1. Познавательные учебные действия.
Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач и др.
2. Регулятивные учебные действия.
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)и др.
3. Личностные учебные действия.
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей и др.
Мастеркласс:
«Универсальные
учебные действия
на основе ФГОС».
необходимый уровень для 5–6
Прямой шрифт –
классов. Курсив –
повышенный уровень для 5–6
классов или необходимый
уровень
для 7–9 классов.
Познавательные
учебные
действия.
Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ)
достоверную информацию, необходимую для решения учебных
и жизненных задач
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать
фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды
чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)
Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и
обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
строить логически обоснованные рассуждения на простом и
сложном уровне
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию)
по заданным или самостоятельно выбранным основаниям
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно
определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ)
Устанавливать причинноследственные связи – на простом
и сложном уровне
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для
понимания закономерностей, использовать их
в решении задач
Представлять информацию в разных формах (рисунок,
текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ
Регулятивные
учебные
действия.
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и
жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах)
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе
и индивидуально
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в
т.ч. проект), используя ИКТ
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять
ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и
жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
Коммуникативные
учебные
действия.
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге),
аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая
контраргументы в дискуссии
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном
виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты;
гипотезы, аксиомы, догматы, теории
Корректировать свое мнение под воздействием
контраргументов, достойно признавать его ошибочность
Создавать устные и письменные тексты для решения разных
задач общения – с помощью и самостоятельно
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с
ситуацией общения и коммуникативной задачей
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно
определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь
взглянуть на ситуацию с позиции другого
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей
Личностные
учебные
действия.
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в
однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных),
опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и
контролировать, понимать эмоциональное состояние других
людей
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой
мировоззренческий выбор
Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых
словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности,
обязательства свои и своего общества, страны; добровольно
ограничивать себя ради пользы других
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Вырабатывать уважительнодоброжелательное отношение к
непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных
ситуациях
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться
критически осмысливать их и свое поведение, справляться с
агрессивностью, эгоизмом
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях,
(моральные проблемы) и отвечать за свой выбор
Карта
универсальных
учебных
действий.
Умение с достаточной полнотой выражать
свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
«1» Не желает точно выражать свои мысли, вступать в диалог; не
осмысливает поставленную задачу.
«2» Не умеет самостоятельно выражать свои мысли; не владеет навыками
монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
«3» Частично владеет навыками устной речи при значительной поддержке
учителя.
«4» Умеет вступать в коммуникацию; излагает свои мысли; понимает
собеседника; договаривается с собеседником с определенной целью
(совместное выполнение задания).
«5» Использует языковые средства для отображения в своих
высказываниях, в речи своих чувств, мыслей, суждений, владеет
современными средствами коммуникации; проявляет социальную активность;
умеет строить продуктивное взаимодействие и сотрудничать
со сверстниками и взрослыми.
Постановка и формулирование проблемы.
«1» Не умеет ставить и формулировать проблему; не может видеть
проблему; ищет проблемы извне.
«2» Видит проблему, но не может сформулировать; осуществляет
попытки с помощью учителя.
«3» Дает решение проблемы, но без алгоритма; работает при
поддержке учителя; неосознанно (стихийно) выстраивает алгоритм.
«4» Владеет технологией построения алгоритма деятельности;
активно сотрудничает с партнерами; инициирует общение по
проблеме, предлагает варианты решения.
«5» Творческий и поисковый характер постановки проблемы и ее
решения; выстраивает целостный алгоритм с несколькими
возможными вариантами решений проблемы; мобилизирует других;
ищет и находит оптимальный путь решения проблемы.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
«1» Не сформированы контроль и оценка процесса и результатов
деятельности; непонимание способов и условий действия;
нежелание.
«2» Осознает необходимость контроля и оценки, но не может
провести рефлексию результатов собственной деятельности;
неадекватное завышение или занижение результатов своей
деятельности
«3» Нуждается в сопровождении, помощи учителя; частично
проводит рефлексию, контроль и оценку результатов деятельности.
«4» Владеет техникой, формулирует собственное мнение,
инициирует деятельность по контролю и оценке; может вступать в
оппозицию.
«5» Использует шкалу оценивания; высказывается логично,
поясняет, прогнозирует возможные пути совершенствования;
выстраивает долгосрочную линию по коррекции процесса и
результатов деятельности.
Смысловое чтение как осмысление.
«1» Не понимает основной мысли текста; неосознанное чтение
текста.
«2» Не умеет извлекать необходимую информацию из текста;
отсутствие навыков самостоятельной работы с текстом; цель чтения
текста ставит под давлением взрослых.
«3» Частичное осмысление прочитанного текста; не всегда умеет
самостоятельно выявлять проблему текста; на практике испытывает
сложности; частично информацию использует при подсказке.
«4» Извлекает необходимую информацию из текста; определяет
основную и второстепенную информацию; ошибки допускает редко,
старается сам их исправлять; использует информацию с
незначительной помощью учителя.
«5» Демонстрация полного понимания текст и всех его деталей;
выявляет связь между отдельными частями текста с темой; работа с
идеями текста; умение извлекать необходимую информацию из
прочитанного; ставить перед собой цель чтения, направляя
внимание на полезную в данный момент информацию; владение
навыком использования материала в дальнейшем.
Целеполагание (регулятивные действия).
«1» Не хочет ставить цели; не понимает, что такое цель;
умеет ставить цели, но использует в своих корыстных
интересах, противоречащих нормам морали и
нравственности.
«2» Может сформулировать цель, но под давлением
взрослых.
«3» Формулирует задачи, ставит цели; в нестандартных
ситуациях теряется; необходимо сопровождение учителя.
«4» Частично реализует задачи целеполагания; находит
механизмы достижения целей, но допускает ошибки; быстро
их исправляет.
«5» Самостоятельно ставит цели и выстраивает стратегию
деятельности; прогнозирует результаты своей деятельности.
Планирование (регулятивные действия).
«1» Отказывается от процесса планирования; не умеет
планировать, определять промежуточные цели; действия носят
нравственный характер.
«2» Неправильно определяет промежуточные цели;
самостоятельно затрудняется составить план; действует стихийно.
«3» С помощью учителя определяет цели с учетом конечных
результатов; составляет план действий, но не учитывает средства
для достижения целей; запрашивает необходимые ресурсы.
«4» Умеет планировать и определять последовательность
действий; иногда допускает ошибки, но быстро их исправляет;
использует свои ресурсы, но иные ресурсы не пользует.
«5» Знает, владеет, применяет се этапы планирования;
мобилизует все силы для достижения цели; достигает желаемого
конечного результата; использует внешние и внутренние ресурсы.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от
действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,
И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. — М.,
2008.
2. Асмолов А. Г., Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Формирование
универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли.
Система заданий : пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.
3.
4. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для
основного общего образования. М.: Просвещение. 2008 г.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования / Министерство образования и науки РФ М.:
Просвещение. 2011 г.
Всероссийский фестиваль педагогического
творчества 2014 – 2015 учебный год.
Номинация: «Организация и управление учебным
процессом»
Название работы: Мастер – класс: «Универсальные
учебные действия на основе ФГОС»
Автор: Паршукова Надежда Алексеевна, учитель
биологии и экологии
Место выполнения работы: МОУ Тимшерской СОШ,
Республика Коми.