Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Оценка 4.9

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
3 кл
21.04.2017
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Стратегической целью развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Психолого-педагогическим фундаментом ФГОС НОО является деятельностная педагогика, в основе которой лежит культурно-историческая теория Л.С. Выготского, а также труды его последователей Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других отечественных ученых. Поэтому образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова имеет все возможности для того, чтобы помочь образовательным учреждениям, работающим в деятельностной парадигме, в эффективной и качественной реализации идей нового Стандарта. В образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя базовыми принципами: 1) предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета.
Выступление Применение общего орфографического правилак падежным окончаниям слов.doc
Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов Мастер­класс по теме:            «Расскажи – и я забуду,     Покажи – и я запомню,     Дай попробовать – и я пойму…»                                                                  (Китайская пословица) .  Цель:    сформировать   готовность   слушателей   использовать   способы проверки   орфограмм   слабых   позиций   в   окончаниях   слов­предметов   и слов­признаков Задачи:  1)поделиться   опытом   и   научить   учителей   способу   проверки орфограмм   слабых   позиций   в   окончаниях   слов,   называющих предметы и признаки  2)оказать   методическую   помощь   в   проведении   уроков   по   теме «Правописание   падежных   окончаний   в   словах,   называющих предметы и признаки»       Уважаемые   коллеги!   На   сегодняшнем   занятии   вы   познакомитесь   с методикой   использования     способов   проверки   орфограмм       слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы и признаки Я   работаю     учителем   начальных   классов   МКОУ   «СОШ   №3   имени А.С.Макаренко» по системе Д.Б.Эльконина­В.В.Давыдова   Особый интерес в настоящее время к системе   развивающего обучения Д.Б.Эльконина­В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что она практически полностью   отвечает   Концепции   модернизации   российского   образования, принятой Правительством РФ, стандартам второго поколения, цели и задачи которых  соответствуют целям и задачам развивающего обучения. Стратегической  целью развивающего обучения  является  воспитание личности ребенка  как субъекта жизнедеятельности.  В   самом   общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта   –   умение   учиться,   т.е.   учить   себя.  Психолого­педагогическим фундаментом   ФГОС   НОО   является   деятельностная   педагогика,   в   основе которой   лежит   культурно­историческая   теория   Л.С.   Выготского,   а   также труды   его   последователей    Д.Б.   Эльконина,   В.В.   Давыдова   и   других отечественных ученых.  Поэтому образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В.   Давыдова   имеет   все   возможности   для   того,   чтобы   помочь образовательным учреждениям, работающим в деятельностной парадигме, в эффективной и качественной реализации идей нового Стандарта.  В образовательной   системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии  с тремя базовыми принципами:   1)   предметом   усвоения   являются  общие   способы     действия  –   способы решения класса задач. С них начинается освоение  учебного  предмета. 2)освоение  общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающееся   с   предметно­практического     действия.  Реальное предметное   действие   в   дальнейшем   свертывается   в   модель­понятие   .Это делает обучение деятельностным и интересным, в конечном счете, работает на сохранение  психического  и физического здоровья  детей; 3)     ученическая     работа   строится  как   поиск   и   проба   средств    решения задачи.   Поэтому   суждение     ребенка,   отличающееся   от   общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли                     Таким образом, образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова   позволяет   прежде   всего   сформировать   у   ребенка   основы рефлексивного   (теоретического)   мышления,     учебной   самостоятельности, поисковой   активности и ответственности   младшего школьника   в учебной деятельности   в   условиях   качественного, эффективного   и здоровьесберегающего  образования.   поделиться   своим   опытом   по   теме:«   Применение   общего Я   хочу   орфографического правила к падежным окончаниям в словах –предметах и словах­признаках»(слайд   1)Учащиеся   сначала   знакомятся   с   темой   «Зачем словам   нужны   окончания?»У   слов   ,   кроме   лексического   значения   есть грамматическое значение, а о грамматическом значении сообщает окончание. На   основе   этих   знаний   становится   возможным     перейти   к   исследованию системы   падежных   окончаний   слов,   называющих   предметы   и   признаки. Центральным   моментом   такого   анализа   является   установление   омонимии падежных окончаний: совпадение фонемного состава с разными значениями :высокая трава­ хорошие слова   При проверке самых многочисленных орфограмм слабых позиций ­ учащиеся  в первую очередь используют закон письма, согласно которому позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной буквой. В 3 классе учащиеся  обнаруживают, что закон русского письма определяет написание не только корней, но и приставок, и суффиксов. Следующим этапом будет работа по  выявлению основных наборов падежных окончаний у слов, называющих  предметы и признаки, и осуществлению переноса на орфограммы в этих  окончаниях принципа (закона) письма. Теперь у детей есть всё, чтобы  ответить на вопрос “Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях  по закону письма?” Тема: Перенос способа проверки орфограмм в падежных окончаниях. Цель: Используя различные приёмы проверки орфограмм слабых позиций в  корнях, приставках, суффиксах, через осуществление коллективно –  распределённой деятельности, исследовательским методом найти способ  проверки орфограмм в падежных окончаниях, замоделировать его. I . Создание ситуации успеха и ситуации “интеллектуального разрыва”. Учитель: Распределите данные слова по группам “могу проверить и записать”  и “не умею проверять”: дом_к, б_жал, п_ел, (в)дом_, к_ты, (под)  берёз_й. (Индивидуальная работа)    (слайд 7) Дети: (ученик работает у доски)  слайд 8 Учитель: Почему распределили именно так? Дети: Потому что в корнях, суффиксах и приставках мы умеем проверять  орфограмму слабой позиции. Учитель: Замоделируйте способы проверки орфограмм слабой позиции в  приставках, корнях, суффиксах. II. Определение задачи. Учитель: Что мы будем сегодня делать? Дети: Учиться определять написание орфограммы слабой позиции в  окончании, открывать способ проверки и моделировать его. Учитель: Есть предположения по поводу способа проверки в окончании? Дети: Предполагаем, что он будет таким же, как в корнях, приставках и  суффиксах, но это надо доказать. III. Вводная рефлексия. Учитель: Что мы узнали об окончании? Дети: 1. Окончание имеет три работы: указывает на род, число, падеж. Учитель: Сравните окончания в словах, работая в группах. (под) осин[а]й, (под) сосн[о']й Дети:   Слайд 10 Учитель: Одинакова ли у них работа? Дети: Работа одинакова, “равна”. Учитель: Звуки в окончании одинаковы? Дети: Звуки [а] и [о]. Учитель: Чем отличаются разные окончания, звуками или фонемами? Дети: Фонемами. Обсуждение результатов групп. <Рисунок 4> V. Развёртывание учебной задачи по переносу способа. Анализ. (Сравнение позиции звука в окончании с одинаковой работой). Коллективное обсуждение Учитель: Почему в окончании с одинаковой работой оказались разные гласные звуки? (Сравните позиции звуков). Дети: Звуки стоят в разных позициях: [о'] – в сильной, [а] – в слабой. Учитель: Какую фонему представляет ударный звук [о']? Дети: Фонему ‹о›. Учитель: Может ли этот звук работать в слабой позиции? Дети: По правилам русского произношения звуки [о'] и [э'] встречаются  только в позиции под ударением, в других позициях в безударных слогах они  заменяются другими звуками, т.е. позиционно чередуются с другими звуками. Дети: Действует ли этот принцип в окончании? Учитель: Вернёмся к своим групповым работам. Какой фонемой обозначено  окончание в слове (под) осин[а]й? Дети: Фонемой ‹о› Учитель: Как это сделали? Узнали? Дети: Определили какой звук в том же окончании в слове (под) сосн[о']й,  значит, в слове (под) осин[а]й он в окончании обозначен фонемой ‹о›  осиной  (под)  Учитель: Запишите результат в работы. Учитель: Что можете сказать об окончаниях в этих двух словах? Слайд 10 <Рисунок 6> Окончания одинаковые, значит, (под) осиной Учитель: Какой можете сделать вывод? Дети: Орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях так же, как  и в других частях слова пишутся по закону русского письма, т.е. фонемы  в них обозначаются такими же буквами, которые пишутся в тех же  падежных окончаниях в сильной позиции. Учитель: А что же по поводу этого нам говорит дядюшка Ус? (Учебник  русского языка, 3 класс, В.В. Репкин) (Дети читают учебник на стр.164) Учитель: Что мы сейчас сделали? Дети: Знакомый способ “испробовали” на проверке падежных окончаний и  поняли, что он работает. Учитель: Прочитайте в учебнике на стр.160 вопрос: “Можно ли писать  орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?”. Ответили мы на вопрос параграфа? А замоделировать способ сможем? Дети: Да. VI. Моделирование способа в группах и обсуждение результатов. ( Сможем ли мы сделать одну модель для всех частей слова? Дети: Да. а) б) . <Рисунок 8>     общий способ слайд 11 <Рисунок 9> VII. Контроль и оценка способа. Рефлексия Учитель: Что мы сделали? Дети: Перенесли способ проверки для корней, суффиксов, приставок, на  проверку окончания. Замоделировали его. Учитель: А что можно теперь делать? Дети: Проверить как работает этот способ. Работа в группах. (заглянул в) о'зер[а] (заглянул в) окн[о'] Напишите, используя способ проверки падежных окончаний, окончания в  словах буквами Обсуждение результата. <Рисунок 10> в окно' в озеро Учитель: Работает ли способ? Дети: Да. VIII. Итоговая рефлексия. Учитель: Что мы делали? Дети: Учитель: Как закон здесь действует? Дети: Учитель: Что будем делать дальше? Дети: Учитель: Кому было интересно? Сложно? Дети: отвты Учитель: Кто помог вам в решении проблем? Дети: ответы Система падежных окончаний. Применение закона письма к  орфограммам в падежных окончаниях. Цели и задачи раздела. На   данном   этапе   необходимо   выяснить   основные   наборы   падежных окончаний   у   слов,   называющих   предметы   и   признаки,   и   перенести   на орфограммы в этих окончаниях принцип (закон) письма. Данная цель может быть реализована через осуществления промежуточных шагов, среди которых: Урок русского языка (3 класс) Урок по теме «Проверка орфограмм  слабых позиций в падежных окончаниях» является десятым в изучении  раздела: «Применение общего орфографического правила к падежным  окончаниям». Цель урока:  Выявить работу основного закона русского письма в падежных окончаниях  слов ­ признаков.  Задачи урока 1): восстановить модели проверки основных наборов падежных окончаний  слов­предметов, 2) отработать алгоритм проверки орфограмм падежных окончаний;  определить возможность применения способа проверки орфограмм слабых  позиций окончаний слов – предметов к окончаниям слов – признаков;  конструирование способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях  слов – признаков; 3) развивать умение применять и сохранять задачу, планируя свои действия;  развивать умение взаимодействовать в ходе решения учебной задачи; 4) формировать контрольно ­оценочную самостоятельность учащихся через  организацию работы в разных образовательных пространствах, дискуссий;  воспитывать толерантность, умение слушать и слышать, внимательность,  уважение и тактичность при взаимодействиях с одноклассниками. Тема: «Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных  окончаниях».  Тип урока: комбинированный (ПУЗ, решение учебной задачи,                                          моделирование,   конструирование способа).  Цели урока: •  поставить   учебную   задачу,   сформулировать   ее,   обозначить   в   графической модели; • выдвинуть гипотезы, обозначить их в словесной или в графической модели; • организовать исследование; • результат исследования зафиксировать в графической модели.  Ход урока: I. Ситуация успеха. На доске словосочетания: Закружилась в танц__,  сказочн_й  музык_й,   вер_м в м_чту,  об уд_вит_льн_й   к_ртин_                               .слайд 13 • Ребята, прочитайте словосочетания. • Составьте, пожалуйста, из них красивые предложения. • О чем говорят пропуски в этих словах? • Пропуски говорят о том, что здесь звук находится в слабой позиции. • Заполните пропуски, опираясь на модели.  (Дети вставляют пропущенные буквы в  тех местах, где умеют это делать.  Объясняют каждый шаг.) • Молодцы! Посмотрите, что мы умеем уже с вами? • Проверять орфограммы слабых позиций в приставках, суффиксах, корнях. • Каким способом вы пользуетесь? • Проверяем по сильной позиции, по основному закону русского письма. • Посмотрите еще раз на записанные словосочетания. Что вы заметили? •Остались не заполнены только окончания.  Запись в тетрадях и на доске выглядит так:     Закружилась в танц_  II. Постановка учебной задачи. Проверим,   изменится   ли   грамматическое   значение   окончания,   если   звук • Какую учебную задачу сегодня мы можем поставить? • Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях слов?    • Как показать в модели эту задачу? (Могут быть варианты.).  • Итак, проблема в окончании? А что мы с вами вообще знаем об окончаниях? • Окончание ­ изменяемая часть слова. Знаем, что такое одно и то же окончание. •  Да.   Об   окончаниях   мы   немало   знаем.   Может   это   позволит   сделать   нам предположения по решению нашей задачи. Что мы можем сделать? • Выдвинуть гипотезы. III. Решение учебной задачи. (Работа в группах ­ выдвижение гипотез).                                                    • Создать словарь окончаний,                                                    • Проверять по сильной позиции,                                                    • Новое правило создать и так далее. • Итак, есть несколько гипотез. Начнем исследование.   Пронаблюдаем, как ведут себя окончания в разных условиях.    Начнем со слов, называющих  предмет.   окажется в слабой позиции.                           р                                                                   р  ВЕСН А           ч                                       МУЗЫК А             ч                         п                                                                   п    •Здесь работает одно и то же окончание. •  Пронаблюдаем   за   всеми  изменениями   этих   слов,  сравним   звуковой   состав падежных  окончаний.                 весн[а]                      музык[а]                 весн[ы]                     музык[и]                 весн[э]                      музык[и] • Что заметили? • Почему некоторые звуки не совпадают, ведь набор п.о. должен быть тем же? •Здесь произошло позиционное чередование. Ударение сместилось. Звуков [о ] и [ э ] в слабой позиции не бывает. • Как мы выбирали букву для слабой позиции звука, например, в корне? • По сильной позиции. • Как вы думаете, какую букву мы выберем для звука [ и ] в слабой позиции, например, в слове о зимушк_ • Такую же, как   «о весне» • Какому правилу будет это подчиняться? •Закону русского письма. • И что теперь вы можете сказать? •Оказывается, все части слова подчиняются основному закону русского   письма. IV. Моделирование. • Как изобразить это в модели?  • Озвучьте эту модель. • Звук в слабой позиции в окончании проверяется звуком в сильной позиции в том же окончании. • Попробуйте заполнить пропуски в окончаниях в словосочетаниях.  V. Рефлексия урока.  • Каким был наш урок? • Какую задачу решили? • Что это нам позволит делать?                                                         Русский язык Цель урока:  Основные цели: ­  выработать алгоритм для проверки орфограмм слабых позиций в  окончаниях слов, называющих предметы; ­ закрепление знаний о работе окончаний в словах названия предмета; ­ закрепить изученные  знания о рефлексивном  методе преодоления  затруднений, умение их применить при решении учебных задач; ­ тренинг мыслительных операций анализа, сравнения, умение работать по  алгоритму; развивать внимание, речь, логическое мышление,  коммуникативные умения, воспитывать  познавательный интерес, веру в свои  силы.  Теперь я предлагаю самим выступить в роли исследователей Тип урока:   Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Используемые учебники и учебные пособия:  учебник русского языка для 3 класса ( В.В.Репкин) Используемая методическая литература:  Методическое пособие по русскому языку для 3 класса. Используемое оборудование:  маркерные доски для оформления ответа на вопрос, большие листы для  проведения пробного действия. Краткое описание:   Конспект урока по русскому языку для 3 класса по системе Д.Б.Эльконина ­  В.В.Давыдова по теме: « Порядок действий при проверке орфограмм слабых  позиций в окончаниях слов, называющих предметы». 1 этап Систематизация  имеющихся знаний.( общеучебные действия: умение  строить  речевое высказывание, умение  структурировать  знания; коммуникативные: умение выражать свои мысли точно) Учитель: прочитайте слова, записанные на доске,  и постарайтесь  назвать их одним словом. стена       стол          окно         рожь обида      поклон      море        капель дядя        сугроб       дерево      карусель                          слайд14   Задание 1 Ученики ( читают слова). Это слова – названия предметов. Учитель: В каждом слове выделите окончание и  расскажите о его работе . Ученики (  по одному выходят к доске и рассказывают). ( Пример ответа Стена : окончание –а, 1 работа – ед.ч., 2 работа – ж.р., 3 работа – И.п..)                         На доске появляются записи. стена (­а) – ед.ч.            слон (­) – ед.ч.     окно (­о) – ед.ч.      рожь (­) – ед.ч.                  ­ ж.р.                           – м.р.                        – с.р.                       – ж.р.                    ­ И.п.                           – И.п.                      – И.п.                    – И.п. обида (­а) – ед.ч.          поклон (­)­ ед.ч.          море (­е) – ед.ч.    капель(­)­ ед.ч.                  ­ ж.р.                                – м.р.                       – с.р.                       –ж.р.                    ­ И.п.                               – И.п.                    – И.п.                     – лов  И.п. дядя (­я) – ед.ч.         сугроб(­)­ ед.ч.       дерево (­о)­ ед.ч.   карусель (­) – ед.ч.                ­ м.р.                           –м.р.                          –с.р.                           –ж.р.                    ­И.п.                       – И.п.                           –И.п.                       – И.п. Учитель: В какой позиции находятся гласные в окончаниях? Ученик: В одних словах гласные находятся в сильной позиции, а в других  словах – в слабой позиции. Учитель: Как изменяются слова – названия предметов? Ученик : Слова – названия предметов изменяются  по числам и падежам.   2 этап Выявление места и причины затруднения.( регулятивные: умение  выделить и самостоятельно  сформулировать цели урока после  предварительного обсуждения; общеучебные: умение строить  речевое высказывание, анализ объектов,  синтез, выбор критериев для сравнения, доказательство) Учитель: Давайте посмотрим, что происходит с окончаниями, если изменять  слова по падежам. Ученики: Произойдут изменения./Ничего не произойдет. Учители: Просмотрите у нас разные мнения. С чем мы столкнулись? Ученики: С проблемой? Учитель: Что там предстоит на уроке сделать? Ученики: Решить эту проблему. Учитель: Я предлагаю решить эту проблему в группах. Это будет задание для работы в группах.   3 этап Построение проекта выхода из затруднения. Создание  алгоритма. ( личностные:  смыслообразование; познавательные: добыча  новых  знаний, переработка полученной информации,  умение делать выводы  на основе  обобщения знаний; коммуникативные: умение работать в  группах, умение оформлять  свои мысли  в устной речи) ( Дети объединяются в группы,  распределяют роли и получают задания). Учитель: На  листочках слова для каждой группы. Ваша задача изменить  слова по падежам и выделить окончания. 1 группа : стена, обида, дядя 2 группа: стол ,поклон, сугроб 3группа : окно, море, дерево 4 группа:  рожь, капель, карусель   слайд 15  Задание 2 ( Идет работа в группах. После выполнения работы группы вывешивают на  доску результаты своей работы.) Учитель: Что вы заметили, когда выполняли работу? Ученик: Гласные в окончаниях в сильной и в слабой позиции одинаковые. Учитель: Продолжайте работать в группах. Вам новое задание: с помощью  модели изобразить свои выводы. ( Дети моделируют свои выводы. Учитель вывешивает маркерные доски с  моделями. Выступающий ученик рассказывает о выводе, который они  сделали.) 1 группа силь. поз. (­) (­я), ж.р., м.р. , слово ­ помощник –стена 2 группа силь.поз..(­) м.р., слово – помощник – стол 3 группа силь.поз.( ­о­),(­е)ср.р. – слово –помощник – окно  4 группа силь. поз. (­) ж.р. – слово ­ помощник –рожь  слайд 16   Задание 3 Потренируй себя ( Пример выступления.) Ученик 1 группы: Мы сделали вывод, что слова­ названия  предметов  мужского и женского рода с окончаниями –а или – я при изменении по  падежам имеют такие же окончания , как при изменении слова стена. Учитель: Посмотрите, ведь всего –то  и надо запомнить четыре  слова­  помощника, чтобы написать орфограмму слабой позиции в окончаниях слов­  названия предметов. Учитель: Что нам поможет правильно действовать при написании окончаний у слов названии предметов? Ученик: Мы должны составить алгоритм, который нам будет помогать. ( Дети помогают учителю составить алгоритм. Совместная работа  учеников и учителя. В результате совместной работы вырабатывается  алгоритм.) ) 1.Определить,что называет слово. 2.Определить род. 3.Выбрать слово­ помощник. 4.Поставить слово­ помощник в нужный падеж. 5. Определить фонему в окончании. 6.Выбрать букву для обозначения фонемы. ( Алгоритм вывешивается  на большом листке на доску.)  слайд 18   4 этап Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.   Учитель: Мы с вами составили алгоритм. Какие наши действия дальше? Ученик: Проверить работу нашего алгоритма.  Откройте учебник  на странице 184, упражнении 133. ( Дети выполняют часть упражнение с комментарием.) Учитель: Работает наш алгоритм? Ученик: Да.    5 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( оценка,  самооценка) Учитель: Совместно работая вы проверили работу алгоритма. Оставшуюся  часть упражнения  выполните самостоятельно, не забывайте пользоваться алгоритмом. ( Учащиеся выполнят самостоятельно  работу.) Учитель: Проверьте свою работу по образцу. ( Образец выполненной работы написан на доске.) Учитель: У кого правильное выполнение всей работы поставьте себе «плюс».  Если у вас ошибки, то около  неверного выполнения поставьте « минус». Учитель: Поднимите руку у кого все верно? Ребята ,у которых ошибки, что  вам предстоит сделать? Ученики: Поработать .   6 этап       Рефлексия учебной деятельности на уроке. Учитель: Что нового мы открыли на уроке? Ученик: Мы нашли способ проверки слабых позиций в окончаниях слов,  называющих предметы, составили модели, которые теперь нам будут  помогать правильно писать окончания. Учитель: Решили мы нашу проблему? Ученик: Да. Учитель: Предположите, чем мы будем заниматься на следующем уроке? Ученик: На следующем уроке мы будет отрабатывать  работу алгоритма. Уч. Пользуясь алгоритмом, проверьте слова и запишите их в тетрадь. за  мор_м, на ножк_, по дорожк_, в лужиц_ , с больш_й ,за глубок_й рекой   Задание 5  Уч.: Кто готов работать у доски?  Уч.: Где будешь работать? У какой доски: «сомнений», «умений» или  «открытий»?  Ученики объясняют, записывают, оценивают работу . Уч.: Я проходила и увидела, три варианта записи одного и того же слова  (за глубокай, за глубокой, за глубок?й )  Уч.: Какая запись правильная? Почему?  Д.: Мы ещё не умеем проверять слова — признаки. Уч.: Давайте зафиксируем нашу проблему моделью. (Слайд №11) Д.:  ?                                         как проверить? . Уч.: В чём заключается наша проблема  Д.: Мы не умеем проверять слабую позицию в окончаниях слов – признаков.  Уч.: Что можно сделать? У кого­то может быть, уже есть предложения?  ­ Проверить по словарю. –  Проверить по окончанию слова ­ предмета.  ­ Проверить, так же как слова ­ предметы, по сильной позиции.  Уч.: А мы знаем, какая из этих версий правильная?  Д.: Нет. Надо проверить все версии.  Уч.: Давайте проверим первую версию. Что нужно сделать? Д.: Проверим написание окончания слова по словарю. Проверка по словарям.  Д.: Этого слова в словаре нет. Предположение о проверке по словарю  ошибочно . Уч.: Проверим другую версию.  Д.: Мы умеем проверять слабую позицию в окончании слова. Окончание в  слове за быстр_й проверяю по окончанию слова рекой. В окончание слова  рекой в сильной позиции пишется буква о и в окончание слова за быстр_й  запишу букву о . Д.: Нет, я не согласна. Мы умеем проверять только в словах — предметах,  а это слово — признак и проверить его по слову – предмету нельзя . Уч.: Проверим последнюю версию.  Что нужно сделать?  Д.: Нужно подобрать слово – признак с сильной позицией в окончании слова и проверить слово за быстр_й по этому слову.  Подбор слов (большой, тупой, крутой, дорогой, молодой, пустой и т.д. ).  Д.: пустой слово ­ признак, окончание слова находится в сильной позиции,  подставим его и проверим за быстр_й (за пустой) рекой, напишем за быстрой  рекой. Уч.: Используя новый способ проверьте пропущенные орфограммы. Бел_е поле, красн_я девица,в дальн_ю деревню, под стар_й берёзой, в  последн_м трамвае.  Уч.: Какой вывод можно сделать? Задание 6  Д.: Чтобы проверить орфограмму в окончании слова – признака, надо  подобрать слово – признак, у которого гласная фонема окончания  находится в сильной позиции( например, пустой), и подставить его в  высказывание.  Уч.: Давайте сравним наш способ проверки со способом Дядюшки Уса  (учебник с.147).  Д.: Теперь мы можем дополнить нашу модель. Вместо вопроса можно  записать слово пустой.  Задание 7 « Исправь ошибки» пустой 4. Итог урока (рефлексия). Уч.: Какая у нас будет задача на следующем  уроке?  Д.: Мы будем отрабатывать способ проверки окончаний слов ­ признаков.  Уч.: Что было интересно (сложно; непонятно) на уроке?  Уч.: Можем ли мы с уверенностью сказать, что знаем, как проверять все  окончания слов?  Д.: Нет, мы не знаем, как проверять падежные окончания в словах –  действиях.  Приложения Задание 1        Учитель: прочитайте слова, записанные на доске,  и постарайтесь назвать их одним словом. стена       стол          окно         рожь обида      поклон      море        капель дядя        сугроб       дерево      карусель     Задание 2          Поработай в группе 1 группа : стена, обида, дядя 2 группа: стол ,поклон, сугроб 3группа : окно, море, дерево 4 группа:  рожь, капель, карусель Задание 5    Заполни пропуски:    за мор_м на ножк_  по дорожк_  в лужиц_   с больш_й  за глубок_й рекой Задание 6  Вставь окончание:   Бел_е поле  красн_я девица в дальн_ю деревню  под стар_й берёзой  в последн_м трамвае Задание 3     Потренируй себя    Под сосн…….­ под стеной В пенал…­ в столе У солнц…..­ у окна У осин….­ у стены В степ….­в  ржи Задание 7    Исправь ошибки В рощи птичий гомон.  Стучат на дереви  дятлы.   Пищат в гнёздых птенцы.  Кричат в чащи сычи.  4)Памятка «Проверка орфограмм  слабой позиции в окончаниях слов, называющих  предметы и признаки» Развивающая система Д.Б.Эльконина ­В.В.Давыдова, 3 класс Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях  названий предметов и признаков 1 шаг. В группах детям предлагается вспомнить основные признаки слов (название предметов)                 (название признаков) 2 шаг. Группам  раздаются карточки со словами – необходимо определить  значимые части слова и определить место орфограммы 3 шаг. По опорным схемам дети объясняют способы проверки частей слова.. Шаг 4. Вспомнить  слово – помощник для проверки окончания в словах  названиях предметов и признаков. Вывод:  Безударное окончание можно проверить таким же окончанием. Шаг 5. Составляется алгоритм проверки падежных окончаний *сначала проверка падежных окончаний рассматривается в единственном  числе, затем в словах множественного числа. Шаг 6. Предлагаются слова с пропуском слабой позиции в окончании слова.  Дети по алгоритму работают, затем осуществляется взаимопроверка Приложение   4.1­­4 (1)  Подбери к словам по 3слова с 4.1 –3 (1)  тем же окончанием. на стуле ­­­      ____________________________________________________ дверь      ­­­    _____________________________________________________ в реке     ­­­   _____________________________________________________ в степи    ­­­     ___________________________________________________  4.1 – 5(1) Все   ли   три   слова   в   каждой   группе   принадлежат   к   одному   набору   падежных   окончаний? Найди «лишнее» слово. Подчеркни его. 1. стекло, метро, молоко 2. у дороги, у площадки, у площади 3. на верблюде, на автомобиле, на машине 4. рожь,  ночь, день Выпиши из каждой строки «лишнее»слово и   подбери к «лишнему» слову по 4 слова, с тем же набором падежных окончаний. 1. ________________________________________________________________________________                                                                      2.  _______________________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________________________          4.___________________________________________________________________________________            4.1. – 6(1) Подчеркни  пары слов, у которых одно и то же окончание (не забудь  про наборы).   в  папке – в пенале,          на травке – на земле ,              стол – полка,  ( нет) лошадки – (нет) лошади,      шкаф – стеллаж,        (есть) куклы – (нет) кукл 4.1.— 7(2) Ребята   играли   в   такую   игру.   Подбирали   слова,   которыми   можно   проверить   орфограмму   в окончании слова (идти) по тропинк_.  Выигрывает тот, кто больше всех подберет таких слов и не сделает при этом ни одной ошибки. Антон нашёл такие слова: стена, земля, балалайка, швея, западня. Таня – такие: дома, дуга, трава, нога, рука, сестра, курица. У Даши вышел такой список слов: беда, струя, среда, река, статья, верба. У Коли – такой: зима, пурга, весна, свинья, взяла. Представь себе, что тебе предложили быть судьей в этой игре. Определи победителя. Обоснуй свой ответ. ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ 4.1.— 14(2) Проверь, правильно ли ученик определил работу окончаний  в словах высказывания . Если найдёшь ошибку,  зачеркни и рядом напиши свой вариант ответа. На тропинке  Коля увидел  колючего  ежика. на тропинке   Коля увидело колючего ежика. ед.ч., ж.р., Д.п.;__________________________________ ед.ч., м.р., И.п. _________________________________________ ед.ч., наст.вр.,м.р.,3лицо; ________________________________ мн.ч.,  м.р., Р.п.; ________________________________________  ед.ч.,  м.р., В.п;  ________________________________________ 4.1.— 15(1) Подбери слова,у которых окончания выполняют такую работу: мн. ч., Р.п ­­­  ____________________________________________________________ ед.ч.,  ж.р., И.п.  ­­­­  ______________________________________________________ ед.ч. наст.вр., 2лицо  ­­­­   __________________________________________________ ед.ч., прош.вр., м.р. ­­­   ____________________________________________________ Выдели  всловах окончания. .1 – 22 (1) Выбери из слов в скобках   проверочное.  Подчеркни его. Вставь пропущенную  букву. на палуб___ ­  (на корабле,  на земле,  на цепи)           в   гаван__­­ (в реке ,  в  степи,   в окне)                                                                                                                                       в  город__ ­ (в селе, в столе,  в стене)        за гараж__м –    (за домом,  за  столом,  за пером)

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017