Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"
Оценка 5

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
13.02.2019
Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"
Публикую свой мастер-класс, с которым я выступала на конференции. В нём я делаю предварительное сообщение об особенностях работы с детским хором. Особый акцент - традиции и инновации во время распевки. Знакомлю со сборниками Новосибирского композитора С. В. Крупа-Шушариной и иллюстрирую работу над технологическими трудностями во время распевания детского хора.
Мастер-класс.docx
Мастер­класс преподавателя МБУДО Новоспасской ДШИ  Журкиной Е.Н. Тема: «Современные педагогические технологии в распевании  детского хора» Цель занятия: показ инновационных моментов деятельности Форма: интегрированное занятие (лекционно­практическое) Ход занятия: Представим себе идеальный образ детского хора: горящие глаза, устремленные на вас с   трепетным   ожиданием;   открытые   чуткие   сердца,   готовые   слиться   в   едином эмоциональном   порыве;   чистые   голоса,   наполняющие   слушателей   гармонией   и одухотворенностью. Детский   хор   ­   это   живой   организм,   постоянно   растущий   и   изменяющийся, удивительное   существо,   несущее   энергетику   оптимизма   и   обаяния;   особый исполнительский   инструмент,   нежный,   гибкий   и   отзывчивый,   способный   на   самое искреннее и непосредственное выражение человеческих чувств. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать... Хормейстеру   предстоит   решить   главный   вопрос:   как   создать   по­настоящему художественный детский хоровой коллектив? Это большая и увлекательная работа, полная экспериментов и ошибок, анализа и размышлений.  Руководитель   коллектива   должен   помнить,   что   главной   особенностью   работы   с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих   навыков,   голосового   аппарата,   музыкальной   грамотности),   музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение музыкального кругозора) и исполнительства. Только такой комплексный подход позволит хору полноценно развиваться, при этом раскрывая способности каждого отдельно взятого ребенка. Не   секрет,   что   сложный   процесс   освоения   навыков   хорового   пения   требует   от обучающихся   огромной   эмоциональной   увлеченности   и   сосредоточенности,   и   только чередование   характера   и   методов   учебной   деятельности   способно   преодолеть   чувство усталости в процессе урока. Для поддержания устойчивого интереса участников хора  в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного. Что   же   такое   инновации?   Под   инновациями   в   образовании   понимается   процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из   существенных   компонентов   образовательной   деятельности   нашей   школы.   И   это   не случайно.  Именно  инновационная   деятельность  не  только  создает   основу  для  создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет   направления   профессионального   роста   педагога,   его   творческого   поиска, реально   способствует   личностному   росту   обучающихся.   Инновационный   подход   в обучении распространяется на содержание образования, методы преподавания и формы контроля качества обучения. Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного преподавателя ДШИ знания основных тенденций  инновационных  изменений и  возможность их применения  в собственной   практике.  Обновленные   методики   хорового   воспитания,   обобщенный предыдущий   опыт   своих   коллег   ­   любой   материал   может   быть   проанализирован, использован хормейстером в собственной практике, введен в процесс развития вокально­ хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе. Очень важно понять, какой результат мы должны получить в процессе воспитания с помощью   инновационных   воспитательных   технологий.   В   одной   методической   статье говорилось, что целью инновационной деятельности в воспитательном процессе является качественное  изменение   личности  ученика   по   сравнению   с  традиционной   системой.   Но любой опытный преподаватель скажет, что это крайне неверное суждение. Применительно к детскому пению следует отметить, что именно традиции, опыт прошлых поколений, и обусловили исключительное значение хоровой музыки в нашей культуре. Именно хоровое пение   на   протяжении   столетий   являлось   выражением   русского   духа,   русской художественной натуры, национального характера.  Следуя лучшим образцам хорового исполнительства, я совмещаю традиционный и инновационный подход в обучении, тем самым стараясь привить детям лучшие традиции академического пения и решая вопрос повышения качества обучения  c  использованием инновационных образовательных технологий. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет детский хор. При   выборе   репертуара   хормейстер   должен   знать   закономерности   музыкально­ певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара; должен уметь моделировать для каждого занятия и выступления все новые "комплексы" музыкального материала, а так же гибко реагировать в учебно­ воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Например,   сегодня   многие   руководители   детских   хоровых   коллективов   отмечают недостаток   в   юмористическом,   шуточно­игровом   материале,   особенно   для   самых маленьких исполнителей. Песни современных авторов, входящие в новые сборники, как правило,   интонационно   неудобны   для   исполнения   или   текст   плохо   воспринимается учащимися.   Это   происходит   оттого,   что   авторы   часто   не   имеют   практики   работы   с хоровым  коллективом.  Сборники  С.  Крупа­Шушариной,  с  которыми  я познакомлю  вас сегодня, отчасти восполняют этот недостаток.  Занятие по хоровому классу один раз в неделю. У младших классов – час, у детей постарше   –   полтора   часа.   Мы   все   знаем,   что   репертуар   хора   должен   содержать   по возможности обширный и интересный музыкальный материал, включая народные песни и музыку   композиторов­классиков,   сочинения   a   cappella   и   с   сопровождением, полифонические и гомофонные, произведения собранные по тематическому принципу и стилистическому единству и т.д.  Работая с таким благодатным репертуаром на хоровых занятиях, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии. А главное, как я считаю  –  это  расширить  границы   репертуарного  плана.  (10­12  произведений   в  год  для младшего хора, 8­10 – для старшего хора).            Хорошо известно, что в воспитании вокалиста огромную роль играют специальные упражнения.   Существует   обширная   музыкальная   литература,   предназначенная   для развития   высоких,   средних   и   низких   голосов.   Естественно,   что   имеются   специальные упражнения   и   для   хора.   Эти   упражнения   используются   не   только   в   целях совершенствования голоса, но и в связи с задачами воспитания многих важных хоровых навыков и умений. Таким образом, в хоре на упражнения ложится двойная нагрузка. Вот почему маленькие певцы должны понять, что упражнения – это школа вокально­хорового мастерства и что к работе над ними нужно относиться так же серьёзно, как и к работе над любимой песней. Для учащихся 1­2 классов я использую музыкальный материал композитора С. Крупа­ Шушариной. Когда идёт серьёзная работа над развитием вокально­певческих навыков, они, порой,   даже   не   осознают   важности   этого   момента,   так   как   характер   этих   упражнений шуточный.         Вокализ на legato и мягкую атаку звука: «Песенка для мамы». Взят этот вокализ на выработку определённых певческих навыков, которыми должны овладеть маленькие певцы на начальном этапе обучения. В дальнейшем, мы, разучив слова этой песенки, можем ее исполнить на 8 марта, День матери и на любом детском концерте, например, в детском саду.        Исполнение песни. Хорошо всем известен метод для развития дикции – это чтение скороговорок. Композитор предлагает   для   работы   с   маленькими   детьми   оригинальные,   шуточные   скороговорки, которые я использую в своей работе и которые очень полюбились учащимися.      Скороговорка: «В прекрасный день форель» ­ развитие дикции. Мелодию этой песни я использую как вокализ на кантилену. Поем мы его нотами, округляя гласные звуки.       Вокализ на кантилену: «Хозяйственная форель». Распевание   всегда   эмоционально   подготавливает   хоровой   коллектив   к   работе   над репертуарными хоровыми произведениями, поэтому все упражнения должны исполняться с определённым   эмоциональным   настроем.   Чрезвычайно   полезно   менять   характер исполнения  одного  и  того  же  упражнения:  петь  его то  радостно, то сердито;  ласково, драматически, нежно и т.п.       Задание: исполнить вокализ «Хозяйственная форель» сердитым голосом. Когда выучена хорошо скороговорка и мелодия вокализа, а на это уйдет примерно три занятия,  можно знакомить  детей  с  шуточной  песенкой.  Темп  прибавляется  и  меняется характер мелодии.       Ещё одна забавная скороговорка:  «Рыба­Пила» (чтение скороговорки). Мелодию этой песни мы также поём нотами, но на штрих non legato и модуляцию.      Вокализ на модуляцию и non legato: «Рыба­Пила». Исполнение песенки. В течение первой четверти нами выучены несколько подобных песенок­скороговорок.  Каждая исполняется два раза в среднем и в быстром темпе. Главная задача, которую я ставлю перед учениками, это чтобы они не переходили на «разговор» и помнили, что это в первую очередь песни.       Песенки­скороговорки: «Две цапли», «Веселая акула», «Фазан и фагот». На процесс распевания в младшем хоре я уделяю 10­15 минут от урока. Дальше веду работу над репертуаром. Подводя итог  I  четверти, можно сказать, что дети разучили 10 песен различной сложности.        Теперь немного хочется рассказать о процессе распевания с детьми старшего возраста. В подростковом возрасте увеличивается роль и усложняется содержание распевания хора. Распевание становится более протяжённым, ему может посвящаться уже до 15­20 минут, в зависимости   от   продолжительности   занятия.   Все   технологические   задачи   и   функции распевания сохраняются, но обычно на более сложном музыкальном материале. Вокальные упражнения разделяются на стабильные и эпизодические. Стабильные – это упражнения, которые поются в течение нескольких лет. В качестве примера предлагаю учебно­ме6тодическое пособие  Беллы Рачиной «Распевание в детском хоре», включающий в   себя   210   эффективных   упражнений.   Эпизодическими   называют   упражнения, подбираемые   хормейстером,   чтобы   подготовить   хор   к   разучиванию   конкретного произведения или отработать на простом материале технологические трудности, которые предстоит преодолеть. С такими упражнениями я и хочу вас познакомить. Настольной книгой   для   меня   на   данном   этапе   работы   является     «Хрестоматия   вокализов»     в сопровождении фортепиано С.В. Крупы­Шушариной.          Первый раздел сборника «Хрестоматия вокализов», представленный вокализами для выработки   кантилены   (певучести),   можно   рекомендовать   даже   самым   начинающим ученикам.       Кантилена – широкая, свободно льющаяся напевная мелодия. По примеру некоторых итальянских   педагогов   по   вокалу,   Светлана   Крупа­Шушарина   написала   не   просто вокальную строчку, предназначенную для исполнения на какой­либо слог, а сопроводила мелодии   текстами   на   родном   языке.   Таким   образом,   ученик   осваивает   и   технические задачи вокализации, и может одновременно работать над произношением текста в пении.          Вокализ на кантилену: «Розы расцветают».  Исполнение нотами, на слог «ла», на букву «а». Затем исполнение песни со словами. Второй   раздел   сборника   предназначен   для   освоения   различных   интервалов.   Особое значение имеет умение хора интонировать малые секунды, которые обычно исполняются в зависимости   от   ладового   и   гармонического   контекста   произведения.   Хроматические полутоны   подчиняются   общим   закономерностям:   расширение   при   движении   вверх   и сужение при движении вниз. Вот какое произведение можно предложить для работы над данными интервалами.         Хроматизм.  «Ундина». Исполнить нотами, затем со словами, показав всю красоту миниатюры.  Чистые интервалы всегда интонируются устойчиво. Все большие и увеличенные интервалы интонируются с тенденцией к расширению, а малые и уменьшенные – к сужению. Есть интервалы   труднее   больших   и   малых   секунд   и   терций   –   это   увеличенная   квинта, уменьшенная   терция,   неподготовленная   увеличенная   кварта.   Тритон   –   диссонирующий интервал, сложный для интонирования.        Тритоны.   «Молятся звёзды». Исполнение нотами и со словами. Третий   раздел   представлен   вокализами   на   различные   виды   техники,   что   ставит   перед исполнителем более сложные задачи, поэтому будет полезен учащимся старшего возраста. Короткий форшлаг – тип мелизма, состоящий в исполнении краткого дополнительного звука за счёт длительности предшествующей ноты.       Короткий форшлаг.  «Ночная песнь».  Термин   «остинато»   означает   многократное   повторение   мелодической,   ритмической фигуры, гармонического оборота, звука.        Остинато. «Снежным облаком». Исполнение нотами и со словами. Подводя итог нашего занятия, хочется сделать следующий вывод: в практической работе многих   хормейстеров   и   учителей   музыки   возникают   проблемы   с   распеванием   хора, связанные   с   методологией   отбора   упражнений   для   распевания.   Цель   моего   отбора певческого материала – это попытка систематизации музыкального материала в сфере:  1. Выстраивания   логики   процесса   развития   интонационного   слуха   и   формирования интонационных навыков. 2. Соответствия   содержания   упражнений   нынешним   реалиям   и   интересам современных детей и подростков. 3. Подбора распеваний, художественное качество которых, отвечало бы требованиям развитого музыкального вкуса. Несомненное достоинство этого музыкального материала – создание его в последние годы и пока мало известного широкой публике.

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в распевании детского хора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019