УДК 372.851
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Я.И. Демидова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа»
п. Орловка, Хохольского района Воронежской области
В данной статье рассматривается проблема заинтересованности обучающихся в изучении математики. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении вопросов обучения поколения Z. В результате исследования разработаны дидактические игры по математике, удовлетворяющие запросам современности и мотивирующие любого ребенка забыть на время о гаджетах.
Ключевые слова: дидактика, игра, математика, современность, цифровые технологии, обучение.
MATHEMATICAL GAMES
Y.I. Demidova
Municipal budget educational institution «Orlovka secondary educational school»
Orlovka, Khokholsky municipal district of the Voronezh region
This article discusses the problem of students ' interest in studying mathematics. The scientific novelty of the study is to consider the issues of generation Z training. As a result of the research, didactic games in mathematics have been developed that meet the needs of modern times and motivate any child to forget about gadgets for a while.
Keywords: didactics, game, mathematics, modernity, digital technologies, training.
За последнее десятилетие произошли большие изменения в психологии детей. Изменились интересы, поведение, мотивация к деятельности. Но попрежнему необходимо обучать детей предмету. Как это сделать в сложившихся обстоятельствах?
В современном мире, работая в школе, мы всё чаще сталкиваемся с проблемой заинтересованности детей на уроках. Они полностью погружены в телефоны. И даже если сейчас они, казалось бы, сидят и не трогают его, то мысленно уже думают о том, что им написать и кому, какой пост выложить, или о том, какой уровень в игре и как достичь большего.
В результате наблюдений и опроса среди обучающихся были получены следующие данные: с 1 по 4 класс мотивация к обучению сохраняется приблизительно у 70% детей, начиная с 5 класса она резко падает. В 5 и 6 классах лишь ≈50%, в 7 и 8 классах уменьшается до 30%, заметно ухудшается успеваемость, аккуратность, отношение к работе. В 9 классе в связи со сдачей ОГЭ повышается мотивация к изучению лишь тех предметов, которые ученики сдают, но при этом не обязательно, что вместе с мотивацией появляется и интерес. В 10 и 11 классах количество обучающихся, у которых сохраняется средняя мотивация, падает до 20%, с высокой мотивацией нет и вовсе.
Таким образом, целью моего исследования стало повышение мотивации к обучению. Как учитель математики, я рассмотрела поставленный вопрос на данном предмете.
Математика – одна из самых сложных наук. Совсем малый процент обучающихся понимает предмет, большинству приходится достаточно тяжело. А что уже говорить о потере интереса школьников к математике. Но почему так происходит?
Готовя ребёнка к школе, большинство родителей водят детей на подготовительные курсы, где в игровой форме дети учатся сравнивать, анализировать, логически мыслить. Им нравится собирать паззлы, разгадывать кроссворды, ребусы, многие умеют играть в домино, шахматы, шашки. Интеллектуальные игры не только способствуют формированию и развитию логического мышления, с их помощью у детей тренируется память, происходит снятие эмоционального напряжения. Поэтому ученики, увлекающиеся интеллектуальными играми, на уроках математики быстро сравнивают, вычисляют, находят решение задачи, в некоторых случаях могут предложить свой способ решения. К подростковому возрасту остается малая доля учащихся, увлекающаяся интеллектуальными играми, на их место приходят социальные сети и компьютерные игры. Проблема сегодняшнего молодого поколения в том, что у ребят очень короткая память, даже хорошо отработанный материал, без постоянного повторения, быстро забывается. Пропадает способность нестандартно мыслить, большое количество научного материала воспринимается только с помощью визуальных эффектов, задания решаются по алгоритму, если действия в алгоритме изменить или добавить новое условие, то задача кажется не решаемой [1].
Математическая игра как форма работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса у учащихся. Она оказывает заметное влияние на их работоспособность, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. В процессе игры, увлекшись, дети не замечают, что учатся. Игровой мотив одинаково действенен для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых [2].
Уже давно педагоги начали придумывать различные игры, но многие из них постепенно уходят из употребления, так как перестают вызывать у детей не только интерес, но и вообще какие-либо эмоции. Но почему? Современное поколение школьников – это поколение Z, это первое цифровое поколение. Ребенок еще не научился ходить, но уже освоил некоторые функции в планшете или телефоне. Он только пошел в школу, но уже знает, какие существуют игры в компьютере, как там что-то зарабатывать или покупать. Учитель информатики уже не может удивить ученика рассказами о том, из чего состоит компьютер. Ребенок сам расскажет больше и знает, как установить какие-либо приложения или переустановить Windows. Огромное количество времени школьники проводят в социальных сетях, им там комфортнее, они могут быть теми, кем им хочется быть на данный момент. Если сравнить нынешний 5 класс и 5 класс лет 10 назад – это два абсолютно разных поколения. Сейчас дети кажутся взрослее, сообразительнее, увереннее. Они, может быть, мало читают книг, но много читают информации в сети Интернет, благодаря чему осведомлены, порой, больше взрослых в различных новостях.
Поколение Z не может без смартфонов. И с этим нужно смириться. Но задача педагога – научить ребенка своему предмету, а для этого нужно переключить его внимание. Необходимо учитывать, что дети считают себя достаточно взрослыми, поэтому сказки и КВН далеко не всем уже интересно, особенно, если к ним нужно готовиться и учить какие-то слова.
Перепробовав различные существующие игры, я пришла к выводу, что необходимо создать что-то новое, возможно, нестандартного формата. Ниже я представлю вашему вниманию математические игры, которые удачно прошли апробацию на моих классах. Два главных принципа, которые, как я заметила, больше всего заинтересовывают детей – это соревнование и достижение какойлибо цели, получение результата.
Для достижения цели исследования мною разработаны новые формы математических игр. Представленные ниже игры я проводила в 7 и 9 классах с октября 2019 по март 2020 года.
1. Игра «Математическое лото»
Цель игры – вычеркнуть полностью строку.
Дидактическая цель игры – быстрая проверка знаний обучающихся.
Описание игры: детям раздаются разноцветные карточки с пустыми клетками 3x4 или 3x5 (в зависимости от количества вопросов) (рис. 1). Ответы на вопросы в произвольном порядке выписаны на доске или высвечены на экране. Ученики распределяют ответы в клетках карточки так, как им захочется. (Обязательно учитель должен проверить, чтобы у всех карточки были заполнены) После этого учитель зачитывает вопрос, и ученик в течение 5 секунд должен найти и вычеркнуть соответствующий ответ. Побеждает тот, кто быстрее всех вычеркнет одну любую строку. При этом игрок поднимает руку и кричит «Бинго!». Игру желательно продолжать до 3-5 победителей, чтобы не потерять интерес.
Пример. Тема урока «Степень и её свойства»
Цель – проверка знаний свойств степени.
Вопросы: 22•23; 122; (32)2; 56:54; 70•72; 43•42; 142; 61•60; 135:133; 184/183;
(43)2; (61)0.
Ответ: 25; 169; 6; 32; 81; 46; 1; 18; 196; 49; 144; 45.
Рис. 1.
2. Настольная игра «Город и деревня»
Цель игры – перевести всю команду на чужое поле (из деревни в город, из города в деревню).
Дидактическая цель игры – закрепление и проверка знаний.
Описание игры: данная игра напоминает игру «Ходилки». В игре участвуют две команды (от 1 до 5 человек в каждой). Жребий на первый ход определяется броском кубика капитанами команд. Участники по очереди бросают кубик (игрок 1-й команды, затем 2-й команды) и передвигают фишку согласно выпавшему числу.
На поле расположены ячейки и дорожки, по которым передвигаются фишки (отряд) (рис. 2). Есть специальные ячейки (см. таблицу ниже), в которых нужно выполнить какое-либо действие, и есть свободные. Если игрок перешёл на чужое поле, но в ячейке с заданием, то должен его выполнить.
Нельзя вставать с другим игроком на одну и ту же ячейку, перепрыгивать через другого игрока.
Та команда, чей отряд полностью перебрался на поле соперника, считается победившей.
Попав на ячейку с вопросом по математике, игрок тянет карточку, но отвечает на вопрос, когда до него дойдет очередь бросать кубик. Если ответ на вопрос верный, то он бросает кубик, если нет – пропускает ход.
При попадании на ячейку с задачей / уравнением игрок тянет карточку и начинает решать задачу, остальные продолжают играть. Если ответ верный – игрок бросает кубик и добавляет к выпавшему числу +1, если неверный – делает один шаг назад.
Вид игры представлен на рисунке 2.
Рис. 2.
Данная игра способствует формированию навыков общения в команде, взаимопомощи. Даже те троечники, которым ничего не интересно, включаются в игру, а его команда помогает ему в решении задач. Практически в каждом классе есть ребенок, с которым никто не общается, но даже с ним здесь начинают взаимодействовать.
3. Видеоквест по математике.
Цель квеста – просмотреть полностью видеоролик.
Дидактическая цель – выявить пробелы и закрепить знания по теме.
Описание: на экране транслируется какой-либо видеосюжет, он может быть познавательным, а может быть развлекательным (такое видео помогает снять психологическое напряжение). В какой-то момент времени видео останавливается и появляется вопрос с вариантами ответов. От того, какой ответ выберет ребенок, будет зависеть продолжение видеоролика. Если ответ верный, то он продолжается дальше, если ответ неверный, то включается совершенно другое видео (приблизительно на 5-10 сек), и затем участника перебрасывает на предыдущий уровень.
Желательно, чтобы такой квест каждый ребенок проходил индивидуально, но если такой возможности нет, то можно коллективно закрепить материал.
Например, видеоквест на тему «Геометрия треугольника»:
Рис. 5. Вопрос 1 с вариантами ответов |
Рис. 6. Кадр из видео при правильно выбранном ответе |
Рис. 3. Стартовая страница. |
Рис. 4. Кадр из видео. |
Рис. 8. Видеофрагмент при неверно
Рис. 7. Вопрос 2 с вариантами ответов
выбранном ответе
Такой квест можно использовать вместо классической самостоятельной работы на уроке или зачета, во время которых ребенок постоянно нервничает, находится в стрессе. В данном случае он будет расслаблен, позитивно настроен и его мозг будет выдавать информацию гораздо быстрее и правильнее, чем во в стрессовой обстановке.
Но игровые формы занятий не рекомендуется применять слишком часто, так как это может отвлечь от основной сути обучения, а также перестанет быть чем-то интересным и удивительным.
По результатам повторной диагностики выяснилось, что количество детей с низким уровнем мотивации уменьшилось. У основной массы обучающихся появился интерес к занятиям.
Таблица «Сравнительная характеристика показателей уровня мотивации к предмету математики у обучающихся 7 и 9 классов»
Показатели |
7 класс (16 человек) |
9 класс (20 человек) |
||
Октябрь 2019 |
Март 2020 |
Октябрь 2019 |
Март 2020 |
|
Интерес |
31% |
63% |
35% |
60% |
Внимание |
50% |
81% |
55% |
75% |
Успеваемость |
50,5% |
68,75% |
45% |
55% |
Современные реалии таковы, что школьник большую часть своего свободного времени проводит в самоизоляции от общества за компьютером, живое общение заменено на виртуальную переписку в социальных сетях. В результате, формируется инфантильный испуганный человек, с огромным трудом социализирующийся в обществе. Командные математические игры позволяют избежать проблем социализации школьника, позволяют организовать с пользой свободное время, воспитывают умение сотрудничать и прививают навыки взаимовыручки. Дебаты способствуют живому общению между участниками, ребята приучаются координировать свою деятельность, учатся адекватной оценке результатов не столько чужой, сколько своей работы, приобретают опыт аргументированного применения информации в команде [3].
Подобные формы игр погружают в атмосферу увлеченности, позволяя забыть о гаджетах, способствуя живому общению между одноклассниками, а также формированию интереса к изучению математики.
Литература:
1. Капаева Е.В., Розова В.А., Сидоров А.В. Влияние интеллектуальных игр на формирование математических способностей школьников // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественно-научных дисциплин.
Изд-во: КГТУ (Кострома) – 2017. – С. 32-35.
2. Проворотова Е.В., Пивоварова Н.В. Математическая игра // Вопросы образования и науки. Изд-во: ООО "Консалтинговая компания Юком"
(Тамбов). – 2017. – С. 113-114.
3. Васильева Е.В., Селиверстова Л.В. Развитие некоторых личностных и метапредметных компетенций среднего общего образования с использованием командных математических игр // Балтийский гуманитарный журнал. Издво: Некоммерческое Партнерство "Институт направленного образования" (Тольятти) – Том 7. № 1 (22). – 2018. – С. 197-200.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.