Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
"Средняя Школа №56"
Игра: « Клуб знатоков математики»
Учитель математики Рожкова Виктория Викторовна
Красноярск 2020г.
Аннотация
Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, на внеклассном занятии, во время игры легко усваивается.
В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Игра, "Клуб знатоков математики", направлена на развитие математической грамотности, т.е. на развитие способности учащегося проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
На данном заседании знатоков будет рассматриваться вопрос о походе семьи с зоопарк, т.е. просчитать финансовую стоимость посещения зоопарка "Роев Ручей".
Игру можно проводить как с одним классом, разбив его на 4 - 6 команд, так и с несколькими классами одной - двух параллели. Необходимо несколько аудиторий, чтобы учащиеся не пересекались, каждому классу приготовить пакет с инструкцией и заданием.
Данная разработка рассчитана на учащихся 5-6 классов..
Содержание.
1. Введение -------------------------------------------------------------------------------------------------3
2. Основная часть------------------------------------------------------------------------------------------4
3. Заключение ----------------------------------------------------------------------------------------------8
4. Список использованных источников---------------------------------------------------------------9
5. Оборудование, необходимое для проведения мероприятия-----------------------------------9
6. Приложения ---------------------------------------------------------------------------------------------10
Введение.
Данная разработка поможет учащимся увидеть и понять потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость; способность различать математические объекты (числа, величины), устанавливать математические отношения, зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.
Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры. Игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе.
Применять математические знания при решении задач на математическую грамотность; развивать логическое мышление, уметь рассуждать, расширять кругозор; прививать навыки работы в коллективе, воспитывать внимание, умение трудиться над решением задач.
Задачи игры:
Активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышать интерес к изучаемому предмету, способствовать развитию, коммуникативных способностей учащихся, созданию атмосферы взаимовыручки.
Основная часть
Ход занятия:
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный этап. |
I. Приветствие. Начинаем наше занятие в клубе знатоков математики. Ребята, вы много раз читали и слышали такие высказывания в адрес математики: Математика – это царица наук ( С.Ковалевская) Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит (М.В.Ломоносов) Всё это верно! Строгая, любящая точности математика иногда страшит вас – учеников своей точностью и правильностью. Сегодня вы поймете, что математика может быть интересной и познавательной. Давайте дадим клятву игроков:
|
Настраиваются на участие в игре.
Отвечают: Клянемся! |
II. Целеполагание и мотивация
|
Сегодня нам предстоит очень интересная работа. Вы работая в группах должны оказать помощь одной семьи из города Красноярска. Дело в том, что летом к ним в гости, на юбилей к бабушке, собрались все родственники из разных уголков страны. На семейном совете было принято решение пригласить всех в зоопарк "Роев Ручей" для совместного отдыха. На сайте зоопарка мама нашла информацию о стоимости билетов и оказании услуг. Семья обратилась за помощью к нам, чтобы мы могли рассчитать стоимость данного мероприятия и выяснить хватит ли этой семье 10000 рублей для посещения зоопарка. Сейчас вы получите весь необходимый материал для решения данной проблемы, пройдете в свои аудитории и приступите к работе. За каждой группой закреплен наставник из числа жюри, который будет наблюдать за вашей работой и при необходимости курировать вашу работу. На решение и оформления задачи вам выдается 15 минут. Через 15 минут группа возвращается в актовый зал для представления своего решения. Вопросы по правилам игры? |
Слушают ведущего.
Задают вопросы по поставленной проблеме. Высказывают своё мнение. Получают пакет документов.
|
III. Актуализация опорных знаний учащихся. |
Прежде, чем приступить к игре, представляем жюри. (уч-ся 10-11 кл.) Для того чтобы немного "размяться" перед предстоящей работой, предлагаю ответить на несколько вопросов. - Первый вопрос очень прост: 1. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? 2. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? 3. Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? Начинаем математический бой знатоков, бескровный но упорный. Удачи всем группам. |
Отвечают на вопросы ведущего.
(4 ч) (7)
(5) Проходят в аудитории, приступают к решению задачи. |
IV. Работа в группах.
|
Организует учащихся старших классов. Выдает конверты с необходимым материалом. В конвертах: ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Текст задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Алгоритм работы в группе
|
Читают задание и работают по алгоритму. Оформляют свое решение на ватмане. Определяют представителя от группы для защиты задачи. |
V. Подведение итогов.
|
Вот и подошло к концу наше заседание. Прошу группы представить решение задачи и ответ на поставленный вопрос. Пока выступающие готовятся к защите, хотелось бы задать вам несколько вопросов. 1. Та ситуация, которая описана в задаче, возможна в реальной жизни? 2. Чем данная задача отличается от задач в нашем учебнике? 3. На какую информацию вы обратили больше внимания? 4. Вы использовали всю представленную информацию из условия задачи? 5. Была информация, которая вами не была использована в решении?
Во время защиты работ, вы можете задавать вопросы по решению и выставлять свои баллы в оценочные листы. ПРИЛОЖЕНИЕ.3. Оценочный лист защиты решения задачи.
Хорошо, все вы большие молодцы. Но я хочу представить вам мое решение и попытаться вместе с вами разобраться кто же из вас ближе всех был к ответу на вопрос нашей задачи. А жюри в это время обсудят ваши решения и подведут итоги.
Жюри подводит результаты.
Награждаются команды.
В наше время, чтобы строить И машиной управлять, Прежде нужно уже в школе Математику узнать. Всем спасибо и до новых встреч в "Клубе знатоков математики" ПРИЛОЖЕНИЕ.4. Критерии оценки. ПРИЛОЖЕНИЕ. 5. Верное решение. |
Отвечают на вопросы. Представляют свое решение членам жюри. Смотрят на защиту решения задачи всех групп. Заполняют оценочные листы. Задают вопросы по представленной к защите работе. Знакомятся с верным решением задачи и ответом на поставленный вопрос. Задают вопросы. Сравнивают свои решения и решения всех групп. Проводят самоанализ и взаимоанализ работ. Соглашаются с выставленным количеством баллов жюри. |
Заключение.
Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с целями, задачами внеурочной работы по математике. Подготовлено необходимое оборудование и материал к занятию, включающий в себя решение задачи на математическую грамотность
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать и использовать математические методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Содержание занятия по своей сложности соответствует возможностям детей. Задания предполагают использование жизненного опыта учащихся, имеющихся знаний, а также применения знаний в новой ситуации.
В процессе учебного взаимодействия ведется работа по формированию различных видов УУД (целеполагание, анализ, синтез, обобщение, саморегуляция, контроль, прогнозирование, самопознание, самооценка).
Применяется технология игрового обучения. На занятии представлен материал познавательного характера (о подсчете денежных средств).
1.Считаю, что поставленные цели достигнуты.
2. Ценность данного занятия: в процессе учебного взаимодействия дети высказывают свою точку зрения, актуализируют субъективный опыт, обобщают математические знания по теме «Сложение натуральных чисел»; расширяют кругозор об окружающем мире.
Список использованных источников
https://infourok.ru/igra-klub-znatokov-matematiki-1915287.html
https://www.infouroki.net/vneklassnoe-meropriyatie-klub-znatokov-matematiki.html
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/МА_5_2019_демоверсия.pdf
Оборудование, необходимое для проведения мероприятия(если нужно)
Учебные кабинеты.
Конверты с заданием для каждой группы.
Проектор.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задача"Посещение зоопарка "Роев Ручей"
Семья Лыковых проживает в городе Красноярске. Летом к ним в гости, на юбилей к бабушке, собрались все родственники из разных уголков страны. На семейном совете было принято решение пригласить всех в зоопарк "Роев Ручей" для совместного отдыха. На сайте зоопарка мама нашла информацию о стоимости билетов:
Взрослый билет 400,00 рублей |
Хватит ли семье Лыковых 10000 рублей на посещение зоопарка, если:
семья Авериных состоит из двух взрослых и одного ребенка студента дневной формы обучения;
семья Бариновых состоит из двух взрослых, ребенка 6 лет и дедушки Вани, которому недавно исполнилось 63 года;
молодая семья Воробьевых (без детей) отказывается от посещения «Акватеррариума»;
семья Григорьевых, состоящая из четверых взрослых людей, будет производить фото и видеосъемку;
семья Лыковых состоит из папы, мамы, дочки Алены (12 лет) и бабушки Наташи, которой исполняется 65 лет.
Так как семья достаточно большая, то было принято до зоопарка добираться на общественном транспорте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Алгоритм работы в группе
Прочитайте задачу.
Составьте план решения задачи.
По составленному плану выполните решение задачи.
Оформите задачу на ватмане.
Выберите человека из группы для защиты.
ПРИЛОЖЕНИЕ.3.
Оценочный лист защиты решения задачи.
Решение задачи оценивается в баллах по шкале от 0 до 3:
нет - 0
скорее нет - 1
скорее да - 2
да - 3
№ |
Критерии оценивания |
Кол-во баллов |
1 |
Наглядное представление задачи. Наличие плана решения задачи (схема, краткая запись, чертеж, рисунок). |
|
2 |
Объяснение хода решения задачи подробное, последовательное. |
|
3 |
Способ решения задачи понятен и возможен. |
|
|
Отсутствие вычислительных ошибок |
|
4 |
Ответы на дополнительные вопросы чёткие. |
|
5 |
Ответ на вопрос задачи дан правильный |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Критерии оценки работы группы.
5 баллов |
Имеется верный ответ на вопрос " Хватит ли семье Лыковых 10000 рублей на посещение зоопарка?! Ответ: "Хватит" Дано подробное обстоятельное решение со всеми необходимыми пояснениями. 1) 450*2 + 250 = 1150(руб.) - стоимость билетов для семьи Авериных; 2)450*2+250=1150(руб.) - стоимость билетов для семьи Бариновых; 3)400*2=800 (руб.) - стоимость билетов для семьи Воробьевых; 4)450*4+100=1900(руб.) - стоимость билетов для семьи Григорьевых; 5)450*2+250+250=1400(руб.) - стоимость билетов для семьи Лыковых; 6)1150+1150+800+1900+1400=6400(руб.) - общая стоимость билетов для всей семьи. Записан обоснованный вывод к ответу задачи. так как в задачи стоял вопрос " Хватит ли семье Лыковых 10000 рублей на посещение зоопарка?", то выполняя сравнение 6400<10000, даем ответ на вопрос: хватит.
Ответ: хватит.
|
3 балл |
Имеется верный ответ "Хватит", но отсутствует описание ситуации, т.е. нет вывода, но дано пояснения к решению. 1) 450*2 + 250 = 1150(руб.) - стоимость билетов для семьи Авериных; 2)450*2+250=1150(руб.) - стоимость билетов для семьи Бариновых; 3)400*2=800 (руб.) - стоимость билетов для семьи Воробьевых; 4)450*4+100=1900(руб.) - стоимость билетов для семьи Григорьевых; 5)450*2+250+250=1400(руб.) - стоимость билетов для семьи Лыковых; 6)1150+1150+800+1900+1400=6400(руб.) - общая стоимость билетов для всей семьи. ИЛИ Имеется верный ответ " Хватит ", но допущена вычислительная ошибка, которая не повлияла на верный ответ. |
1 балл |
Имеется решение, допущена вычислительная ошибка. |
0 баллов |
Другие ответы. Ответ отсутствует. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Решение:
|
|
|
|
|
(Необходимо учесть, что к стоимости билета добавляется стоимость посещения "Акватеррариума".)
1) 450*2 + 250 = 1150(руб.) - стоимость билетов для семьи Авериных;
2)450*2+250=1150(руб.) - стоимость билетов для семьи Бариновых;
3)400*2=800 (руб.) - стоимость билетов для семьи Воробьевых;
4)450*4+100=1900(руб.) - стоимость билетов для семьи Григорьевых;
5)450*2+250+250=1400(руб.) - стоимость билетов для семьи Лыковых;
6)1150+1150+800+1900+1400=6400(руб.) - общая стоимость билетов для всей семьи.
Вывод: так как в задачи стоял вопрос " Хватит ли семье Лыковых 10000 рублей на посещение зоопарка?", то выполняя сравнение 6400<10000, даем ответ на вопрос: хватит.
Ответ: хватит.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.