Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики
Оценка 4.7

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
3 кл
16.05.2018
Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики
В мастер классе представлена методика эйдетики (автор Матюгин И.Ю). Разработанные приёмы методики эйдетики использую на уроках русского языка. Приёмы способствуют формированию орфографической грамотности младших школьников. Эйдетизм - это разновидность образной памяти. С помощью образов - ассоциаций дети запоминают трудно запоминаемые слов, орфограммы.
Гулая Л.В.мастер-класс.docx
«Для грамотности мало того,  чтобы человек знал  грамматические правила (а их множество):  но необходимо, чтобы он привык  мгновенно выполнять их». К.Д.Ушинский Мастер – класс                                                                     Автор: Гулая Лариса Валентиновна                                                                                      учитель начальных классов                                                                                  МОУ «Пролетарская средняя                                                                             общеобразовательная школа №1» Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики                                                                        Цель   занятия:  создать   пространство   для   открытого   и   всестороннего обсуждения проблемы использования приёмов методики эйдетики  в учебном процессе. Задачи занятия:  содействовать   профессиональному   общению,   развивать   опыт взаимодействия учителей района;  мотивировать   слушателей   на   принятие   обучения   с   применением эффективных приёмов эйдетики, активизировать творческий потенциал учителя для максимального проявления лучших качеств его личности и профессионализма. Оборудование: фломастеры.  компьютер   и   презентация,   карточки   с   заданиями, Алгоритм технологии  мастер ­ класса: I. Презентация педагогического опыта (2.5 минуты) Учитель:  Я 30 лет работала, училась,  Искала путь, к которому стремилась. И вот нашла я, И влюбилась. В одну методику Я не ошиблась. Эйдедикой методика звалась. И вот работа закипела, понеслась. Класс первый, класс второй и третий… И очень  были рады дети,  Что грамоте учиться стало легче, И весело порою и чудесней. В слова играть, стихи писать. И всё легко запоминать. Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение   родного   языка.  В  свою   очередь,  формирование   орфографической грамотности   −   главнейшая   задача   обучения   русскому   языку   младших школьников.   Многолетний   опыт   работы   показал,   что,   не   смотря   на   кропотливую работу   по   запоминанию   орфографических   правил,   слов   исключений, словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки.  Многократно   возникал   вопрос:   как   помочь   ребенку   запоминать необходимую информацию и вовремя  вспоминать ее?  Как  дать возможность ребёнку   всегда   иметь   в   памяти   опору,   по   которой   он   быстро   вспомнит правило, способ проверки или правильное написание трудно запоминаемого слова. На эти вопросы отвечает методика эйдетики.  Напомню,   что   эйдос   –от   греческого   ­     это   образ.   Эйдетизм   – разновидность   образной   памяти.   разработанная   Игорем Матюгиным  ­  автором   «Школы   эйдетики»,   основателем   которой   были Евгений  Антощук, а так же учёные ­ психологи.   Методика, Применение   этой   методики   эффективно   ведёт   к   сотрудничеству   и совместному творчеству учителя и ученика, Приёмы эйдетики способствуют формированию положительной мотивации к учёбе. Для   ребёнка   эйдетическое   восприятие   –   это   ключ,   открывающий   3 великие сокровищницы: память, творчество, знания. Слайд 3 Слайд 4                         Все уроки, как люди и похожи, и различны,                         Если к ним приглядеться с различных сторон.                         Есть уроки, как светлый и радостный праздник,                         Есть другие – как страшный, мучительный сон. В.Троицкий         ­ Уважаемые коллеги, как вы считаете, когда уроки для нас  и учеников становятся светлыми и радостными праздниками? Действительно, когда они проходят интересно, плодотворно, «на одном дыхании»! Наверное, когда у ребёнка всё получается, когда он всё понимает, запоминает, и эти знания он может применить на практике. . II. Цели учебных занятий (30 сек.) Какую же цель, я ставлю перед собой на уроке: ­формировать   устойчивые   навыки   развития   познавательных   процессов, необходимых для успешного обучения ребёнка; ­освоить приёмы и техники эффективного запоминания словарных и трудно проверяемых слов; ­обеспечить положительную динамику. ­   создать   условия   для   самостоятельного   творческого   поиска   решения проблемы, связанной с запоминанием правил орфографии.   III. Имитационная игра. (15 минут) Вашему вниманию предоставляю несколько приёмов методики эйдетики, которые использую на  своих уроках. Приём «Ассоциограмма» Фонетические   (звуковые)   ассоциациограммы   (по   схожести звучания). Суть приёма в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому словарному слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.  На определённом этапе, я предлагаю детям запомнить написание слова берёза с помощью созвучных слов и сказки:  береза  ­белая Слайд В парке растёт   белая  береза. Она белая­белая. Мы любуемся белой берёзой.  Берёза – пишем – «е» потому, что белая. Графические ассоциации (по схожести изображения) Слайд Суть  графической   ассоциациограммы    увидеть   сходство   формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках. В слове огород буквы «о» для запоминания похожи на овощи: помидор и огурец.  Слайд Другой пример.  Психологи   утверждают,   что   информация,   подкреплённая   эмоциями, фиксируется   в   памяти   лучше.   Этот   метод   особенно   хорош   для   детей,   у которых преобладает зрительная память    Уважаемые, коллеги. Я прошу вас побывать учениками 3  класса. Тема нашего урока «Правописание безударных гласных в корне слова. Урок обобщения.  В ходе урока нам необходимо научиться   запоминать слова с помощью ассоциограмм, чтобы подготовиться к словарному диктанту по этой теме. Предметом   исследования  у   нас   будет   орфографическое   правило «Правописание безударных гласных в корне слова». Посмотрите на слово «лесник». ­На какую орфограмму слово? (правописание безударных глассных) ­Как можно его проверить? (лесник) Перед вами такое слово:  ромашка ­ На какую орфограмму это слово? ­ Можно ли проверить написание в этом слове? Почему? (нельзя подобрать проверочное слово, так как оно словарное) Итак,    уважаемые коллеги, нужно    запомнить  слово,    которое не поддаются   классическому   правилу   проверки   слов   с   безударными гласными. ­   Попробуйте   с   помощью   приёмов   эйдетики   подобрать   фонетическую   и графическую   ассоциограмму   к   этому   слову.   Используйте   алгоритм   по составлению ассоциограммы.  Алгоритм       1. Подобрать к трудному слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит   в   сильной   (чётко   слышимой)   позиции   и   сочинить   мини­сказку   к придуманному образу. 2. Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким­ нибудь предметом, придумать яркий рисунок – ассоциограмму и сочинить мини­сказку к придуманному образу. Работа в группе с  алгоритмом по составлению ассоциограммы. 1. ромашку Рома подарил Наташке 2. р машка ­ Уважаемые, коллеги! ­ Продемонстрируйте, какие ассоциограммы к данному слову вы составили и «защитите» её. Демонстрация ассоциограмм. эйдетическими  Данный   приём  позволяет   постепенно   знакомить   детей   с   удобными   приёмами   для   наиболее   эффективного   запоминания словарных   слов   и   хранения   информации.  Информация,   подкреплённая эмоциями, образами фиксируется в памяти лучше.           Следующий приём «Акровербальность». Акровербальность («акро» ­ край, «вербо» ­слово).   Суть   –   в   подборе   слов­помощников,   но   для   облегчения   запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший, двустиший. Чтобы запомнить  правописание словарного слова «газета», сочинили такое четверостишие: ГАля гАзету домой принесла. Что там, в гАзете?  ГАля не знает,  Потому, что ещё не читает. Занимательные   четверостишья­подсказки   используем   не   только   для слов, но и для быстрого заучивания правил правописания. При   изучении   темы   «Учимся   писать   сочетания   –инк­,   ­енк­»,   были составлены такие стихи­ подсказки. Слайд  Если слышишь в слове «ИНА» (проталИНА, смородИНА). Пиши всегда ты правильно: ПроталИНКа, смородИНКА! Запомните друзья слова на «НЯ» и «НА»  (вишНЯ и  сосНА,)  Дружат вместе на ровне,   Они только с буквой «Е».  (вишЕНКа и сосЕНКа)  Уважаемые, коллеги! Предлагаю   вам   попробовать   сочинить   двустишия,   четверостишия   для запоминания словарного слова «трактор» и стих­подсказку для орфограммы «Учимся писать суффикс ­ок».  Слайд   «трактор»,   Правило:   Суффикс   –ок­   всегда   под   ударением.   После шипящих в суффиксе – ок­ пишется буква «о». Работа в группе. Трактор, Толик вывел в поле. Урожая будет море. Под удареньем в словах – ок, Всегда пиши: жучок, дубок. И не забудь: после шипящих только – ок. Этот   приём  направлен   на     запоминание   словарных   слов   и   правил орфографии   с   помощью   небольших   стихов,   подкреплённых   словами­ подсказками.   Всем   известно,   что   детям   легче   вспомнить   правило   в стихотворной   форме.   Приёмы   эйдетики   можно   применять   и   в   правилах   о правописании парных и непроизносимых согласных. ­ Продемонстрируйте, какие стихи к данному слову и правилу  вы составили? Демонстрация стихов Приём «Визуальный секрет» Слайд  Прорабатываем словарные слова, либо трудные для запоминания слова – исключения, слова на определённые правила орфографии. Составляем   на листах словарное слово, используя «визуальный» секрет запоминания.   Например,   Слово   «арбуз»,   визуальный   секрет   для   запоминания написания «буква А».  Можно использовать лучики солнца, или лепестки цветов, пиктограмму­ рисунок. Вывешиваем на магнитной полоске. Неделю   слова   висят.   Затем   ученики   снимают   с   магнитной   полоски листочки со словами и пишут словарный диктант. Слайд  Орфографическое   правило   написания   сочетаний   –инк­,   енк­. Визуальный секрет написания слова вишенка «НЯ» и «Е»  Запомните друзья слова на «НЯ» и «НА»  (вишНЯ и  сосНА,)  Дружат вместе на ровне,   Они только с буквой «Е».  (вишЕНКа и сосЕНКа)  Можно   также   использовать   пиктограмму   –   картинку   с   изучаемым Слайд 15 словарным словом. Уважаемые, коллеги! Предлагаю   вам   составить   «Визуальный   секрет»   к   словарному   слову «беседа»  и составить пиктограмму к слову «костёр». Возьмите раздаточный материал. Работа в группе. Данный приём развивает у детей образное мышление, умение увидеть в слове   орфограмму,   зашифровать   её   в   рисунке,   развивает   творческие способности.  При   этом   заучивание   словарных   слов   превращается   в увлекательную игру и повышает грамотность учащихся.  ­ Продемонстрируйте, составленные визуальный секреты слов. Следующий приём  «Ударный слог ­ подсказка». Очень   часто   дети   допускают   ошибки   в   постановке   ударений   в   словах. Эйдетика   предлагает   запоминать   правильное   ударение   в   слове   с   помощью сюжетов. Например: ЖАЛЮЗИ – «ПривеЗИ  мне  жалюЗИ» БАЛОВАТЬ – «Будем сладкой ВАТой Валю БалоВАТь» И другие примеры. КРЕМЕНЬ – «Меняю креМЕНЬ на реМЕНЬ» ШАССИ – «Пилот потратил много СИл, но всё же выпустил шасСИ» Уважаемые,   коллеги!   Предлагаю   вам   попробовать   придумать   слова   для запоминания постановки ударения в слове «договор». ДОГОВОР – «ДогоВОР украл ВОР» Работа в группе. Данный   приём  поможет   сформировать   умение   правильной   постановки ударения в словах. Приём также развивает умение найти созвучное слово, чтобы потом не ошибаться в постановке ударения.  ­ Продемонстрируйте, пожалуйста, что у вас получилось. ­ Уважаемые коллеги, мастер­класс подходит к завершению. С вашей помощью я продемонстрировала  приёмы эйдетики для запоминания словарных и трудно проверяемых слов, а также слов других орфограмм.   Попробуйте эти приёмы, на своих уроках, будь вы учитель русского языка   или   математики,   географии   или   истории,  с   целью   повышения грамотности   на   ваших   уроках.  Вы   не   представляете,   как   это   интересно   и увлекательно!   Сколько   различных   эмоций   выплескивают   дети   в   таком творческом поиске! А творческий процесс приносит детям радостные эмоции и удовольствие от работы, создаёт ситуацию успеха. IV. Моделирование. (2 мин) Уважаемые коллеги! Назовите преимущества предложенных мною приёмов, как вы можете применить эти приемы на своих предметах.   V. Рефлексия. (1 мин) Уважаемые   коллеги!   Оцените   мастер­класс   с   помощью   словарных   слов   с визуальным секретом. Слайд Спасибо Медленно Быстро Хорошо Интересно Радостно Отлично «То, что я хочу познать ­ это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то,  что  я передам  ученику  – это  яблоко,  то,  что  он  возьмет  от  меня  это семечко. Но из семечки может вырасти яблоня!». Удачи вам!  Спасибо за внимание!

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики

Мастер-класс Тема:Формирования орфографической грамотности младших школьников при изучении посредством применения методики эйдетики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018