Мастер-класс "ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
математика
5 кл—9 кл
25.01.2019
.
В разработке представлен мастер-класс, посвященный структуре урока введения нового знания. Рассмотрены этапы урока: мотивирование к учебной деятельности, актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, реализация построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА.doc
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в
пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а
именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят
процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней,
предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я идеальный
ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной
деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему
самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и
фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового
знания,
фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” "могу” "хочу”) и его
самостоятельное
осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или
его обосновании.
обобщение
их
знаковую
и
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место шаг,
операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и
т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения те
конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной
задачи и задач такого класса или типа вообще
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих
учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего
затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели
и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на
первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с
помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются
различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант,
который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий
используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение
уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее
затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах)
решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения
вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся
самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия
хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого
ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную
деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются
задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование
изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в
последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны,
автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к
введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется
рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение
соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются
дальнейшие цели деятельности.
Мастер-класс "ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
Мастер-класс "ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
Мастер-класс "ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.