Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
03.06.2018
Методическая разработка мастерской проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по нравственно-этической проблеме подросткового общения. Предложенный материал развивает креативное мышление, творческое отношение к изучению русского языка и литературы. Мастерская реализует интегрированный подход к обучению на основе соединения сведений по истории языка, речевому опыту учащихся и чтению литературных произведений.Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)
Мастерская проблемно.doc
Мастерская проблемноценностной ориентации и творческого письма по
теме
«ПРОЗВИЩЕ»
(7 класс)
1 ЭТАП Индуктор (работа в парах)
Вспомните, какие прозвища вы употребляете в речи дома, в школе, в кругу
друзей. Поделись с соседом.
2 ЭТАП Реконструкция. Анализ слова «ПРОЗВИЩЕ» (индивидуальная
работа в тетрадях)
Соберите из разрозненных слов определение слову ПРОЗВИЩЕ и запишите
его в тетради:
(слова этого определения в нарушенном порядке записать на доске или на
слайде)
Название, даваемое человеку по какойнибудь характерной его черте,
свойству. Обидное прозвище. Человек по прозвищу Чужак. (из словаря С. И.
Ожегова и Н.Ю. Шведова с. 610)
Подоберите однокоренные слова к слову ПРОЗВИЩЕ и записать их в
тетради.
(ПРОЗВАНИЕ, ПРОЗВАТЬ, ПРОЗВАТЬСЯ, ОБОЗВАТЬ, ЗВАТЬ, ЗВАНИЕ,
ЗОВ)
Какие из этих слов можно отнести к положительной, а какие к
отрицательной оценке?
Придумайте словосочетания с этими словами.
Подберите синонимы к слову ПРОЗВИЩЕ.
3 ЭТАП Социализация. Чтение аналитических работ по слову
«ПРОЗВИЩЕ»
4 ЭТАП Обращение к новой информации. Групповая работа с
художественным и историческим материалом (желательно три группы)
4.1. Вспомнить художественные произведения, в которых герои носят
прозвища.
1 группа – И.С. Тургенев «Бирюк»
2 группа – М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»
3 группа – Ю. Яковлев. «Дефектив» 4.2. Выразительно прочитать в каждой группе эпизод из произведения,
определив, какую роль играет в нем прозвище героя.
4.3. Из истории прозвищ. Сообщение учителя или подготовленного ученика.
(см. Приложение 1)
Как появились прозвища?
Какую роль они играли в древнерусском обществе?
Как сохраняются эти прозвища в современном русском языке?
5 ЭТАП Проблемноценностное диалоговое общение.
Заполнение таблицы по смыслу «утверждения» и «отрицания»
ЗА прозвища
ПРОТИВ прозвищ
6 ЭТАП Творческая работа. Написать текст о прозвищах (в любом жанре:
эссе, анализрассуждение и т.д.), ответив письменно на любой из
прозвучавших вопросов. По желанию – дать название своему тексту.
7 ЭТАП Социализация. Прочитать вслух написанные тексты.
8 ЭТАП Рефлексия.
Вопросы для рефлексии:
Какие впечатления остались от мастерской?
Что было трудно?
Что показалось самым интересным?
Что конкретно для тебя является результатом этой мастерской?
Приложение 1.
Материалы для учителя. Предлагаемое ниже количество текстов – избыточно,
Мастер может выбрать примеры по своему усмотрению, желательно
расположить их вперемежку, без соблюдения хронологии.
Прозвище Прозвище (иногда то же именуют кличкой) – элемент неофициального
именования человека, которое даётся ему в рамках чаще всего узкого круга
общения: семья, дружеская кампания, школьный класс или студенческая
группа / курс. Более широкое хождение имеют деревенские прозвища или
прозвища публичных людей: политиков, артистов. Современная речевая
практика включает огромный массив разнообразных прозвищ. В этом можно
убедиться, полистав Словарь ВальтераМокиенко, где собрано более 10 000
прозвищ. Опираясь на классификации Т. Г. Чайко и В. А. Флоровской, авторы
словаря показывают, что прозвища могут быть мотивированы, в частности:
∙ внешностью человека (Рыжий, Коротышка);
∙ особенностями его речи (Пищик, Громкоговоритель);
∙ занятиями или профессией (Свинодой, Портной);
∙ именем или фамилией (Русак от Русаков, Волчок от Волков).
Прозвище, в отличие от имени, в современной жизни не обязательно, и
носитель может даже не подозревать о его существовании: например,
ученические прозвища школьных учителей или студенческие –
университетских преподавателей. Тем более что часто оно служит для
насмешки над именуемым персонажем, проникнуто иронией по отношению к
нему; см. например: Геогрыз – учитель географии; Гестаповка – строгая
учительница рисования; Гиппопотам – крупная, полная учительница и т.д.
Совсем иначе обстояло дело с прозвищами в средневековой Руси в эпоху,
которую можно назвать «дофамильной». Прозвища, или в более благородном
звучании – прозвания, появлялись у князей: вспомним уже упоминаемого
Ярослава Мудрого и других известных нам из истории русских князей:
Александра Невского, Юрия Долгорукого, Ивана Калиту. Зафиксированные
в летописях эти прозвания хорошо известны любому человеку, маломальски
знакомому с отечественной историей. Но не следует думать, что прозвание
прозвище было привилегией князей, просто другие не из вестны столь широко.
Главный источник знаний о древнерусских прозвищах – деловая
письменность, документы той давней поры. Суперанская и Суслова в своей
книге о фамилиях приводят такие записи: Фёдор Колесница, новгородец,
1328 год; Сенка Грех, крестьянин Боровицкого погоста, 1495 год. Вот запись
об одной семье из Переписной книги Ростова Великого за 1678 год: «Во дворе
прозвище Богдашко, Фадеев сын Третьяков, у негодети:
Родионко,
Ивашко, Петрушка, Гаранька, у Ивашки сын Максимка 4 лет, да внук
Богдашков Федотка Иванов сын Лапшин» [1, с. 15]. Современному читателю
воспринимать эту запись трудно, ведь у нас есть представления о том, как
выглядит официальное описание человека и его семьи в документах. А здесь
имена используются не в каноническом, а как бы домашнем виде – Ивашко,
Петрушка, упоминается прозвище, слово сын при описании внука. Надо
понимать,
что современная официальная
антропонимическая система к концу XVII века ещё не сложилась и в
что всё это оттого, документы записывали то, что человек сообщал о себе, как его именовали в
городе – чтобы зафиксировать его присутствие и отличить от других горожан.
Собрания древнерусских прозвищ представлены в двух словарях, о
которых упоминалось во введении: это Словарь Тупикова и Ономастикон
Веселовского. Выборки Суперанской и Сусловой из первого показывают
разнообразие русских прозвищ, в качестве которых использовалась
апеллятивная лексика: Гроза, День, Мороз; Воин, Внук, Гость; Берёза, Гриб,
Горох, Дуб, Капуста, Клён, Крапива, Репа, Редька; Кисель, Каша; Баран,
Бобр, Белка, Бык, Кот, Крот, Корова, Конь, Медведь, Собака, Соболь;
Баклан, Воробей, Ворона, Сорока, Соловей, Орёл; Ёрш, Щука; Блоха,
Комар, Жук; Копыто, Колпак, Колоша, Шило, Шуба; Беззуб, Бессон;
Казак, Калмык, Киргиз, Литвин, Мордвин [1, с. 27]. Как можно заметить,
здесь оказываются слова с самой разной семантикой: метеорологической,
социальной, гастрономической, флоры и фауны, предметной и этнической. В
этих прозвищах нет насмешливости, свойственной их современным
«потомкам»,
они серьёзны, хотя и не проходят мимо недостатков человека – Беззуб,
например.
Итак, древнерусские прозвища, в отличие от современных, относились к
обязательным элементам наименования человека, складывались в стихии
устного общения, но могли быть зафиксированы в деловых бумагах,
благодаря чему мы и имеем возможность узнать о них, что оказывается
важным для понимания современной русской антропонимии.
(из книги Т.В. Шмелёвой «Ономастика»)
1. Шмелева, Т. В. Ономастика : учеб. пособие / Т. В. Шмелева ; Филиал ФГБОУ ВПО
«КубГУ» в г. СлавянскенаКубани. – СлавянскнаКубани : Издательский центр
филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани, 2013. – 161 с.
Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)
Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)
Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)
Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.