Мастер-класс по теме: "Реализация требований ФГОС и проектная деятельность II ступени образования обучающихся (5, 6 классы)."
Оценка 4.6
Семинары
docx
математика
5 кл—6 кл
20.07.2018
В выступлении рассматриваются следующие вопросы: актуальность проектной деятельности,
цели, задачи проектной деятельности; классификация, типы проектов, этапы работы над проектами, а также применяемые на практике формы исследовательской (проектной) деятельности. Также в работе рассмотрены различные типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проектной деятельности.
Суркина З.П..docx
Реализация требований ФГОС и проектная деятельность II ступени
образования обучающихся (5, 6 классы).
Суркина Зинаида Петровна, учитель математики 1КК;
Воронеж, «Лицей №9»
Актуальность проектной деятельности состоит в том, что для
современного общества характерна сложность социальных, культурных,
экономических условий, поэтому оно остро нуждается в людях, которые
умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают
критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе,
обладают коммуникационными навыками,
конкурентоспособными.
то есть являются
Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать
их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что
современному обществу, производству нужны работники и руководители,
способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные
задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать
решения. Поэтому и учителю в своей практике необходимо использовать
технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких
технологий является “проектная деятельность”. Суть и идея ее заключается в
организации самостоятельной,
творческой деятельности
поисковой,
учащихся.
Цель проектной деятельности
способствующей формированию опыта проектной деятельности учащихся.
Научность:
Ломоносов говорил, что математику нужно изучать только потому, что она
создание образовательной среды,
«ум в порядок приводит».
Исходя из этого можно выдвинуть гипотезу!!!!
Гипотеза: повышение качества обученности школьников в результате
проектной деятельности возможно при соблюдении следующих условий:
исследовательская деятельность учащихся должна быть организована с
учётом возрастных и психологических особенностей личности; учащимся должны быть представлены возможности для развития и
самореализации;
исследовательская деятельность должна строиться исключительно на
добровольной основе;
В основу “проектной деятельности” положена идея о направленности
учебнопознавательной деятельности школьников на результат, который
получается при решении той или иной практической или теоретической
значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить,
применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат –
опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя
в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших
классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в
56 классах.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти
знания применить. Вот основной тезис современного понимания метода
проектов, который и привлекает многие образовательные системы,
стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления.
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои
неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе
доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
практикоориентированный проект (от учебного пособия до пакета
рекомендаций по восстановлению экономики страны);
исследовательский проект исследование какойлибо проблемы по всем
правилам научного исследования; информационный проект — сбор и обработка информации по значимой
проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ,
информация в сети Интернет);
творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении
театрализации,
проблемы.
Продукт — альманахи,
видеофильмы,
произведения изо или декоративноприкладного искусства и т.п.
ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры,
результат которых остается открытым до самого конца.
Но независимо от типа проекта, все они, в определенной степени
неповторимы и уникальны; направлены на достижение конкретных целей;
ограничены во времени; предполагают координированное выполнение
взаимосвязанных действий.
Возможна классификация проектов по:
тематическим областям;
масштабам деятельности;
срокам реализации;
количеству исполнителей;
важности результатов.
По комплексности проекты могут быть
монопроектами
и
межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной
области знания. Межпредметные — выполняются во внеурочное время под
руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными,
внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как
правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием
возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
краткосрочные — на 46 уроков;
недельные, требующие 3040 часов; предполагается сочетание классных и
внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную
неделю оптимальной формой организации проектной работы; долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые;
выполняются, как правило, во внеурочное время.
Теперь, хотелось бы остановиться
характеристике
методической
разработки. В методической разработке рассматриваются
формы организации проектной деятельности учащихся, основные понятия о
на краткой
методах построения проекта, виды и правила выполнения проекта.
Рассматриваются информационные задачи, применяемые в учебном процессе,
методы решения проблемных ситуаций.
Этапы работы над проектом:
подготовительный (определение темы и целей проекта, подбор рабочей
группы)
аналитический
определение способов сбора и анализа информации)
(определение источников необходимой информации,
практический
наблюдения, эксперимент)
(сбор и уточнение информации интервью, опросы,
презентационный (планирование презентации и подготовка презентационных
материалов)
контрольный
(оценивание планирования процесса,
определение уровня знаний предмета; анализ выполнения проекта,
достигнутых результатов).
деятельности;
Применяемые формы исследовательской/проектной деятельности
(из опыта работы).
1) Сочинение сказок.
(Математика становится для ребят интереснее, когда ее переводят в
плоскость сказки, которые составляют сами учащиеся. Сказка позволяет
ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству и всегда вызывает у
ребенка радость и интерес. Такие уроки проходят живо, занимательно,
плодотворно; 2) Уроки занимательной математики.
(Неизменный живой интерес вызывают у ребят уроки занимательной
математики. С этой целью я делю ребят на 34 группы с тем, чтобы они в
течение недели нашли неизвестные, неожиданные способы решения данной им
задачи. А через неделю у нас проходит защита оригинальных способов
решения, найденных учащимися);
3) Составление кроссвордов, ребусов.
4) Геометрические конструкторы из бумаги. Изготовление моделей из
разверток.
5) Пробуют себя ребята и в написании математических сочинений по
графику.
6) Внеклассные мероприятия: КВН, викторины, неделя математики.
проблемные (ориентированные на формирование умений выдвигать
Типы заданий, предлагаемых мною ученикам в ходе проектной деятельности:
практические задания (измерения, разрезания, сгибания, рисование…);
практические задачи (задачи прикладного характера);
гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы);
теоретические (задания на поиск и конспектирование информации, её
анализ, обобщение);
изготовление наглядных пособий по геометрии
( из любого материала: ткань, картон, бумага и т.д.).
Пример творческого задания по теме «Координатная плоскость», 6 класс
Задание: На координатной плоскости изобразить Большую и Малую
Медведицу и записать координаты точек.
Для выполнения этого задания ребята должны сначала найти картинку
Большой и Малой Медведицы, чтобы вспомнить, как они выглядят, а затем
выполнить этот рисунок на координатной плоскости. Успешность результата
проекта можно проверить с помощью анкеты.
Примерные темы проектов и творческих работ по математике для 5
класса:
(в которых предполагаются исследования,
связанные с
обыкновенными и десятичными дробями, с площадью и объемом
простейших геометрических фигур, процентами)
магия чисел почему нельзя делить на ноль?
цифры разных народов мира
старинные меры (русские и зарубежные)
сумма углов треугольника на плоскости
геометрические сказки
геометрия и мода
задачи на проценты в жизни человека
искусство отгадывать числа
оригами и математика
Результаты:
1. Устойчивый интерес на занятиях:
интерес в глазах ребят, т.к. узнали много интересного и полезного, что может
пригодиться в дальнейшем;
выступают охотно с реферативным материалом.
2. Заинтересованность при решении нестандартных задач:
приобретение навыков самостоятельного подбора заданий учащимися;
желание искать другие способы выполнения заданий и передавать свои
умения товарищам.
3.
Развитие личностных качеств,
развитие коммуникативности,
самостоятельности учащихся.
4. Выявление учащихся, имеющих математические способности.
5. Умение работать с дополнительной литературой при выполнении
творческих заданий.
Практика показывает, что учебнопроектная деятельность реально
способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором
умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего
способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и
взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. №1897.М.: Просвещение, 2011.
2. Асмолов А. Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действий к мысли. – М.: Просвещение, 2010.
3. Демидова М. Ю.., Иванов С. В. И др. Оценка достижения планируемых результатов. – в
2х частях. – М.: Просвещение, 2010.
4. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / (Г. В. Дорофеев, И. Ф.
Шарыгин, С. Б. Суворова и др.); под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. 4е изд. – М.:
Просвещение, 2016. – 287с.:ил.
5. Практический опыт применения в образовательном процессе учебных материалов нового
поколения, основанных на информационных технологиях. – Электронное приложение к
журналу «Директор школы», 2010.
6. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.:
Просвещение, 2011.
7. Дьяченко В. К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2011.
8. Кузнецова Л. В., Минаева С. С., Рослова Л. О., Суворова С. Б. Роль учебника
математики для 56 классов в достижении требований стандарта // Математика, 2013, №2.
Мастер-класс по теме: "Реализация требований ФГОС и проектная деятельность II ступени образования обучающихся (5, 6 классы)."
Мастер-класс по теме: "Реализация требований ФГОС и проектная деятельность II ступени образования обучающихся (5, 6 классы)."
Мастер-класс по теме: "Реализация требований ФГОС и проектная деятельность II ступени образования обучающихся (5, 6 классы)."
Мастер-класс по теме: "Реализация требований ФГОС и проектная деятельность II ступени образования обучающихся (5, 6 классы)."
Мастер-класс по теме: "Реализация требований ФГОС и проектная деятельность II ступени образования обучающихся (5, 6 классы)."
Мастер-класс по теме: "Реализация требований ФГОС и проектная деятельность II ступени образования обучающихся (5, 6 классы)."
Мастер-класс по теме: "Реализация требований ФГОС и проектная деятельность II ступени образования обучающихся (5, 6 классы)."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.