Мастер-класс "Решение геометрических задач с помощью развёртки"

Медиа
Занимательные материалы
Доп. образование детей +1
8—11 кл +1
05.01.2017
pptx
Презентация по математике. Презентацию можно использовать для факультативных занятий и кружковой работы по математике в 8-9 классах, когда учащиеся уже познакомятся с теоремой Пифагора. В презентации наглядно с помощью анимации представлен метод нахождения расстояния между двумя точками на параллелепипеде и цилиндре. За основу взята известная задача о Пауке и Мухе.Презентация для внеклассной работы по математике "Решение геометрических задач с помощью развёртки"

Решение геом зад Кутищева.pptx

Мастер-класс Решение геометрических задач с помощью развёртки Автор: учитель математики  Кутищева Н.С.
Цели и задачи:  ►  1.  Развивать пространственное воображение,  конструкторские навыки, творческое  мышление; ►  2. Способствовать развитию интереса к  предмету; ►  3. Учиться ведению логически стройного  доказательства; ►  4. Способствовать самореализации и  самосовершенствованию каждого ученика. 2 ►
…Цель учения — достичь наибольшего удовлетворения в получении знаний. /Сюнь-цзы/ 3
Решение геометрических задач с помощью … 4
Путь жука. У дороги лежит тесаный  гранитный камень в 30 см  длины, 20 см высоты и  такой же толщины. В  вершине А — жук,  намеревающийся  кратчайшим путем  направиться к вершине В.  Как пролегает этот  кратчайший путь и какой  он длины? A 20 30 20 B В 5
30 Решение задачи «Путь жука» Кратчайший путь легко определится,  если мы мысленно повернем верхнюю  грань камня так, чтобы она  оказалась в одной плоскости с  передней. Тогда станет очевидным,  что кратчайший путь—отрезок,  соединяющая А и В. Какова длина  этого пути?  Мы имеем прямоугольный  треугольник ABC, в котором АС = 40 см,  СВ = 30 см. По Пифагору, третья  сторона, АВ, должна равняться 50 см. А 20 20 6 С В
Известная задача о пауке и  мухе Генри Дьюдени ­  английского  изобретателя  головоломок  впервые  была  опубликована в 1903 году в  одной английской газете.  7
Задача о пауке и мухе Комната имеет форму прямоугольного  параллелепипеда, размеры которого указаны на  рисунке. Посредине боковой стены на расстоянии  одного фута от потолка сидит паук. Посредине  противоположной стены на высоте одного фута от пола  сидит муха. От страха у нее отнялись ноги, и она не  может двинуться с места. Спрашивается, каково  кратчайшее расстояние, которое должен преодолеть  паук для того, чтобы схватить муху?  12 футов   1 2 ф у т о в 30 футов
Проследим возможный путь паука и  зададимся вопросом: «Самый ли короткий  путь выбрал паук? 9
40 32 24 Вот он, кратчайший путь. Найти  расстояние легко по теореме  Пифагора. 10
Для решения этих  задач нужно  построить развертку граней  многогранника и провести  на ней  прямую от начальной точки до  конечной. Поскольку построить  развёртку можно многими  способами, то нужно выбрать  среди них ту, которая дает  кратчайшее расстояние.   11
Решение геометрических задач с помощью 12
Путь мухи      На внутренней стенке  стеклянной  цилиндрической банки  виднеется капля мёда в  3 см от верхнего края  сосуда. На наружной  стенке в точке  диаметрально  противоположной  уселась муха. Укажите  мухе кратчайший путь  до медовой капли.  Высота банки 20 см;  диаметр 10 см. Подсказка 13
Для решения задачи развернём боковую      поверхность цилиндра: получим  прямоугольник, высота которого 20 см, а  основание равно длине окружности  основания банки м с   м 3 с   3  15,7см 14
Паук в банке. В стеклянной банке высотой 4  дюйма, с длиной окружности  6 дюймов сидит мой паук.  Сейчас он расположился в 1  дюйме от нижнего края  банки.  А напротив него, всего в 1  дюйме от верхнего края, на  внутренней стороне сидит  муха. А теперь вопрос: какой  путь к добыче  будет для  паука кратчайшим и сколько  дюймов ему надо проползти? 15
Решение задачи «Паук в банке» B 1 1 F 2 Чтобы решить эту задачу, необходимо  «развернуть» банку (по сути, цилиндр) на  плоскости. На рисунке у вас получится  прямоугольник. Теперь точкой F обозначим  нахождение мухи (по­английски fly), а паука –  точкой S (spider). Левую сторону  прямоугольника продолжим вверх еще на 1  дюйм (к точке B). Проведем линию BS,  пересекающую верхнюю сторону  прямоугольника в точке А. Именно в эту точку  паук перебежит на верхний край банки.  Траектория его движения окажется в  развертке гипотенузой прямоугольного  треугольника, больший катет которого равен 4  дюймам, а меньший – 3.Теперь легко  посчитать, что гипотенуза, которая и есть  кратчайший путь паука к добыче, равна 5  дюймам. A B S 1 3 16
Вывод  Многие, на первый взгляд трудные  задачи, легко решаются с помощью  развёртки соответствующей  геометрической фигуры. Для их решения  достаточно правильно построить  развёртку и применить знания и умения  решения треугольников. 17
Литература: Перельман Я.И. «Живая математика» Ресурсы: http://possward.blogspot.com/2009/07/blog­post_14. html http://contest.samara.ru/ru/problemset/636/ http://fomuvi.ru/zadachki/geometricheskie­zadachi/p auk­v­banke.html http://www.poznovatelno.ru/opit/geometry/160.html 18
Публикация обрабатывается. Зайдите на страницу позже.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

В течение дня возможны небольшие перебои в работе. Просим понять и простить :)