей по национальному проекту «Образование» за 2006, 2007 учебный год и на двух следующих слайдах вы видите достижения наши и наших учеников.
- Любой из сидящих здесь может перечислить не меньше достижений в своей деятельности, многие достойны получения награды, но еще не все из нас готовы обобщать и пропагандировать свой опыт, делиться своими знаниями и опытом с коллегами.
- Что для этого требуется?
Для этого требуется желание, время, и определенные умения.
Желанию научиться нельзя
Время можно найти
Умения можно развивать.
Через наше занятие попробуем понять как вместе с обучающимися и учитель может развивать свои исследовательские навыки.
Слайд 4
- Итак, организация исследовательской деятельности учащихся необходима для участия
· в научно – практической деятельности
· владение навыками ученического труда при обучении в ВУЗах
· самообразовании
- При такой значимости этого вопроса в школах иногда возникают проблемы с организацией исследований, поэтому наблюдается низкая мотивация педагогов и в некоторых случаях недостаточная компетентность и нехватка знаний по теме для курирования работ.
Слайд 5
- Таким
образом, возникает вопрос. Как мотивировать учащихся
на выполнение ученического исследования?
- Как вы в своих школах решаете эту проблему?
…………………..
Слайд 6-7
- Механизмы мотивации школьников через участие школьников в секциях НОУ, школах актива, конференциях, слетах, фестивалях, олимпиадах, написание индивидуальных творческих проектов, профильные лагеря.
- таким образом, можно предложить общую модель развития навыков исследовательской деятельности учащихся.
Слайд 8(5)
Ригина Светлана Николаевна
- Проблема в том, что у детей не сформированы навыки выполнения ученических исследовательских работ, и цель учителя, помнить, что это достигается через практико – ориентированное обучение.
Слайд 9 (6)
Содержание:
ü Схема ученического научного труда
ü Методы научного исследования
ü Работа с литературой
ü Описание процесса работы
ü Презентация научного труда
ü Рефлексивный анализ труда
Результат:
Формирование навыков
исследовательского труда
Расширение кругозора
Формирование ключевых компетенций
Педагогические условия:
1. Движение пошаговое.
2. Изменение способа ученической познавательной деятельности от воспроизводящего к творческому.
Слайд 10 (7)
Диагностика:
1. Уровень самостоятельности написания исследовательского труда
2. Навыки публичного выступления
3. Навыки рефлексивной деятельности
Слайд 11 (8)
Товмасян Е.В.
Классификация
творческих работ учащихся в области
естественных и гуманитарных наук
n Информационно – реферативные
n Проблемно - реферативные
n Экспериментальные
n Натуралистические
n Описательные
n Проектные
n Исследовательские
Реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Пример: «Современные представления о проблеме озоновых дыр».
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Пример: «Исследование зависимости яркости свечения вольфрамовой проволоки в зависимости от ее температуры».
Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т. д.). Могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Пример: «Установление места гибели N-ской экспедиции». Одной из разновидностей проектных работ являются работы социально-экологической направленности, результатом которых является формирование общественного мнения по поводу проблем загрязнения окружающей среды. Пример: «Нет загрязнению реки Пельшмы - целлюлозным заводом!».
Натуралистические описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике с фиксацией результата. При этом не выдвигается каких-либо гипотез и не делается попыток интерпретации результата. Пример: «Учет количества водоплавающих на Рыбинском водохранилище».
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью с научной методики, имеющие полученный собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неизвестность результата, который могут дать исследования. Пример: «Изучение особенностей геологической истории N-ского озера».
Слайд 12 (9)
Виды ученических исследовательских работ
n Суть реферативной работы – выбор материала из первоисточников, наиболее полно освещающих данную проблему;
n Суть исследовательской работы – сопоставление данных первоисточников, их творческий анализ и производимых на его основании новых выводов;
n Суть экспериментальной работы – самостоятельная трактовка особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий;
n Суть проектной работы – создание нового продукта, ранее не существующего.
Слайд 13 (10)
Этапы проведения исследовательской работы
Подготовительный этап:
Определение ведущих понятий научно-исследовательской деятельности:
1. тема
2. актуальность
3. проблема
4. цель и задачи
5. объектная область, объект, предмет исследования
6. гипотеза
- Темы экологических исследований для учащихся следует подбирать исходя из реалий жизни. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно - значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны выходить за зону его ближайшего развития, не должны превышать его психолого - физиологические возможности.
- Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Учителю необходимо возбудить познавательный интерес к предложенным темам исследования, показать их важность как для решения проблем своего города, хозяйства, так и для развития личности самих учащихся, совершенствования их умственных способностей и практических навыков.
- Основным объектом исследовательской деятельности школьника необходимо считать экосистему и процессы, в которых она участвует. Учащиеся должны научиться изучать экосистему, ее компоненты, связи, отношения, уровни и этапы развития, пространственно-временные характеристики. Уметь доказательно объяснять функции, природные и антропогенные изменения, формулировать выводы, приводить примеры, комментировать графики, таблицы, схемы, уметь применять методы исследования в оценке состояния экосистем, предсказывать возможные изменения, собирать и анализировать информацию.
Слайд 14 (11)
Ригина С.Н.
Методы научных исследований:
1) методы эмпирического исследования:
- наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент: активный и пассивный;
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования:
- абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному
3) математические методы:
- статистический, метод визуализации данных: функции, графики…
4) специальные методы на примерах из разных наук, выбранных учащимися для изучения: - картографический, исторический, страноведческий...
Слайд 15 (12)
Подбор и работа с информационными источниками
- Методы ознакомления с источниками информации.
- Каталог и работа с ним.
- Критическая оценка и проверка достоверности используемых данных из литературных источников.
- Литература общего характера.
- Узкоспециализированная литература.
- Работа с библиотечной карточкой.
- Типы чтения: просмотровое чтение, ознакомительное (выборочное) чтение, изучающее чтение.
- «Банк данных» по теме работы и методы его составления.
- Использование цитат.
- Правила оформления списка литературы.
Слайд 16 (13)
Товмасян Е.В.
Этапы проведения работы:
Технологический этап
n Теоретическое обоснование уже имеющейся информации
n Составление рабочего плана (подготовка и проведение работы)
n Инвентарь и оборудование
n Формы записей первичной обработки результатов и анализ деятельности
Экспериментальный этап
n системные наблюдения
n сбор информации
n использование методов частных наук
Слайд 17 (14)
Камеральный этап:
n обработка материалов
n построение карт, графиков, создание коллекций, составление таблиц и диаграмм и т.д.
n формы представления работы: текст научного сочинения, статья или тезисы, доклад, сообщение, отчет и т. п.
n оформление основных структурных элементов научно-исследовательской работы (введение, основная часть, заключение, литература, приложение)
При организации исследовательской работы учитель должен помочь учащемуся:
- в выборе темы исследования, обосновании необходимости данной работы, формулировке цели, выдвижении гипотез и постановке конкретных задач;
- в выборе объекта исследований, в приемах и методах работы;
- в отработке и разработке методик исследований, отборе и подготовке необходимого оборудования, приборов, реактивов;
- в составлении плана и последовательности работ, включая планирование эксперимента;
- в организации дневника наблюдений, регистрирования хода работ;
- в обработке собранного и полученного материала, формулировке выводов, рекомендаций, написании отчета.
- Если работа запланирована не на один год, то в процессе ее постепенно усложняется исследовательская деятельность учащихся и увеличивается доля их самостоятельной работы. В ходе выполнения исследовательской работы учитель должен стремиться развивать в учащихся понимание уникальной ценности природной среды, формировать ответственность, которая тесно связана с таким качеством личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе, другими т. д.
слайд 18 (15)
Аналитический этап
n работа по выявлению проблем, причинно – следственных связей и закономерностей
n составление рекомендаций и предложений
n сопоставление целей и результатов работы
n практическая значимость работы
n выявление положительных сторон и недостатков работы
слайд 19 (16)
Ригина С.Н.
Подготовка к презентации:
n Правила оформления компьютерной презентации
n Подбор слайдов
n Устное описание слайда
n Иллюстрации к работе
n Анимация слайдов
n Использование fotoshopa
n Оформление работы в электронной версии на дискете, диске; в режиме off-line; формат Word
Слайд 20 (17)
Информационный этап
Презентация работы
n Текст устного выступления
n Психологические аспекты публичного выступления
n Логика построения выступления
n Подбор наглядности
n Внешний облик и манеры выступающего. Устная речь
n Ответы на вопросы
Рефлексивный этап
n Анализ устного выступления: логичность, точность, ясность, доступность, убедительность, интересность, выразительность, уверенность, контакт со слушателями, уместность жестов, мимика
n Анализ ответов на вопросы. Анализ работы в целом и перспектив на дальнейшую деятельность
Практический (новое исследование) этап
Слайд 21 (18)
Учебно-методическое обеспечение курса (литература)
Практическое задание
- В конвертах выданы задания, разложить карточки по этапам выполнения исследовательских работ
Работа в группах, 3 минуты
Рефлексия – слайд 22 (19)
- Выступление обучающихся с презентациями: по 7 минут
Гимназия №2 с проектом «Вологодский Арбат»
МОУ СОШ №4 с исследованием «Минеральные воды Вологодчины»
- Определить виды ученических работ? Отличительные особенности каждого из видов работ?
Практическое задание 7-8 минут
В конвертах примерные темы ученических исследований, разложить их по группам
Рефлексия – слайд 23 (20)
Подведение итогов занятия.
Выскажите свое мнение о занятии, что вам больше всего запомнилось, понравилось?
Слайд 24 (21)
Закончим словами Севруса:
«Большинству
из нас больше запоминается не то, чему нас учат, а то, как нас учат»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.