Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)
Оценка 5

Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
03.06.2018
Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме   «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)
Методическая разработка мастерской проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по нравственно-этической проблеме подросткового общения. Предложенный материал развивает креативное мышление, творческое отношение к изучению русского языка и литературы. Мастерская реализует интегрированный подход к обучению на основе соединения сведений по истории языка, речевому опыту учащихся и чтению литературных произведений.Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)
Мастерская проблемно.doc
Мастерская проблемно­ценностной ориентации и творческого письма по теме  «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс) 1 ЭТАП Индуктор (работа в парах)  ­ Вспомните, какие прозвища вы употребляете в речи дома, в школе, в кругу друзей. Поделись с соседом.  2 ЭТАП Реконструкция. Анализ слова «ПРОЗВИЩЕ» (индивидуальная работа в тетрадях) ­ Соберите из разрозненных слов определение слову ПРОЗВИЩЕ и запишите его в тетради:  (слова этого определения в нарушенном порядке записать на доске или на слайде) Название,   даваемое   человеку   по   какой­нибудь     характерной   его   черте, свойству. Обидное прозвище. Человек по прозвищу Чужак. (из словаря  С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведова с. 610)   ­   Подоберите   однокоренные   слова   к   слову   ПРОЗВИЩЕ   и   записать   их   в тетради. (ПРОЗВАНИЕ, ПРОЗВАТЬ, ПРОЗВАТЬСЯ, ОБОЗВАТЬ, ЗВАТЬ, ЗВАНИЕ, ЗОВ) ­   Какие   из   этих   слов   можно   отнести   к   положительной,   а   какие   к отрицательной оценке?  ­ Придумайте словосочетания с этими словами. ­ Подберите синонимы к слову ПРОЗВИЩЕ.   3 ЭТАП Социализация. Чтение аналитических работ по слову  «ПРОЗВИЩЕ» 4 ЭТАП Обращение к новой информации. Групповая работа с  художественным и историческим материалом (желательно три группы)    4.1. Вспомнить художественные произведения, в которых герои носят  прозвища.  1 группа – И.С. Тургенев «Бирюк»  2 группа – М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»  3 группа – Ю. Яковлев. «Дефектив» 4.2. Выразительно прочитать в каждой группе эпизод из произведения,  определив, какую роль играет в нем прозвище героя.  4.3. Из истории прозвищ. Сообщение учителя или подготовленного ученика.  (см. Приложение 1) ­ Как появились прозвища? ­ Какую роль они играли в древнерусском обществе? ­ Как сохраняются эти прозвища в современном русском языке?  5 ЭТАП Проблемно­ценностное диалоговое общение.  Заполнение таблицы по смыслу «утверждения» и «отрицания»  ЗА прозвища ПРОТИВ прозвищ    6 ЭТАП Творческая работа. Написать текст о прозвищах (в любом жанре:  эссе, анализ­рассуждение и т.д.), ответив письменно на любой из  прозвучавших вопросов. По желанию – дать название своему тексту.  7 ЭТАП Социализация. Прочитать вслух написанные тексты.    8 ЭТАП Рефлексия.    Вопросы для рефлексии:     Какие впечатления остались от мастерской?   Что было трудно?   Что показалось самым интересным?   Что ­ конкретно для тебя ­ является результатом этой мастерской?  Приложение 1.   Материалы для учителя. Предлагаемое ниже количество текстов – избыточно, Мастер   может   выбрать   примеры   по   своему   усмотрению,   желательно расположить их вперемежку, без соблюдения хронологии.  Прозвище Прозвище   (иногда   то   же   именуют  кличкой)   –   элемент   неофициального именования человека, которое даётся ему в рамках чаще всего узкого круга общения:   семья,   дружеская   кампания,   школьный   класс   или   студенческая группа  / курс. Более широкое хождение имеют деревенские  прозвища или прозвища   публичных   людей:   политиков,   артистов.   Современная   речевая практика включает огромный массив разнообразных прозвищ. В этом можно убедиться, полистав Словарь Вальтера­Мокиенко, где собрано более 10 000 прозвищ. Опираясь на классификации Т. Г. Чайко и В. А. Флоровской, авторы словаря показывают, что прозвища могут быть мотивированы, в частности: ∙ внешностью человека (Рыжий, Коротышка); ∙ особенностями его речи (Пищик, Громкоговоритель); ∙ занятиями или профессией (Свинодой, Портной); ∙ именем или фамилией (Русак от Русаков, Волчок от Волков). Прозвище,   в   отличие   от   имени,   в   современной   жизни   не   обязательно,   и носитель   может   даже   не   подозревать   о   его   существовании:   например, ученические   прозвища   школьных   учителей   или   студенческие   – университетских   преподавателей.   Тем   более   что   часто   оно   служит   для насмешки над именуемым персонажем, проникнуто иронией по отношению к нему;   см.  например:  Геогрыз  –  учитель   географии;  Гестаповка  –  строгая учительница рисования; Гиппопотам – крупная, полная учительница и т.д.         Совсем иначе обстояло дело с прозвищами в средневековой Руси в эпоху, которую можно назвать «дофамильной». Прозвища, или в более благородном звучании   –   прозвания,   появлялись   у   князей:   вспомним   уже   упоминаемого Ярослава  Мудрого  и   других   известных   нам   из   истории   русских   князей: Александра Невского, Юрия Долгорукого, Ивана Калиту. Зафиксированные в летописях эти прозвания хорошо известны любому человеку, мало­мальски знакомому с отечественной историей. Но не следует думать, что прозвание­ прозвище было привилегией князей, просто другие не из вестны столь широко. Главный   источник   знаний   о   древнерусских   прозвищах   –   деловая письменность, документы той давней поры. Суперанская и Суслова в своей книге о фамилиях приводят такие записи:  Фёдор Колесница, новгородец, 1328 год; Сенка Грех, крестьянин Боровицкого погоста, 1495 год. Вот запись об одной семье из Переписной книги Ростова Великого за 1678 год: «Во дворе  прозвище  Богдашко,   Фадеев   сын   Третьяков,   у   негодети: Родионко, Ивашко,   Петрушка,   Гаранька,   у   Ивашки   сын   Максимка   4   лет,   да   внук Богдашков Федотка Иванов сын Лапшин» [1, с. 15]. Современному читателю воспринимать эту запись трудно, ведь у нас есть представления о том, как выглядит официальное описание человека и его семьи в документах. А здесь имена используются не в каноническом, а как бы домашнем виде – Ивашко, Петрушка,   упоминается   прозвище,   слово  сын  при   описании   внука.   Надо понимать,   что   современная   официальная антропонимическая   система   к   концу   XVII   века   ещё   не   сложилась   и   в   что   всё   это   оттого, документы записывали то, что человек сообщал о себе, как его именовали в городе – чтобы зафиксировать его присутствие и отличить от других горожан. Собрания древнерусских прозвищ представлены в двух словарях, о которых   упоминалось   во   введении:   это   Словарь   Тупикова   и   Ономастикон Веселовского.   Выборки   Суперанской   и   Сусловой   из   первого   показывают разнообразие   русских   прозвищ,   в   качестве   которых   использовалась апеллятивная лексика: Гроза, День, Мороз; Воин, Внук, Гость; Берёза, Гриб, Горох, Дуб, Капуста, Клён, Крапива, Репа, Редька; Кисель, Каша; Баран, Бобр,  Белка,  Бык,  Кот,  Крот,  Корова,   Конь,  Медведь,  Собака,  Соболь; Баклан,   Воробей,   Ворона,   Сорока,   Соловей,   Орёл;   Ёрш,   Щука;   Блоха, Комар,   Жук;   Копыто,   Колпак,   Колоша,   Шило,   Шуба;   Беззуб,   Бессон; Казак, Калмык, Киргиз, Литвин, Мордвин  [1, с. 27]. Как можно заметить, здесь   оказываются   слова   с   самой   разной   семантикой:   метеорологической, социальной, гастрономической, флоры и фауны, предметной и этнической. В этих   прозвищах   нет   насмешливости,   свойственной   их   современным «потомкам», они   серьёзны,   хотя   и   не   проходят   мимо   недостатков   человека   –  Беззуб, например.          Итак, древнерусские прозвища, в отличие от современных, относились к обязательным   элементам   наименования   человека,   складывались   в   стихии устного   общения,   но   могли   быть   зафиксированы   в   деловых   бумагах, благодаря   чему   мы   и   имеем   возможность   узнать   о   них,   что   оказывается важным для понимания современной русской антропонимии.  (из книги Т.В. Шмелёвой «Ономастика») 1. Шмелева, Т. В. Ономастика : учеб. пособие / Т. В. Шмелева ; Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Славянске­на­Кубани. – Славянск­на­Кубани : Издательский центр филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Славянске­на­Кубани, 2013. – 161 с.

Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)

Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме   «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)

Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)

Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме   «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)

Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)

Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме   «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)

Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)

Мастерская проблемно-ценностной ориентации и творческого письма по теме   «ПРОЗВИЩЕ» (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018