математика

  • docx
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 49.docx

А.Ж. Дюсекеева

учитель ГУ лицея, г. Аксу

 

УЧЕБНЫЙ  ЛИСТ

Глава «Квадратные уравнения».

В результате изучения тем нужно

 

 

 

                                  Знать:

- определение квадратного уравнения;     

 - способы решения квадратных  уравнений; 

 - формулы для нахождения  корней   квадратных уравнений;  

 - алгоритм решения дробно-рациональных и биквадратных уравнений;     

 - теорему Виета.                                                                                           

Уметь:

- находить корни квадратного уравнения;

решать дробно-рациональные и биквадратные уравнения;

-  составлять уравнение по заданным его корням.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. А. Абылкасымова,Алгебра учебник 8 класса общеобразовательной школы . Алматы «Мектеп», 2012г

2. С.К.Тулеубаева ,В.Е.Корчевский Алгебра 8 класс. Сборник задач. Алматы «Мектеп», 2012г.

3.К.Базаров, Алгебра 8 класс. Дидактические материалы. г Алматы: «Мектеп», 2004г.

 

Помни, что работать нужно по алгоритму!

Не забывай проходить проверку, делать пометки на полях, заполнять рейтинговый лист темы.

Пожалуйста, не оставляй без ответа, возникшие у тебя вопросы.

Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

 

Теория без практики мертва или бесплодна

Практика без теории невозможна или пагубна

Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения.

А.Н.Крылов       

.

I. Полные и неполные квадратные уравнения

1)                  Прочитай текст:

Уравнение вида ах 2  +  вх  +  с  = 0, где х - переменная, , а, в  и  с - некоторые действительные числа, если  а≠ 0, называется уравнением второй степени.

Если а = 0, то уравнение примет вид BX  +  C  = 0 и будет уравнением первой степени .

Неполные квадратные уравнения:

Если в = 0, то уравнение примет вид ах2  +  с  = 0

Если с = 0, то уравнение примет вид ах2  +  вх  = 0

Если с = 0, в=0, то уравнение примет вид ах2   = 0

Д= в2-4ас  Если D  <0, то действительных корней нет. 

Если D  = 0, то корни совпадают и равны   х1/2=

Если D  >0,то,извлекая корень, получим  х1/2=
Это и есть формула для решения квадратного уравнения.

№1. Какой из данных уравнений  является а)  квадратным  уравнением  б) приведенным квадратным  уравнением  : по  (1б)

 

1) 2х+3=0;      2) х2-19х=0;    3) х32+5=0;  4)3х3-0,4х2-х=0; 5)  -3х-х2+7=0

 

№2. Решить уравнения а) :2+4х-7=0

б) 9х2-4=0   в) 2=7х2+2   г) х2+  е)2х2-2х+0,5=0  к) а=а2+4   (по 2б.)

Алгоритм решения приведенного квадратного уравнения путем выделения квадрата двучлена:

Х2+px+c=0
1) х2+2px+q=0

2) х2+2px+p2=p2-q

3) (x+p)2=p2-q
4)
x+p =  , если       p2-q 0
5) х = -
p

№3. Решить уравнение: Х2-6х+8=0  (2б.)

 

Определение. Биквадратное уравнение — это любое уравнение вида:

ax4 + bx2 + c = 0,  где a, b, c — любые числа, причем a ≠ 0.

Примеры. Вот несколько биквадратных уравнений:  x4 − 5x2 + 6 = 0;  3x4 − 2x2 + 1 = 0;
x4 − 1 = 0.

Как решать биквадратные уравнения: общая схема

Биквадратные уравнения легко сводятся к обычным квадратным с помощью замены переменной. Поэтому алгоритм выглядит следующим образом:

1.      Ввести новую переменную: t = x2

2.      Подставить эту переменную в исходное уравнение. Мы получим обычное квадратное уравнение, которое решается через дискриминант: ax4 + bx2 + c = 0  at2 + bt + c = 0;

3.      Решаем полученное квадратное уравнение. Получим корни t1 и t2;

4.      Подставляем эти корни в формулу замены переменной: x2 = t1и x2 = t2;

5.      Решаем эти два уравнения — получаем искомые корни биквадратного уравнения.

№4.Решите уравнение:

а) x4 − 13x2 + 36 = 0   ( 3б.)

II. Теорема Виета. Уравнения, содержащие модуль.

Сумма корней приведенного квадратного трехчлена x2 + px + q = 0 равна его второму коэффициенту p с противоположным знаком, а произведение – свободному члену q,

 т. е.x1 + x2 = – p и x1 x2 = q Если а=1 (приведенная форма x2 + px + q = 0), то      (теорема Виета)

\begin{cases}
  ~x_1+x_2=-p \\
  ~x_1 x_2=q\end{cases}
 .

 

№1. Решите уравнение с помощью теоремы Виета: а)  х 2  + 2 х  - 3 = 0.           (2б)

б)  х 2  + 6 х  + 9 = 0.              (2б)

Обратная Теорема Виета. Если числа x1 и x2 удовлетворяют соотношениям x1 + x2 = – p и x1 x2= q, то они удовлетворяют квадратному уравнению x2 + px + q = 0.

№2. Составить квадратное уравнение, если х1= 2+ и х2 =2-  (2б.)

 

Самый распространённый, а иногда и единственно возможный метод решения уравнений с модулем – раскрытие модуля согласно определению: 
http://e-science.ru/img/math/algebr/63261514417792-1.gif

№3. Решить уравнение: ~x^2+2|x|-3=0.   4(б.)

III. Дробно-рациональные уравнения.

Если в рациональном уравнении есть деление на выражение, содержащее переменную (x), то уравнение называется дробно-рациональным.

Дробные рациональные уравнения обычно решаются следующим образом:

1) находят общий знаменатель дробей и умножают на него обе части уравнения;

2) решают получившееся целое уравнение;

3) исключают из его корней те, которые обращают в ноль общий знаменатель дробей, т.е. определяют посторонние корни


а)
     (2б.)    б)   (3б.)

 

в)    (4б.)

 

Итого: 38 баллов

 

 «5» - 36-38б.  «4» - 28-35б.  «3» - 19-27б.

Рефлексия.

Что у вас получилось? А что не получилось?

В чем были проблемы?

Кто чувствовал себя сегодня неуверенно?

А кто испытал чувство удовлетворения от проделанной работы?

Спасибо за урок.

 

 

               

             

 

                                                                 

 

                                                                  

 

                                                            РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ

По теме: «Квадратные уравнения»

Ф.И.                                                          , класс             .

 

          Задания                

Max

баллов

Полученные баллы

Кто проверил

Кого проверил

Оценка

I

№1

№2

№3

№4

.

 

 

 

 

II

№1

№2

 

 

 

 

 

III

 

.

 

 

 

 

итог

 

 

 

 

 

 

 Итого: