Мастеркласс «Технология модерации».
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на
сегодняшнем мастерклассе. Я прошу вас выбрать одну из предложенных
карточек. Карточки с началом и окончанием пословиц раздаются участникам
мастеркласса.
I. Инициация (начало мастеркласса, знакомство).
На данном этапе мастеркласса происходит формирование групп
для последующей работы, участники делятся на 3 группы по 5 человек. 3
участника мастеркласса собирают группу. Участники собирают группу,
найдя свою половину пословицы. Группы рассаживаются по периметру
класса так, чтобы не мешать друг другу в работе.
Необходимые материалы: карточки, на одних написаны начало, а на
других конец пословиц.
Правила сегодняшнего мастеркласса:
1. Один говорит, другие слушают.
2. Дополняем друг друга.
3. Понравилась чужая мысль, запиши.
4. То, что пишем всегда важно.
5. Всегда слушать мастера и делать то, что он говорит.
6. То, что ты пишешь и говоришь, это всегда правильно.
7. Не задавай вопросов, как понял, так и делай. Это всё правильно.
II. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей мастер
класса). Вспомнить все известные современные образовательные технологии,
их общие черты. Какие ассоциации у вас возникают при слове «модерация»,
запишите их.
(Управление,
упорядочивание,
контроль,
новизна,
интерес,
удивление…)
1 III. Формирование ожиданий участников мастеркласса.
Запишите на листочке свои ожидания от мастеркласса, закончив
предложения:
Сегодня я хочу узнать ______________________________________.
Я смогу научиться _______________________________для того, чтобы
___________________________________________________.
IV. Интерактивная лекция.
Одна из главных проблем сегодняшней школы низкая мотивация, как
учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой
негативной ситуации является недостаточное использование в учебном
процессе современных эффективных образовательных технологий.
В рамках сегодняшнего мастеркласса мы познакомимся с технологией
модерации, которая позволяет значительно повысить результативность и
качество уроков за счет усиления мотивации всех участников
образовательного процесса, активизации познавательной деятельности
учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения,
воспитания и развития.
Для обеспечения эффективности управления образовательным
мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока
в основу технологии положены следующие ключевые принципы:
Принципы модерации:
структурированность (все содержание урока рационально делится на
четко определенные части);
систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически
следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
2 комплексность (содержание каждой части урока и организуемые
процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию
обучающихся);
прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю,
всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его
промежуточные и итоговые результаты).
Фазы (этапы) модерации:
инициация (начало урока, знакомство);
вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
эмоциональная разрядка (разминки).
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при
использовании технологии модерации,
получение запланированных
результатов обучения обеспечивается организацией следующих ключевых
процессов:
• эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового
процесса;
• упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми
участниками образовательного процесса;
• обеспечение наглядности хода и результатов образовательного
процесса (визуализация);
• мотивация всех участников образовательного процесса;
• мониторинг образовательного процесса;
• рефлексия педагога и обучающихся;
• анализ деятельности участников и оценка результатов.
3 Наш сегодняшний мастер класс я выстроила по технологии модерации.
Некоторые этапы мы уже прошли. Какие это этапы?
V. Проработка содержания темы.
А сейчас поработайте в группах. Задания для групп:
1 группа – Отследите возможные взаимодействия участников
образовательного процесса (схема интеракции), покажите эти взаимодействия
на схеме интеракции. На основании полученной схемы сделайте выводы,
аргументировано ответив на вопросы:
1. Каким образом могут осуществляться данные взаимодействия?
(обмен информацией коммуникация)
2. В чём в чём плюсы такого взаимодействия?
Интеракция
(эффективное
взаимодействие)
участников
образовательного процесса.
класс
учитель
ученик
малая группа
малая группа
ученик
Вывод: (озвучить схему и ответить на вопросы)
1. _________________________________________________.
2. _________________________________________________.
4 Модельный ответ группы №1:
Для организации эффективного взаимодействия обучающихся
необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся
основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут
осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик,
учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая
группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс.
1.
Эффективные интеракции невозможны без организации
упорядоченного обмена информацией между всеми участниками
образовательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для
обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями,
чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном
общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог
и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации,
использование методов стимулирования коммуникативного процесса все это
позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.
2. Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного
процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснован о
рассчитывать на успех в обучении, педагог на этапе планирования урока
должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной
интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать.
2 группа – Восстановите текст, отражающий роль мотивации в
пропуски
Заполните
достижении планируемых
соответствующими терминами.
результатов.
Текст:
______________ является катализатором таких процессов как:
____________ уверенности в своих силах и
поддержание тонуса,
5 позитивного настроя всех участников образовательного процесса,
__________________ познавательной активности и творческого процесса,
раскрытие и развитие ________________ обучающихся, содействие их
эффективному ___________________.
Мотивировать ученика можно и нужно на каждом _____________
урока. Например, поставленные _____________ должны быть ясными и
понятными для ________________. _______________ роли ученика с
____________ слушателя в ____________ участника образовательного
процесса уже само по себе является мощнейшим мотивирующим
фактором.
Правильно организованная ______________ работа не позволит ни
одному ученику отсидеться за спинами товарищей. От каждого члена
команды зависит ___________ в достижении цели, никому не хочется
быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего ____________в
ощущение твоей
общий труд,
в достижение общей цели,
________________.
Все эти факторы способствуют значительному
________
мотивации.
Термины:
этап,
развитие,
обучающиеся,
мотивация,
стимулирование, способности, цели, успех, групповая, рост, вклад,
значимость, изменение, пассивный, активный, сотрудничество.
Модельный ответ группы №2:
Мотивация является
катализатором
таких процессов как:
поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного
настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование
познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие
6 способностей
обучающихся,
содействие
их
эффективному
сотрудничеству.
Мотивировать ученика можно и нужно на каждом этапе урока.
Например, поставленные цели должны быть ясными и понятными для
обучающихся. Изменение роли ученика с пассивного слушателя в
активного участника образовательного процесса уже само по себе
является мощнейшим мотивирующим фактором.
Правильно организованная групповая работа не позволит ни одному
ученику отсидеться за спинами товарищей. От каждого члена команды
зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других,
наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в
достижение общей цели, ощущение твоей значимости. Все эти факторы
способствуют значительному росту мотивации.
Группа №3 – Дополните недостающие элементы таблицы и сделайте
вывод о роли мониторинга для развития личности каждого ученика.
Таблица «Мониторинг как процесс модерации»
Отслеживаемые
процессы
Суть мониторинга
Средства
мониторинга
Образовательный процесс
Групповая динамика
Сверка
соответствия
полученных
результатов
поставленным целям урока,
их корректировка.
Визуализация результатов
каждого этапа урока.
Оказание
поддержки
группе и/или отдельным
обучающимся, внесение
корректив в их работу.
Наблюдение
развитием
сотрудничества
команде.
за
в
на
Этап урока,
котором
проводится
мониторинг
Форма проведения 1. Сигнальные карточки
7
1.Создание мониторинга
(примерная)
2. ________________
3. _________________
4. ___________________
5. ___________________
6. Рефлексия
положительного
эмоционального настроя
в группе.
2.Помощь
в
распределении ролей в
группе.
3.Сглаживание
конфликтных ситуаций.
4.
Ведение листов
наблюдения за работой
группы.
5. Оценка собственного
вклада в работу группы.
Вывод:
__________________________________________________________________
Модельный ответ группы №3:
Таблица «Мониторинг как процесс модерации»
Отслеживаем
Образовательный
Групповая динамика
ые процессы
Суть мониторинга
Средства
мониторинга
на
Этап урока,
котором
проводится
мониторинг
Форма проведения
мониторинга
(примерная)
процесс
Сверка
соответствия
полученных результатов
поставленным целям урока,
их корректировка.
Визуализация результатов
каждого этапа урока.
На всех этапах урока.
Оказание
поддержки
группе и/или отдельным
обучающимся,
внесение
корректив в их работу.
Наблюдение за развитием
сотрудничества
в
команде.
На всех этапах урока.
1. Сигнальные карточки
2. Тестирование
3. Анкетирование
4. Блицопрос
5. Защита выполненного
группой задания
Создание положительного
эмоционального настроя в
группе.
Помощь в распределении
ролей в группе.
Сглаживание
8 6. Рефлексия
конфликтных ситуаций.
Ведение
листов
наблюдения за работой
группы.
Оценка
вклада в работу группы.
собственного
Вывод:
Трудно переоценить значение групповой работы для
формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для
социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие
процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в
университете, и в профессиональном коллективе, и в семье. Использование
модерации позволяет еще в школе заложить и развить необходимые
навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут
выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в
новых, взрослых условиях.
VI. Защита работы группы. Подведение итогов.
Нам необходимо подвести итоги работы и посмотреть на эту
технологию со стороны.
1. Открывает ли данная технология новые горизонты для
профессионального роста учителя, для развития личности ученика?
2. Актуальна ли данная технология в условиях введения ФГОС в
масштабах страны, школы и в масштабах вашей профессиональной
деятельности?
3. Видите ли вы трудности во внедрении этой технологии? Какая
помощь вам необходима?
Общий вывод: Модерация – это эффективное управление всеми
процессами развития личности ребёнка. Учитель, как модератор этих
9 процессов, направляет ребёнка, помогает ему полноценно реализовать все
свои возможности.
VII. Рефлексия.
Соотнесите своё видение изучаемого вопроса на данный момент с тем,
что вы написали в ожидаемых результатах мастеркласса. Оправдались ваши
ожидания?
Наберись смелости – сделай попытку!
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных,
чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный
государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас
трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел
присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого
еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок,
который когдалибо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» —
спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие,
которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре
признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то
остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта
задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь
подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем
попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком
дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью
защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что
полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на
собственные силы и не боишься сделать попытку.
10 11
Мастер-класс "Технология модерации"
Мастер-класс "Технология модерации"
Мастер-класс "Технология модерации"
Мастер-класс "Технология модерации"
Мастер-класс "Технология модерации"
Мастер-класс "Технология модерации"
Мастер-класс "Технология модерации"
Мастер-класс "Технология модерации"
Мастер-класс "Технология модерации"
Мастер-класс "Технология модерации"
Мастер-класс "Технология модерации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.