Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.
Оценка 4.9

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
5 кл
05.06.2017
Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.
Необходимость воспитания нравственной личности вызвана сложившейся ситуацией в современном обществе. Общество стоит перед опасностью моральной деградации, поскольку в отношениях между людьми распространенными явлениями стали равнодушие, грубость, озлобленность, бездушность. Из жизни многих людей исчезли как ориентиры такие понятия, как доброта, доброжелательность, честность, чувство милосердия, дружба.
МАСТЕРСКАЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАНИЗМА.doc
МАСТЕРСКАЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАНИЗМА    МАСТЕРСКАЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАНИЗМА                                                  Вводная часть Необходимость воспитания нравственной личности вызвана сложившейся ситуацией в современном обществе. Общество стоит перед опасностью моральной деградации,  поскольку в отношениях между людьми распространенными явлениями стали  равнодушие, грубость, озлобленность, бездушность. Из жизни многих людей исчезли как  ориентиры такие понятия, как доброта, доброжелательность, честность, чувство  милосердия, дружба. Добро — это одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из  важнейших категорий этики. Добро является «наиболее обобщенной формой  разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего  положительное и отрицательное моральное значение того, что отвечает содержанию  требований нравственности, и того, что противоречит им». В зависимости от того, что  именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения  людей или состояние общества в целом), понятие «добро» приобретает форму  конкретных понятий — «добродеяния (благодеяния), добродетели, справедливости и  др.». Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать  людям добро. В словаре по педагогике под редакцией Г. М. Коджаспирова и А. Ю.  Коджаспировой понятие дружба определяется как вид устойчивых, индивидуально­  избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной  привязанностью их участников. Ученые подчеркивают, что дружба предполагает  следование неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания,  откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь,  взаимный интерес к делам и переживаниям других, искренность и бескорыстие чувств. В.М.Полонский определяет понятие дружба как устойчивое, добровольное,  избирательное, бескорыстное, самоценное отношение между людьми, основанное на  взаимной привязанности, доверии и общности интересов. И.С. Кон выделяет следующие правила дружбы: «делиться своими  переживаниями, оказывать материальную поддержку, добровольно помогать в случае  нужды, заботиться о друге, доверять ему и быть уверенным в нем, защищать друга в его  отсутствие». Безусловно, перечисленные правила доступны лишь человеку с достаточно высоким уровнем нравственного сознания, способному переживать глубокие чувства. Становление личности ребенка — процесс сложный, многофакторный, в ходе  которого формируются ее направленность, способы общения, мотивы поведения, опыт  дружеских отношений. В школьном возрасте изменяется социальная роль ребенка,  получают развитие нравственные отношения с окружающим миром, при этом дети  активно вовлекаются в социальную жизнь общества. Школьники интенсивно усваивают  этические нормы и правила в обществе, у них формируются нравственные привычки и  нравственные качества личности. Важным направлением воспитания нравственной личности является актуализация  нравственно­этических представлений, чувств и гуманных отношений, нравственного  поведения школьников. Наша работа со школьниками в этом аспекте осуществляется в ходе специально  разработанной педагогической мастерской на основе идей французской группы нового  образования, где образование процесс открытия себя, «своего отношения к себе и  другим, собственных средств взаимодействия с миром, людьми». Занятия в мастерской  происходили в диалоге «учитель — ученик» на основе принципов свободы выбора,  индивидуального и коллективного взаимодействия, нравственной ответственности за  свой выбор. Ценность мастерской «в наличии разных точек зрения, в разрыве, в подъеме  на вершину открытия, создании собственного продукта творчества».   ЗАНЯТИЕ 1­е «Дружба» «Дружба» Цели: обогатить представления детей о сущности понятия «дружба», о роли друзей в жизни человека; продолжить формирование умения самостоятельно  приходить на помощь товарищу, считаться с мнением других, сопереживать, сострадать,  помогать в трудную минуту, брать часть трудностей товарища на себя. 1. На доске написано слово «дружба». Мастер предлагает ученикам записать это  слово на листке бумаги и написать ассоциативный ряд, например: дружба, друг, помощь,  поддержка, понимание, прощение, выручка, забота и т.д.  Смысловые ассоциации каждый ученик записывает самостоятельно. Затем мастер  каждому предлагает прочитать их вслух. При этом остальные ученики вслушиваются в  эти слова и понравившимися дополняют свои индивидуальные списки. 2. Мастер предлагает далее составить разные слова из букв слова «дружба».  Например: дуб, бар, раб, дар, жар, ура и т.д. Ученики зачитывают вслух получившиеся  у них слова и дополняют ими свои списки. 3. Работа в группах. Каждой группе даются карточки с проблемными ситуациями.  Мастер предлагает ученикам прокомментировать их и выделить качества, присущие  настоящей дружбе. Образцы карточек для аналитической работы в группах. Карточка 1 Полина не умела плавать, но чтобы пойти вместе с ребятами в поход, ей  надо было обязательно научиться этому. На уговоры подруги ее поучить  Полина отвечала отказом. Но ближе ко дню отправки она сдалась и  решила учиться плаванию. — Хорошо, — сказала она своей подруге Ларисе, — я поплыву, только ты  будешь плыть рядом и приговаривать: «Спокойно.., спокойно!..» Так они проплыли вместе почти 100 м. Полина была очень довольна своим  успехом и на вопрос, страшно ли, ответила: — Погоди, доплывем до лодки, тогда скажу, страшно или нет. Позже она призналась подруге: — Так страшно было проплыть 10 метров, а потом стало спокойнее, я  чувствовала, что ты рядом.       Карточка 2 Отрывок из рассказа В.А. Осеевой «Навестила» Муся застала Валю в постели, Валя лежала с завязанной щекой, — Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверное,  флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь,  бабушка как раз уехала, а мама была на работе... — Моя мама тоже на работе, сказала Валя, держась за щеку. — А мне надо бы полосканье... — Ох, Валечка! Мне тоже давали полоскание. И мне стало лучше! Как  пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка, горячая­горячая... Валя оживилась и закивала головой: — Да, да, грелка... Муся, у нас в кухне стоит чайник... — Это не он шумит! Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и  побежала к окну. — Так и есть — дождик! Хорошо, что я в калошах пришла! А то можно  простудиться! Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом,  просунув в дверь голову, крикнула: — Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не  беспокойся! Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму. Карточка 3  Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они  обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась,  когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома  присмотреть за больной бабушкой. Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без  подруги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что  ее подруге тяжело одной, и решила пойти навестить ее. Предварительно Света позвонила Наде по телефону, но никто не снял трубку, и она решила,  что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу. В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к  ним на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не  знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей. Карточка 4 Отрывок из книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» «Когда у Сашка заболела бабушка, мальчик стал печальным, задумчивым и  в то же время настороженным: скажешь ему что­нибудь — он  вздрагивает, как будто бы прикоснулся к больному месту... Когда бабушку положили в больницу и Сашко стал жить у тети, дети  часто ходили к нему. Узнав, что мальчик промок под дождем, заболел и  лежит в больнице вместе с бабушкой, они глубоко переживали это горе. В  выходной день мы все отправились в больницу. Дети взяли для товарища  яблоки и печенье. А Шура принес плитку шоколада, привезенного отцом.  Полдня мы ждали, пока все ребята побывали в палате у Сашка». Карточка 5                      Чиж и Голубь                        И. Крылов Чижа захлопнула злодейка­западня: Бедняжка в ней и рвался и метался,  А Голубь молодой над ним же издевался.  «Не стыдно ль, — говорит, —                                 средь бела дня попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело». Ан смотришь, тут же сам запутался                                                          в силок. И дело! Впредь чужой беде не смейся, голубок. 4. Мастер предлагает ученикам написать эссе на тему «Слово о дружбе», используя  слова из ассоциативного ряда. Эссе должно быть небольшим 5 — 6 предложений. На  презентации эссе дети слушают своих одноклассников. Мастер просит записывать их те  слова, фразы, которые им понравится. 5. Дискуссия «Важно ли иметь настоящих друзей в наши дни?» В ходе обсуждения  делается запись ответов на вопросы (на доске). 6. Нередко, желая найти себе настоящего друга, мы интересуемся тем, что этот друг смог бы сделать для нас: «Мой настоящий друг прислушался бы ко мне, помог в беде,  спас от одиночества и т. д.». К сожалению, заставить других людей соответствовать  нашим понятиям об истинной дружбе мы не в силах. Но свои поступки мы можем  изменить. У каждого человека достаточно сил, чтобы сформировать качества  настоящего друга в себе. Если хочешь найти в себе настоящего друга, стань им для других. «Проигрывание ситуаций» (работа в группах): — ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был одним из  последних и очень расстроился. Помоги ему успокоиться; твой друг попросил у тебя  авторучку, а вернул ее уже сломанной; — ребята из твоего класса играют в футбол, а ты опоздал. Что будешь делать, если  они не захотят принять тебя? — твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться; — твой друг всегда тебя выручал, но однажды он не смог это сделать, пояснив, что  ты поступил неправильно и незаслуженно обидел свою одноклассницу. Что ты на это  скажешь? 7. Работа в группах. Мастер предлагает прокомментировать следующие  высказывания о дружбе. Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и  поддакивания.                                                                                                                         Цицерон Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима.                                                                                                                            Сенека В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.                                                                                                                     М. Монтень Никакая дружба невозможна без взаимного уважения.                                                                                                                  А.С.Макаренко Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от  другого необходимо.                                                                                                                   В.Г.Белинский Первое условие для сближения— искренность.                                                                                                                  М.М.Пришвин Настоящая дружба не знает зависти.                                                                                                                   Ф.Ларошфуко   8. Работа в группах. Игра «Мудрец». Мастер предлагает ученикам закрыть глаза и  представить мысленно зеленый луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом  сидит мудрец, который тебя внимательно выслушает и ответит на любой вопрос. Мастер сообщает ученикам, что великий мудрец был бы очень рад услышать советы  учеников о том, как найти настоящего друга. Он предлагает учащимся разработать в  группах советы «Как найти настоящего друга». Каждая группа представляет свои  советы. 9. Мастер предлагает ученикам записать на листочках вопросы о дружбе, которые  они хотели бы обсудить в следующий раз. 10. Заключительное слово мастера. Сегодня мы проникли в тайну подлинной дружбы и ответили на вопрос: «Что значит быть настоящим другом или иметь такого друга». Давайте будем беречь  друзей, ведь, как сказал Аристотель, «дружба не только неоценима, но и прекрасна: мы  восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем­то  прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом одно и то же». 11. Учащиеся рассказывают о своих состояниях на всех этапах работы («какие  возникали трудности», «как мне удалось их преодолеть», «что для меня было  необычно»).

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.

Мастерская по воспитанию гуманизма. Дружба.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017