Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
3 кл
21.04.2017
Стратегической целью развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Психолого-педагогическим фундаментом ФГОС НОО является деятельностная педагогика, в основе которой лежит культурно-историческая теория Л.С. Выготского, а также труды его последователей Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других отечественных ученых. Поэтому образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова имеет все возможности для того, чтобы помочь образовательным учреждениям, работающим в деятельностной парадигме, в эффективной и качественной реализации идей нового Стандарта.
В образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя базовыми принципами:
1) предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета.
Выступление Применение общего орфографического правилак падежным окончаниям слов.doc
Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастеркласс по теме:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…»
(Китайская пословица)
.
Цель:
сформировать готовность слушателей использовать способы
проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях словпредметов и
словпризнаков
Задачи:
1)поделиться опытом и научить учителей способу проверки
орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих
предметы и признаки
2)оказать методическую помощь в проведении уроков по теме
«Правописание падежных окончаний в словах, называющих
предметы и признаки»
Уважаемые коллеги! На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с
методикой использования способов проверки орфограмм слабых
позиций в окончаниях слов, называющих предметы и признаки
Я работаю учителем начальных классов МКОУ «СОШ №3 имени
А.С.Макаренко» по системе Д.Б.ЭльконинаВ.В.Давыдова
Особый интерес в настоящее время к системе развивающего обучения
Д.Б.ЭльконинаВ.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что она практически
полностью отвечает Концепции модернизации российского образования,
принятой Правительством РФ, стандартам второго поколения, цели и задачи
которых соответствуют целям и задачам развивающего обучения.
Стратегической целью развивающего обучения является воспитание
личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем
смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей
жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Психологопедагогическим
фундаментом ФГОС НОО является деятельностная педагогика, в основе
которой лежит культурноисторическая теория Л.С. Выготского, а также
труды его последователей
Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других
отечественных ученых. Поэтому образовательная система Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова имеет все возможности для того, чтобы помочь
образовательным учреждениям, работающим в деятельностной парадигме, в
эффективной и качественной реализации идей нового Стандарта.
В образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение
строится в соответствии с тремя базовыми принципами:
1) предметом усвоения являются общие способы действия – способы
решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета.
2)освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением –
информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность,
начинающееся с предметнопрактического
действия. Реальное
предметное действие в дальнейшем свертывается в модельпонятие .Это
делает обучение деятельностным и интересным, в конечном счете, работает
на сохранение психического и физического здоровья детей;
3) ученическая работа строится как поиск и проба средств решения
задачи. Поэтому суждение ребенка, отличающееся от общепринятого,
рассматривается не как ошибка, а как проба мысли
Таким образом, образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова позволяет прежде всего сформировать у ребенка основы
рефлексивного (теоретического) мышления, учебной самостоятельности,
поисковой активности и ответственности младшего школьника в учебной
деятельности в условиях качественного,
эффективного и
здоровьесберегающего образования.
поделиться своим опытом по теме:« Применение общего
Я хочу
орфографического правила к падежным окончаниям в словах –предметах и
словахпризнаках»(слайд 1)Учащиеся сначала знакомятся с темой «Зачем
словам нужны окончания?»У слов , кроме лексического значения есть
грамматическое значение, а о грамматическом значении сообщает окончание.
На основе этих знаний становится возможным перейти к исследованию
системы падежных окончаний слов, называющих предметы и признаки.
Центральным моментом такого анализа является установление омонимии
падежных окончаний: совпадение фонемного состава с разными значениями
:высокая трава хорошие слова
При проверке самых многочисленных орфограмм слабых позиций учащиеся
в первую очередь используют закон письма, согласно которому позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной буквой. В 3 классе учащиеся
обнаруживают, что закон русского письма определяет написание не только
корней, но и приставок, и суффиксов. Следующим этапом будет работа по
выявлению основных наборов падежных окончаний у слов, называющих
предметы и признаки, и осуществлению переноса на орфограммы в этих
окончаниях принципа (закона) письма. Теперь у детей есть всё, чтобы
ответить на вопрос “Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях
по закону письма?”
Тема: Перенос способа проверки орфограмм в падежных окончаниях.
Цель: Используя различные приёмы проверки орфограмм слабых позиций в
корнях, приставках, суффиксах, через осуществление коллективно –
распределённой деятельности, исследовательским методом найти способ
проверки орфограмм в падежных окончаниях, замоделировать его.
I . Создание ситуации успеха и ситуации “интеллектуального разрыва”.
Учитель: Распределите данные слова по группам “могу проверить и записать”
и “не умею проверять”: дом_к, б_жал, п_ел, (в)дом_, к_ты, (под)
берёз_й. (Индивидуальная работа) (слайд 7)
Дети: (ученик работает у доски)
слайд 8
Учитель: Почему распределили именно так?
Дети: Потому что в корнях, суффиксах и приставках мы умеем проверять
орфограмму слабой позиции.
Учитель: Замоделируйте способы проверки орфограмм слабой позиции в
приставках, корнях, суффиксах.
II. Определение задачи.
Учитель: Что мы будем сегодня делать?
Дети: Учиться определять написание орфограммы слабой позиции в
окончании, открывать способ проверки и моделировать его. Учитель: Есть предположения по поводу способа проверки в окончании?
Дети: Предполагаем, что он будет таким же, как в корнях, приставках и
суффиксах, но это надо доказать.
III. Вводная рефлексия.
Учитель: Что мы узнали об окончании?
Дети:
1. Окончание имеет три работы: указывает на род, число, падеж.
Учитель: Сравните окончания в словах, работая в группах.
(под) осин[а]й, (под) сосн[о']й
Дети:
Слайд 10
Учитель: Одинакова ли у них работа?
Дети: Работа одинакова, “равна”.
Учитель: Звуки в окончании одинаковы?
Дети: Звуки [а] и [о].
Учитель: Чем отличаются разные окончания, звуками или фонемами?
Дети: Фонемами.
Обсуждение результатов групп.
<Рисунок 4> V. Развёртывание учебной задачи по переносу способа. Анализ.
(Сравнение позиции звука в окончании с одинаковой работой).
Коллективное обсуждение
Учитель: Почему в окончании с одинаковой работой оказались разные гласные
звуки?
(Сравните позиции звуков).
Дети: Звуки стоят в разных позициях: [о'] – в сильной, [а] – в слабой.
Учитель: Какую фонему представляет ударный звук [о']?
Дети: Фонему ‹о›.
Учитель: Может ли этот звук работать в слабой позиции?
Дети: По правилам русского произношения звуки [о'] и [э'] встречаются
только в позиции под ударением, в других позициях в безударных слогах они
заменяются другими звуками, т.е. позиционно чередуются с другими звуками.
Дети: Действует ли этот принцип в окончании?
Учитель: Вернёмся к своим групповым работам. Какой фонемой обозначено
окончание в слове (под) осин[а]й?
Дети: Фонемой ‹о›
Учитель: Как это сделали? Узнали?
Дети: Определили какой звук в том же окончании в слове (под) сосн[о']й,
значит, в слове (под) осин[а]й он в окончании обозначен фонемой ‹о›
осиной
(под)
Учитель: Запишите результат в работы.
Учитель: Что можете сказать об окончаниях в этих двух словах?
Слайд 10
<Рисунок 6> Окончания одинаковые, значит, (под) осиной
Учитель: Какой можете сделать вывод?
Дети: Орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях так же, как
и в других частях слова пишутся по закону русского письма, т.е. фонемы
в них обозначаются такими же буквами, которые пишутся в тех же
падежных окончаниях в сильной позиции.
Учитель: А что же по поводу этого нам говорит дядюшка Ус? (Учебник
русского языка, 3 класс, В.В. Репкин)
(Дети читают учебник на стр.164)
Учитель: Что мы сейчас сделали?
Дети: Знакомый способ “испробовали” на проверке падежных окончаний и
поняли, что он работает.
Учитель: Прочитайте в учебнике на стр.160 вопрос: “Можно ли писать
орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?”.
Ответили мы на вопрос параграфа? А замоделировать способ сможем?
Дети: Да.
VI. Моделирование способа в группах и обсуждение результатов.
(
Сможем ли мы сделать одну модель для всех частей слова?
Дети: Да. а) б) .
<Рисунок 8>
общий способ слайд 11 <Рисунок 9>
VII. Контроль и оценка способа. Рефлексия
Учитель: Что мы сделали?
Дети: Перенесли способ проверки для корней, суффиксов, приставок, на
проверку окончания. Замоделировали его.
Учитель: А что можно теперь делать?
Дети: Проверить как работает этот способ.
Работа в группах.
(заглянул в) о'зер[а]
(заглянул в) окн[о']
Напишите, используя способ проверки падежных окончаний, окончания в
словах буквами
Обсуждение результата.
<Рисунок 10>
в окно'
в озеро
Учитель: Работает ли способ?
Дети: Да.
VIII. Итоговая рефлексия.
Учитель: Что мы делали?
Дети:
Учитель: Как закон здесь действует? Дети:
Учитель: Что будем делать дальше?
Дети:
Учитель: Кому было интересно? Сложно?
Дети: отвты
Учитель: Кто помог вам в решении проблем?
Дети: ответы
Система падежных окончаний. Применение закона письма к
орфограммам в падежных окончаниях.
Цели и задачи раздела.
На данном этапе необходимо выяснить основные наборы падежных
окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и перенести на
орфограммы в этих окончаниях принцип (закон) письма. Данная цель может
быть реализована через осуществления промежуточных шагов, среди которых:
Урок русского языка (3 класс) Урок по теме «Проверка орфограмм
слабых позиций в падежных окончаниях» является десятым в изучении
раздела: «Применение общего орфографического правила к падежным
окончаниям».
Цель урока:
Выявить работу основного закона русского письма в падежных окончаниях
слов признаков.
Задачи урока
1): восстановить модели проверки основных наборов падежных окончаний
словпредметов,
2) отработать алгоритм проверки орфограмм падежных окончаний;
определить возможность применения способа проверки орфограмм слабых
позиций окончаний слов – предметов к окончаниям слов – признаков;
конструирование способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях
слов – признаков;
3) развивать умение применять и сохранять задачу, планируя свои действия;
развивать умение взаимодействовать в ходе решения учебной задачи; 4) формировать контрольно оценочную самостоятельность учащихся через
организацию работы в разных образовательных пространствах, дискуссий;
воспитывать толерантность, умение слушать и слышать, внимательность,
уважение и тактичность при взаимодействиях с одноклассниками.
Тема: «Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных
окончаниях».
Тип урока: комбинированный (ПУЗ, решение учебной задачи,
моделирование, конструирование способа).
Цели урока:
• поставить учебную задачу, сформулировать ее, обозначить в графической
модели;
• выдвинуть гипотезы, обозначить их в словесной или в графической модели;
• организовать исследование;
• результат исследования зафиксировать в графической модели.
Ход урока:
I. Ситуация успеха.
На доске словосочетания:
Закружилась в танц__, сказочн_й музык_й,
вер_м в м_чту, об уд_вит_льн_й к_ртин_ .слайд 13
• Ребята, прочитайте словосочетания.
• Составьте, пожалуйста, из них красивые предложения.
• О чем говорят пропуски в этих словах?
• Пропуски говорят о том, что здесь звук находится в слабой позиции.
• Заполните пропуски, опираясь на модели.
(Дети вставляют пропущенные буквы в тех местах, где умеют это делать.
Объясняют каждый шаг.)
• Молодцы! Посмотрите, что мы умеем уже с вами?
• Проверять орфограммы слабых позиций в приставках, суффиксах, корнях.
• Каким способом вы пользуетесь?
• Проверяем по сильной позиции, по основному закону русского письма.
• Посмотрите еще раз на записанные словосочетания. Что вы заметили?
•Остались не заполнены только окончания.
Запись в тетрадях и на доске выглядит так:
Закружилась в танц_
II. Постановка учебной задачи. Проверим, изменится ли грамматическое значение окончания, если звук
• Какую учебную задачу сегодня мы можем поставить?
• Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях слов?
• Как показать в модели эту задачу? (Могут быть варианты.).
• Итак, проблема в окончании? А что мы с вами вообще знаем об окончаниях?
• Окончание изменяемая часть слова. Знаем, что такое одно и то же окончание.
• Да. Об окончаниях мы немало знаем. Может это позволит сделать нам
предположения по решению нашей задачи. Что мы можем сделать?
• Выдвинуть гипотезы.
III. Решение учебной задачи.
(Работа в группах выдвижение гипотез).
• Создать словарь окончаний,
• Проверять по сильной позиции,
• Новое правило создать и так далее.
• Итак, есть несколько гипотез. Начнем исследование.
Пронаблюдаем, как ведут себя окончания в разных условиях.
Начнем со слов, называющих предмет.
окажется в слабой позиции.
р р
ВЕСН А ч МУЗЫК А ч
п п
•Здесь работает одно и то же окончание.
• Пронаблюдаем за всеми изменениями этих слов, сравним звуковой состав
падежных окончаний.
весн[а] музык[а]
весн[ы] музык[и]
весн[э] музык[и]
• Что заметили?
• Почему некоторые звуки не совпадают, ведь набор п.о. должен быть тем же?
•Здесь произошло позиционное чередование. Ударение сместилось. Звуков [о ] и
[ э ] в слабой позиции не бывает.
• Как мы выбирали букву для слабой позиции звука, например, в корне?
• По сильной позиции.
• Как вы думаете, какую букву мы выберем для звука [ и ] в слабой позиции,
например, в слове о зимушк_
• Такую же, как «о весне»
• Какому правилу будет это подчиняться?
•Закону русского письма.
• И что теперь вы можете сказать?
•Оказывается, все части слова подчиняются основному закону русского
письма. IV. Моделирование.
• Как изобразить это в модели?
• Озвучьте эту модель.
• Звук в слабой позиции в окончании проверяется звуком в сильной позиции в
том же окончании.
• Попробуйте заполнить пропуски в окончаниях в словосочетаниях.
V. Рефлексия урока.
• Каким был наш урок?
• Какую задачу решили?
• Что это нам позволит делать?
Русский язык
Цель урока:
Основные цели:
выработать алгоритм для проверки орфограмм слабых позиций в
окончаниях слов, называющих предметы;
закрепление знаний о работе окончаний в словах названия предмета;
закрепить изученные знания о рефлексивном методе преодоления
затруднений, умение их применить при решении учебных задач;
тренинг мыслительных операций анализа, сравнения, умение работать по
алгоритму; развивать внимание, речь, логическое мышление,
коммуникативные умения, воспитывать познавательный интерес, веру в свои
силы.
Теперь я предлагаю самим выступить в роли исследователей
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
учебник русского языка для 3 класса ( В.В.Репкин)
Используемая методическая литература:
Методическое пособие по русскому языку для 3 класса.
Используемое оборудование:
маркерные доски для оформления ответа на вопрос, большие листы для
проведения пробного действия.
Краткое описание:
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по системе Д.Б.Эльконина
В.В.Давыдова по теме: « Порядок действий при проверке орфограмм слабых
позиций в окончаниях слов, называющих предметы».
1 этап
Систематизация имеющихся знаний.( общеучебные действия: умение
строить речевое высказывание, умение структурировать знания;
коммуникативные: умение выражать свои мысли точно) Учитель: прочитайте слова, записанные на доске, и постарайтесь
назвать их одним словом.
стена стол окно рожь
обида поклон море капель
дядя сугроб дерево карусель слайд14 Задание 1
Ученики ( читают слова).
Это слова – названия предметов.
Учитель: В каждом слове выделите окончание и расскажите о его работе .
Ученики ( по одному выходят к доске и рассказывают).
( Пример ответа
Стена : окончание –а, 1 работа – ед.ч., 2 работа – ж.р., 3 работа – И.п..)
На доске появляются записи.
стена (а) – ед.ч. слон () – ед.ч. окно (о) – ед.ч. рожь () – ед.ч.
ж.р. – м.р. – с.р. – ж.р.
И.п. – И.п. – И.п. – И.п.
обида (а) – ед.ч. поклон () ед.ч. море (е) – ед.ч. капель() ед.ч.
ж.р. – м.р. – с.р. –ж.р.
И.п. – И.п. – И.п. – лов
И.п.
дядя (я) – ед.ч. сугроб() ед.ч. дерево (о) ед.ч. карусель () – ед.ч.
м.р. –м.р. –с.р. –ж.р.
И.п. – И.п. –И.п. – И.п.
Учитель: В какой позиции находятся гласные в окончаниях?
Ученик: В одних словах гласные находятся в сильной позиции, а в других
словах – в слабой позиции.
Учитель: Как изменяются слова – названия предметов?
Ученик : Слова – названия предметов изменяются по числам и падежам.
2 этап
Выявление места и причины затруднения.( регулятивные: умение
выделить и самостоятельно сформулировать цели урока после
предварительного обсуждения;
общеучебные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов,
синтез, выбор критериев для сравнения, доказательство)
Учитель: Давайте посмотрим, что происходит с окончаниями, если изменять
слова по падежам.
Ученики: Произойдут изменения./Ничего не произойдет.
Учители: Просмотрите у нас разные мнения. С чем мы столкнулись?
Ученики: С проблемой?
Учитель: Что там предстоит на уроке сделать?
Ученики: Решить эту проблему.
Учитель: Я предлагаю решить эту проблему в группах. Это будет задание для работы в группах.
3 этап
Построение проекта выхода из затруднения. Создание алгоритма.
( личностные: смыслообразование; познавательные: добыча новых
знаний, переработка полученной информации, умение делать выводы
на основе обобщения знаний; коммуникативные: умение работать в
группах, умение оформлять свои мысли в устной речи)
( Дети объединяются в группы, распределяют роли и получают задания).
Учитель: На листочках слова для каждой группы. Ваша задача изменить
слова по падежам и выделить окончания.
1 группа : стена, обида, дядя
2 группа: стол ,поклон, сугроб
3группа : окно, море, дерево
4 группа: рожь, капель, карусель слайд 15 Задание 2
( Идет работа в группах. После выполнения работы группы вывешивают на
доску результаты своей работы.)
Учитель: Что вы заметили, когда выполняли работу?
Ученик: Гласные в окончаниях в сильной и в слабой позиции одинаковые.
Учитель: Продолжайте работать в группах. Вам новое задание: с помощью
модели изобразить свои выводы.
( Дети моделируют свои выводы. Учитель вывешивает маркерные доски с
моделями. Выступающий ученик рассказывает о выводе, который они
сделали.)
1 группа
силь. поз. () (я), ж.р., м.р. , слово помощник –стена
2 группа
силь.поз..() м.р., слово – помощник – стол
3 группа
силь.поз.( о),(е)ср.р. – слово –помощник – окно
4 группа
силь. поз. () ж.р. – слово помощник –рожь слайд 16 Задание 3
Потренируй себя
( Пример выступления.)
Ученик 1 группы: Мы сделали вывод, что слова названия предметов
мужского и женского рода с окончаниями –а или – я при изменении по
падежам имеют такие же окончания , как при изменении слова стена.
Учитель: Посмотрите, ведь всего –то и надо запомнить четыре слова
помощника, чтобы написать орфограмму слабой позиции в окончаниях слов
названия предметов.
Учитель: Что нам поможет правильно действовать при написании окончаний у
слов названии предметов? Ученик: Мы должны составить алгоритм, который нам будет помогать.
( Дети помогают учителю составить алгоритм. Совместная работа
учеников и учителя. В результате совместной работы вырабатывается
алгоритм.) )
1.Определить,что называет слово.
2.Определить род.
3.Выбрать слово помощник.
4.Поставить слово помощник в нужный падеж.
5. Определить фонему в окончании.
6.Выбрать букву для обозначения фонемы.
( Алгоритм вывешивается на большом листке на доску.) слайд 18
4 этап
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Мы с вами составили алгоритм. Какие наши действия дальше?
Ученик: Проверить работу нашего алгоритма.
Откройте учебник на странице 184, упражнении 133.
( Дети выполняют часть упражнение с комментарием.)
Учитель: Работает наш алгоритм?
Ученик: Да.
5 этап
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( оценка,
самооценка)
Учитель: Совместно работая вы проверили работу алгоритма. Оставшуюся
часть упражнения выполните самостоятельно, не забывайте пользоваться
алгоритмом.
( Учащиеся выполнят самостоятельно работу.)
Учитель: Проверьте свою работу по образцу.
( Образец выполненной работы написан на доске.)
Учитель: У кого правильное выполнение всей работы поставьте себе «плюс».
Если у вас ошибки, то около неверного выполнения поставьте « минус».
Учитель: Поднимите руку у кого все верно? Ребята ,у которых ошибки, что
вам предстоит сделать?
Ученики: Поработать .
6 этап
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: Что нового мы открыли на уроке? Ученик: Мы нашли способ проверки слабых позиций в окончаниях слов,
называющих предметы, составили модели, которые теперь нам будут
помогать правильно писать окончания.
Учитель: Решили мы нашу проблему?
Ученик: Да.
Учитель: Предположите, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
Ученик: На следующем уроке мы будет отрабатывать работу алгоритма.
Уч. Пользуясь алгоритмом, проверьте слова и запишите их в тетрадь. за
мор_м, на ножк_, по дорожк_, в лужиц_ , с больш_й ,за глубок_й рекой
Задание 5
Уч.: Кто готов работать у доски?
Уч.: Где будешь работать? У какой доски: «сомнений», «умений» или
«открытий»?
Ученики объясняют, записывают, оценивают работу
. Уч.: Я проходила и увидела, три варианта записи одного и того же слова
(за глубокай, за глубокой, за глубок?й )
Уч.: Какая запись правильная? Почему?
Д.: Мы ещё не умеем проверять слова — признаки. Уч.: Давайте зафиксируем
нашу проблему моделью. (Слайд №11) Д.: ?
как проверить?
. Уч.: В чём заключается наша проблема
Д.: Мы не умеем проверять слабую позицию в окончаниях слов – признаков.
Уч.: Что можно сделать? У когото может быть, уже есть предложения?
Проверить по словарю. –
Проверить по окончанию слова предмета.
Проверить, так же как слова предметы, по сильной позиции.
Уч.: А мы знаем, какая из этих версий правильная?
Д.: Нет. Надо проверить все версии.
Уч.: Давайте проверим первую версию. Что нужно сделать? Д.: Проверим написание окончания слова по словарю. Проверка по словарям.
Д.: Этого слова в словаре нет. Предположение о проверке по словарю
ошибочно
. Уч.: Проверим другую версию.
Д.: Мы умеем проверять слабую позицию в окончании слова. Окончание в
слове за быстр_й проверяю по окончанию слова рекой. В окончание слова
рекой в сильной позиции пишется буква о и в окончание слова за быстр_й
запишу букву о
. Д.: Нет, я не согласна. Мы умеем проверять только в словах — предметах,
а это слово — признак и проверить его по слову – предмету нельзя
. Уч.: Проверим последнюю версию.
Что нужно сделать?
Д.: Нужно подобрать слово – признак с сильной позицией в окончании слова и
проверить слово за быстр_й по этому слову.
Подбор слов (большой, тупой, крутой, дорогой, молодой, пустой и т.д.
).
Д.: пустой слово признак, окончание слова находится в сильной позиции,
подставим его и проверим за быстр_й (за пустой) рекой, напишем за быстрой
рекой.
Уч.: Используя новый способ проверьте пропущенные орфограммы.
Бел_е поле, красн_я девица,в дальн_ю деревню, под стар_й берёзой, в
последн_м трамвае.
Уч.: Какой вывод можно сделать? Задание 6
Д.: Чтобы проверить орфограмму в окончании слова – признака, надо
подобрать слово – признак, у которого гласная фонема окончания
находится в сильной позиции( например, пустой), и подставить его в
высказывание.
Уч.: Давайте сравним наш способ проверки со способом Дядюшки Уса
(учебник с.147).
Д.: Теперь мы можем дополнить нашу модель. Вместо вопроса можно
записать слово пустой.
Задание 7 « Исправь ошибки» пустой
4. Итог урока (рефлексия). Уч.: Какая у нас будет задача на следующем
уроке?
Д.: Мы будем отрабатывать способ проверки окончаний слов признаков.
Уч.: Что было интересно (сложно; непонятно) на уроке?
Уч.: Можем ли мы с уверенностью сказать, что знаем, как проверять все
окончания слов?
Д.: Нет, мы не знаем, как проверять падежные окончания в словах –
действиях.
Приложения
Задание 1 Учитель: прочитайте слова, записанные на доске,
и постарайтесь назвать их одним словом.
стена стол окно рожь
обида поклон море капель
дядя сугроб дерево карусель
Задание 2 Поработай в группе
1 группа : стена, обида, дядя
2 группа: стол ,поклон, сугроб
3группа : окно, море, дерево
4 группа: рожь, капель, карусель
Задание 5 Заполни пропуски:
за мор_м на ножк_
по дорожк_
в лужиц_
с больш_й
за глубок_й рекой
Задание 6 Вставь окончание:
Бел_е поле
красн_я девица
в дальн_ю деревню
под стар_й берёзой
в последн_м трамвае
Задание 3 Потренируй себя
Под сосн……. под стеной
В пенал… в столе
У солнц….. у окна
У осин…. у стены
В степ….в ржи
Задание 7 Исправь ошибки
В рощи птичий гомон.
Стучат на дереви дятлы.
Пищат в гнёздых птенцы.
Кричат в чащи сычи.
4)Памятка «Проверка орфограмм слабой позиции в окончаниях слов, называющих
предметы и признаки» Развивающая система Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова, 3 класс
Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях
названий предметов и признаков
1 шаг. В группах детям предлагается вспомнить основные признаки слов (название предметов) (название признаков)
2 шаг. Группам раздаются карточки со словами – необходимо определить
значимые части слова и определить место орфограммы
3 шаг. По опорным схемам дети объясняют способы проверки частей слова..
Шаг 4. Вспомнить слово – помощник для проверки окончания в словах
названиях предметов и признаков.
Вывод: Безударное окончание можно проверить таким же окончанием.
Шаг 5. Составляется алгоритм проверки падежных окончаний
*сначала проверка падежных окончаний рассматривается в единственном
числе, затем в словах множественного числа.
Шаг 6. Предлагаются слова с пропуском слабой позиции в окончании слова.
Дети по алгоритму работают, затем осуществляется взаимопроверка
Приложение
4.14 (1)
Подбери к словам по 3слова с 4.1 –3 (1)
тем же окончанием.
на стуле ____________________________________________________
дверь _____________________________________________________ в реке _____________________________________________________
в степи ___________________________________________________
4.1 – 5(1)
Все ли три слова в каждой группе принадлежат к одному набору падежных окончаний?
Найди «лишнее» слово. Подчеркни его.
1. стекло, метро, молоко
2. у дороги, у площадки, у площади
3. на верблюде, на автомобиле, на машине
4. рожь, ночь, день
Выпиши из каждой строки «лишнее»слово и подбери к «лишнему» слову по 4 слова, с тем же набором
падежных окончаний.
1. ________________________________________________________________________________
2.
_______________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________
4.1. – 6(1)
Подчеркни пары слов, у которых одно и то же окончание (не забудь про наборы).
в папке – в пенале, на травке – на земле , стол – полка,
( нет) лошадки – (нет) лошади, шкаф – стеллаж, (есть) куклы – (нет) кукл
4.1.— 7(2)
Ребята играли в такую игру. Подбирали слова, которыми можно проверить орфограмму в
окончании слова (идти) по тропинк_. Выигрывает тот, кто больше всех подберет таких слов и не
сделает при этом ни одной ошибки.
Антон нашёл такие слова: стена, земля, балалайка, швея, западня.
Таня – такие: дома, дуга, трава, нога, рука, сестра, курица.
У Даши вышел такой список слов: беда, струя, среда, река, статья, верба.
У Коли – такой: зима, пурга, весна, свинья, взяла.
Представь себе, что тебе предложили быть судьей в этой игре. Определи победителя. Обоснуй свой ответ.
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
4.1.— 14(2) Проверь, правильно ли ученик определил работу окончаний в словах высказывания . Если найдёшь ошибку,
зачеркни и рядом напиши свой вариант ответа.
На тропинке Коля увидел колючего ежика.
на тропинке
Коля
увидело
колючего
ежика.
ед.ч., ж.р., Д.п.;__________________________________
ед.ч., м.р., И.п. _________________________________________
ед.ч., наст.вр.,м.р.,3лицо; ________________________________
мн.ч., м.р., Р.п.; ________________________________________
ед.ч., м.р., В.п; ________________________________________
4.1.— 15(1)
Подбери слова,у которых окончания выполняют такую работу:
мн. ч., Р.п ____________________________________________________________
ед.ч., ж.р., И.п. ______________________________________________________
ед.ч. наст.вр., 2лицо __________________________________________________
ед.ч., прош.вр., м.р. ____________________________________________________
Выдели всловах окончания.
.1 – 22 (1)
Выбери из слов в скобках проверочное. Подчеркни его. Вставь пропущенную букву.
на палуб___ (на корабле, на земле, на цепи) в гаван__ (в реке , в
степи, в окне)
в город__ (в селе, в столе, в стене) за гараж__м – (за домом, за
столом, за пером)
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.