Системно- деятельностный подход является методологической основой концепции ФГОС.
Системно-деятельностный подход как один из возможных путей дальнейшего развития образования, способ организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.  Актуальность данного метода в современной школеМастер -класс для учителей начальных классов по применению системно-деятельностного подхода  на  на уроках русского языка.
            
        
        
        
                    
                
                    Мастер класс по теме «Реализация системнодеятельностного подхода на уроках русского
языка».
 «Научиться играть на флейте можно только, играя самому». 
                                                                                    Сократ 
Вступительное слово: 
Мне хочется начать свое выступление словами доктора психологических наук, профессора
Галины Анатольевны Цукерман, которые, на мой взгляд, являются очень актуальными на
сегодняшний момент в современной школе: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если
нет   никакой   возможности   повести   детей   к   открытию   нового,   всегда   есть   возможность
создать ситуацию успеха»
Одним из возможных путей дальнейшего развития образования вижу использование
системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников. Данный подход
является методологической основой концепции ФГОС.
Система – деятельность – подход, что это означает:
 Система  множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, 
которое образует определённую целостность, единство.
 Деятельность  человеческая форма активного отношения к окружающему миру.
 Подход  совокупность приёмов и  способов в воздействии на кого либо или в 
изучении чеголибо для  получения определенного результата.
Системнодеятельностный подход  
 
главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени 
самостоятельной познавательной деятельности школьника.
 
  
 это организация учебного процесса, в котором 
    
Актуальность данного метода неоспорима. Все работающие   в школе знают, что
традиционный урок направлен на заучивание готового учебного материала, и ведущая роль
отводится учителю. Считаю, что такой подход не вызывают у детей  потребность,  желание
открывать новые сведения, научиться  ими пользоваться.  
   В ходе изучения методической литературы пришла к выводу, что учитель принимая и
осваивая требования ФГОС, должен осваивать новые для себя позиции:
экспертa,   организатора   самостоятельной   рaботы   учащихся.  Он   должен
нацелить на поиск правильного решения, а не преподносить его в готовом виде.
Ученик перестает быть объектом учительского воздействия. Педагог предлагает
ученикам такую деятельность, когда они  не будут искать и повторять готовые
ответы,  а   будут   самостоятельно   решать   поставленные   перед   ними
учебные задачи, делать выводы, принимать решения и отвечать за них.
 В   своей   работе   многие   учителя   на   уроках   русского   языка   требуют   дословного
заучивания   правил,   дети   при   этом   испытывают   серьезные   затруднения.   У   некоторых
учеников не получается выучить, они не могут понять содержания. Это и обуславливает
проявление,   а   затем   и   нарастание   пассивности.   Но   возникает   вопрос:   все   ли     правила
ученик может выучить наизусть, и  как долго будет их  помнить? Насколько доступен язык
терминов ребёнку, а главное, сможет ли он использовать эти правила, применять их на
практике?
 При проведении уроков русского языка я не требую заучивания новых сведений, а
термин   «правило»  заменила  на    определение   «важные   сведения».   В  своей   практике   на
уроках   выстраиваю   работу   так,   чтобы     на   основе   хорошо   усвоенных   выводов   ребята
строили суждения, которые записываем в виде опорных схем, алгоритмов действий   и
таблиц. Схемы и алгоритмы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент
совместной   деятельности.   Схемы   –   способ   внешней   организации   мыслительнойдеятельности детей. Именно использование схем на уроке помогает каждому. Сначала при
ответе и выполнении заданий ученик  смотрит на схему или работает по алгоритму, потом
она прочно откладывается в памяти. Когда ребята усвоили алгоритм  работы по схеме, она
помещается в конец учебника на справочные страницы.
 
Уважаемые коллеги, перенесёмся в прошлое. Вы  ученики начальной школы. 
Сегодня   я   продемонстрирую   один   из   приёмов   использования   системно
деятельностного подхода  на этапе открытия новых знаний на уроке «Русский язык»
Пример 1. Тема «Освоение правила выбора между тся и ться в глаголах».
Чаще всего сочетание [ ца] на конце слов бывает в глаголах. Здесь на его месте
всегда есть орфограмма: мы выбираем между ться и –тся.
Убедись, что [ ца] в глаголе. Поставь вопрос и узнай: это неопределенная форма или
3е лицо. Пиши :  ться и –тся.
Пример 2. Тема « Мягкий знак на конце слов после шипящих».
В русском языке «ь» нередко не обозначает мягкость согласных звуков. Иногда он
лишь указывает на форму слова. Такую работу выполняет мягкий знак и на конце имен
существительных в начальной форме после букв шипящих согласных. Он сообщает: это
имя существительное женского рода.
После букв шипящих на конце имен существительных ь пишется только в словах
женского рода. В словах мужского рода ь не пишется.
Пример 3.  Тема «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед
согласным?»
1.Прочитай и послушай себя. Чем схожи по звучанию эти слова?
        ступе [н,к ]а                                                   де[н,г ,]и
мы[л,н]ый                                                      да[л,н ,]ий
пи[с,м ]о                                                          ле[с,н ,]ик
во[з,м ]у                                                        гво[з,д ,]ик
Чем различаются выделенные согласные звуки  в столбиках?
Выбор схемы Ь?Ь   или Ь.
Вывод: если после мягкого согласного идет твердый согласный, то нужно писать
мягкий знак.
2.Догадайся почему так.
Птичка, ручная, почта, овощной.
 В этих словах мягкий согласный стоит перед твердым согласным, а мягкий знак не
пишется. Есть ли у звуков [ч, ], [щ, ] твердые пары?
Вывод: если после мягкого согласного идет твердый согласный, то нужно писать
мягкий знак, кроме сочетаний чк, чн, чт, щн.
3. Ученые выяснили, что есть сочетания букв мягких согласных, в которых Ь не
пишется. Узнай их.
1) здесь, песня, жизнь, закончил, женщина;
2) Костя, фантик.
Но о словах приказах спрашивай (почисти, бросьте, встаньте)
4.   Понаблюдай   над   словами   и   сделай   новый   вывод:   когда   между   буквами   двух
мягких согласных звуков обязательно пишется Ь.
Апельсин, больница, мотыльки, угольки.
Вывод: если первый из мягких согласных [л, ], то всегда надо писать Ь.
5. Сделай себе карточкуподсказку. Перепиши на нее сочетания букв, в которых не
пишется Ь.
Поможет ли она тебе решить орфографические задачи.
Растет,  ездит,  скользит,  тучка,   есть,  песочные,  колокольчик,  на  почте,   овощной,
меньше, винтик.«Закончить предложение» 
1. У меня получилось …
2. Мне захотелось…
3. Меня удивило 
4. Было интересно…
5. Теперь я могу…
В заключение выбор остается за вами 
«Это невозможно»  сказала Причина
«Это безрассудство!»  заметил Опыт
«Это бесполезно!»  отрезала Гордость
«Попробуй…»  шепнула Мечта