Математические игры
Оценка 5

Математические игры

Оценка 5
Занимательные материалы +5
pdf
математика
06.12.2020
Математические игры
В данной статье рассматривается проблема заинтересованности обучающихся в изучении математики. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении вопросов обучения поколения Z. В результате исследования разработаны дидактические игры по математике, удовлетворяющие запросам современности и мотивирующие любого ребенка забыть на время о гаджетах.
Математические игры.pdf

УДК 372.851

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Я.И. Демидова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа»

п. Орловка, Хохольского района Воронежской области

В данной статье рассматривается проблема заинтересованности обучающихся в изучении математики. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении вопросов обучения поколения Z. В результате исследования разработаны дидактические игры по математике, удовлетворяющие запросам современности и мотивирующие любого ребенка забыть на время о гаджетах.

Ключевые слова: дидактика, игра, математика, современность, цифровые технологии, обучение.

 

MATHEMATICAL GAMES

Y.I. Demidova

Municipal budget educational institution «Orlovka secondary educational school»

Orlovka, Khokholsky municipal district of the Voronezh region

This article discusses the problem of students ' interest in studying mathematics. The scientific novelty of the study is to consider the issues of generation Z training. As a result of the research, didactic games in mathematics have been developed that meet the needs of modern times and motivate any child to forget about gadgets for a while.

Keywords: didactics, game, mathematics, modernity, digital technologies, training.

 

За последнее десятилетие произошли большие изменения в психологии детей. Изменились интересы, поведение, мотивация к деятельности. Но попрежнему необходимо обучать детей предмету. Как это сделать в сложившихся обстоятельствах? 

В современном мире, работая в школе, мы всё чаще сталкиваемся с проблемой заинтересованности детей на уроках. Они полностью погружены в телефоны. И даже если сейчас они, казалось бы, сидят и не трогают его, то мысленно уже думают о том, что им написать и кому, какой пост выложить, или о том, какой уровень в игре и как достичь большего. 

В результате наблюдений и опроса среди обучающихся были получены следующие данные: с 1 по 4 класс мотивация к обучению сохраняется приблизительно у 70% детей, начиная с 5 класса она резко падает. В 5 и 6 классах лишь ≈50%, в 7 и 8 классах уменьшается до 30%, заметно ухудшается успеваемость, аккуратность, отношение к работе. В 9 классе в связи со сдачей ОГЭ повышается мотивация к изучению лишь тех предметов, которые ученики сдают, но при этом не обязательно, что вместе с мотивацией появляется и интерес. В 10 и 11 классах количество обучающихся, у которых сохраняется средняя мотивация, падает до 20%, с высокой мотивацией нет и вовсе. 

Таким образом, целью моего исследования стало повышение мотивации к обучению. Как учитель математики, я рассмотрела поставленный вопрос на данном предмете.

Математика – одна из самых сложных наук. Совсем малый процент обучающихся понимает предмет, большинству приходится достаточно тяжело. А что уже говорить о потере интереса школьников к математике. Но почему так происходит?

Готовя ребёнка к школе, большинство родителей водят детей на подготовительные курсы, где в игровой форме дети учатся сравнивать, анализировать, логически мыслить. Им нравится собирать паззлы, разгадывать кроссворды, ребусы, многие умеют играть в домино, шахматы, шашки. Интеллектуальные игры не только способствуют формированию и развитию логического мышления, с их помощью у детей тренируется память, происходит снятие эмоционального напряжения. Поэтому ученики, увлекающиеся интеллектуальными играми, на уроках математики быстро сравнивают, вычисляют, находят решение задачи, в некоторых случаях могут предложить свой способ решения. К подростковому возрасту остается малая доля учащихся, увлекающаяся интеллектуальными играми, на их место приходят социальные сети и компьютерные игры. Проблема сегодняшнего молодого поколения в том, что у ребят очень короткая память, даже хорошо отработанный материал, без постоянного повторения, быстро забывается. Пропадает способность нестандартно мыслить, большое количество научного материала воспринимается только с помощью визуальных эффектов, задания решаются по алгоритму, если действия в алгоритме изменить или добавить новое условие, то задача кажется не решаемой [1].

Математическая игра как форма работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса у учащихся. Она оказывает заметное влияние на их работоспособность, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. В процессе игры, увлекшись, дети не замечают, что учатся. Игровой мотив одинаково действенен для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых [2].

Уже давно педагоги начали придумывать различные игры, но многие из них постепенно уходят из употребления, так как перестают вызывать у детей не только интерес, но и вообще какие-либо эмоции. Но почему? Современное поколение школьников – это поколение Z, это первое цифровое поколение. Ребенок еще не научился ходить, но уже освоил некоторые функции в планшете или телефоне. Он только пошел в школу, но уже знает, какие существуют игры в компьютере, как там что-то зарабатывать или покупать. Учитель информатики уже не может удивить ученика рассказами о том, из чего состоит компьютер. Ребенок сам расскажет больше и знает, как установить какие-либо приложения или переустановить Windows. Огромное количество времени школьники проводят в социальных сетях, им там комфортнее, они могут быть теми, кем им хочется быть на данный момент. Если сравнить нынешний 5 класс и 5 класс лет 10 назад – это два абсолютно разных поколения. Сейчас дети кажутся взрослее, сообразительнее, увереннее. Они, может быть, мало читают книг, но много читают информации в сети Интернет, благодаря чему осведомлены, порой, больше взрослых в различных новостях. 

Поколение Z не может без смартфонов. И с этим нужно смириться. Но задача педагога – научить ребенка своему предмету, а для этого нужно переключить его внимание. Необходимо учитывать, что дети считают себя достаточно взрослыми, поэтому сказки и КВН далеко не всем уже интересно, особенно, если к ним нужно готовиться и учить какие-то слова. 

Перепробовав различные существующие игры, я пришла к выводу, что необходимо создать что-то новое, возможно, нестандартного формата. Ниже я представлю вашему вниманию математические игры, которые удачно прошли апробацию на моих классах. Два главных принципа, которые, как я заметила, больше всего заинтересовывают детей – это соревнование и достижение какойлибо цели, получение результата.

Для достижения цели исследования мною разработаны новые формы  математических игр. Представленные ниже игры я проводила в 7 и 9 классах с октября 2019 по март 2020 года.

1. Игра «Математическое лото»

Цель игры – вычеркнуть полностью строку.

Дидактическая цель игры – быстрая проверка знаний обучающихся.

Описание игры: детям раздаются разноцветные карточки с пустыми клетками 3x4 или 3x5 (в зависимости от количества вопросов) (рис. 1). Ответы на вопросы в произвольном порядке выписаны на доске или высвечены на экране. Ученики распределяют ответы в клетках карточки так, как им захочется. (Обязательно учитель должен проверить, чтобы у всех карточки были заполнены) После этого учитель зачитывает вопрос, и ученик в течение 5 секунд должен найти и вычеркнуть соответствующий ответ. Побеждает тот, кто быстрее всех вычеркнет одну любую строку. При этом игрок поднимает руку и кричит «Бинго!». Игру желательно продолжать до 3-5 победителей, чтобы не потерять интерес.

Пример. Тема урока «Степень и её свойства»

Цель – проверка знаний свойств степени.

Вопросы: 22•23; 122; (32)2; 56:54; 70•72; 43•42; 142; 61•60; 135:133; 184/183;

(43)2; (61)0.

Ответ: 25; 169; 6; 32; 81; 46; 1; 18; 196; 49; 144; 45.

 

Рис. 1.

 

2. Настольная игра «Город и деревня»

Цель игры – перевести всю команду на чужое поле (из деревни в город, из города в деревню).

Дидактическая цель игры – закрепление и проверка знаний.

Описание игры: данная игра напоминает игру «Ходилки». В игре участвуют две команды (от 1 до 5 человек в каждой). Жребий на первый ход определяется броском кубика капитанами команд. Участники по очереди бросают кубик (игрок 1-й команды, затем 2-й команды) и передвигают фишку согласно выпавшему числу. 

На поле расположены ячейки и дорожки, по которым передвигаются фишки (отряд) (рис. 2). Есть специальные ячейки (см. таблицу ниже), в которых нужно выполнить какое-либо действие, и есть свободные. Если игрок перешёл на чужое поле, но в ячейке с заданием, то должен его выполнить. 

Нельзя вставать с другим игроком на одну и ту же ячейку, перепрыгивать через другого игрока.

Та команда, чей отряд полностью перебрался на поле соперника, считается победившей.

 

Попав на ячейку с вопросом по математике, игрок тянет карточку, но отвечает на вопрос, когда до него дойдет очередь бросать кубик. Если ответ на вопрос верный, то он бросает кубик, если нет – пропускает ход.

При попадании на ячейку с задачей / уравнением игрок тянет карточку и начинает решать задачу, остальные продолжают играть. Если ответ верный – игрок бросает кубик и добавляет к выпавшему числу +1, если неверный – делает один шаг назад.

Вид игры представлен на рисунке 2.

 

Рис. 2.

Данная игра способствует формированию навыков общения в команде, взаимопомощи. Даже те троечники, которым ничего не интересно, включаются в игру, а его команда помогает ему в решении задач. Практически в каждом классе есть ребенок, с которым никто не общается, но даже с ним здесь начинают взаимодействовать.

 

3. Видеоквест по математике.

Цель квеста – просмотреть полностью видеоролик.

Дидактическая цель – выявить пробелы и закрепить знания по теме.

Описание: на экране транслируется какой-либо видеосюжет, он может быть познавательным, а может быть развлекательным (такое видео помогает снять психологическое напряжение). В какой-то момент времени видео останавливается и появляется вопрос с вариантами ответов. От того, какой ответ выберет ребенок, будет зависеть продолжение видеоролика. Если ответ верный, то он продолжается дальше, если ответ неверный, то включается совершенно другое видео (приблизительно на 5-10 сек), и затем участника перебрасывает на предыдущий уровень.

Желательно,      чтобы         такой          квест          каждый      ребенок проходил индивидуально, но если такой возможности нет, то можно коллективно закрепить материал.

Например, видеоквест на тему «Геометрия треугольника»:

Рис. 5. Вопрос 1 с вариантами ответов

Рис. 6. Кадр из видео при правильно выбранном ответе

             

Рис. 3. Стартовая страница.

Рис. 4. Кадр из видео.

                  

                                                                                                          Рис. 8. Видеофрагмент при неверно

Рис. 7. Вопрос 2 с вариантами ответов

выбранном ответе

Такой квест можно использовать вместо классической самостоятельной работы на уроке или зачета, во время которых ребенок постоянно нервничает, находится в стрессе. В данном случае он будет расслаблен, позитивно настроен и его мозг будет выдавать информацию гораздо быстрее и правильнее, чем во в стрессовой обстановке.

Но игровые формы занятий не рекомендуется применять слишком часто, так как это может отвлечь от основной сути обучения, а также перестанет быть чем-то интересным и удивительным. 

По результатам повторной диагностики выяснилось, что количество детей с низким уровнем мотивации уменьшилось. У основной массы обучающихся появился интерес к занятиям.

Таблица «Сравнительная характеристика показателей уровня мотивации к предмету математики у обучающихся 7 и 9 классов»

Показатели

7 класс (16 человек)

9 класс (20 человек)

Октябрь 2019

Март 2020

Октябрь 2019

Март 2020

Интерес

31%

63%

35%

60%

Внимание

50%

81%

55%

75%

Успеваемость

50,5%

68,75%

45%

55%

 

Современные реалии таковы, что школьник большую часть своего свободного времени проводит в самоизоляции от общества за компьютером, живое общение заменено на виртуальную переписку в социальных сетях. В результате, формируется инфантильный испуганный человек, с огромным трудом социализирующийся в обществе. Командные математические игры позволяют избежать проблем социализации школьника, позволяют организовать с пользой свободное время, воспитывают умение сотрудничать и прививают навыки взаимовыручки. Дебаты способствуют живому общению между участниками, ребята приучаются координировать свою деятельность, учатся адекватной оценке результатов не столько чужой, сколько своей работы, приобретают опыт аргументированного применения информации в команде [3].

Подобные формы игр погружают в атмосферу увлеченности, позволяя забыть о гаджетах, способствуя живому общению между одноклассниками, а также формированию интереса к изучению математики.

 

Литература:

1.            Капаева Е.В., Розова В.А., Сидоров А.В. Влияние интеллектуальных игр на формирование математических способностей школьников // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественно-научных дисциплин.

Изд-во: КГТУ (Кострома) – 2017. – С. 32-35.

2.            Проворотова Е.В., Пивоварова Н.В. Математическая игра // Вопросы образования и науки. Изд-во: ООО "Консалтинговая компания Юком"

(Тамбов). – 2017. – С. 113-114.

3.            Васильева Е.В., Селиверстова Л.В. Развитие некоторых личностных и метапредметных компетенций среднего общего образования с использованием командных математических игр // Балтийский гуманитарный журнал. Издво: Некоммерческое Партнерство "Институт направленного образования" (Тольятти) – Том 7. № 1 (22). – 2018. – С. 197-200.

УДК 372.851 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

УДК 372.851 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Как это сделать в сложившихся обстоятельствах?

Как это сделать в сложившихся обстоятельствах?

Поэтому ученики, увлекающиеся интеллектуальными играми, на уроках математики быстро сравнивают, вычисляют, находят решение задачи, в некоторых случаях могут предложить свой способ решения

Поэтому ученики, увлекающиеся интеллектуальными играми, на уроках математики быстро сравнивают, вычисляют, находят решение задачи, в некоторых случаях могут предложить свой способ решения

Ребенок сам расскажет больше и знает, как установить какие-либо приложения или переустановить

Ребенок сам расскажет больше и знает, как установить какие-либо приложения или переустановить

Ученики распределяют ответы в клетках карточки так, как им захочется

Ученики распределяют ответы в клетках карточки так, как им захочется

На поле расположены ячейки и дорожки, по которым передвигаются фишки (отряд) (рис

На поле расположены ячейки и дорожки, по которым передвигаются фишки (отряд) (рис

При попадании на ячейку с задачей / уравнением игрок тянет карточку и начинает решать задачу, остальные продолжают играть

При попадании на ячейку с задачей / уравнением игрок тянет карточку и начинает решать задачу, остальные продолжают играть

Описание: на экране транслируется какой-либо видеосюжет, он может быть познавательным, а может быть развлекательным (такое видео помогает снять психологическое напряжение)

Описание: на экране транслируется какой-либо видеосюжет, он может быть познавательным, а может быть развлекательным (такое видео помогает снять психологическое напряжение)

Рис. 8. Видеофрагмент при неверно

Рис. 8. Видеофрагмент при неверно

Современные реалии таковы, что школьник большую часть своего свободного времени проводит в самоизоляции от общества за компьютером, живое общение заменено на виртуальную переписку в социальных…

Современные реалии таковы, что школьник большую часть своего свободного времени проводит в самоизоляции от общества за компьютером, живое общение заменено на виртуальную переписку в социальных…
Скачать файл