математика

  • doc
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 81.doc

Внеклассное мероприятие «Брейн - ринг» в 7- 8 классах

                                                  

  Авторы:  учитель физики Софронова Людмила Николаевна

МБОУ «Ковалинская ООШ»  с.  Ковали Урмарского района ЧР,

учитель математики Николаева Ираида Михайловна

МБОУ «Ковалинская ООШ»  с.  Ковали Урмарского района ЧР.

 

 

Пояснительная записка

 

         Среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению одним из эффективных является организация игровой деятельности.           Игра - одна из самых распространенных форм внеклассной деятельности с учащимися. В связи с тем, что в игре присутствует элемент соревнования, она с радостью принимается подавляющим большинством детей разного возраста.

       Интеллектуальная игра – индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Они  объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление память, интуицию, любознательность.

Цель: развитие творческих и познавательных способностей обучающихся посредством интеллектуальной игры.

 Задачи:

обучающие

- сформировать багаж базовых знаний и расширение кругозора;

- овладеть умением ясно мыслить и строить логические рассуждения;

- укрепление межпредметных связей;

- повышение уровня физико - математической культуры.

развивающие

-развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли;

-развить мотивацию к самообразованию.

воспитательные

- воспитать навыки совместной деятельности в малой группе и в команде;

- воспитать умение достойно проигрывать и анализировать причины неудач;

- повысить социальную активность учащихся, их самостоятельность и ответственность.

Адресат: игра предназначена для обучающихся 7 – 8 классов.

 

Актуальность

       Математика и физика признаны  интеллекто - образующим учебными предметами. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках по этим предметам, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса

        Актуальность применения интеллектуальных игр связана с тем, что в настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема,  как повысить интерес школьников к предметам. Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся является игра. Она является важнейшим способом накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре проявляются многие качества личности.

Педагогическая целесообразность  заключается в создании и укреплении межпредметных связей, которых так не достает традиционной академической классно-урочной системе образования для формирования у учащихся единой картины мира.

Научная обоснованность

  Для формирования социальных мотивов учения школьников важным для коллективной и групповой работы является наличие совместной деятельности школьников: выработка общей цели совместной работы, поиск способов выполнения. Резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю, товарищам, число контактов и разнообразных форм общения. (А.К.Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте»).

Мероприятие рассчитано по времени на 45 минут (урок).

Условия реализации:

- наличие компьютера,  экрана и проектора в кабинете;

- умение учителя пользоваться данной техникой;

- наличие минимального количества учеников - участников игры (14 человек);

- позитивный настрой учителя и учеников, так как мероприятие спланировано в форме игры и предполагает активное участие игроков и адекватную реакцию на юмор и нестандартные ситуации.

Формы организации занятий:

групповые и индивидуально-групповые.

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, сигнальные лампы или электрические звонки, барабан для игры Что? Где? Когда?

Авторы внеклассного мероприятия: учителя  физики и математики МБОУ «Ковалинская ООШ» Софронова Людмила Николаевна и

 Николаева Ираида Михайловна.

 

Условия игры.

             Каждая команда должна выбрать себе капитана. Капитаном должен быть самый эрудированный, так как именно капитан будет определять отвечающего на каждый вопрос. Во время обсуждения у Вас может прозвучать несколько версий ответа, а капитан должен выбрать правильный ответ (по его мнению). Как видите, на капитана возложена большая ответственность в игре.

В каждом раунде задается максимум 10 вопросов. Команды играют попарно.

       Игра состоит из восьми раундов. В игре участвуют 2 команды из учащихся 7 – 8 классов.  Перед первым раундом проводится отборочная игра, которая установит очередность игры.

За каждый правильный ответ 1-го и 2-го раундов команды получают по 1 баллу. В 3 раунде – 2 балла. В 4 и 5 раундах   по 3 балла. В 6 раунде – 1 балл.

 Сигнальным звонком команды пользуются в 2, 3,6, 7 и 8 раундах.

  Победителем игры становится команда, набравшая большее количество баллов.

По истечении времени раздаётся сигнальный звонок, подводятся итоги (оглашается счёт), называются победители.

Игра сопровождается с презентацией Power Point.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход игры:

       Ведущая 1: Уважаемые учащиеся,  мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной, физико-математической игре. 
Сегодня у нас встречаются 2 команды из 7 – 8  классов.  По правилам игры победителем  будет только один. Проигравших не будет,  так как  каждый из вас в ходе игры узнает  что-то новое, проверит и закрепит свои знания. А сейчас разрешите мне представить команды (команды выходят на сцену). 

       Ведущая 2:

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем вам удачи,

За работу, в добрый час!

1 раунд. Марафон.

 

       Отвечают команды по очереди (по 10 вопросов). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы первой команде.

1.     Наука, изучающая явления природы? (физика) 

2.     Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)

3.     Мельчайшая частица вещества (молекула) 

4.     Равенство, содержащее неизвестное (уравнение)

5.     Какое вещество в земных условиях может существовать в трех агрегатных состояниях? (вода)

6.     Число, которое не может быть делителем (0)

7.     На каком явлении основана засолка овощей? (диффузия)

8.     Дробь, у которой числитель меньше знаменателя (правильная)

9.     Прибор для измерения силы (динамометр)

10.  График линейной функции (прямая)

 

Вопросы второй команде.

1.     Фигура, образованная двумя лучами с общим началом (угол)

2.     Единица измерения скорости в СИ (м/с)

3.     Выражение, находящееся над дробной чертой (числитель)

4.     Как ведут себя пассажиры при резком торможении автобуса? (падают вперед)

5.     Первый в мире человек,  совершивший полёт в космос (Гагарин)

6.     числа (процент)

7.     Что можно найти, разделив пройденный путь на скорость? (время)

8.     Результат вычитания  (разность)

9.     Прибор для измерения атмосферного давления? (барометр)

10.  Чему равна половина развернутого угла? (900)

2 раунд.  Кто быстрей.

 

        На этом раунде командам задают 10 вопросов. Они,  подумав,  должны дать как можно быстрее ответ (нажать на сигнальную лампу). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед?

Ответ: 5 км.

2. Доску длиной 4 м распилили на части по 1 м. Чтобы отпилить 1 м доски, нужно пять минут. За сколько времени можно распилить всю доску?

Ответ: 15 мин.

3. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10-ти руках?

Ответ: 50 пальцев.

4. Шла старуха в Москву. Навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?

Ответ: одна старуха.

5. Что легче: 1кг ваты или 1 кг железа?

Ответ: Одинаково.

6. Какие цифры употребляют в десятичной системе?

Ответ: арабские .

7. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах?

Ответ: 3 кг.

8. Сколько сейчас времени, если оставшаяся часть суток в два раза больше прошедшей?

Ответ: 8 часов.

 

3 раунд. Математика и физика в именах.

       На этом раунде командам задают 10 вопросов о физиках и математиках. Они должны угадать фамилию или имя ученого. Ответит та команда, которая раньше нажмет на сигнальную лампу. В случае неправильного ответа, может ответить  другая команда. Правильный ответ оценивается в 2 балла.  

 

Вопросы

1.     Первая русская женщина математик. (С. Ковалевская)

2.     Что произнес Архимед, выскакивая из ванны? (Эврика)

3.     Это слова Пушкина или Гаусса «Математика царица наук». (Гаусса)

4.     Пифагор или Архимед, был олимпийским чемпионом по боксу? (Пифагор)

5.     Кого из ученых А.С. Пушкин назвал «Первым русским университетом»? (М.В. Ломоносов)

6.     Вслед за кем мы горделиво восклицаем: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю»? (Архимед)

7.     Кто считается «крестным отцом»  физики?  (Аристотель)

8.     Создатель системы координат.  (Декарт)

9.      Кого называют математиком из Сиракуз? (Архимеда)

10. Английский математик, больше известный своими физическими законами.  (Ньютон)

                                4 раунд.   Физика и  народная мудрость.

 

       Команды отвечают на готовых листочках, где нужно угадать физические  величины. Правильный ответ оценивается в 3 балла. 

 

1.     Тише едешь - дальше будешь. О какой физической величине идет речь? ( скорость)

2.     Семь раз отмерь - один раз отрешь. О какой физической величине идет речь?  (длина)

3.     Своя ноша не тянет. О какой физической величине идет речь?  (масса)

4.     Пеший конному не товарищ. О какой физической величине идет речь? (скорость)

5.     Через силу и конь не тянет. О какой физической величине идет речь?  (сила)

                               5 раунд.   Фразеологическая математика.

            Необходимо вместо многоточия  вставить числа в известные фразеологизмы.  Для этого должны  выбрать один из трёх ответов.  Если ответ будет верным, то будет нарисована цифра и можно переходить к следующему заданию.

       Команды отвечают на готовых листочках, где нужно угадать  числа. Правильный ответ оценивается в 3 балла. 

1.     Куда угодно, куда захочется – на все ... стороны.

                   1) два       2)  три      3) четыре

2.     О том, кто ещё очень мал –  от горшка … вершка.

                    1) два       2)  три      3) четыре

3.     Что-то лишнее, ненужное – ... колесо в телеге.

                            1)  пятое     2)  седьмое    3) четвертое

4.     Не общаясь, не выходя из дома – жить в ... стенах.

1)    трех     2) пяти       3) четырех

      5. Очень горько плакать – плакать в ... ручья.

                         1) два       2)  три      3) четыре

6 раунд. Четвертый лишний.

        Ответит та команда, которая раньше нажмет на сигнальную лампу. В случае неправильного ответа, может ответить  другая команда.  Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.  Метр, литр, миллиметр, километр (литр)

2. Метр, литр, килограмм, секунда (литр)

3. Микрометр, штангенциркуль, транспортир, линейка (транспортир)

4. К.Э.Циолковский. Б.Паскаль, Евклид, Э. Торричелли (Евклид)

5.Треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат (треугольник)

6. Локоть, сажень, метр, пядь (метр)

 

7 раунд. Что? Где? Когда?

       На барабане разложены конверты, в которых содержатся вопросы физико - математического содержания. Команда по очереди крутит барабан и отвечает на вопрос. Если члены команды не справляются с заданием, то команда соперник может заработать дополнительное очко. О готовности известят команды сигнальным звонком.  Правильный ответ оценивается в 4 балла.

 

1. Математик, оказавшись случайно в небольшом городке и желая хоть как-то убить время, решил подстричься. В городе имелось лишь два мастера, у каждого из них своя парикмахерская. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо, небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец был безукоризненно одет и аккуратно подстрижен. Поразмыслив, математик отправился к первому парикмахеру. Не могли бы вы объяснить причину столь странного на первый взгляд решения математика?

Ответ: Поскольку в городе лишь два парикмахера, то каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того из мастеров, кто лучше подстриг своего конкурента.

2. Расставить скобки и знаки арифметических действий, чтобы получилось верное равенство:  8 8 8 8 8 8 8 = 100

Ответ:   (88+88:8+8:8=100)

3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода?

Ответ: Нет. Будет ночь.

4.На памятнике  Диофанта находится следующая надпись: «Прохожий ! Под сим камнем покоится прах Диофанта, умершего в старости. Шестую часть его жизни заняло детство, двенадцатую - отрочество, седьмую - юность. Затем протекла половина его жизни, после чего он женился. Через 5 лет у него родился сын, а когда сыну минуло 4 года, Диофант скончался. Скажи, скольких лет он умер».

 Ответ: 84года

5. Почемучка сидел в центре автобуса на сидении у окна, внимательно поглядывая то в окно, то на свое левое запястье и что-то считал на карманном калькуляторе. Прошло несколько минут,  и  Почемучка негромко сказал: «Шестьдесят». Его друг, сидящий на переднем сидении, взглянул на спидометр в кабине шофера и изрек: «Точно». Еще через несколько минут Почемучка сказал: «70». «Точно», - подтвердил друг. Как Почемучка мог определить скорость автобуса на разных участках шоссе?

      Ответ: Он мог определить пройденный путь по телеграфным столбам, зная, что расстояние между ними примерно 50 м, а время движения узнать по своим наручным часам. Затем рассчитать скорость. Или мог узнать: за какое время автобус проезжает 1 км, т.е. расстояние между километровыми столбами на шоссе. Решение верно только при равномерном движении.

6.Как измерить температуру муравья?

Ответ. «Наловить» пол - стакана муравьев и опустить туда термометр.

7.15 марта 1696 года он получил официальное извещение о назначении его хранителем монетного двора. В 1705 году королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался огромным авторитетом. Кто это был?

Ответ:  И. Ньютон

 7.Сначала он плавал, потом стал и летать. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь. Он не любит большую жару и сильную тряску. Он всегда целенаправлен. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

Ответ: компас.

8.Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся. Это вещество называют «соком жизни на Земле». Что это за вещество? Ответ: вода.

8 раунд. Смекай! Отгадывай! (Приложение 1.  Ребусы)

На этом раунде команды отгадывают ребусы. Они,  подумав,  должны дать как можно быстрее ответ (нажать на сигнальную лампу). Правильный ответ оценивается в 2 балла.

Список использованной литературы:

 

1. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе.- «Учитель», 2000 год

2.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс.- М.: «Айрис-пресс»,2005 год

3 .Нагибин Ф.Ф.Математика. Математическая шкатулка.- М.: «Просвещение», 1988 год

4. Щербаков Ю.В. а, Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. Издательство Москва «Глобус», 2008 г.

 

Электронные ресурсы

 

1. Лебедева И.В. Шкатулка качественных задач по физике .  - URL: http://www.iralebedeeva.ru/physic15.html. Дата обращения: 09.03.2016. 

2. Елькин В.И.Занимательная физика в вопросах и ответах.   - URL: http://elkin52.narod.ru/stix/otvet4.htm. Дата обращения  15.03.2016

3.Русские пословицы и поговорки - URL: http://vseposlovici.ru/russkie-poslovicy/ Дата обращения  11.03.2016

 4.7 лучших загадок с подвохом  - URL:https://ru-ru.facebook.com/notes/espressoitaliano/7-лучших-загадок-с-подвохом/510596825670198/ Дата обращения  12.03.2016

5.Рахматуллина Г.А. Математическое образование в современном мире.  - URL: http://www.scienceforum.ru/2015/893/11145 /Дата обращения  12.03.2016

6. Ребусы по физике  - URL:http://www.igraza.ru/page-1-1-13.html Дата обращения  12.10.2016

7. Математические игры ребусы в картинках для школьников 5-7 классов- URL:

http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/igry-dlja-detei-rebusy.html

Дата обращения  10.10.2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

                                        Ребусы

ребус 5        ребус 14                                                 

Пифогор                                                                     Задача                                                                                                                                                       

                                                   

опыт  сила

                                  Опыт                                                    Сила

вакуум       http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31374_65bcc369e66abf19a23583fa705299d8.png.jpg

                                   Вакуум                                         Знаменатель     

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31374_7ef0b0762124e49deb29dafab5e2e6e9.png.jpg     http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31374_1e14cc50b75002f83fd53a15853b0476.png.jpg

                         Аксиома                                                          Точка

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал

1) 4 раунд.   Физика и  народная мудрость.

1.     Тише едешь - дальше будешь. О какой физической величине идет речь?

2.     Семь раз отмерь - один раз отрешь. О какой физической величине идет речь? 

3.     Своя ноша не тянет. О какой физической величине идет речь? 

4.     Пеший конному не товарищ. О какой физической величине идет речь?

5.     Через силу и конь не тянет. О какой физической величине идет речь? 

         

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

     

 2) 5 раунд.   Фразеологическая математика.

        Необходимо вместо многоточия  вставить числа в известные фразеологизмы.  Для этого должны  выбрать один из трёх ответов.  Если ответ будет верным, то будет нарисована цифра и можно переходить к следующему заданию.

1.     Куда угодно, куда захочется – на все _____стороны.

                   1) два       2)  три      3) четыре

2.     О том, кто ещё очень мал –  от горшка ____вершка.

                    1) два       2)  три      3) четыре

3.     Что-то лишнее, ненужное – _____колесо в телеге.

                            1)  пятое     2)  седьмое    3) четвертое

4.     Не общаясь, не выходя из дома – жить в _____стенах.

2)    трех     2) пяти       3) четырех

      5. Очень горько плакать – плакать в _____ ручья.

                         1) два       2)  три      3) четыре            

 

 

 

 

3) 7 раунд. Что? Где? Когда?

        На барабане разложены конверты, в которых содержатся эти вопросы физико  -  математического содержания.

1. Математик, оказавшись случайно в небольшом городке и желая хоть как-то убить время, решил подстричься. В городе имелось лишь два мастера, у каждого из них своя парикмахерская. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо, небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец был безукоризненно одет и аккуратно подстрижен. Поразмыслив, математик отправился к первому парикмахеру. Не могли бы вы объяснить причину столь странного на первый взгляд решения математика?

2. Расставить скобки и знаки арифметических действий, чтобы получилось верное равенство:  8 8 8 8 8 8 8 = 100

3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода?

4.На памятнике  Диофанта находится следующая надпись: «Прохожий ! Под сим камнем покоится прах Диофанта, умершего в старости. Шестую часть его жизни заняло детство, двенадцатую - отрочество, седьмую - юность. Затем протекла половина его жизни, после чего он женился. Через 5 лет у него родился сын, а когда сыну минуло 4 года, Диофант скончался. Скажи, скольких лет он умер».

5. Почемучка сидел в центре автобуса на сидении у окна, внимательно поглядывая то в окно, то на свое левое запястье и что-то считал на карманном калькуляторе. Прошло несколько минут,  и  Почемучка негромко сказал: «Шестьдесят». Его друг, сидящий на переднем сидении, взглянул на спидометр в кабине шофера и изрек: «Точно». Еще через несколько минут Почемучка сказал: «70». «Точно», - подтвердил друг. Как Почемучка мог определить скорость автобуса на разных участках шоссе?

6.Как измерить температуру муравья?

7.15 марта 1696 года он получил официальное извещение о назначении его хранителем монетного двора. В 1705 году королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался огромным авторитетом. Кто это был?

7.Сначала он плавал, потом стал и летать. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь. Он не любит большую жару и сильную тряску. Он всегда целенаправлен. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

8.Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся. Это вещество называют «соком жизни на Земле». Что это за вещество?

 

 

Таблица для жюри

 

Названия раундов

1 команда

2 команда

1

Марафон

 

 

2

Кто быстрей

 

 

3

Математика и физика в именах

 

 

4

Физика и  народная мудрость

 

 

5

Фразеологическая математика

 

 

6

Четвертый лишний

 

 

7

Что? Где? Когда?

 

 

8

Смекай! Отгадывай! (Ребусы)

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru