Мастер-класс «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку»
Оценка 4.9

Мастер-класс «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку»

Оценка 4.9
Компьютерные программы +2
doc
английский язык +1
Взрослым
21.01.2017
Мастер-класс  «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении  иностранному языку»
Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы господствующая в российской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднего обучающегося и не дает возможность развивать высокий творческий потенциал каждого одаренного ребенка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса.Содержание проекта.
проект.doc
Метод проектов как одна из форм активизации личности учащихся.   Поиск новых педагогических технологий связан  с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению английского языка, в то время как в обществе в целом осознают значимость его изучения. Этот парадоксальный факт может быть, вполне объясним,   если  мы  задумаемся  над  социальными   вопросами.  С  одной  стороны,  ученик средней школы понимает важность получения высшего образования, а с другой стороны, понимает   его   недоступность   для   всей   семьи.   У   части   школьников   положительная мотивация недостаточна,  а порой отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления).  Изменились   ценностные   ориентации   в   обществе,   в   качестве   самой   большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентноспособной, уметь интегрироваться в мировое сообщество. Поскольку учебно­воспитательный процесс создаётся усилиями двух субъектов (учителя и ученика), он должен реализовываться в их сотрудничестве. Преподавание иностранных языков – составная часть общей системы образования, и поэтому оно подчиняется основным тенденциям развития этой системы. В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании  иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности обучаемого средствами учебного предмета. Личностно­деятельный подход изменяет схему общения, при которой учащийся выступает   как   активный,   творческий   субъект   учебной   деятельности,   управляемой учителем.   Цель   каждого   урока   определяется   с   позиции   обучаемого   не   только   в   плане изучаемого,   но   и   с   точки   зрения   прогрессивных   изменений   в   структуре   личности. Личностно­деятельный   подход   означает   учёт   индивидуально­психологических особенностей   учащихся,   целенаправленное   формирование   этих   особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых. В последнее десятилетие формируется ещё одна тенденция в образовании – проективность. Это понятие было сформировано в контексте   программы   перестройки   образования,   предложенной   в   конце   70­х   годов Королевским колледжем искусств в Великобритании. Проектная культура является общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления, и которая определяется как   дизайн,   или   проектирование.   Овладевая   культурой   проектирования,   школьник приучается   творчески   мыслить,   самостоятельно   планируя   свои   действия,   прогнозируя возможные варианты, решения стоящих перед ним задач, эстетически реализуя усвоенные ими   средства   и   способы   работы.   Проектный   метод   активно   включается   и   в   обучение иностранным языкам. Авторы и аналитики проектного метода обучения английскому языку сами   не   соотносят   этот   метод   со   сформированным   именно   в   Англии   направлением развития проектной культуры, хотя эта связь достаточно очевидна. Что собой представляет проектная методика?  Во­первых,  она   характеризуется   высокой   коммуникативностью,   предполагает выражение учащихся своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Во­вторых,  проектная   методика   основана   на   цикличной   организации   учебного процесса. Отдельный цикл представляет самостоятельный период обучения, направленный на решение определённой задачи в достижении общей цели овладения английским языком.  В­третьих,   отличительная   черта   курса   –   особая   форма   организации коммуникативно­познавательной деятельности детей на уроке иностранного языка в виде проекта. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой   речевое   общение   вплетено   в   интеллектуально­эмоциональный   контекст   другой деятельности.   Новизна   подхода   в   том,   что   учащимся   даётся   возможность   самим конструировать содержание  общения. В ходе работы над проектом широко используется непроизвольное   запоминание   лексических   средств   и   грамматических   структур, стимулируется   развитие   творческого   мышления,   воображения.   Многообразие   средств выражения смысла выводит   детей в свободное творчество. При этом проектная работа обладает   уникальными   возможностями   для   действительно   коммуникативного   обучения иностранному языку даже при опоре на минимальный языковой материал. При выполнении проектной работы, которая может выполняться в устной и письменной форме, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций. 1. Поскольку   проектная   работа   даёт   возможность   выражать   свои   собственные   идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. Проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть чёткого плана их выполнения. В процессе работы можно вводить и дополнительный материал. Большинство проектов может выполняться отдельными учениками, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это подчёркивает важность и эффективность учебного сотрудничества. 2. 3. Метод   проектов   позволяет   учащимся   формировать   и   некоторые   личностные качества.   К   таким   качествам   относится   умение   работать   в   коллективе,   способность ощущать себя членом команды – подчинять свой темперамент, характер, личное время интересам   общего   дела.   Каждый   ученик   старается   понять   материал,   осмыслить   его   с помощью   партнёра.   При   данной   форме   работы   учеников   на   уроке   возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней. Помогающий получает при этом не меньшую пользу, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость. В   проектной   методике   используются   все   лучшие   идеи,   выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранных языков. Это прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и так называемый эгофактор (я­ фактор). Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых. Российские психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребёнка деятельность». В этом возрасте у учащихся появляется тяга к поиску, исследованию, самореализации. Именно проектная деятельность как одна из форм учебной  деятельности способна , по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс личностно значимым для школьников, в котором   он   сможет   полностью   раскрыть   свой   творческий   потенциал,   проявить   свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно– деятельностных умений учащихся. Анализ российской и зарубежной литературы по проектно­ ориентированному обучению позволил выделить четыре признака этой технологии: 1. 2. 3. 4. соотнесённость с объективной реальной деятельностью; соотнесённость с субъектом деятельности;  ориентация на продукт деятельности; методическая соотнесённость (Т. Копферман, Р. Зигле). Применение   проектной   методики   повышает   интерес   учащихся   к   изучению иностранного  языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра   процесса   обучения  с   учителя   на  ученика.   Позитивная   мотивация   –  это   ключ   к успешному изучению иностранного  языка. Задача стоит в том, чтобы ученик получил в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научился анализировать её, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, тогда в силу более высокого образовательного уровня ему   легче   будет   адаптироваться   в   дальнейшей   жизни,   правильно   выбрать   будущую профессию, жить творческой жизнью. В моей практике наибольшее распространение получили проекты: Проект Монопроект Коллективный  проект Устно­речевой Письменный  Монопроект – это разрешение проблемного вопроса одного ученика.  Коллективный   проект   –  предполагает   разрешение   проблемного   вопроса   группой учащихся. Типы индивидуальных и коллективных проектов.  Устно­речевой   –   это  разрешение   проблемы   в   устной   форме,   это   и   инсценировка различных сказок, проведение утренников.  Письменный –  предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинения, словаря,   газеты,   стихотворений   (их   переводов   с   иностранного   языка),   создание справочников.  При выполнении всех видов проектов учащиеся активно используют Интернет­ ресурсы. В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы в Интернете, учатся выбирать информацию из различных источников и выделять главное. Роль учителя заключается в том, чтобы следить за тем, как усвоена лексика, правильно ли учащиеся употребляют грамматические конструкции, оценить их ответы. Используя   в   своей   работе   проектную   методику,   я   пришла   к   выводу,   что   при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения, этот метод очень эффективен. Проектное обучение активно влияет   на   мотивационную   сферу   ученика.   Очень   важно   также   и   то,   что   в   работе   над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие   способности   и   активность   обучаемых,   то   есть   идёт   неразрывный   процесс обучения и воспитания. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Метод проектов как одна из форм активизации личности учащихся.   В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –   индивидуальную,   парную,   групповую,   которую   учащиеся   выполняют   в   течение определённого отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Метод проектов предполагает решение какой­то проблемы, предусматривающей использование   разнообразных   методов   и   интегрирование   знаний,   умений   из   различных областей науки, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть , что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой­то проблемы,   но   и   процесс   её   раскрытия,   решения,   что   включает   чёткое   планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, чёткое распределение ролей, то есть заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов   используется   в   том   случае,   когда   в   учебном   процессе   возникает   какая­либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Для   метода   проектов   очень   существенным   является   вопрос   практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Под   учебным   проектом   подразумевается   совместная   обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых­партнёров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы   и   которая   направлена   на   формирование   у   них   определённой   системы интеллектуальных и практических умений. В проект в качества его составных компонентов входят:  формулирование цели (что и почему надо сделать); разработка или выбор путей выполнения проекта; работа над проектом; оформление результатов; обсуждение результатов работы. С помощью метода проектов возможно обучить учащихся: выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ, находить пути их решения, умению работать с информацией,  находить  необходимый   источник,  например,  данные  в  справочной  литературе  или  в средствах массовой информации, применять полученную информацию для решения поставленных задач. Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех            проектов чертами, так и отличительными особенностями:      использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; акцент   на   самостоятельной   работе   учащихся   (индивидуальной   и групповой); выбор   темы,   вызывающей   больший   интерес   для   учащихся   и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект; отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта; наглядное представление результата. Проект   может   быть   как   долговременным,   полномасштабным,   так   и   кратковременным, занимающим один урок. Любой хорошо продуманный и организованный проект имеет три основных этапа: Этапы Содержание работы Подготовительный: ­мотивация, ­целеполагание, ­планирование. анализ ­определение темы; ­выявление   и   проблемы; ­уточнение целей конечного результата; ­выбор   рабочих   групп, Деятельность учащихся Уточняют информацию, обсуждают   задание, выдвигают   пути решения   проблем, формулируют Деятельность учителя Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей проекта, определяет продолжительность Основной: ­принятие решений, ­выполнение проекта. Заключительный: ­защита проекта ­проверка и оценивание результатов распределение ролей; ­определение   источников информации. путей проекта целевой способа     ­обсуждение реализации (brainstorm); ­определение аудитории; ­определение представления материала; ­поиск информации,  ­выполнение проекта.       необходимой процесса ­подготовка   и   оформление доклада,  ­обоснование   проектирования, объяснение   полученных результатов,   коллективная   анализ защита   проекта, выполнения проекта, достигнутых   результатов, анализ достижения поставленной   цели,   оценка   результатов, выявление новых проблем.         масштаб проекта, вовлечённости учащихся   (группа, один ученик, класс). Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе   учащихся), косвенно руководит.   задачи, распределяют   роли, определяют источники информации. Определяют тактику: Обсуждают, выбирают оптимальный вариант   реализации, работают информацией. способа с   Защищают (презентация) проект. Наблюдает, направляет процесс защиты. Коллективный самоанализ   проекта и самооценка.   в Участвует коллективном анализе   и   оценке результатов проекта. В моей практике наибольшее распространение получили проекты:  Монопроект – это разрешение проблемного вопроса одного ученика.  Коллективный   проект   –  предполагает   разрешение   проблемного   вопроса   группой учащихся. Типы индивидуальных и коллективных проектов.  Устно­речевой   –   это  разрешение   проблемы   в   устной   форме,   это   и   инсценировка различных сказок, проведение утренников.  Письменный –  предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинения, словаря,   газеты,   стихотворений   (их   переводов   с   иностранного   языка),   создание справочников.  При выполнении всех видов проектов учащиеся активно используют Интернет­ ресурсы. В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы в Интернете, учатся выбирать информацию из различных источников и выделять главное. Роль учителя заключается в том, чтобы следить за тем, как усвоена лексика, правильно ли учащиеся употребляют грамматические конструкции, оценить их ответы. Используя   в   своей   работе   проектную   методику,   я   пришла   к   выводу,   что   при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения, этот метод очень эффективен. Проектное обучение активно влияет   на   мотивационную   сферу   ученика.   Очень   важно   также   и   то,   что   в   работе   над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие   способности   и   активность   обучаемых,   то   есть   идёт   неразрывный   процесс обучения и воспитания. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Проект Монопроект Коллективный  проект Устно­речевой Письменный

Мастер-класс «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку»

Мастер-класс  «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении  иностранному языку»

Мастер-класс «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку»

Мастер-класс  «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении  иностранному языку»

Мастер-класс «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку»

Мастер-класс  «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении  иностранному языку»

Мастер-класс «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку»

Мастер-класс  «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении  иностранному языку»

Мастер-класс «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку»

Мастер-класс  «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении  иностранному языку»

Мастер-класс «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку»

Мастер-класс  «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении  иностранному языку»

Мастер-класс «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку»

Мастер-класс  «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении  иностранному языку»

Мастер-класс «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку»

Мастер-класс  «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении  иностранному языку»
Скачать файл