Мастер-класс "Развитие образного мышления учащихся через ассоциативное восприятие музыки"
Оценка 5
Лекции
docx
музыка
6 кл
21.01.2018
Цель мастер-класса: организовать активное педагогическое взаимодействие для презентации методов, способствующих развитию образного и ассоциативного мышления учащихся в процессе восприятия музыки.Задачи мастер-класса: актуализировать знания участников об ассоциативном и образном мышлении, продемонстрировать практические задания по теме мастер-класса,включить участников мастер-класса в продуктивную деятельность.Мастер-класс "Развитие образного мышления учащихся через ассоциативное восприятие музыки"
Мастер -класс Ассоциации.docx
"Развитие образного мышления учащихся через ассоциативное восприятие музыки"
Цель мастер-класса: организовать активное педагогическое взаимодействие для презентации методов, способствующих
развитию образного и ассоциативного мышления учащихся в процессе восприятия музыки.
Мастеркласс
Задачи мастер-класса:
актуализировать знания участников об ассоциативном и образном мышлении;
продемонстрировать практические задания по теме мастер-класса;
включить участников мастер-класса в продуктивную деятельность.
Этапы мастер-класса:
ориентировочно-мотивационный;
этап актуализации субъектного опыта участников;
целеполагание;
информационно-деятельностный этап;
рефлексивный этап.
Оборудование мастер-класса: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозаписи, видеоролик,
раздаточный материал, дидактический материал.
Ведущая идея мастер-класса: формирование и развитие образного мышления учащихся возможно только в процессе
продуктивной слушательской деятельности на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения с
музыкой.
1. Ориентировочно-мотивационный этап
Приветственное слово руководителя мастер-класса.
Деление участников мастер-класса на группы.
Ход мастер-класса
Ассоциативная притча «Самый лучший подарок»:
Однажды папа наказал свою маленькую дочку за то, что она взяла без спроса рулон позолоченной обёрточной бумаги. С деньгами в семье было
туго, и папа был возмущен поступком дочери.
На следующее утро маленькая девочка принесла отцу подарок – коробочку, украшенную золочёной обёрточной бумагой. Она сказала:
– Это для тебя, Папочка.
Отец был обескуражен тем, что накануне накричал на дочку. Он открыл коробочку, но она оказалась пуста...
Отец возмутился:
– Разве ты не знаешь, что когда дарят подарок, то предполагается, что в коробке будет что-то лежать? А у тебя просто пустая коробка.
Маленькая девочка посмотрела отцу в глаза и ответила:
– Папочка, она не пустая! Я наполнила коробочку своими поцелуями. Они все для тебя, Папочка!
Отец был поражён. Он опустился на колени, нежно обнял дочку и умолял её о прощении.
С тех пор папа хранил это бесценный подарок, и если на жизненном пути встречались трудности, то он открывал подарок и вспоминал поцелуи
и любовь, которую подарила ему дочка.
Обобщающее слово руководителя мастер-класса.
2. Актуализация субъектного опыта участников мастер-класса
2.1. Руководитель мастер-класса предлагает участникам заполнить кроссворд «Ассоциация»
1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах (музыка)
2. Человек, слушающий музыку (слушатель)
3. Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (представление)
4. Обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления (образ)
5. Душевное переживание, чувство (эмоция)
6. Музыкант, создатель музыкальных произведений (композитор)
7. Всесторонний разбор, рассмотрение (анализ)
8. Предмет стремления, то, что надо, что желательно осуществить (цель)
9. Представление, сведения о чём-нибудь (понятие)
10. Взаимная общность между чем-либо (связь)
Заполнив кроссворд, выделяем ключевое слово «ассоциация». Руководитель мастер-класса предлагает участникам дать
определение понятию «ассоциация».
2.2. Ассоциация – это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при
осознании какого-либо из них.
Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.
Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного
человека слово «зима» вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у
третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно,
креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в
веселых красках.
Ассоциации непосредственным образом связаны с эмоциональной сферой человека. Они обладают свойством волновать,
бередить душу, вызывать наплывы чувств. Особенно сильно этот процесс проявляется, если ассоциации несут в себе
какой-то личностный смысл, связаны с чем-то значимым для человека.
Следует отметить, что музыка живёт только во времени, то есть, в своём реальном звучании. В данном контексте можно
выявить следующих участников музыкального творчества: композитор, музыкант-исполнитель, слушатель.
Композитор – носитель творческой идеи, создатель художественного образа. Исполнитель – интерпретатор, посредник
между композитором и слушателем, для которого важен комплексный анализ нотного текста музыкального произведения
и его воссоздание в звуковых образах.
Слушатель – личность, воспринимающая музыку эмоционально, с опорой на личный жизненный, эмоциональный и
художественный опыт. Ни один учитель не может точно сказать, как и каким именно должен родиться на свет тот или иной образ в воображении
ребёнка. Активное творческое воображение, ассоциативное мышление не может быть прямым следствием усвоения и
повторения чего-то, преподанного другим человеком. Это – самостоятельное создание новых, оригинальных образов.
2.3. Демонстрация понятия «Образное мышление».
Под образным мышлением обычно понимается способность личности создавать образы и оперировать ими.
Значительную роль в развитии музыкального образного мышления через восприятие музыки играет воображение, которое
в данном случае рассматривается как психический процесс создания образов, в том числе и звуковых, моделирование
ситуаций путем комбинирования элементов из личного опыта.
В момент восприятия музыки и создания зрительных образов у учащихся активизируется репродуктивное и творческое
воображение, а также задействуются различные виды памяти: эмоциональная, образная, логическая, кратковременная,
долговременная, произвольная и непроизвольная.
Задача педагога – в процессе обучения добиться существенного сдвига в развитии образного мышления учащихся.
Метод «Узнай по описанию».
Ведущий мастер-класса предлагает группам выбрать случайным образом из предложенных широко известных
музыкальных произведений одно по выбору и описать словами возникающие в воображении ассоциации, связанные с
визуальными и звуковыми образами. Задача остальных участников – определить описанное музыкальное произведение.
Предлагаемые произведения: «Лунная соната» Л.Бетховена, «Гроза» А.Вивальди, «Марш деревянных солдатиков»
П.Чайковского, «Свадебный марш» Ф.Мендельсона, «Хабанера» Ж.Бизе, «Танец рыцарей» С.Прокофьева, «Марш
Черномора» М.Глинки, «Утро» Э.Грига, «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского, «Полёт шмеля» Н.Римского-Корсакова.
Метод «Узнай по описанию» имеет целью развитие музыкально-интонационного словаря, умение находить музыкальные
аналогии, устанавливать образные ассоциации. Игра развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые
возможности ребенка.
3. Информационно-деятельностный этап
В качестве действенного средства для развития образного и ассоциативного мышления в процессе слушательской и
музыкально-творческой деятельности учащихся могут выступать игровые методы, основанные на синестезии.
Являясь частным проявлением ассоциации, синестезия представляет собой такое взаимодействие ощущений, при котором
под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора.
Так, при восприятии музыки, звучащей в низком регистре, возникает «видение» образов «крупных» и «толстых», а в
высоком регистре – «маленьких» и «тонких». Также высокие тона и звонкие тембры ассоциируются со светлыми красками,
а низкие тона и глухие тембры – с тёмными.
Ассоциативные задания в области музыки имеют в своей основе ассоциацию: ощущение – представление. Данные задания
можно рассматривать одновременно и как форму обучения, и как творческое развитие, где действуют два начала:
познавательное и игровое. В ассоциативных играх-заданиях познавательные задачи ставятся не прямо (когда учитель
объясняет, учит), а косвенно – учащиеся овладевают знаниями, играя (развивающая задача в таких играх как бы
замаскирована), мотивом является естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.
3.1. Метод «Разноцветные фантазии» (в основе метода – приём В.Макарова «Сказочник» из книги «Методика обучения
на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе»).
Цель: развитие образного мышления и творческих способностей учащихся посредством активизации ассоциативного
мышления и фантазии.
Для проведения потребуются картонные кружки разных цветов. Можно также использовать любые предметы (цветные
карандаши, фишки, фломастеры).
Учитель предлагает ученикам один кружок определённого цвета и просит назвать животных, птиц, растения, фрукты и
т.п., которые ассоциируются у него с данным цветом.
Например: жёлтый – солнце, зелёный – трава, оранжевый – апельсин.
Следующий этап – учитель предлагает 2 цвета. Учащиеся придумывают словосочетание или предложение, используя в
разных сочетаниях оба цвета.
Здесь можно употреблять не только имена существительные, но и говорить о признаках объекта, его действиях или
чувствах.
Например: жёлтый и голубой – подсолнух и небо;
серый и зелёный – серый кот на траве;
белый и серебристый – сверкающий снег.
На следующем этапе учитель предлагает учащимся не только обозначить «картинку», придуманную воображением
словесно, но и реализовать данный образ в музыкальных звуках. На первоначальном этапе педагог помогает в
импровизации за инструментом наводящими вопросами.
Другой вариант: учитель исполняет музыкальное произведение на инструменте и предлагает учащимся выбрать один-два
или три цвета, которые ассоциируются у него с восприятием данной музыки.
Учитель может предложить учащимся объяснить свой выбор, дополнить его конкретными зрительными образами,
возникшими в процессе слушания музыки.
Задание: руководитель мастер-класса предлагает участникам группы выбрать два кружка (случайным образом) и
установить образные ассоциации, связанные с данными цветами. Задание: руководитель мастер-класса предлагает участниками прослушать музыкальное произведение (Й.Гайдн
«Серенада» (тональность До-мажор) и выявить зрительно-цветовые ассоциации, вызванные данной музыкой.
3.2. Метод эмпатии (личностной анологии)
Цель: стимулирование и развитие творческих способностей и образного мышления учащихся через активизацию фантазии
и эмоциональное переживание художественного образа.
К примеру, учитель предлагает учащимся представить, что они:
лягушка;
бабочка;
осеннее дерево;
дождевая капелька и т.п.
Учитель задаёт вопросы:
как вы себя чувствуете?
о чём думаете?
что видите?
что слышите?
чем занимаетесь?
о чём мечтаете?
Учитель предлагает описать словами свои чувства, мысли, ощущения, желания, эмоции, настроение, состояние и т.п.
Задание: руководитель мастер-класса предлагает участникам прослушать «Осеннюю песенку» П.И.Чайковского из
фортепианного цикла «Времена года» и обозначить эмоциональное настроение музыки с точки зрения выбранного
«персонажа».
Примечание:
персонажей»: осеннее дерево, кленовый лист, ветер, перелётная птица, бабочка, поэт, крестьянин, дворовый пёс.
руководитель мастер-класса предварительно раздаёт участникам карточки с «именами
Задание: руководитель мастер-класса предлагает участникам составить список «персонажей» (объектов живой и неживой
природы), которые могут являться героями музыкального произведения «Гроза» А.Вивальди из цикла «Времена года».
Участники мастер-класса по группам составляют свои списки на листах, затем обмениваются ими и дополняют список
новыми «персонажами». В конце – группы зачитывают лучшие версии списков.
После этого возможно прослушивание музыкального произведения.
4. Метод «Кинолента»
Цель: развитие образного мышления и воображения учащихся посредством создания зрительных ассоциаций с музыкой.
1. Суть метода: визуальное представление героев, персонажей, художественных образов и пережитых эмоций
музыкального произведения. Метод наиболее эффективен при слушании и изучении произведений сонатной формы,
вариационных циклов или многочастных музыкальных произведений. Количество «кадров», зависящее от структуры и
формы музыкального произведения, заранее оговаривается. Основной принцип составления «киноленты» заключается в
следующем: смена музыкального образа-настроения – смена «карда».
Создание сюжетного зрительного ряда способствует прослеживанию развития всего произведения и охвату его
музыкальной формы. Очень важно не потерять в сюжете ощущения настроения, чувства, выражаемого музыкой.
Также данный метод эффективен при составлении исполнительского плана-сценария изучаемого произведения.
2. Задание: создание «видеоленты» произведения Б.Дварионаса «Тема с вариациями Фа-мажор» при помощи серии
графических изображений и текстовых «режиссёрских» ремарок, указывающих на изменения, происходящие в музыке.
Структура задания – 4 кадра: тема, 1 вариация, 2 вариация, кода.
3. Живописно-музыкальные композиции, создаваемые в процессе слушаная музыки, на современном языке можно условно
назвать «видеоклипами». Репродукции картин, слайды, кадры из кинофильмов, рисунки, фотографии – всё это может
послужить материалом для подготовки таких видеоклипов.
Метод видеоклипа предполагает динамичную смену образов на фоне звучания музыки, что помогает совершенствовать
чутьё к интонациям, способность реализовать музыкально-слуховые впечатления в зримых образах. Демонстрация
видеоролика «К Элизе» на музыку Л.Бетховена.
5. Метод «Литературное творчество»
Цель: развитие образного и логического мышления учащихся, расширение речевых возможностей, обогащение
эмоционального багажа.
Метод весьма прост: после прослушанной музыки учитель предлагает учащимся выполнить небольшое творческое задание
в форме литературного эссе, небольшого сочинения-зарисовки, стихотворения. Один из вариантов данного метода –
синквейн.
6. Синквейн – метод развития логического мышления. Помогает учащимся доказательно и логично строить свои
высказывания о музыке.
Алгоритм действий состоит из пяти шагов:
сформулировать основную мысль звучащего произведения (обычно одно существительное);
двумя глаголами дополнить характеристику выделенной мысли;
охарактеризовать её с помощью трёх прилагательных;
в одном предложении выразить собственное отношение к основной идее произведения;
одним словом сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение произведения.
Варианты работы в паре: каждому учащемуся даётся 5-7 минут, чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они
составят один, с которым оба будут согласны. Данный приём даёт возможность критически рассмотреть тему. Затем
группа знакомится с парными синквейнами, что может породить дальнейшую дискуссию.
4.4.2. Задание: сочинение синквейна после прослушивания «Прелюдии ми-минор» Ф.Шопена.
4. Рефлексивный этап
Вопросы руководителя мастер-класса к аудитории:
в какой степени, на Ваш взгляд, достигнуты цели мастер-класса?
каковы перспективы применения полученных знаний, умений и навыков в своей педагогической деятельности?
каковы Ваши замечания и предложения по организации работы мастер-класса?
Мастер-класс "Развитие образного мышления учащихся через ассоциативное восприятие музыки"
Мастер-класс "Развитие образного мышления учащихся через ассоциативное восприятие музыки"
Мастер-класс "Развитие образного мышления учащихся через ассоциативное восприятие музыки"
Мастер-класс "Развитие образного мышления учащихся через ассоциативное восприятие музыки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.