Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"
Оценка 4.7

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
математика
6 кл—9 кл
27.03.2017
Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"
Мастер класс.docx
Мастер­ класс по теме: «Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС.  Системно­деятельностный подход на уроках математики» Добрый день, уважаемые коллеги! Свое я хотела бы начать такими словами :                                                "Посредственный учитель излагает.                                                                  Хороший учитель   объясняет.                                                             Выдающийся учитель показывает.  Великий учитель вдохновляет".                                                                                                         Уильям Уорд Девиз  мастер­класса  «Все познается в деятельности».Как вы думаете , о чем мы  будем говорить сегодня ?  Определим тему мастер­класса.  Итак ,тема нашего мастер­класса ­« Системно­деятельностный подход на уроках математики». А сейчас попробуем сформулировать задачи  мастер­класса. Продолжите фразы: У­узнать… Р­развить… О­обобщить… К­конкретизировать,корректировать… Для чего нам нужна эта тема? Каким образом будем добиваться целей урока? На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы? Сегодня мы попробуем найти ответы на все ваши вопросы.   Урок был и остается основной единицей в обучении школьника. Сегодня в  основе урока лежит системно­деятельностный подход как требование новых  государственных стандартов.  Системно ­ деятельностный подход в  образовании – это не новое направление, это своего рода философия  образования новой школы, которая дает возможность учителю творить,  искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела,  работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные  учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования  и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Системно ­ деятельностный подход на уроках математики требует формирования практических умений  применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к  классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, пользоваться математическими понятиями, создавать  математические модели, т. е. владеть теми навыками, которые им пригодятся  на практике.    Замечено, чем больше учитель учит 1 своих учеников и чем меньше –  предоставляет им возможностей  самостоятельно приобретать знания,  мыслить, действовать, тем менее  энергичным  и плодотворным становится процесс обучения. И. Лернер     Системно ­ деятельностный подход  обеспечивает активность и активную позицию  ребёнка на уроке; способствует формированию универсальных способов действий.   Ключевыми позициями современного урока являются то, что:                 Ученик на уроке – учится сам, учит других.                  Учитель на уроке – «дирижер», создающий                  условия для развития учащихся.  Важной задачей современной системы основного общего образования является  формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам  умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это  достигается путем сознательной, активной деятельности учащихся.  В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт  сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни». Становится ясно, что ученик из присутствующего и пассивно исполняющего  указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности  учащихся на каждом его этапе. . Алгоритм конструирования урока в рамках системно­деятельностного подхода. 1.Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной  целью и планируемым результатом. 2.Исходя из тематики урока, цели модуля , с учетом возрастных психологических  особенностей развития детей выбрать педагогический прием или технику из банка  приемов, а также  учетом возрастных особенностей обучающихся. 3.Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть  использована конкретные ситуации; 4.Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно­ деятельностного подхода; 5.Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект  учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя. Структура урока с позиций системно ­ деятельностного подхода состоит в следующем:  ­ учитель создает проблемную ситуацию; 2 ­ ученик принимает проблемную ситуацию; ­ вместе выявляют проблему; ­ учитель управляет поисковой деятельностью; ­ ученик осуществляет самостоятельный поиск; ­ обсуждение результатов. Этапы построения урока при системно­деятельностном подходе: 1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу,  потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная  направленность. С малой удачи начинается большой успех. Начало каждого урока­ очень важный этап, цель которого: мотивировать  учащихся к учебной деятельности, здесь нужно суметь перестроиться от  слова «надо», к словам «хочу, смогу, сделаю». Необходимо удивление,  восторг, эмоциональный всплеск, идущий от  сопричастности к этому явлению. Приёмы работы: • в начале урока высказать добрые пожелания детям; пожелать друг другу  удачи; • сделать комплимент по поводу их удивленных, восторженных глаз, радости  при виде класса (даже если это далеко не так); • девиз, эпиграф к уроку «С малой удачи начинается большой успех»,  «Вместе мы­ сила» и т.д. ; •шутка, картинка с юмором и др; • «готовилась к уроку и сомневаюсь в…., думаю с вами мы решим эту  проблемку»; 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале  актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом.  Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи,  мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему  самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и  фиксация индивидуального затруднения.  Соответственно, данный этап предполагает:  1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового  знания, и их обобщение;  2) тренировку соответствующих мыслительных операций;  3 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («смогу» ­ «сумею») и его  самостоятельное осуществление;  4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного  учебного действия или его обосновании.  Стараюсь, дать учащимся  задания, актуализирующие их знания. В список заданий  включается проблемный вопрос или создается проблемная ситуация, формирующая у  него потребность усвоения того или иного понятия. 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который  предстоит ответить. 4. «Открытие нового знания». Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. Новое знание  дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими  словами. На этапе проблемного объяснения нового материала  внимание детей обращаю  на  отличительное  свойство задания, вызвавшего  затруднение, затем  совместно формулируем цель и тему  урока, организую подводящий  диалог,  направленный на  построение и  осмысление нового материала.  Можно  предложить  обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к  самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения  подвожу итог. При этом важнейшим аспектом деятельностного метода является проблемно­ диалогическая форма поиска истины.   Методы:  • побуждающий к гипотезам диалог, • подводящий к открытию знания диалог, • подводящий без проблемы диалог. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся (осознание  неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях). (Пример. При изучении в стереометрии темы «Взаимное расположение  прямых и плоскостей в пространстве». Даю вопросы по рисункам, какие  искажения выделенных  прямых наблюдаются на этих рисунках? 4 Что необычного в изображении этих фигур? Данные изображения наглядно показывают необходимость доказательств  всех утверждений стереометрии, и если в планиметрии можно увидеть в  сравнении длины сторон и величины углов, то в стереометрии «построю»,  значит «докажу существование».) Создание ситуации выбора.  Такая ситуация возникает в результате  столкновения различных точек зрения, использования задач с  избыточными данными или выбора из нескольких способов наиболее  рациональных. Проблемно­диалогическое обучение или проблемный диалог – это  универсальная технология, которая позволяет заменить урок объяснения  нового материала уроком «открытия» знаний учениками. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке  предъявления нового материала должны быть проработаны два звена –  постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы –  это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск  решения – этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что  постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе  специально выстроенного учителем  диалога. Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по­разному  устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные  стороны психики обучающихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые  помогают ученику осуществить творческую деятельность, развивают  творческие способности учащихся. Например, при решении линейных   неравенств ученику предлагается решить неравенство вида 2х­ 5 <  20,  используя свойства числовых неравенств. В ходе решения повторяются не  только ранее изученные свойства. Но и проводится параллель со свойствами  решения линейных уравнений,  возникает проблемная ситуация и  побуждающий диалог. В результате чего учащиеся самостоятельно  формулируют тему урока или вопрос для исследования. На этапе поиска решения учащиеся выдвигает гипотезы и их проверяет,  обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок. Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации и побуждающего  диалога. Прием 1. Создание проблемной ситуации начинается с постановки вопроса или  практического задания на новый материал: «Вопрос был один? А мнений  сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как? Почему так  получилось? Чего мы еще не знаем?  Побуждение к формулированию  5 проблемы осуществляется одной из реплик по выбору: «Какой возникает  вопрос?» или «Какая будет тема урока?»  Прием 2. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением  учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет  житейское представление вопросом или практическим заданием на ошибку.  Затем сообщением, наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к  осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы, что думали  сначала? А что оказалось на самом деле?» Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и  невозможностью выполнить задание учитель предлагает практическое задание на применение знаний в новой ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая  развивает логическое мышление учеников. В этом случае на этапе постановки проблемы учащиеся подводятся к формулированию темы. На этапе поиска  решения  выстраивается логическая цепочка вопросов и заданий к новому  материалу, что открытию знаний. При подведении итога урока школьники  отвечают на вопросы: «какая была проблема?», «какой ответ?  «чья версия  подтвердилась? 5. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривается  вслух установленный  алгоритм  действия (что  делаю, почему, что идет зачем, что получается). Эффективность первичного  закрепления зависит от многократности проигрывания учебного материала  в  самостоятельных действиях учащихся, принятия алгоритма действий. На  этом этапе уместно организовать работу в группах или парах. При работе с  группами, я использую дифференцированный подход,  консультирую  каждую группу в отдельности. В первой  группе (наиболее подготовленные дети)  основной акцент делаю на самостоятельность учащихся, консультирую в  основном по способам решения, выбору наиболее оптимального и  универсального. Во второй группе (средние способности) осуществляю   постепенный переход к самостоятельному выполнению заданий в измененной  ситуации. Использую творческие задания, которые предполагают ответы на  проблемные вопросы, с использованием дополнительных источников. В  третьей  группе работа осуществляется под моим постоянным контролем, с  использованием в основном метода комментирования. Задания составляю с  учетом обязательных результатов обучения, добавляю руководство к  действию (карточки с пробелами в решениях, тесты с выбором ответов.  6 Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по  возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в  дальнейшую познавательную деятельность. «На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащиеся  составляют опорные схемы, алгоритмы решения. При изучении темы  «Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции при помощи  производной» в 11 классе составляем алгоритм:  1. Найти производную. 2 .Определить критические точки. 3. Выбрать те из них, которые принадлежат заданному промежутку.  4. Вычислить значения функции в этих точках и на концах отрезка. 5. Из полученных чисел выбрать наибольшее и наименьшее значение. В  соответствии с требованиями ФГОС учитель систематически обучает детей  осуществлять рефлексивное действие.   При изучении темы «Решение логарифмических неравенств» самостоятельно  решают логарифмическое неравенство, получают различные ответы. В свободном  режиме идет обсуждение, кто прав, делаем вывод, что при решении  логарифмических неравенств важным шагом является определение вида  монотонности функции.» 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет,  запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка  ситуацию успеха. Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным  материалом, и повторяют   содержание, которое потребуется на  следующих  уроках. При повторении  можно использовать игровые элементы,  соревнования привлечь к работе  консультантов. Общаясь с соседом, проговаривая ему выученные  формулировки, имея возможность научить кого­то тому, что знаешь сам, и  получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики  формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения  различных заданий. При проведении самостоятельной работы с  самопроверкой  использую индивидуальную  форму  работы. Ученики  самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств,  правил, проверяют   их  в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и  исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают  способы действий, которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их  7 доработать.  Ученики просто обожают искать ошибки на доске, или в  решениях учителя. Контроль. Контроль проводится в виде контрольной работы или тестов, он должен быть  на основе принципа минимакса, т.е. готовность по верхней планке знаний,  контроль­ по нижней. При таком условии будет сведена к минимуму  негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление  ожидаемого результата в виде отметки. Уместен и самоконтроль, который   побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит  адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе  для каждого ученика была создана ситуация успеха и у него возникло  желание закрепить удачный результат.  Подведение итогов урока помогает  ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.  Математика, как никакой другой предмет, позволяет формировать такой  необходимый для самостоятельной работы навык, как навык осуществления  самоконтроля за производимой деятельностью. Для того чтобы выработать у  учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы, можно  использовать следующее. Создать такую ситуацию, которая провоцирует  учащихся на неправильный ответ, и заставить их критически мыслить.  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. При повторении ранее изученного материала  используются игровые элементы – сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт  положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. 8. Рефлексия деятельности.               Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка  результатов деятельности своей и всего класса. На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной  учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты  учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются  дальнейшие цели деятельности.  Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка  результатов своей деятельности и оценка деятельности всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили?  Удалось решить поставленную задачу? Какие  получили результаты?   Что нужно сделать ещё? Что на уроке у вас хорошо  получалось? 8 • Над чем ещё надо поработать? Ошибочным является мнение, что рефлексия проводится только в конце урока.  Рефлексивную деятельность можно проводить на различных его этапах, организуя  рефлексивные паузы. Как показывает практика, рефлексия не может проводиться  спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также  регулярности и методической последовательности.  Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие  навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем  обучении и в дальнейшей жизни. Последовательная реализация системно –  деятельностного подхода повышает эффективность образования, существенно  усиливает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного  и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только  успешное усвоение знаний, но и формирование компетентностей в любой предметной  области познания. Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает  такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при  последующем обучении и в дальнейшей жизни. Последовательная реализация системно  – деятельностного подхода повышает эффективность образования, существенно  усиливает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного  и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только  успешное усвоение знаний, но и формирование компетентностей в любой предметной  области познания. В заключении хочу сказать, что  настоящий учитель – это личность, яркая личность. И  без учителей, отдающих знания и своё сердце нашим детям, все технологии  могут  остаться лишь формальными и дорогостоящими нововведениями, не дойти до  живого дела. Работа по стандартам второго поколения продолжается, педагоги  начинают видеть в новых стандартах возможности, которые помогут им в  качественном обучении школьников. Я думаю, что всё у нас получится! И не следует забывать слова  К.Д.Ушинского «Только творческий учитель, личность может  воспитать такого же ученика». А закончить свое выступление мне хотелось бы притчей: 9 Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу.  Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное  откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос.  Голос сказал: "Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь.  Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно". После этого и свет, и голос исчезли. Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого  получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном  сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких  камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь  спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала  странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение ­ грусть:  алмазов было так мало!  И наша задача постараться сделать так, чтобы   приобретенные в школе знания и  компетентности, истинную ценность которых обучающийся оценить не может, в  дальнейшем обратились  в «алмазы». Желаю Вам удачи и успехов. Спасибо за внимание! 10

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017