Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»
Оценка 4.7

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл—11 кл
06.02.2017
Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»
Мастер-класс.docx
Мастер­класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления» Цели занятия:  Продемонстрировать   некоторые   методические   приемы   технологии “Развитие критического мышления”: «перепутанные  логические цепочки», «кластер», таксономия целей Блума.  Охарактеризовать   роль   нравственной   оценки   профессиональной деятельности учителя.  Способствовать   осознанию   необходимости   выработки   каждым   учителем своих   положительных   ценностных   ориентиров,   позитивных   внутренних установок   на   профессию   учителя   и   стремлению   строить   свою   жизнь   в соответствии с этими ценностями и установками. Задачи:  Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.  Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.  Способствовать   формированию   участников   собственных   позитивных внутренних установок на профессию учителя.  Продолжить формирование умений общаться и работать в группах. Ход мастер­класса Доброе утро, уважаемые коллеги и члены жюри. Я рада приветствовать всех, кто сегодня в этом зале.  Тема   моего   мастер­класса:   «Приёмы   работы   с   текстом   на   основе технологии развития критического мышления». (Слайд № 1). Эпиграфом к своему мастер­классу я выбрала слова И. Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить» (Слайд № 2). Почему я выбрала именно эту технологию? Мы с вами живём в условиях информационного общества, которое отличается тем, что информация ежедневно обрушивается на нас лавиной. Современному выпускнику часто бывает нелегко   ориентироваться   в   этом   потоке   информации.   Система   образования   не может не реагировать на эти процессы, и на смену прежней парадигме, девизом которой   является:   «образование   на   всю   жизнь»,   приходит   новая   парадигма, которая постулирует качественное обучение в течение всей жизни». (Слайд № 3). А это значит, что в основе образования лежат универсальные учебные действия. В   своём   мастер­классе   я   хочу   продемонстрировать   вам   некоторые методические приёмы технологии критического мышления, которые я чаще всего использую на своих уроках при работе с информацией. По законам мышления и памяти готовая информация не может служить базой ни для ее запоминания, ни для  понимания   объекта   опыта.  Чтобы   возникло   подлинное   знание,  необходимо сознание,   то   есть   глубокое   понимание   сути.   Даже   от   самых   замечательных учительских объяснений в памяти учащихся, как доказано, остается не больше 15%.          Теперь позвольте перейти к нашим коллегам и задать им несколько вопросов.  Трудно ли самому работать с новой информацией? Трудно ли самим формулировать определения?    А увидеть  самом простом самое сложное? Сейчас   мы   и   посмотрим,   насколько   это   трудно.   Я   раздаю   задания учащимся,   ватман   для   творческого   самовыражения,   и   схемы.   Суть   заданий объясню несколько позже. В   данной   технологии,   в   отличие   от   традиционной,   меняются   роли педагогов   и   обучающихся.   Ученики   не   сидят   пассивно,   слушая   учителя,   а становятся   главными   действующими   лицами   урока.   Они   читают,   пишут, анализируют, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Ещё   Георг   Кристоф   Лихтенберг   писал:   «Когда   людей   станут   учить   не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». (Слайд № 4). Цель данной технологии – развивать способность к анализу,   синтезу,   умению   работать   с   литературой,   находить   нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать успехи и промахи, то есть работать осмысленно. В целом   посредством   этой   технологии   формируются   УУД,   обозначенные   во ФГОСах. (Слайд № 5). Пока участники завершают свою работу, посмотрим, как работает приём «Кластер»   (пучок   или   созвездие),   помогающий   собрать   и   систематизировать материл для дальнейшей работы. (Слайд № 6). Давайте   поработаем   с   ассоциациями.   Профессия   «учитель».   С   какими другими профессиями её можно сравнить? Оформляем в виде кластера. писатель психолог в р а ч скульптор художник Учитель воспитатель р е ж и с с ё р а к т ё р архитектор с а д о в н и к Чем занимаются представители каждой из этих профессий? Это всё, что приходится   делать   нам   ежедневно.   После   составления   кластера   на   сцене  7 слайд Можно сформулировать заповеди учителя: «не навреди», «оставь всё плохое за кулисами и дари себя людям» и т.д. Это позволяет выявить всё самое лучшее и светлое в нашей профессии, почувствовать, как важна наша жизнь для общества, выработать позитивную установку на профессию учителя. Учитель! Труд твой кропотливый С каким трудом еще сравнишь? Ты, словно сеятель над нивой, Бесценный урожай растишь! Ты будто первооткрыватель Ведешь по жизни молодежь, Ты в тоннах знаний, как старатель, Крупицу золота найдешь. (Слайд № 8). Задания участникам Задание для 1 группы  «Перепутанные логические цепочки». (Слайд 9) Расставить слова в нужной последовательности, чтобы получились связные высказывания. Технология критического мышления ­ это  американской  педагогики, основанное на творческом "изобретение" ученика и на развитии у аналитического сотрудничестве подхода к любому учащихся материалу учителя, Эта   рассчитана   не   материала,  а  постановку   запоминание   на   и  поиск   ее проблемы решения на технология.  Правильный вариант (слайд 10) Задание для 2 группы Составить кластер и выполнить задание. Интересное открытие сделали немецкие психологи. Они записали плач шестидесяти новорождённых     в   возрасте   от   трёх   до   пяти   дней.   Пропустив   полученные   записи   через компьютер, учёные пришли к выводу, что малыши разных стран плачут по­разному. Немецкие младенцы начинают свой писк с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются. Французские новорождённые, наоборот, с низкой частоты и громкости переходят на более высокие. Причина в том, что французы повышают тон речи к концу фразы и ударение у них всегда на последнем слоге слова. Между тем у немцев ударение обычно ставится в первой части   слова.   Эти   наблюдения   привели   к   выводу   о   том,   что   ребёнок   начинает   осваивать особенности родной речи ещё в утробе матери, что и отражается в его первых земных криках. (слайд 11) Слайд 12 Плач малышей Младенцы начинают плач с  высокой и громкой ноты Младенцы начинают плач с  низкой частоты и громкости Осваивают речь в утробе матери Ударение  на первой  части  слова Немцы Слайд 13 Ударение  на  последнем  слоге Французы В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся  в тексте. Составьте кластер, помогающий систематизировать и обобщить информацию. 1. Учёные из Германии установили, что немецкие новорождённые начинают свой плач с высоких  и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются. 2. Немецкие учёные сделали интересное открытие: малыши из разных стран плачут по­разному,  так как в их первых земных криках отражаются особенности родной речи, освоенные ещё в  утробе матери. 3. Учёные из Германии установили, что французские младенцы начинают свой плач с низкой  частоты и громкости, а затем переходят на более высокие частоты. 4. Учёные из Германии установили, что особенности плача детей разных национальностей  напрямую связаны с особенностями родного языка. Слайд 11  Правильный ответ (слайд 12). Слайд 14 Таксономия (теория классификации) Таксономия (от греч. táxis — расположение, строй, порядок и nómos — закон) обозначает классификацию и систематизацию объектов, которая построена на   основе   их   естественной   взаимосвязи   и   использует   для   описания   категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии. Университета   в   Чикаго,   предложил   свою   таксономию   в   1956   году   как   метод оценки успешности обучения. Слайд 15 Слайд 16 Задание для 3 группы Вспомните русскую народную сказку «Колобок» Жили­были старик со старухой. Надумали они как­то испечь колобок. Старик старухе и  говорит: — Поди­ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.  Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало  колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки  на дорожку — и дальше по дорожке. Катится колобок, а навстречу ему заяц: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я  от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти! И покатился колобок дальше — только заяц его и видел! Катится колобок, а навстречу ему волк: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти! И покатился колобок дальше! Катится колобок, а навстречу ему медведь: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь  только его и видел. Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший! Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит: — Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще  разок. Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по… А лиса его — ам! И съела! Заполните таблицу: Уровни  мышления Знание Понимание Вопросы/задания Ответы/мнения Кто такой Колобок? Перечислите основные события в  хронологической  последовательности. Определите тему сказки одним  предложением (о чём сказка?) Что случилось в конце сказки?  (Подытожьте). Персонаж русской народной сказки. Уход из дома, встреча с зайцем, с волком, с медведем, с лисой, гибель колобка. Путешествие колобка. Встречается с  животными, но каждый раз ему удаётся  уйти, уверенно и без страха. Только лиса  смогла его перехитрить. В нашем обществе тоже есть такие люди,  которые переоценивают свои  возможности и считают: «Я всё могу, мне всё дозволено, я – звезда» Каждый раз при встрече с другими  персонажами колобок использует одну и  ту же модель поведения, верит в свой  успех. Колобок возгордился. Проблема завышенной самооценки. Завышенная самооценка ведет к потере  бдительности, осторожности и может  привести к трагедии. Применение Как тема сказки соотносится с  нашим временем? Лично с тобой? Анализ Синтез Оценка Как взаимодействует с другими  персонажами? Почему герой  действует таким образом? Какие  качества характера при этом  проявляются? Какая проблема  поднимается в сказке? Какое высказывание могло бы стать  эпиграфом к сказке? 1.  «Человек лишь там чего­то  добивается, где он верит в свои  силы» (Людвиг Фейербах). 2. «Чрезмерная уверенность в себе  становится причиной больших бед»  (античный афоризм). Какова основная мысль сказки? Что бы вы сделали на месте колобка? Каково значение этой сказки? В чём её ценность? В   этой   знакомой   с   детства   сказке   заложен   современный   и   актуальный   смысл. Использование   таксономии   целей   Блума   позволяет   глубоко   и   серьезно проанализировать   предложенную   сказку.   Ученику   должно   быть   интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, выстроить свою аргументацию. А то умения, которые требуются от него на ЕГЭ в части С. Вывод Я   сделала   вывод,   что   именно   такие   уроки   повышают   эффективность обучения,   развивают   активность,   самостоятельность,   личную   инициативу   и творческие   способности   учащихся.   Критическое   мышление   означает   мышление оценочное,  рефлексивное.   Это   открытое   мышление,   не   принимающее   догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Кроме  того,  использование   технологии   развития   критического   мышления  через чтение   и   письмо   обеспечит   овладение   учащимися   универсальными   учебными действиями, что и предусматривают новые ФГОСы. (Слайд № 17). 2 группа Интересное открытие сделали немецкие психологи. Они записали плач шестидесяти новорождённых     в   возрасте   от   трёх   до   пяти   дней.   Пропустив   полученные   записи   через компьютер, учёные пришли к выводу, что малыши разных стран плачут по­разному. Немецкие младенцы начинают свой писк с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются. Французские новорождённые, наоборот, с низкой частоты и громкости переходят на более высокие. Причина в том, что французы повышают тон речи к концу фразы и ударение у них всегда на последнем слоге слова. Между тем у немцев ударение обычно ставится в первой части   слова.   Эти   наблюдения   привели   к   выводу   о   том,   что   ребёнок   начинает   осваивать особенности родной речи ещё в утробе матери, что и отражается в его первых земных криках. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся  в тексте. Составьте кластер, помогающий систематизировать и обобщить информацию. 1. Учёные из Германии установили, что немецкие новорождённые начинают свой плач с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются. 2. Немецкие учёные сделали интересное открытие: малыши из разных стран плачут по­разному, так как в их первых земных криках отражаются особенности родной речи, освоенные ещё в утробе матери. 3.  Учёные из Германии установили, что французские младенцы начинают свой плач с низкой частоты и громкости, а затем переходят на более высокие частоты. 4.  Учёные   из   Германии   установили,   что   особенности   плача   детей   разных   национальностей напрямую связаны с особенностями родного языка. Вспомните русскую народную сказку «Колобок» Задание для 3 группы Жили­были старик со старухой. Надумали они как­то испечь колобок. Старик старухе и  говорит: — Поди­ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.  Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало  колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки  на дорожку — и дальше по дорожке. Катится колобок, а навстречу ему заяц: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я  от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти! И покатился колобок дальше — только заяц его и видел! Катится колобок, а навстречу ему волк: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти! И покатился колобок дальше! Катится колобок, а навстречу ему медведь: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь  только его и видел. Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший! Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит: — Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще  разок. Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по… А лиса его — ам! И съела! Заполните таблицу: Уровни  мышления Вопросы/задания Ответы/мнения Знание Понимание Кто такой Колобок? Перечислите основные события в  хронологической  последовательности. Определите тему сказки одним  предложением (о чём сказка?) Что случилось в конце сказки?  (Подытожьте). Применение Как тема сказки соотносится с  Анализ Синтез Оценка нашим временем? Лично с тобой? Как взаимодействует с другими  персонажами? Почему герой  действует таким образом? Какие  качества характера при этом  проявляются? Какая проблема  поднимается в сказке? Какое высказывание могло бы стать  эпиграфом к сказке? 1.  «Человек лишь там чего­то  добивается, где он верит в свои  силы» (Людвиг Фейербах). 2. «Чрезмерная уверенность в себе  становится причиной больших бед»  (античный афоризм). Какова основная мысль сказки? Что бы вы сделали на месте колобка? Каково значение этой сказки? В чём её ценность?

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»

Мастер-класс: «Приёмы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017