математика

  • doc
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 37.doc

 

 

 

 

Конспект урока- изучения нового.

«Квадратный корень.

Теорема о квадратном корне из произведения и дроби»

 

 

 

 

                        

 

                        

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока: урок- изучение нового

 

Цель (учебная задача): « открыть», сформулировать и доказать  теоремы о квадратном корне из произведения и дроби. И научить применять в стандартных ситуациях.

 

В результате ученик:

·        знает о существовании теорем о квадратном корне из произведения и квадратном корне из дроби

·        осознает и обосновывает каждый шаг в выполненных преобразованиях выражений, содержащих корень

·        обосновывает каждый шаг доказательства теоремы о квадратном корне  из дроби и произведения.

 

Метод обучения: УДЕ

 

Форма работы: фронтальная

 

Ход урока:

1.     актуализация

2.     мотивация

3.     постановка целей

4.     работа с теоремами

5.     рефлексивно-оценочный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, ребята!

Вспомните определение квадратного корня.

 

Известно, что √а=в. Получите следствия.

 

 

Решим упражнение:

Верно ли равенство?

1.     √16=4

2. √0=0

 3. √25=-5

Почему?

 4.√25=3

Почему?

 5. √52=5

 6. √(-27)2=-27

Вычислить:

 1.  √81=

 2.  √(16/25)=

 3.  √0,16=

 4.  √(4/9)=

 5.  (5·4)2=

Чем вы воспользовались?

Как это свойство запишется в буквенном виде?

Запишите в буквенном виде  свойство степени для дроби

Например: (2/3)2=

Как другим способом вычислить

 (2/3)2=

 

Сравните числа:

1)  √8  и √7

2) √2 и  √5

3) √3·√27 и √63

Почему испытываете затруднение?

 

В каком случае вопроса не возникло бы?

Как думаете, какую задачу надо решить?

 

 

Вычислить:

 

√9·25=            √9· √25=

√0,01·16=       √0,01·√16=

 

Как выполнить:

√9·25= 

√9· √25=

Следующий пример:

√0,01·16=      

√0,01·√16=

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на первую таблицу. Какое возникает предположение?

 

Да, а в буквальном виде?                       

Для любых ли чисел а и в это выполнимо?

√(-4)·25=                                                 

Почему?

Т.е как наша гипотеза будет звучать вместе с дополнением?

 

 

 

 

 

 

Вернемся к свойствам степени

Как  возводим  произведение в степень?

Как возводим дробь в степень?

 

 

Как связаны между собой возведение в степень и корень?

Умножение и деление?

 

Какое возникает предположение?

Запишем в буквенном виде:

Для любого а и в выполняется?

Для  в>0?

Все согласны?

Почему?

Итак, как звучит наша гипотеза теперь, когда появились существенные дополнения?

 

 

 

Что у нас есть на данный момент?

 

Мы можем судить об их истинности?

Чтобы судить об истинности гипотез необходимо их доказать.

Что нам нужно доказать?

 

Чем является  √а · √в  по отношению к  √а· в

а>0, в>0

Исходя из определения квадратного корня, что мы должны доказать?

 

 

 

 

 

Хорошо! Почему мы можем сделать вывод, что (√а · √в)2= ав

Хорошо! Из 1) и 2) какой сделаем вывод?

 

 

Мы доказали?

Какими теоретическими положениями мы воспользовались?

Гипотеза о свойстве корня из дроби доказывается аналогично.

 Что нам нужно доказать?

 

Чем является  √а / √в  по отношению к  √а/ в

а>0, в>0

Исходя из определения квадратного корня, что мы должны доказать?

 

 

 

 

План доказательства обсудили, гипотезу доказать дома.

Итак, истинность гипотез доказана. Мы получили теоремы.

Выделите в теореме о корне из произведения условие и заключение.

Прочтите это свойство слева направо:

 

 

Справа налево:

 

 

 

Теперь в теореме о корне из дроби выделите условие и заключение:

Теперь прочитайте свойство слева направо

 

Справа налево:

 

 

Теперь решим упражнения:

1)√16 ·4=

2)√12·3=

Не всегда удобно сразу пользоваться свойством, иногда удобнее представить сначала произведение в виде произведения чисел, из которых корень извлекается

3)√36·√100=                                

4) √3·√12=

5)√2·√32=

6)√25/36=

7) √100/121=

8) √72/√2=

9) √27/√3=

 

Верно ли равенство?

1) √64/25=8/5

Как можно проверить?

Каким еще способом?

Как?

 

 

Верно?

2) √25·(121/144)=5(11/12)

Как проверили?

3) √25+(121/144)=5+(11/12)

Что нужно сделать, чтобы проверить?

 5 +(11/12)2=25+2·5·(4/11)+(121/144)

Хорошо, это не равно 25+(121/144)?

4)√1(69/100)=13/10

Как можно преобразовать подкоренное выражение, чтобы можно было воспользоваться свойством. Какой ответ получили?

5) √1¼=1½

Как доказать?

(1½)2=9/4

 

 

 

6)√(3·48)·25=√3·48·√25

Теорема справедлива для любого числа неотрицательных множителей

 

7)√16·9·25=·√16·√9·√25=4·3·5

(4·3·5)=16·9·25

8)√9/36=3/36

(3/36)2≠9/36

 

Вернемся к началу нашего урока, к сравнению чисел

√3·√27 и √63

Теперь мы можем выполнить это задание?

Чем нужно воспользоваться?

√81 и √63

Какие цели были нами поставлены в начале урока?

Мы изучили?

Для чего же нам нужны свойства

Еще раз вспомним эти свойства.

 

 

 

Запишите домашнее задание  342(2,4), 343(2,5), 344(2), 345(3), 346(2), 363(2), 364(2,4), 365(2).

 

Квадратным корнем  из числа а называется такое неотрицательное число, квадрат которого равен а.

 

√а=в

1)в>0

2)в2

 

 

 

Да

Да

Нет

-5<0

нет

32≠25

Да

Нет. -27<0

 

9

4/5

0,4

2/3

52·42=25·16

Свойством степени для произведения

(а · в)nn · вn

 

(а /в)nn / вn

 

4/9

 

22 =4

32   9

 

Т.к. 8>7, то √8>√7

Т.к. 5>2 то √5>√2

(?)

Первое число является произведением корней.

Если бы первое число было одним  корнем

Найти способ сведения произведения корней к одному корню

 

 

 

 

 

 

 

 

√255=  15                   

3·5=15

 

√0,16=0,4

0,1·4=0,4

√9·25= √9· √25

√0,01·16= √0,01·√16

 

 

 

√а · в= √а · √в

Да, нет

 

Не имеет значения

√(-4) не существует

Корень из произведения неотрицательных чисел есть произведение корней из этих множителей.

√а · в= √а · √в

а>0, в>0

 

 

 

Возводим в степень каждый множитель и перемножаем

Возводим числитель в степень и делим на знаменатель, возведенный в степень

Корень является обратной операцией для степени

Деление обратная операция для умножения

 

 

√а/в= √а / √в

Нет. Только для а>0, в>0

нет

на 0 делить нельзя

 

√а/в= √а / √в

 а>0, в>0

Корень из дроби  равен корню из числителя, деленному на корень из знаменателя.

 

Две гипотезы о свойстве квадратного корня

Нет

 

 

√а · в= √а · √в

а>0, в>0

Квадратным корнем

 

 

1)    √а · √в>0

2)    (√а · √в)2= ав

а>0, √а – имеет смысл, √а >0

в>0, √в – имеет смысл, √в >0

Произведение неотрицательных чисел равно неотрицательному числу

 

1)по свойству степени  о произведении

2) р>0, то (√р)2= р

√к · √n>0

(√к · √n)2= к · n ,следовательно

(√к · n= √к · √n

 

Да.

Определением квадратного корня и свойством степени

 

 

√а / в= √а · √в

а>0, в>0

Квадратным корнем

 

1) √а / √в>0

2) (√а / √в)2= а/в

а>0, √а – имеет смысл, √а >0

в>0, √в – имеет смысл, √в >0

Частное неотрицательных чисел равно неотрицательному числу

 

 

 

 

 

|если а>0 и в>0 |, то |√а · в= √а · √в |

 

Корень из произведения неотрицательных чисел есть произведение корней из этих множителей.

Произведение корней неотрицательных множителей равно корню из произведения этих множителей.

|если а>0 и в>0 |, то |√а /в= √а /√в |

 

Корень из дроби  равен корню из числителя, деленному на корень из знаменателя.

Корень из числителя, деленного на корень из знаменателя равен корню из дроби.

 

√16·√4=4·2=8

√12·3=4·2

 

 

 

 

 

6·10=60

√3·12=√36=6

√2·32=√64=8

√25/√36=5/6

√100/√121=10/11

√72/2=√36=6

√27/3=√9=3

 

 

Да, нет

Воспользоваться свойством

По определению

8/5 возвести в квадрат и сравнить с подкоренным выражением

 

да

 

Воспользовались свойством

Да, нет

5 +(11/12) возвести в квадрат

 

 

Да, нет

Представить 1(69/100) в виде неправильной дроби

 

верно

 

 

а)1½> 

б) (1½)2=(5/2)2=9/4=2¼

2¼≠1¼

 

да

(√3·48·√25)2= (3·48)·25

 

 

да

 

нет

 

 

 

 

 

 

да

свойством для корня из произведения

81>63, √81 >√63

Изучить теоремы, отражающие свойства квадратного корня

Да

Для упрощения и для сравнения

√а · в= √а · √в

а>0, в>0 и

√а/в= √а / √в

 а>0, в>0