Мастер -класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка».
Оценка 4.6
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
01.04.2017
Системно- деятельностный подход является методологической основой концепции ФГОС.
Системно-деятельностный подход как один из возможных путей дальнейшего развития образования, способ организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Актуальность данного метода в современной школеМастер -класс для учителей начальных классов по применению системно-деятельностного подхода на на уроках русского языка.
Мастер- класс Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка.docx
Мастер класс по теме «Реализация системнодеятельностного подхода на уроках русского
языка».
«Научиться играть на флейте можно только, играя самому».
Сократ
Вступительное слово:
Мне хочется начать свое выступление словами доктора психологических наук, профессора
Галины Анатольевны Цукерман, которые, на мой взгляд, являются очень актуальными на
сегодняшний момент в современной школе: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если
нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность
создать ситуацию успеха»
Одним из возможных путей дальнейшего развития образования вижу использование
системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников. Данный подход
является методологической основой концепции ФГОС.
Система – деятельность – подход, что это означает:
Система множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,
которое образует определённую целостность, единство.
Деятельность человеческая форма активного отношения к окружающему миру.
Подход совокупность приёмов и способов в воздействии на кого либо или в
изучении чеголибо для получения определенного результата.
Системнодеятельностный подход
главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени
самостоятельной познавательной деятельности школьника.
это организация учебного процесса, в котором
Актуальность данного метода неоспорима. Все работающие в школе знают, что
традиционный урок направлен на заучивание готового учебного материала, и ведущая роль
отводится учителю. Считаю, что такой подход не вызывают у детей потребность, желание
открывать новые сведения, научиться ими пользоваться.
В ходе изучения методической литературы пришла к выводу, что учитель принимая и
осваивая требования ФГОС, должен осваивать новые для себя позиции:
экспертa, организатора самостоятельной рaботы учащихся. Он должен
нацелить на поиск правильного решения, а не преподносить его в готовом виде.
Ученик перестает быть объектом учительского воздействия. Педагог предлагает
ученикам такую деятельность, когда они не будут искать и повторять готовые
ответы, а будут самостоятельно решать поставленные перед ними
учебные задачи, делать выводы, принимать решения и отвечать за них.
В своей работе многие учителя на уроках русского языка требуют дословного
заучивания правил, дети при этом испытывают серьезные затруднения. У некоторых
учеников не получается выучить, они не могут понять содержания. Это и обуславливает
проявление, а затем и нарастание пассивности. Но возникает вопрос: все ли правила
ученик может выучить наизусть, и как долго будет их помнить? Насколько доступен язык
терминов ребёнку, а главное, сможет ли он использовать эти правила, применять их на
практике?
При проведении уроков русского языка я не требую заучивания новых сведений, а
термин «правило» заменила на определение «важные сведения». В своей практике на
уроках выстраиваю работу так, чтобы на основе хорошо усвоенных выводов ребята
строили суждения, которые записываем в виде опорных схем, алгоритмов действий и
таблиц. Схемы и алгоритмы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент
совместной деятельности. Схемы – способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Именно использование схем на уроке помогает каждому. Сначала при
ответе и выполнении заданий ученик смотрит на схему или работает по алгоритму, потом
она прочно откладывается в памяти. Когда ребята усвоили алгоритм работы по схеме, она
помещается в конец учебника на справочные страницы.
Уважаемые коллеги, перенесёмся в прошлое. Вы ученики начальной школы.
Сегодня я продемонстрирую один из приёмов использования системно
деятельностного подхода на этапе открытия новых знаний на уроке «Русский язык»
Пример 1. Тема «Освоение правила выбора между тся и ться в глаголах».
Чаще всего сочетание [ ца] на конце слов бывает в глаголах. Здесь на его месте
всегда есть орфограмма: мы выбираем между ться и –тся.
Убедись, что [ ца] в глаголе. Поставь вопрос и узнай: это неопределенная форма или
3е лицо. Пиши : ться и –тся.
Пример 2. Тема « Мягкий знак на конце слов после шипящих».
В русском языке «ь» нередко не обозначает мягкость согласных звуков. Иногда он
лишь указывает на форму слова. Такую работу выполняет мягкий знак и на конце имен
существительных в начальной форме после букв шипящих согласных. Он сообщает: это
имя существительное женского рода.
После букв шипящих на конце имен существительных ь пишется только в словах
женского рода. В словах мужского рода ь не пишется.
Пример 3. Тема «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед
согласным?»
1.Прочитай и послушай себя. Чем схожи по звучанию эти слова?
ступе [н,к ]а де[н,г ,]и
мы[л,н]ый да[л,н ,]ий
пи[с,м ]о ле[с,н ,]ик
во[з,м ]у гво[з,д ,]ик
Чем различаются выделенные согласные звуки в столбиках?
Выбор схемы Ь?Ь или Ь.
Вывод: если после мягкого согласного идет твердый согласный, то нужно писать
мягкий знак.
2.Догадайся почему так.
Птичка, ручная, почта, овощной.
В этих словах мягкий согласный стоит перед твердым согласным, а мягкий знак не
пишется. Есть ли у звуков [ч, ], [щ, ] твердые пары?
Вывод: если после мягкого согласного идет твердый согласный, то нужно писать
мягкий знак, кроме сочетаний чк, чн, чт, щн.
3. Ученые выяснили, что есть сочетания букв мягких согласных, в которых Ь не
пишется. Узнай их.
1) здесь, песня, жизнь, закончил, женщина;
2) Костя, фантик.
Но о словах приказах спрашивай (почисти, бросьте, встаньте)
4. Понаблюдай над словами и сделай новый вывод: когда между буквами двух
мягких согласных звуков обязательно пишется Ь.
Апельсин, больница, мотыльки, угольки.
Вывод: если первый из мягких согласных [л, ], то всегда надо писать Ь.
5. Сделай себе карточкуподсказку. Перепиши на нее сочетания букв, в которых не
пишется Ь.
Поможет ли она тебе решить орфографические задачи.
Растет, ездит, скользит, тучка, есть, песочные, колокольчик, на почте, овощной,
меньше, винтик. «Закончить предложение»
1. У меня получилось …
2. Мне захотелось…
3. Меня удивило
4. Было интересно…
5. Теперь я могу…
В заключение выбор остается за вами
«Это невозможно» сказала Причина
«Это безрассудство!» заметил Опыт
«Это бесполезно!» отрезала Гордость
«Попробуй…» шепнула Мечта
Мастер -класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка».
Мастер -класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка».
Мастер -класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.