Статья представляет собой методические рекомендации по работе с детским хором в стиле академического пения. Использованы примеры работы с хором 1-2 года занятий. Широко рассматривается работа по приобретению не только вокальных,но и речевых качеств,которые со временем помогают улучшить качество исполнения музыкальных вокальных произведений различных жанров.
Академическое пение в детском хоре.docx
Академическое пение в детском хоре.
Детский хор — выдающийся инструмент массового воспитания и обучения. Он
даёт интеллектуальное и духовное развитие, физическое оздоровление, учит
пониманию и приятию красоты, многоканальному ассоциативному мышлению,
умению успешно выполнять несколько дел одновременно по примеру Юлия
Цезаря.
Каждый ребенок, пришедший в хоровой класс, получает свой шанс
на музыкальное и общее развитие посредством хорового пения. Ребенок — цель
развития, репертуар хора — средство развития. Другими словами, руководители
в первую очередь обучают детей технике пения, занимаются развитием
и укреплением детских голосов, а во вторую очередь — разучиванием
репертуара.
Занятия в хоре, имеющем обширный обучающий репертуар, который включает
классические произведения, в том числе крупную форму, способствуют
развитию различных и весьма полезных качеств личности. Так, с помощью
навыков академического пения можно развить высокую распределенность
внимания, фонематический слух, помочь формированию выразительной,
грамотной речи ребенка и совершенствованию его речевых навыков.
Учащиеся часто не умеют самостоятельно переносить приобретенные навыки
академического пения на речь и остаются в плену «бормотательного реализма».
Условно назовем это «двугласием» (хорошо петь, при этом плохо говорить).
Раздвоение голоса — это знак раздвоения личности: ребенок красив и аккуратен
на сцене (в пении) и одновременно неряшлив и невежествен в речи (в быту).
И эту неразборчивую, часто малограмотную речь дети, их родители и сверстники
умудряются понимать, так как многие сами так говорят.
Проблема снятия или снижения двугласия тем более актуальна
для слабоинтонирующих детей, для которых путь к красивой, грамотной,
разборчивой речи будет более длинным за счет дополнительного этапа движения
к интонированию.
Осознание того, что речь человека является одним из главных
качеств, по которому его оценивают в любой
среде (а в среде деловой — стократно), может прийти поздно, когда
отрицательные речевые стереотипы укрепились в мышечной памяти, в сознании
основательно и переучиваться очень трудно. Недаром в театральных учебных
заведениях искусству сценической речи уделяют значительное внимание.
Как снять двугласие? Как избавиться, излечиться от неряшливого и торопливого
бормотания? У поющих это сделать много легче, чем
у непоющих. Надо только убедить их в прямой выгоде
выразительной речи, способствующей выбору круга
общения, успешной самореализации в профессии,
коммуникабельности, повышению конкурентоспособности
в профессиональной деятельности в будущем. Часто бывает важным не только и не столько то, что говоришь,
а как говоришь.
На школьном уровне красивая, ясная и грамотная речь является огромным
преимуществом на фоне «бормотания». Мы доказываем детям, что одинаково
хорошо выученный урок оценивается разными оценками в зависимости
от качества голосового исполнения. Мотивируем детей к качественной речи
такими приманками: «Хочешь тратить на подготовку уроков меньше времени.
А оценки получать выше? Тогда начни учиться хорошо говорить, перенеси
навыки пения на разговорную речь!»
Монотонная, торопливая речь с проглоченными окончаниями слов, с частыми
«тормозками», словамипаразитами, запинками при изложении материала будет
оценена в лучшем случае оценкой «4», ведь урокто ученик учил. И совсем иное
впечатление на учителя произведет ответ, исполненный дикционно разборчиво,
интонационно разнообразно, объемным, тембрально богатым голосом
и без запинок при подборе слов. А запинки в значительной степени происходят
изза недостаточного опыта выражать мысли вслух, то есть, опыта говорения,
и словарного запаса. Часто вспоминаю постоянно повторявшийся случай
из далекого школьного детства: одноклассник, возвращаясь после ответа
от школьной доски к своей парте, слышал одни и те же одобрительные (часто
не без зависти) реплики соучеников: «Как ты легко пятерочки зарабатываешь!».
А он просто хорошо говорил и, конечно, знал урок.
Итак, перенесение навыков красивого пения на речь мы начинаем с … шутливо
иронического отношения к бытовой, неразборчивой речи хористов: просим
повторить сказанное (часто это вопрос) так, чтобы можно было понять, о чем
идет речь: «Не понял, еще раз повтори», «и еще». В ответ ученик начинает
повышать голос. Учитель: «Нет, не надо громче, надо разборчивее».
И постепенно добивается своего. Кстати сказать, замечено, что сначала дети
стесняются хорошо говорить в быту, боясь реакции, насмешки соучеников —
«бормотунов».
При пении в хоре активно и объединенно работают речевой, языковый
и зрительный компоненты развития интеллекта. Впевание каждого музыкального
произведения требует многократного, детализированного, фрагментарного
повторения всего литературного текста. Голос воспроизводит вокальную линию,
нотную строчку и связанный с ними текст, а зрение одновременно фиксирует
и впечатывает в память написание литературного текста, подписанного
под нотами. Это в значительной степени формирует предпосылки
для письменной грамотности и хорошей устной речи, расширяет словарный
запас, повышает речевую культуру учащихся. Ведь дети не только запоминают
при многократном прочтении правильное написание слова, но и разницу
между написанием и произношением (сердце — серце, дождь — дощь, корова —
карова, счастье–щастье).
По мнению логопедов, в коре головного мозга существуют два совмещенных
«треугольника» — речевой и певческий, с помощью которых реализуется цепочка «услышал — проанализировал — воспроизвел». Пение оптимизирует
этот процесс. Таким образом, с помощью хорового пения мы не только
формируем певческие, но и совершенствуем речевые навыки каждого ребенка.
Ясная, дикционно отточенная речь, развивая соответствующие отделы головного
мозга, способствует повышению письменной грамотности.
Качества певческого голоса, которые мы считаем полезными для переноса
на речь:
и понижениями высоты, интонации);
Акустическая объемность;
Дикционная разборчивость;
Интонационное разнообразие (модулирующий голос с повышениями
Энергетика;
Динамическое разнообразие (повышение и понижение громкости);
Смысловая акцентуация (умение интонацией подчеркнуть важное);
Произносительная грамотность (орфоэпия).
На хоровой репетиции перед пением исполняемого произведения его
литературный текст читается сначала хором, потом по очереди хористами
(экспрессопрос).
Чтобы это не заняло слишком много дорогого репетиционного времени,
экспрессопрос проводится в сокращенном варианте — выбирается
четверостишие или ключевая фраза. Перед читающими ставится задача
произнести текст, добиваясь качеств певческого голоса, перечисленных выше.
Певцы сами способны дать оценку выполнения задания своими товарищами.
Принимаем только убеждающие ответы, в которых также есть артистизм,
отношение к исполняемому. Остальные обходим молчанием, чтобы
не гипертрофировать критическую сферу детей.
Такая форма работы с текстом хорового произведения со временем доводит его
воспроизведение до автоматизма.
При работе над обретением певческих и речевых качеств (тем более при пении
в хоре с многоязычным репертуаром) происходит активное развитие
фонематического слуха, способности улавливать мельчайшие особенности
произношения гласных и согласных звуков. А фонематический слух — главный
инструмент в овладении фонетикой иностранных языков, нюансами точного
произношения. Одновременно хоровое пение тренирует тонкую управляемость
и скоординированность работы всех органов внутренней и внешней речевой
артикуляции, повышает точность воспроизведения, разборчивость речи
и речевую технику.
Соединение этих факторов — тренированности фонематического слуха
и мышечной готовности к выполнению сложных речевых заданий — делают
понятной любовь учителей иностранного языка к занятиям с учащимися хоровых
классов, которые на лету схватывают произношение и шутя справляются
с задачами, затруднительными для многих непоющих детей. Фонетика чужих
языков юным певцам дается легко. Занятия академическим пением, вокалом совершенствуют саму
речевую функцию человека, уже с детства закаливают голосовой аппарат, делают
его более сильным, тренированным, выносливым, что в дальнейшем очень важно
для поддержания тонуса, здоровья и высокой работоспособности огромного
количества людей речевых профессий — учителей, воспитателей, дикторов,
лекторов, артистов, тренеров, руководителей всех уровней и т.д.
Вокально тренированный человек легче излагает свои мысли. Речь его разборчива
и ясна, голос звучный и объемный. Он обладает несравненно более высоким
даром убеждения по сравнению с нетренированным человеком. Вокальные
навыки делают речь более певучей, обогащают ее интонационно. Поющий
человек обладает модулирующим речевым голосом, лишенным скучной
монотонности, усыпляющей или раздражающей слушателя. И уж никак
не способствующей восприятию информации.
Итак, владение вокалом, певческим голосом является прекрасной предпосылкой
для овладения голосом разговорным, речевым. Более того, идет процесс
встречного взаимообогащения: улучшенная речь в ответ улучшает качество
пения, а хорошо произнесенные гласные и согласные звуки помогают свободной
и энергетически целесообразной вокализации.
Еще одним важным аспектом использования навыков пения для улучшения речи
является «врачевание» с их помощью различных нарушений и дефектов речи.
Логопедическая функция вокала общеизвестна. Дети, поющие в хоре, за годдва
расстаются со многими признаками косноязычия, с массой всевозможных
речевых дефектов — искаженным произношением или подменой согласных,
различными пришепетываниями, а также с функциональной картавостью,
не связанной с органическими нарушениями в центральной нервной системе.
Давно известно, что люди, страдающие заиканием, при пении перестают
испытывать эти затруднения — их голос становится освобожденным от этого
недуга.
Многие люди с помощью вокальной тренировки преодолевают заторможенную
речь, трудность в изложении мыслей, расстаются с неуверенностью в себе,
с психологическими зажимами, становятся более контактными, раскованными.
Искусство грамотной, разборчивой, обаятельной, располагающей и убеждающей
речи, взращенной с помощью навыков академического пения, способствует
формированию социальных компетенций личности, ее уверенности,
конкурентоспособности и востребованности в обществе.
По универсальной силе воздействия хор не имеет равных среди многих видов
коллективного творчества, нацеленных в будущее. И чем раньше хор появится
в жизни ребенка, тем большего он достигнет.
Литература
1. Буланов В. Г. Метод музыкального и вокального развития
учащихся в условиях интенсивной работы детского хора, 2000
2. Буланов В. Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных
качеств личности, 2003 3. Буланов В. Г. Тонкая слуховая дифференцировка в работе с детским хором,
2013
Статья "Академическое пение в детском хоре".
Статья "Академическое пение в детском хоре".
Статья "Академическое пение в детском хоре".
Статья "Академическое пение в детском хоре".
Статья "Академическое пение в детском хоре".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.