Мастер - класс по теме: «Практика организации исследовательской деятельности учащихся»
Оценка 4.7

Мастер - класс по теме: «Практика организации исследовательской деятельности учащихся»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
07.01.2017
Мастер - класс по теме: «Практика организации исследовательской деятельности учащихся»
Круглый стол План занятия с педагогами школ города: 1. Вступительное слово 2. Теоретическая часть по теме 3. Выступления учащихся с исследовательскими работами и проектами 4. Практическая часть 5. Рефлексия 6. Заключение и выводы по занятию Эпиграф к занятию «Обучая других, обучаешься сам» Я.А. Коменский Слайд 1 - заставка - Добрый день дорогие друзья. Уважаемые коллеги. - Наверно у вас возник вопрос почему школа и гимназия пригласили вас на совместное занятие? В наших учреждениях обучаются ученики разной подготовленности, занимающиеся различными видами деятельности, но их объединяет одно - это исследовательская, проектная и экспериментальная деятельность.
мастер - класс.doc

Мастер - класс по теме:

«Практика организации исследовательской деятельности учащихся»

 

Подготовили и провели: Товмасян Елена Вельмаровна – учитель географии МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №4» и Ригина Светлана Николаевна – учитель географии МОУ «Гимназия №2» на базе школы №4.

Форма: компьютерная презентация опыта педагогов. Круглый стол

План занятия с педагогами школ города:

1.     Вступительное слово

2.     Теоретическая часть по теме

3.     Выступления учащихся с исследовательскими работами и проектами

4.     Практическая часть

5.     Рефлексия

6.     Заключение и выводы по занятию

 

Эпиграф к занятию
«Обучая других, обучаешься сам»  Я.А.  Коменский

Слайд 1  - заставка

- Вступительное слово городского методиста по географии Домаковой Л.С.

Товмасян Е.В.

- Добрый день дорогие друзья. Уважаемые коллеги.

- Наверно у вас возник вопрос почему школа и гимназия пригласили вас на совместное занятие? В наших учреждениях обучаются ученики разной подготовленности, занимающиеся различными видами деятельности, но их объединяет одно -  это исследовательская, проектная и экспериментальная деятельность.

- Не случайно из всего спектра педагогической работы,  мы  предлагаем вам принять участие в  занятии по  теме: «Практика организации исследовательской деятельности учащихся» и приглашаем вас к сотрудничеству.

- Тема занятия сегодня очень актуальна. В настоящее время повсеместно в городе, области проходит огромное количество слетов, конференций, конкурсов, фестивалей для ребят разного возраста и уровня подготовленности, который не всегда соответствует заявленным критериям.

- Выпускники школ, студенты часто испытывают затруднения в написании курсовых, дипломных работ, только потому, что в школе не получили навыков выполнения научных работ. Что же тогда говорить о школьниках среднего и старшего звена школы? Не многие из них владеют этим навыком. Знание навыков написания исследовательской работы требуется не только для обучения в высших учебных заведениях, но нужно для самореализации и самообучения и дальнейшего применения, т.е. мы педагоги выходим на формирование ключевых компетенций личности у подрастающего поколения. 

- В современном мире любому человеку необходим навык самообразования, чтобы быть компетентными в разных видах деятельности. Поэтому привитие навыка ученического исследования становится необходимым в образовательном процессе.

- Однако не все педагоги сами владеют навыками исследования и мотивированы на выполнение данной работы. А если учитель не заинтересован в этом виде работы, то и его ученики вряд ли будут выполнять ее. Ведь только творчески работающий учитель научит и поведет за собой учеников. Поэтому возникает необходимость ведения научно – исследовательской деятельности в школе.

 

Слайд  2 -3 достижения педагогов

- Нас представили как победителей в конкурсе лучших учителей по национальному  проекту «Образование» за 2006, 2007 учебный год и на двух следующих слайдах вы видите достижения наши и наших учеников.

- Любой из сидящих здесь может перечислить не меньше  достижений в своей деятельности,  многие достойны получения награды, но еще не все из нас готовы обобщать и пропагандировать свой опыт, делиться своими знаниями и опытом с коллегами.

- Что для этого требуется?

 Для этого требуется желание, время, и определенные умения.

Желанию научиться нельзя

Время можно найти

Умения можно развивать.

Через наше занятие попробуем понять как вместе с обучающимися и учитель может развивать свои исследовательские навыки.

 

Слайд 4

- Итак, организация исследовательской деятельности учащихся необходима для участия

·        в научно – практической деятельности

·        владение навыками ученического труда при  обучении в ВУЗах

·        самообразовании

- При такой значимости этого вопроса в школах иногда возникают проблемы  с организацией исследований, поэтому наблюдается низкая мотивация педагогов и в некоторых случаях недостаточная компетентность и нехватка знаний по теме для курирования работ.

 

Слайд 5

- Таким образом, возникает вопрос. Как мотивировать учащихся
на выполнение ученического исследования?

- Как вы в своих школах решаете эту проблему?

…………………..

 

 

Слайд 6-7

- Механизмы мотивации школьников через участие школьников в секциях НОУ, школах актива, конференциях, слетах, фестивалях, олимпиадах, написание индивидуальных творческих проектов, профильные лагеря.

- таким образом, можно предложить общую модель развития навыков исследовательской деятельности учащихся.

 

Слайд 8(5)

Ригина Светлана Николаевна

- Проблема в том, что у детей не сформированы навыки выполнения ученических исследовательских работ, и цель учителя, помнить, что это достигается через практико – ориентированное обучение.

 

Слайд 9 (6)

Содержание:

ü Схема ученического  научного труда

ü Методы научного исследования

ü Работа с литературой

ü Описание процесса работы

ü Презентация научного труда

ü Рефлексивный анализ труда

Результат:

Формирование навыков

исследовательского труда

Расширение кругозора

Формирование ключевых компетенций

Педагогические условия:

1.     Движение пошаговое.

2.     Изменение способа ученической познавательной деятельности от воспроизводящего к творческому.

 

Слайд 10 (7)

Диагностика:

1.     Уровень самостоятельности написания исследовательского труда

2.     Навыки публичного выступления

3.     Навыки рефлексивной деятельности

 

Слайд 11 (8)

Товмасян Е.В.

Классификация творческих работ учащихся в области
естественных и гуманитарных наук

n  Информационно – реферативные

n  Проблемно - реферативные

n  Экспериментальные

n  Натуралистические

n  Описательные

n  Проектные

n  Исследовательские

Реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Пример: «Современные представления о проблеме озоновых дыр».

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Пример: «Исследование зависимости яркости свечения вольфрамовой проволоки в зависимости от ее температуры».

Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т. д.). Могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Пример: «Установление места гибели N-ской экспедиции». Одной из разновидностей проектных работ являются работы социально-экологической направленности, результатом которых является формирование общественного мнения по поводу проблем загрязнения окружающей среды. Пример: «Нет загрязнению реки Пельшмы - целлюлозным заводом!».

Натуралистические описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике с фиксацией результата. При этом не выдвигается каких-либо гипотез и не делается попыток интерпретации результата. Пример: «Учет количества водоплавающих на Рыбинском водохранилище».

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью с научной методики, имеющие полученный собственный  экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неизвестность результата, который могут дать исследования. Пример: «Изучение особенностей геологической истории N-ского озера».

 

Слайд 12 (9)

Виды ученических исследовательских работ

n  Суть реферативной работы – выбор материала из первоисточников, наиболее полно освещающих данную проблему;

n  Суть исследовательской работы – сопоставление данных первоисточников, их творческий анализ и производимых на его основании новых выводов;

n  Суть экспериментальной работы – самостоятельная трактовка особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий;

n  Суть проектной работы – создание нового продукта, ранее не существующего.

Слайд 13 (10)

Этапы проведения исследовательской работы

Подготовительный этап:

Определение ведущих понятий научно-исследовательской деятельности:

1.     тема

2.     актуальность

3.     проблема

4.     цель и задачи

5.     объектная область, объект, предмет исследования

6.     гипотеза

 - Темы экологических исследований для учащихся следует подбирать исходя из реалий жизни. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно - значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны выходить за зону его ближай­шего развития, не должны превышать его психолого - физиологические возможности.

- Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Учи­телю необходимо возбудить познавательный интерес к предложенным темам исследования, показать их важ­ность как для решения проблем своего города, хозяйства, так и для развития личности самих учащих­ся, совершенствования их умственных способностей и практических навыков.

- Основным объектом исследовательской деятельно­сти школьника необходимо считать экосистему и про­цессы, в которых она участвует. Учащиеся должны научиться изучать экосистему, ее компоненты, связи, отношения, уровни и этапы развития, пространствен­но-временные характеристики. Уметь доказательно объяснять функции, природные и антропогенные из­менения, формулировать выводы, приво­дить примеры, комментировать графики, таблицы, схе­мы, уметь применять методы исследования в оценке состояния экосистем, предсказывать возможные изменения, собирать и анализировать  информацию.

 

Слайд 14 (11)

Ригина С.Н.

Методы научных исследований:

1) методы эмпирического исследования:

- наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент: активный и пассивный;

2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования:

- абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному

3) математические методы:

- статистический, метод визуализации данных: функции, графики…

4) специальные методы на примерах из разных наук, выбранных учащимися для изучения: - картографический, исторический, страноведческий...

Слайд 15 (12)

Подбор и работа с информационными источниками

- Методы ознакомления с источниками информации.

- Каталог и работа с ним.

- Критическая оценка и проверка достоверности используемых данных из литературных источников.

- Литература общего характера.

- Узкоспециализированная литература.

- Работа с библиотечной карточкой.

- Типы чтения: просмотровое чтение, ознакомительное (выборочное) чтение, изучающее чтение.

- «Банк данных» по теме работы и методы его составления.

- Использование цитат.

- Правила оформления списка литературы.

 

Слайд 16 (13)

Товмасян Е.В.

Этапы проведения работы:

Технологический этап

n  Теоретическое обоснование уже имеющейся информации

n  Составление рабочего  плана (подготовка и проведение работы)

n  Инвентарь и  оборудование

n  Формы записей первичной обработки результатов и анализ деятельности

Экспериментальный этап

n  системные наблюдения

n  сбор информации

n  использование методов частных наук

 

Слайд 17 (14)

Камеральный этап:

n  обработка материалов

n  построение карт, графиков, создание коллекций, составление таблиц и диаграмм и т.д.

n  формы представления работы: текст научного сочинения, статья или тезисы, доклад, сообщение, отчет и т. п.

n  оформление основных структурных элементов научно-исследовательской работы (введение, основная часть, заключение, литература, приложение)

При организации исследовательской работы учи­тель должен помочь учащемуся:

-  в выборе темы исследования, обосновании необхо­димости данной работы, формулировке цели, выд­вижении гипотез и постановке конкретных задач;

- в выборе объекта  исследований, в приемах и методах работы;

- в отработке и разработке методик исследований, отборе и подготовке необходимого оборудования, приборов, реактивов;

- в составлении плана и последовательности работ, включая планирование эксперимента;

- в организации дневника наблюдений, регистриро­вания хода работ;

-  в обработке собранного и полученного материала, формулировке выводов, рекомендаций, написании отчета.

- Если работа запланирована не на один год, то в процессе ее постепенно усложняется исследователь­ская деятельность учащихся и увеличивается доля их самостоятельной работы. В ходе выполнения исследо­вательской работы учитель должен стремиться раз­вивать в учащихся понимание уникальной ценности природной среды, формировать ответ­ственность, которая тесно связана с таким качеством личности, как самоконтроль, умение предвидеть бли­жайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе, другими т. д.

 

слайд 18 (15)

Аналитический этап

n  работа по выявлению проблем, причинно – следственных связей и закономерностей

n  составление рекомендаций и предложений

n  сопоставление целей и результатов работы

n  практическая значимость работы

n  выявление положительных сторон и недостатков работы

 

слайд 19 (16)

Ригина С.Н.

Подготовка к презентации:

n  Правила оформления компьютерной презентации

n  Подбор слайдов

n  Устное описание слайда

n  Иллюстрации к работе

n  Анимация слайдов

n  Использование fotoshopa

n  Оформление работы в электронной версии на дискете, диске; в режиме off-line; формат Word

 

Слайд 20 (17)

Информационный этап

Презентация работы

n  Текст устного выступления

n  Психологические аспекты публичного выступления

n  Логика построения выступления 

n  Подбор наглядности

n  Внешний облик и манеры выступающего. Устная речь

n  Ответы на вопросы

 

Рефлексивный этап

n  Анализ устного выступления: логичность, точность, ясность, доступность, убедительность, интересность, выразительность, уверенность, контакт со слушателями, уместность жестов, мимика

n  Анализ ответов на вопросы. Анализ работы в целом и перспектив на дальнейшую деятельность

Практический (новое исследование) этап

 

Слайд 21 (18)

Учебно-методическое обеспечение курса (литература)

 

Практическое задание

- В конвертах выданы задания, разложить  карточки по этапам выполнения исследовательских работ

Работа в группах, 3 минуты

 

Рефлексия – слайд 22 (19)

 

- Выступление обучающихся с презентациями: по 7 минут

Гимназия №2 с проектом «Вологодский Арбат»

МОУ СОШ №4 с исследованием «Минеральные воды Вологодчины»

 - Определить виды ученических  работ? Отличительные особенности каждого из видов работ?

 

Практическое задание 7-8 минут

В конвертах примерные темы ученических исследований, разложить их по группам

 

Рефлексия – слайд 23 (20)

Подведение итогов занятия.

Выскажите свое мнение о занятии, что вам больше всего запомнилось, понравилось?

 

Слайд 24 (21)

Закончим словами Севруса: 

«Большинству из нас больше запоминается не то, чему нас учат, а то, как нас учат»


Мастер - класс по теме: «Практика организации исследовательской деятельности учащихся»

Мастер - класс по теме: «Практика организации исследовательской деятельности учащихся»

В современном мире любому человеку необходим навык самообразования, чтобы быть компетентными в разных видах деятельности

В современном мире любому человеку необходим навык самообразования, чтобы быть компетентными в разных видах деятельности

Слайд 6-7 - Механизмы мотивации школьников через участие школьников в секциях

Слайд 6-7 - Механизмы мотивации школьников через участие школьников в секциях

Описательные n Проектные n

Описательные n Проектные n

Слайд 13 (10) Этапы проведения исследовательской работы

Слайд 13 (10) Этапы проведения исследовательской работы

Слайд 15 (12) Подбор и работа с информационными источниками -

Слайд 15 (12) Подбор и работа с информационными источниками -

Если работа запланирована не на один год, то в процессе ее постепенно усложняется исследователь­ская деятельность учащихся и увеличивается доля их самостоятельной работы

Если работа запланирована не на один год, то в процессе ее постепенно усложняется исследователь­ская деятельность учащихся и увеличивается доля их самостоятельной работы

Ответы на вопросы Рефлексивный этап n

Ответы на вопросы Рефлексивный этап n
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.