Данный материал рассчитан на творческую работу учащихся на уроке литературы. Урок развивает интеллектуальные и творческие способности обучающихся; формирует навык самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.Ученики творчески работают с разными текстами (прозаическими и поэтическими), учатся самостоятельно писать свой текст, работать с ассоциациями. В ходе работы создаётся коллаж, небольшие мини-сочинения.
Мастерская построения знаний.docx
Урок литературы
Методическая разработка по теме : « Итоговый урок по творчеству И.С.Тургенев 10 класс.
Форма урока : мастерская построения знаний.
Цели: 1) развивать интеллектуальные и творческие способности
обучающихся;2)формировать навык самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности;
Ход урока.
1.Записать фамилию ИВАН ТУРГЕНЕВ
Какие ассоциации – зрительные, слуховые вызывает эта запись. (Записать слова, словосочетания)
Фамилию ТУРГЕНЕВ и свою фамилию соедините в одно слово. Из получившегося слова сделайте
новые слова. (Запишите)
2.«Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток» (А.С.Пушкин)
Возьмём слово ВОСПОМИНАНИЕ из цитаты Пушкина. Запишите ассоциации, фонетические
вариации к слову.
3. Раздаются листочки со стихотворением А.Фета «Тургеневу»
Ты наш. Чужда и молчалива
Перед тобой стоит олива
Иль зонтик пинны молодой;
Но вечно радужные грезы
Тебя несут под тень березы,
К ручьям земли твоей родной.
Там все тебя встречает другом:
Черней бразда бежит за плугом,
Там бархат степи зеленей,
И, верно, чуя, что просторней,—
Смелей, и слаще, и задорней
Весенний свищет соловей.
Прочитайте стихотворение друг другу. Представьте человека, который написал это
стихотворение. Напишите ему письмо, используя начало
Я вспоминаю день, когда…
Меня мучает воспоминание, когда…
(Работы сдаются учителю, который читает их вслух , не называя автора).
4.Учитель зачитывает отрывки из воспоминаний о Тургеневе, ученики записывают слова, которые
особенно понравились.
А) «Отворилась дверь. Явился гигант. Гигант с серебряной бородой. У него были длинные седые
волосы, густые седые брови и большая седая борода, настоящей белизны серебра; отливающее
блеском, сиянием и окруженное этой белизной доброе, спокойное лицо, с чертами несколько крупными. И у этого колосса были жесты детские, боязливые и сдержанные.Он говорил очень тихо,
голос его был несколько мягок». (Мопассан)
Б) Он любил музыку и живопись, жил в атмосфере искусства, откликался на все утонченные
впечатления, на все неопределенные ощущения, даваемые искусством, и без конца стремился к
этим изысканным и редким наслаждениям. Не было души более открытой, более тонкой и более
проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более
благородного. (Мопассан)
В) «Какое право имеют так называемые друзья Тургенева клеймить меня и его в наших
отношениях? Все люди от рождения свободны, и все их действия, не приносящие вреда обществу,
не подвержены ничьему суду!» (Полина Виардо)
5.Ученикам раздаются материалы для ознакомления.
А) Тургенев, как и Пушкин, и Толстой, и Гончаров, а впоследствии и Блок, рождён русской
усадебной культурой – явлением неповторимым.
Б) Русская усадебная культура, возникшая в России на рубеже 1819 столетий, представляет собой
нечто единственное в мире. В ней нерасторжимо слились природа, музыка, живопись, поэзия,
народное искусство, охота, простодушная, приветливая архитектура помещичьих усадеб (отсюда и
само понятие) с их старинными библиотеками и домашними театрами.
В) Он (Тургенев) любил небрежно и даже презрительно отзываться о своей собственной
литературной деятельности; ценил высоко только Пушкина и Гоголя, а из современных ему авторов
отдавал справедливость всем, не восхищаясь ни одним.
Г)Дневник – предательский жанр. Если ты назначил его для того, чтобы лучше увидеть и понять
себя, то он должен быть твоим саморазоблачением; если ты ведешь его для того, чтобы утаить от
себя свои пороки и ошибки и представить их в том свете, в каком хочется, то и это разоблачит
тебя. Так или иначе — дневник всегда скажет о тебе правду, одинаково — тебе самому и тому, в
чьих руках он окажется. Он может помочь исправить жизнь, но приукрасить ее в глазах кого бы то
ни было — никогда.
Д)Росту он был почти огромного, широкоплечий; глаза глубокие, задумчивые, темносерые; волосы
были у него тогда темные, густые, как помнится, несколько курчавые, с небольшой проседью;
улыбка обворожительная, профиль немного груб и резок, но резок барски и прекрасно. Руки
как следует красивые, большие, мужские руки. Ему было тогда с небольшим 30 лет. Одет на нем
был темномалиновый шелковый шлафрок ... Если бы он и дурно меня принял, то я бы за такую
внешность полюбил бы его..
Е)Что за ночь! Прозрачный воздух скован;
Над землей клубится аромат.
О, теперь я счастлив, я взволнован,
О, теперь я высказаться рад!
Помнишь час последнего свиданья!
Безотраден сумрак ночи был;
Ты ждала, ты жаждала признанья —
Я молчал: тебя я не любил. Холодела кровь, и сердце ныло:
Так тяжка была твоя печаль;
Горько мне за нас обоих было,
И сказать мне правду было жаль.
Но теперь, когда дрожу и млею
И, как раб, твой каждый взор ловлю,
Я не лгу, назвав тебя своею
И клянясь, что я тебя люблю!
6. Прочитали всё это. Вы берёте листочки и пишите на выбор:
страницы из моего дневника о Тургеневе
страницы из дневника его героя (на выбор)
Используйте весь материал из своей тетради, посмотрите на портрет писателя.(10 минут)
7.Работа в группах.
Составьте коллаж на тему : «Страницы воспоминания».
8.Представление коллажа.
Домашнее задание.
Написать письмо от имени Одинцовой к Базарову или Базарова к Одинцовой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.