Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».
Оценка 4.9

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
04.08.2018
Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».
Сочинение - рассуждение по прочитанному тексту - обязательный экзамен для выпускников 11 классов. В данном материала используются возможности технологии РКМЧП при обучении учащихся написанию сочинения-рассуждения.Представлены основные методы и приёмы работы.На конкретном тексте Д.Гранина "О нравственности"показана работа по написанию сочинения - рассуждения.
Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе»..docx
Мастер­класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе». цели: ­ развитие педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы;  ­   овладение   современными   педагогическими   технологиями   в   практической деятельности. Задачи: ­ обобщить опыт работы по определённой проблеме. Оборудование: ­ компьютер, проектор, презентация к уроку; ­ текст Д. Гранина; ­ памятка « Речевые  клише » (папки с таблицами и алгоритмами для работы с текстами);  ­ задания группам. План проведения.  I. Презентация педагогического опыта.  Единственный путь,  ведущий к знанию,­   деятельность.                        Бернард Шоу  Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые  требования к школе. Современные социально­экономические и общественно­ политические изменения в обществе ставят учителя перед необходимостью  развивать у своих учеников способность критически мыслить. Критическое  мышление позволит им успешно справляться с требованиями XXI века,  поможет глубже понять то, что они изучают и делают. В последнее время  многие учителя обращаются к технологии развития критического мышления  через чтение и письмо (РКМЧП).  С какой целью я использую данную технологию?  Каковы возможности технологии   РКМЧП   при   обучении   учащихся   написанию   сочинения­ рассуждения?  Историческая справка. Так   что   же   принципиально   нового   несет  технология   критического мышления? Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» –   РКМЧП)  возникла   в   Америке   в   80­е   годы   ХХ   столетия.   В   России технология известна с конца 90­х годов и по­другому называется «Чтение и письмо   для   развития   критического   мышления»   (Reading   and   Writing   for Critical Thinking – ЧПКМ).   В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка;   Л.С. Выготского  о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка;   К.   Поппера   и   Р.   Пола  об   основах   формирования   и   развития критического мышления;   Э.   Браун   и   И. Бек  о   метакогнитивном   учении;   гражданского   и правового образования и др.   Разработчики   технологии   ЧПКМ,   в   частности,  Куртис   Мередит, Чарльза   Темпла   и   Джинни   Стилл,   смогли   «переложить»   положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической   технологии,   выделив   этапы,   методические   приемы   и критерии оценки результата.  Так   что   же   принципиально   нового   несет  технология   критического мышления?  Элемент новизны ­ это методические приемы учебной работы, которые помогают раскрыть творческий потенциал учащихся. II. Представление основных методов и приёмов работы.  постановка     прямых     и     скрытых   вопросов   к   тексту   (учителем   или учащимися);  поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;  маркировка   с   использованием значков,  которые ставятся на полях;  расположение   ключевых   слов, ключевых  предложений в логической последовательности;  графическая   систематизация   материала   текста:   кластеры,   таблицы, схемы;  ведение записей («бортовых журналов» и др.). Методы, используемые в технологии – это методы активного чтения:  медленное чтение,   чтение с остановками,   «погружение» в текст. Подготовительная работа.   Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: текст должен быть   абсолютно   неизвестным   для   данной   аудитории   (в   противном   случае теряется смысл и логика использования приема); динамичный, событийный сюжет;   неожиданная   развязка,   «открытый»   проблемный   финал.  Вот   как выглядит технологическая карта урока (см. презентацию).   В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий) – «вызов», «осмысление», «рефлексия». Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.  Технология реализуется через следующие приёмы работы.  I. Стадия вызова (активизация, мотивация).  Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы вызвать:  вызвать   в   памяти   учащихся   ту   информацию,   которая   пригодится   на данном уроке;   интерес к новой теме; активность учащихся. На   стадии   вызова   учитель   создает   проблемную   ситуацию,  вызывая   у своих учеников воспоминания по данной теме, обращаясь к их собственному опыту.  1. Мозговой штурм –  один из вариантов создания "банка идей". Собираются и записываются  все мнения учащихся, даже самые  фантастические.  Никакой критики! Затем следует этап коллективного обсуждения, в ходе которого в каждом из предположений пытаются найти рациональное зерно.  На первом этапе   учащимся   предлагается   подумать   и   записать   все,   что   они   знают   по данной теме. На втором этапе происходит обмен информацией, ведется их запись. Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.  2.     «Письмо   по   кругу».  Учащиеся   делятся   на   группы   от   трёх   до   восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Учитель предлагает учащимся записать на листке одно–три предложения по определённой теме. Через   одну­две   минуты   учитель   сообщает,   что   следует   закончить   запись предложений   и   передать   листки   по   часовой   стрелке.   Каждый   должен прочитать   написанное   на   листке   и   продолжить   записи.   Затем   снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернётся к первому   автору.   Каждый   ученик   читает   написанное,   затем   учитель предоставляет   слово   одному   ученику,   который   вслух   читает   записи. Остальные   потом   дополняют,   если   не   прозвучало   то,   что   они   считают важным.  3. Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Проще говоря, это что­то вроде таблички, в которой записываются основные понятия, о которых идет речь; с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связаны между собой рассматриваемые понятия. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения,   которые   приходят   на   ум   в   связи   с   этой   темой.   Учащиеся работают в парах.   4.   «Толстые» и «тонкие» вопросы.   Приём создания «корзины» “толстых” и “тонких”   («прямых»   и   «скрытых»)     вопросов   может   быть   использован   на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;   при   размышлении   –   демонстрация   понимания   пройденного   (см. таблицу). “Тонкие” вопросы “Толстые” вопросы Вопросы,   требующие   односложного ответа,   вопросы   репродуктивного плана. (Кто? Что? Когда?) Вопросы,   требующие   размышления, привлечения дополнительных знаний, умения   анализировать.   (Почему…? Согласны ли вы…? Верно ли…?) “Толстые”   вопросы,   придуманные   учениками,   впоследствии   могут   стать проблемой текста. Информация,   полученная   на   стадии   вызова,   выслушивается,   записывается, обсуждается. Работа  ведется индивидуально, в парах или группах II. Стадия осмысления (активное чтение, слушание).  На стадии осмысления осуществляется   непосредственная   работа   с   текстом.    Здесь   используется такие приемы работы с текстом. • Таблица «Плюс ­ минус ­ интересно»  Составление схем, таблиц • Двухчастный (трехчастный) дневник • • «Месиво проблем» • «Идеал» • Маркировка текста «ИНСЕРТ»  Двухчастный   дневник   (страница   делиться   на   две   части:   слева   ­   что понравилось, запомнилось, справа ­ почему, какие ассоциации).  Трёхчастный   дневник   (В   третьей   колонке   ­   письмо   учителю,   описание впечатлений, предложения).   «Ручка на середине стола» Данная   методика   является   одной   из   форм   обсуждения   какой­либо проблемы. Участники поочередно обсуждают проблему за «круглым столом». Каждый из выступающих фиксирует свое участие, кладя ручку  (карандаш) на середину стола. Никто не может высказывать любые другие идеи до тех пор, пока ручки всех участников не будут лежать   на середине стола (т.е. все они должны высказать свое мнение). Все члены группы равны в своих правах внести вклад в обсуждение, никто не может доминировать. Преподаватель  может выбрать любую ручку и спросить у любого участника «круглого стола», какой «вклад» она представляет. На что обратить внимание Эта   методика   позволяет   организовать     последовательную   и продуктивную   беседу   по   конкретному   вопросу.   Она   дает   возможность высказаться   каждому   из   участников   беседы   и   способствует   толерантной презентации идей.  Итогом  работы по  этой  схеме должно  стать обсуждение выслушанных точек зрения и их суммирование. Один из самых широко известных — ИНСЕРТ(от английского слова insert –  «вставка, вклейка»)  . Иначе этот приём можно назвать «чтение  с маркировкой». Во время чтения текста учащиеся делают пометки, которые отражают  их отношение к прочитанному. Существует сложившаяся система таких  пометок­маркеров:  «V» – галочкой отмечается то, что известно;   «–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;  «+»   –   знаком   «плюс»   помечается   то,   что   является   для   читателя интересным и неожиданным;  «?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно;   «!» ­ это главное.  III.  Стадия   рефлексии   (анализ,   творческая   интерпретация)   помогает учащемуся и учителю понять, как усвоена тема, что узнали нового, на что еще следовало   бы   обратить   внимание,   чтобы   теоретические   знания   стали практическими навыками.  Возвращение к кластеру помогает проверить, что знал ученик   и что знает теперь.  После   чтения     и   общего   обсуждения   текста   предлагается   изложить   свои мысли с помощью 10­минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого   педагог   просит   в   течение   10   минут   писать   на   предложенную   тему. Главное правило свободного письма ­не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.   При   затруднении   можно   письменно   прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.  Иногда   текст   свободного   эссе   предлагается   использовать   как   подготови­ тельный этап работы для более солидного сочинения.  На стадии рефлексии учащиеся создают синквейн.  Слово «синквейн» происходит   от   французского   слова   «пять»   и   означает   «стихотворение, состоящее   из   пяти   строк».  Синквейн   –   это   способ   на   любом   этапе   урока проверить, что находится у школьников на уровне   ассоциаций. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами: первая строка ­ одно ключевое слово ­  существительное (тема); вторая   строка   ­   два   определения   –   прилагательных   к   нему, заключающих существенные признаки; третья   строка   ­   три   глагола,   раскрывающих   действие     (ощущение), производимое явлением, обозначенным ключевым словом; четвёртая строка ­ предложение из  4­х слов, в которых  объяснена суть ключевого   слова;   пятая   строка   –   метафора     (одиночное существительное)   к ключевому слову ( резюме, вывод). Используя   технологию   РКМЧП,   я   увидела   явные   её   преимущества перед   традиционной   методикой.     Прежде   всего,   данная   технология способствует   развитию   у   учащихся   логического   мышления.   Во­вторых, реализуются принципы личностно ориентированного обучения, когда каждый ученик   может     проявить   свои   возможности.   В­третьих,   формируется коммуникативная компетенция. Происходит не только процесс подготовки к ЕГЭ, но и решается задача возвращения читательской культуры. ­ Сегодня я хотела бы пригласить вас к участию в проведении урока в режиме технологии.  .  1.Стадия вызова.  Учитель:   Некоторые   из вас, наверно, слышали   легенду о древнегреческом философе   Диогене   Синопском,   который,   пытаясь   отыскать   истину,   зажег днем   фонарь   и   расхаживал   с   ним   по   улице,   повторяя       фразу:   «Ищу человека!». Вот и я все время пытаюсь отыскать в людях человеческое. Приглашаю вас к философскому разговору. ­ О чем же будет этот разговор? ­   Человеческое?   Какими   нравственными   качествами   должен   обладать человек? ­ Как называется качество, присущее любящим людям, тем,   кто  чувствует боль других?  Учитель:   Мне   кажется,   что   многими   качествами,   которые   вы   назвали, обладала известная женщина  ­ Кто эта молодая женщина? (Юлия Вревская) ­ Какое литературное произведение посвящено ей? (И.С.Тургенев «Памяти Юлии Вревской».) 1. 2. Группы составляют  кластер по теме « Милосердие – это…» ►   Работа     с   ключевым   словом   (нравственное   понятие).   Составление кластера.   Слово  учителя:   Начнем мы   работу, безусловно, с объяснения ключевого слова  «милосердие». Перед нами  слово, состоящее  из двух корней –  мило­ и сердц­(е). Какие ассоциации возникают, когда вы произносите это слово? Продолжите   синонимический ряд.   Милосердие­ это милость сердца.  (приложение 1).  Чтение текста (приложение 2). ►  Создание «корзины» «толстых» и «тонких» вопросов. ­ Какие из названных вами вопросов помогают определить позицию автора? ­ Отметьте в тексте предложения или словосочетания, которые, по вашему  мнению, являются отражением проблемы текста и авторской позиции. ► Приём «Верные/неверные утверждения».   Дано 4 утверждения. Какое из них соответствует позиции автора, выраженной в тексте?  1. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных  чувств, свойств, понятий 2. (13)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности 3. (15) Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло,  оказалось запущенным?  4.   (42)К   теме   милосердия   надо   призывать   и   призывать,   чтобы растревожить   совесть,   чтобы   лечить   глухоту   души,   чтобы   человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя. 2. Стадия осмысления. Работа с текстом Д. Гранина (приложение 2).  Приём инсерта  (приложение 3).  Прочитайте  текст. Отметьте значками в тексте нужную информацию: «V» –  знаю; «?» – непонятно, хочу узнать больше;  «+» – согласен;  «!» ­ это главное; «­» ­ вызывает сомнение. После работы с текстом занесите краткие записи в таблицу:               V ? + ! ­ Можно ограничиться разметками в тексте в целях экономии времени на  уроке. ► Составление схемы с помощью ключевых слов и предложений   ► Проверка: группы зачитывают свои варианты выполнения задания. Составление «месива проблем»:  ► ­ Какие проблемы имеют место в современном обществе? Какие проблемы вы выделили в тексте? 1) Проблема утраты милосердия в нашем обществе. 2) Проблема социальных преобразований в стране. 3) Проблема воспитания милосердия с помощью литературы. 4) Снижение уровня нашей отзывчивости. Обсуждение творческой работы учащихся. ­ Какие проблемы вы выделили в тексте? Какая из перечисленных проблем основная? 5) Проблема утраты милосердия в нашем обществе. 6) Проблема социальных преобразований в стране. 7) Проблема воспитания милосердия с помощью литературы. 8) Снижение уровня нашей отзывчивости.   Письменная работа в группах: поиск аргументов.  Слово учителя: следующий этап работы над сочинением – подбор аргументов. ­ Какие аргументы приведете  вы в доказательство своей позиции?  Жизненные впечатления – 1 группа  Высказывания великих людей  ­ 2 группа  Литературный материал – 3, 4 группы ( зачитывает каждая группа)  Практическая часть. Создание сочинения в режиме  (диалога).  Алгоритм написания сочинения­рассуждения (приложение 4). 1. Вступление. 2. Формулировка одной из проблем исходного текста. 3. Комментарии к сформулированной проблеме.  4. Формулировка позиции автора.  5. Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных  источников). 6. Заключение.  ►  Используется памятка «Клише для создания сочинения» (приложение5) 3.Рефлексия.  Дискуссия по результатам совместной деятельности.  1.Понятна ли вам идея технологии?   2.Какие затруднения  в процессе апробации технологии вы можете встретить? 3.Возможно  ли использование данной технологии при подготовке к ГИА в 9­м классе?  сопереживание любовь приложение 1 милосерди е сострадание жалость сочувствие Готовность помочь Приложение 2       1)  Наши   обильные   разговоры   о   нравственности  часто носят слишком общий   характер.   (2)А   нравственность   состоит   из   конкретных   вещей:   из определенных чувств, свойств, понятий. (З)Одно   из   таких   чувств   —   чувство   милосердия.   (4)Термин   для большинства   старомодный,   непопулярный   сегодня   и   даже   как   будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра  милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает  их  как «устар.», то есть устаревшие понятия. (7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия.   (8)Сочли   это   название   отжившим   даже   для   улицы, переименовали в улицу Текстильщиков. (9)Слова   стареют   неслучайно.   (10)Милосердие.   (11)Что   оно   —   не модно? (12)Не нужно? (13)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений   нравственности.   (14)Древнее   это   необходимое   чувство свойственно   всему   животному   сообществу:   милость   к   поверженным   и пострадавшим.   (15)Как   же   так   получилось,   что   чувство   это   в   нас   убыло, заглохло, оказалось запущенным? (16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие   годы   массовых   репрессий   людям   не   позволяли   оказывать   помощь близким,   соседям,   семьям   пострадавших.   (18)Не   давали   приютить   детей арестованных,   сосланных.   (19)Людей   заставляли   высказывать   одобрение суровым   приговорам.   (20)Даже   сочувствие   невинно   арестованным запрещалось.   (21)Чувства,   подобные   милосердию,   расценивались   как подозрительные,   а   то   и   преступные:   оно­де   аполитичное,   не   классовое,   в эпоху   борьбы   мешает,   разоружает...   (22)Оно   стало   не   положенным   в искусстве.   (23)Милосердие   действительно   могло   мешать   беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые­сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя. (2б)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой: (27)И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. (28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе   своей   Пушкин   настойчиво   проводит   эту   тему.   (30)От   «Пира   Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» —   милость   к   падшим   становится   для   русской   литературы   нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские   писатели   призывают   видеть   в   таком   забитом,   ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой   благородной,   достойной   любви   и   уважения.   (32)Пушкинский   завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей   России   росло   и   ширилось,   завоевав   этим   народное   признание, авторитет. (36)Социальные   преобразования   нового   строя,   казалось,   создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36}Но   литературе   пришлось   жить   среди   закрытых,   запечатанных   дверей, запретных тем, сейфов. (37)Важнейшие   этапы   истории   нашей   страны   стали   неприкасаемы. (38)Нельзя   было   рассказывать   о   многих   трагедиях,   именах,   событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих — обиды, лишения, хамство, — изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось. (40)Милость   к   падшим   призывать   —   воспитание   этого   чувства, возвращение   к   нему,   призыв   к   нему   —   необходимость   настоятельная, труднооценимая.   (41)   И   литература   наша,   тем   более   сегодня,   не   может отказаться от пушкинского завета.   (42)К   теме   милосердия   надо   призывать   и   призывать,   чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать   отпущенную   ему   жизнь,   ничего   не   отдавая   взамен   и   ничем   не жертвуя. (По Д.  Гранину ) Прочитайте  текст. Отметьте значками в тексте нужную информацию: «V» –  знаю; «?» – непонятно, хочу узнать больше;  «+» – согласен;  «!» ­ это главное; «­» ­ вызывает сомнение. Приложение 3          Инсерт  После работы с текстом занесите краткие записи в таблицу:               V ? + ! ­ Памяти Ю. Вревской    На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку  превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с  лишком две недели умирала она от тифа.Она была в беспамятстве — и ни один врач даже  не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла  держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.Она была  молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей  завидовали, мужчины за ней волочились... два­три человека тайно и глубоко любили ее.  Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.Нежное кроткое сердце... и такая сила,  такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастия...  не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно  помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.Какие  заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал  никогда — а теперь, конечно, не узнает.Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.Но  горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком,  который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!  Сентябрь, 1878 Памятка «Клише для создания сочинения» Приложение 5 к написать  вступление…  «   Именительный темы» 1. Пишу ключевое слово проблемы. 2. Ставлю многоточие. 3.   Пишу   ассоциации,   связанные   с   этим словом. 4.Формулировка проблемы Проблема –  это вопрос, требующий решения,  исследования 2.Комментарий   проблемы   –   рассуждение пишущего   по   поводу   выделенной   проблемы. Это   не   пересказ,   не   цитирование,   а   анализ постижения   авторской   логики   в   раскрытии проблемы Автор:  обращает   наше   внимание,   выделяет, замечает, интересное предположение… высказывает                          «Вопросы­стимулы» 1. Пишу 2­3 вопроса, созвучных проблеме. 2.Использую клише «Именно ответам на эти вопросы посвящает свой текст автор…»).  «  Картина» 1. Пишу 2­3 назывных (в них есть только подлежащее) распространенных   предложения, которые бы рисуют картину по проблеме. 2. Заявляю проблему. «Название»  Я назвал бы этот текст ……., потому что проблема, поднятая  …….., посвящена……. Способы формулировки проблемы: 1. Сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже: проблема (чего?) 2. В виде вопроса (проблема  и есть вопрос) Речевые клише: В своём тексте писатель Ф. И. О.рассматривает  (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что… Что такое …? Как найти…?... Этой сложной проблеме  посящён текст писателя Ф. И. О. Автор также рассуждает  о том, что… Текстуальный  комментарий Как удаётся автору  привлечь внимание к  данной проблеме? Как, на каком  жизненном материале  автор раскрывает  проблему? Какие поступки  совершает герой и как  его это характеризует? Концепционный комментарий Насколько актуальна проблема в наши дни? Традиционна она или нова? Если нова, что стало причиной  её появления? Если традиционна, то какие  точки зрения существуют по её поводу? Кому и в каких ситуациях  приходится сталкиваться с  данной проблемой? Речевые клише: Чтобы привлечь  Речевые клише: внимание читателей к  данному вопросу, Ф. И.  О. рассказувает историю о… Чтобы лучше  разобраться в этом  злободневном вопросе,  Ф. И. О. повествует о… Проблема, поднимаемая  автором, актуальна в наше  время. Эта проблема актуальна  сегодня, как никогда. Действительно, проблема…  очень серьёзная и затрагивает  каждого из нас. Этот вопрос достаточно часто  поднимается в средствах  массовой информации. Затронутая автором прблема  имеет многовековую историю. Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст? Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев? Речевые клише: Автор считает ( убеждает, призывает…) Автор открыто заяявляет о своей позиции по отношению  к… Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное  отношение (положительное) отношение к … Автор пытается понять, почему… Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…)  относится… Автор текста не выражает прямо свою точку зрения  относительно поднятой проблемы, подводит читателя к  мысли о том, что… Речевые клише: Переход +1 аргумент 1.Нельзя не согласиться с автором в том, что.. В этом нас убеждают примеры из художественной  литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении… 2.Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих  произведениях писатели. Вспомним произведение Ф. И. О.  (р.п.кого?) «Название».В этом произведении… 3.Я согласен с автором данного текста  и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры,  подтверждающие авторскую позицию и моё собственное  мнение. Обратимся за доказательствами к произведению  Ф. И. О. (р. п. кого?) «Название»… В этом произведении… 2 аргумент В доказательство справедливости своёй точки зрения  приведу  следующий жизненный пример. В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою  точку зрения.  Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который,  как мне кажется, является аргументом. В пользу того,  что… В заключение хочется сказать, что… В заключение хотелось бы отметить, что… Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой,  затронутой в тексте и … Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:. .. Итак,… 3.Авторская позиция – это ответ на вопрос,  поставленный в тексте. Что хотел сказать  своим читателяям автор, создавая текст? Как  автор описывает конкретную ситуацию,  поступки героев?   поговорки,   Пословицы, 4.Моё мнение + 2 аргумента5. Высказываем  своё мнение. ИСПОЛЬЗУЕМ: 1.   Реальные   факты   из   жизни   окружающих, достойные   подражания   или   крайнего осуждения. 2. Свои собственные наблюдения и выводы. 3. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях).  4.   афоризмы, отражающие   традиционно­исторический   опыт народа, его мудрость. В этом случае деточка не просто   приводит   пословицу,   ведь   это   еще   не аргумент,   а   раскрывает,   комментирует   её, объясняет её связь с тезисом. 5. Примеры из художественной, исторической, научно­популярной литературы. 6.   Примеры   из   художественных   фильмов, периодической печати, теле­ и радиопередач.  7. Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных   предметов,   н­р,   истории,   права, обществознания. 5. Заключение ­ итог рассуждениям Следовательно,…  Таким образом,… Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать… Фразы­ клише части задания С: ( распечатка у каждого ученика) 1. Мне было интересно познакомиться с содержанием текста…, в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема… Приложение 6  Данный текст Д. Гранин  посвящает проблеме… (чего?) В данном тексте автор поднимает проблему …     (чего?) В данном тексте автора интересует проблема    …     (чего?) 2. В своем рассуждении (тексте) автор справедливо утверждает, что… Писатель доказывает на примере … Для писателя важно, что… Автор подробно и аргументированно  рассказывает… 3. Позиция автора, на мой взгляд, такова: Автор наводит читателя на размышления о том, что… Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является мысль… 4. Я полностью разделяю позицию автора… Д. Гранин взывает нас к …., и в этом нельзя не согласиться с ним. (Тезис, выражающий  позицию, к доводам..) с помощью фраз… Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов.  Попытаюсь доказать это… Существует немало произведений художественной литературы, поднимающих проблему… Я не раз сталкивался… Не раз приходилось видеть… (Приводим собственные аргументы и подкрепляем их конкретными примерами) таким образом, проблема, поднятая автором, заставила задуматься…

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».

Мастер-класс «Технология написания сочинения (часть С) в 11 классе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018