Статья "Академическое пение в детском хоре".
Оценка 5

Статья "Академическое пение в детском хоре".

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
музыка +1
Взрослым
05.09.2019
Статья "Академическое пение в детском хоре".
Статья представляет собой методические рекомендации по работе с детским хором в стиле академического пения. Использованы примеры работы с хором 1-2 года занятий. Широко рассматривается работа по приобретению не только вокальных,но и речевых качеств,которые со временем помогают улучшить качество исполнения музыкальных вокальных произведений различных жанров.
Академическое пение в детском хоре.docx
Академическое пение в детском хоре. Детский хор — выдающийся инструмент массового воспитания и обучения. Он  даёт интеллектуальное и духовное развитие, физическое оздоровление, учит  пониманию и приятию красоты, многоканальному ассоциативному мышлению,  умению успешно выполнять несколько дел одновременно по примеру Юлия  Цезаря. Каждый ребенок, пришедший в хоровой класс, получает свой шанс  на музыкальное и общее развитие посредством хорового пения. Ребенок — цель  развития, репертуар хора — средство развития. Другими словами, руководители  в первую очередь обучают детей технике пения, занимаются развитием  и укреплением детских голосов, а во вторую очередь — разучиванием  репертуара. Занятия в хоре, имеющем обширный обучающий репертуар, который включает  классические произведения, в том числе крупную форму, способствуют  развитию различных и весьма полезных качеств личности. Так, с помощью  навыков академического пения можно развить высокую распределенность  внимания, фонематический слух, помочь формированию выразительной,  грамотной речи ребенка и совершенствованию его речевых навыков. Учащиеся часто не умеют самостоятельно переносить приобретенные навыки  академического пения на речь и остаются в плену «бормотательного реализма».  Условно назовем это «двугласием» (хорошо петь, при этом плохо говорить).  Раздвоение голоса — это знак раздвоения личности: ребенок красив и аккуратен  на сцене (в пении) и одновременно неряшлив и невежествен в речи (в быту).  И эту неразборчивую, часто малограмотную речь дети, их родители и сверстники умудряются понимать, так как многие сами так говорят. Проблема снятия или снижения двугласия тем более актуальна  для слабоинтонирующих детей, для которых путь к красивой, грамотной,  разборчивой речи будет более длинным за счет дополнительного этапа движения  к интонированию. Осознание того, что речь человека является одним из главных качеств, по которому его оценивают в любой среде (а в среде деловой — стократно), может прийти поздно, когда  отрицательные речевые стереотипы укрепились в мышечной памяти, в сознании  основательно и переучиваться очень трудно. Недаром в театральных учебных  заведениях искусству сценической речи уделяют значительное внимание. Как снять двугласие? Как избавиться, излечиться от неряшливого и торопливого  бормотания? У поющих это сделать много легче, чем у непоющих. Надо только убедить их в прямой выгоде выразительной речи, способствующей выбору круга общения, успешной самореализации в профессии, коммуникабельности, повышению конкурентоспособности в профессиональной деятельности в будущем. Часто бывает важным не только и не столько то, что говоришь, а как говоришь. На школьном уровне красивая, ясная и грамотная речь является огромным  преимуществом на фоне «бормотания». Мы доказываем детям, что одинаково  хорошо выученный урок оценивается разными оценками в зависимости  от качества голосового исполнения. Мотивируем детей к качественной речи  такими приманками: «Хочешь тратить на подготовку уроков меньше времени.  А оценки получать выше? Тогда начни учиться хорошо говорить, перенеси  навыки пения на разговорную речь!» Монотонная, торопливая речь с проглоченными окончаниями слов, с частыми  «тормозками», словами­паразитами, запинками при изложении материала будет  оценена в лучшем случае оценкой «4», ведь урок­то ученик учил. И совсем иное  впечатление на учителя произведет ответ, исполненный дикционно разборчиво,  интонационно разнообразно, объемным, тембрально богатым голосом  и без запинок при подборе слов. А запинки в значительной степени происходят  из­за недостаточного опыта выражать мысли вслух, то есть, опыта говорения,  и словарного запаса. Часто вспоминаю постоянно повторявшийся случай  из далекого школьного детства: одноклассник, возвращаясь после ответа  от школьной доски к своей парте, слышал одни и те же одобрительные (часто  не без зависти) реплики соучеников: «Как ты легко пятерочки зарабатываешь!».  А он просто хорошо говорил и, конечно, знал урок. Итак, перенесение навыков красивого пения на речь мы начинаем с … шутливо­ иронического отношения к бытовой, неразборчивой речи хористов: просим  повторить сказанное (часто это вопрос) так, чтобы можно было понять, о чем  идет речь: «Не понял, еще раз повтори», «и еще». В ответ ученик начинает  повышать голос. Учитель: «Нет, не надо громче, надо разборчивее».  И постепенно добивается своего. Кстати сказать, замечено, что сначала дети  стесняются хорошо говорить в быту, боясь реакции, насмешки соучеников —  «бормотунов». При пении в хоре активно и объединенно работают речевой, языковый  и зрительный компоненты развития интеллекта. Впевание каждого музыкального  произведения требует многократного, детализированного, фрагментарного  повторения всего литературного текста. Голос воспроизводит вокальную линию,  нотную строчку и связанный с ними текст, а зрение одновременно фиксирует  и впечатывает в память написание литературного текста, подписанного  под нотами. Это в значительной степени формирует предпосылки  для письменной грамотности и хорошей устной речи, расширяет словарный  запас, повышает речевую культуру учащихся. Ведь дети не только запоминают  при многократном прочтении правильное написание слова, но и разницу  между написанием и произношением (сердце — серце, дождь — дощь, корова —  карова, счастье–щастье). По мнению логопедов, в коре головного мозга существуют два совмещенных  «треугольника» — речевой и певческий, с помощью которых реализуется цепочка «услышал — проанализировал — воспроизвел». Пение оптимизирует  этот процесс. Таким образом, с помощью хорового пения мы не только  формируем певческие, но и совершенствуем речевые навыки каждого ребенка. Ясная, дикционно отточенная речь, развивая соответствующие отделы головного  мозга, способствует повышению письменной грамотности. Качества певческого голоса, которые мы считаем полезными для переноса  на речь:    и понижениями высоты, интонации); Акустическая объемность; Дикционная разборчивость; Интонационное разнообразие (модулирующий голос с повышениями Энергетика; Динамическое разнообразие (повышение и понижение громкости); Смысловая акцентуация (умение интонацией подчеркнуть важное); Произносительная грамотность (орфоэпия).     На хоровой репетиции перед пением исполняемого произведения его  литературный текст читается сначала хором, потом по очереди хористами  (экспресс­опрос). Чтобы это не заняло слишком много дорогого репетиционного времени,  экспресс­опрос проводится в сокращенном варианте — выбирается  четверостишие или ключевая фраза. Перед читающими ставится задача  произнести текст, добиваясь качеств певческого голоса, перечисленных выше.  Певцы сами способны дать оценку выполнения задания своими товарищами.  Принимаем только убеждающие ответы, в которых также есть артистизм,  отношение к исполняемому. Остальные обходим молчанием, чтобы  не гипертрофировать критическую сферу детей. Такая форма работы с текстом хорового произведения со временем доводит его  воспроизведение до автоматизма. При работе над обретением певческих и речевых качеств (тем более при пении  в хоре с многоязычным репертуаром) происходит активное развитие  фонематического слуха, способности улавливать мельчайшие особенности  произношения гласных и согласных звуков. А фонематический слух — главный  инструмент в овладении фонетикой иностранных языков, нюансами точного  произношения. Одновременно хоровое пение тренирует тонкую управляемость  и скоординированность работы всех органов внутренней и внешней речевой  артикуляции, повышает точность воспроизведения, разборчивость речи  и речевую технику. Соединение этих факторов — тренированности фонематического слуха  и мышечной готовности к выполнению сложных речевых заданий — делают  понятной любовь учителей иностранного языка к занятиям с учащимися хоровых классов, которые на лету схватывают произношение и шутя справляются  с задачами, затруднительными для многих непоющих детей. Фонетика чужих  языков юным певцам дается легко. Занятия академическим пением, вокалом совершенствуют саму  речевую функцию человека, уже с детства закаливают голосовой аппарат, делают его более сильным, тренированным, выносливым, что в дальнейшем очень важно  для поддержания тонуса, здоровья и высокой работоспособности огромного  количества людей речевых профессий — учителей, воспитателей, дикторов,  лекторов, артистов, тренеров, руководителей всех уровней и т.д. Вокально тренированный человек легче излагает свои мысли. Речь его разборчива и ясна, голос звучный и объемный. Он обладает несравненно более высоким  даром убеждения по сравнению с нетренированным человеком. Вокальные  навыки делают речь более певучей, обогащают ее интонационно. Поющий  человек обладает модулирующим речевым голосом, лишенным скучной  монотонности, усыпляющей или раздражающей слушателя. И уж никак  не способствующей восприятию информации. Итак, владение вокалом, певческим голосом является прекрасной предпосылкой  для овладения голосом разговорным, речевым. Более того, идет процесс  встречного взаимообогащения: улучшенная речь в ответ улучшает качество  пения, а хорошо произнесенные гласные и согласные звуки помогают свободной  и энергетически целесообразной вокализации. Еще одним важным аспектом использования навыков пения для улучшения речи  является «врачевание» с их помощью различных нарушений и дефектов речи. Логопедическая функция вокала общеизвестна. Дети, поющие в хоре, за год­два  расстаются со многими признаками косноязычия, с массой всевозможных  речевых дефектов — искаженным произношением или подменой согласных,  различными пришепетываниями, а также с функциональной картавостью,  не связанной с органическими нарушениями в центральной нервной системе. Давно известно, что люди, страдающие заиканием, при пении перестают  испытывать эти затруднения — их голос становится освобожденным от этого  недуга. Многие люди с помощью вокальной тренировки преодолевают заторможенную  речь, трудность в изложении мыслей, расстаются с неуверенностью в себе,  с психологическими зажимами, становятся более контактными, раскованными. Искусство грамотной, разборчивой, обаятельной, располагающей и убеждающей  речи, взращенной с помощью навыков академического пения, способствует  формированию социальных компетенций личности, ее уверенности,  конкурентоспособности и востребованности в обществе. По универсальной силе воздействия хор не имеет равных среди многих видов  коллективного творчества, нацеленных в будущее. И чем раньше хор появится  в жизни ребенка, тем большего он достигнет. Литература 1. Буланов В. Г. Метод музыкального и вокального развития  учащихся в условиях интенсивной работы детского хора, 2000 2. Буланов В. Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных  качеств личности, 2003 3. Буланов В. Г. Тонкая слуховая дифференцировка в работе с детским хором,  2013

Статья "Академическое пение в детском хоре".

Статья "Академическое пение в детском хоре".

Статья "Академическое пение в детском хоре".

Статья "Академическое пение в детском хоре".

Статья "Академическое пение в детском хоре".

Статья "Академическое пение в детском хоре".

Статья "Академическое пение в детском хоре".

Статья "Академическое пение в детском хоре".

Статья "Академическое пение в детском хоре".

Статья "Академическое пение в детском хоре".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2019