Технологическая карта урока
Предмет: Математика (алгебра)
Класс: 8
Тема и номер урока в теме «Решение дробных рациональных уравнений» урок №1
Базовый учебник: Ю.Н. Марарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, «Алгебра 8», издательство «Просвещение», 2014г
Для учителя
Цель урока: Изучение темы «Решение дробных рациональных уравнений», получение алгоритма решения дробного рационального уравнения и формирование навыка решения дробных рациональных уравнений по алгоритму.
Задачи:
- обучающие
1. Повторить теоретический и практический материал по темам «Рациональные выражения», «Линейные уравнения», «Квадратные уравнения», «Сложение дробей с разными знаменателями».
2. Познакомить с новым понятием «дробного рационального уравнения»
2. Сформировать навык нахождения ОДЗ дробного рационального уравнения..
3. Формировать навыки решения дробно-рациональных уравнений по полученному алгоритму.
4. Побудить учащихся к самостоятельной формулировке выводов.
-развивающие
1. Развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.
2. Развивать культуру математической речи.
3. Совершенствовать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
4. Способствовать формированию навыка самоконтроля и рефлексии своей деятельности.
-воспитательные
1. Воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
2. Формировать адекватную самооценку: по указанным критериям оценить результаты своей деятельности.
3. Воспитание настойчивости в достижении цели.
4. Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания за группу, товарища
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Для обучающегося
Цель урока: Знакомство с понятием дробного рационального уравнения, выработка алгоритма решения дробного рационального уравнения и формирование навыка решения дробных рациональных уравнений по алгоритму.
Задачи урока: - дать определение дробного рационального уравнения
- сформулировать алгоритм решения дробного рационального уравнения
- научиться использовать алгоритм при решении дробных рациональных уравнений
Формируемые предметные результаты
выполнять преобразования при решении дробно рациональных уравнений, владеть умениями решения уравнений
Формируемые метапредметные результаты:
- личностные универсальные учебные действия
· развитие логического и критического мышления, культуры речи;
· воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
· развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
-регулятивные универсальные учебные действия
· умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение осуществлять контроль по результату и способу действия и вносить необходимые коррективы;
· умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
· понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с алгоритмом;
· умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы;
-познавательные универсальные учебные действия
· осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий;
· умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
· формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности)
Необходимое оборудование: компьютер, ЦОРы, презентация, карточки с заданиями
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
|
№ |
Этап урок |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|||
|
1 |
Организационный момент |
1.Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Создает эмоциональный настрой |
1.Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест |
|
|||
|
2 |
Актуализация знаний, подготовка к введению нового материала |
1. Предлагает выполнить задания, которые способствуют созданию проблемной ситуации - отметить на карточке знаком «+» те уравнения, которые учащиеся умеют решать; - определить вид каждого из них; -сформулировать алгоритмы решения каждого вида уравнения (устно).
2. Организует проверку выполнения задания и повторение системы опорных понятий: -Определения целого и дробного выражения -Определение уравнения 3. Мотивирует к изучению нового материала. |
1. Выполняют задания на карточке 2.Осуществляют предварительную оценку; называют правило, на которое опирались при выполнении задания; формулируют алгоритмы решения. 3. Соотносят то, что уже известно и усвоено , и то, что ещё неизвестно; формулируют проблему. |
Познавательные: структурирование собственных знаний; формулирование проблемы;. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
|||
|
3 |
Постановка цели урока |
1.Наводящими вопросами Подводит обучающихся к формулировке понятия — дробное рациональное уравнение. Демонстрирует схему на слайде презентации: Ц=Ц – целое Д=Ц – дробное Д=Д — дробное 2.Организует первичное усвоение правила. 3.Формулирует задание: определить, какие из уравнений на карточке являются целыми и какие дробными. 4. (Ответы записаны на доске.) Организует коллективную проверку. 5. Просит учащихся, сформулировать тему урока, цель и с помощью слов помощников (изучим, сформулируем, применим) сформулировать задачи урока. Создает эмоциональный настрой на работу. |
1.Отвечают на вопросы учителя. Дают понятие дробного рационального уравнения.
2. Записывают определение в тетрадь. Запоминают и проговаривают определение. 3.Анализируют и проводят классификацию уравнений в карточке. Осуществляют самооценку. 4.Проверяют правильность выполнения. Комментируют свой выбор. 5. Формулируют тему урока «Дробное рациональное уравнение и как его решить» Формулируют цель и задачи. Записывают в тетради тему урока. Записывают определение дробного рационального уравнения. |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
|
|||
|
4 |
Первичное. восприятие нового учебного материала
|
1. Проводит параллель с ранее изученным материалом: решение целого уравнения; сложение дробей с разными знаменателями; ОДЗ дробного выражения. 2. Организует поисковую работу по выработке алгоритма решения дробного рационального уравнения:
Предлагает в группах решить уравнения и дать сравнительную характеристику этих решений, сформулировать алгоритм. Наводящими вопросами помогает составить план действий Контролирует выполнение задания, консультирует. Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит учащихся к формулировке алгоритма. 3. Организует проверку, используя презентацию. Акцентирует внимание на слайде с алгоритмом |
1.Отвечают на вопросы учителя.
2.Работают в группах, обсуждают, решают уравнения в тетради. анализируют, сравнивают, обобщают
3. Формулируют алгоритм решения дробного рационального уравнения. Проверяют результаты (презентация) Формулируют конечный результат своей работы: алгоритм, проговаривают его, записывают в тетрадь. |
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами Коммуникативные: выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
|||
|
5 |
Первичное усвоение нового учебного материала (применение алгоритма в условиях выполнения учебных заданий) |
1. Организует работу в парах, целью которой является первичная отработка навыка применения алгоритма (используются ЦОР): - нахождения ОДЗ
- решения дробного рационального уравнения;
контролирует выполнение задания. 2.Формулирует задание: самостоятельно решить уравнение. Задания 3 уровня сложности. № № № Выбрать одно из них и решить. Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей одноклассниками. 3. Организует взаимопроверку (Решение на слайде презентации) |
1. Действуют по образцу, алгоритму. Выполняют задания на компьютере, обсуждают решение и записывают решение в тетрадь.
2.Выбирают задание определенного уровня сложности. Самостоятельно решают дробное рациональное уравнение.
3. Осуществляют взаимопроверку |
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласование общего решения Познавательные: решение задач с использованием ИКТ; выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий Личностные: осознание ответственности за общее дело; способность самостоятельно сделать выбор, оценив свои возможности.
|
|||
|
6 |
Рефлексия деятельности |
1.Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я узнал … Я научился …» 2.Демонстрирует слайд (цель и задачи) Задает вопрос: достигнута цель? Выполнены задачи?
|
1. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Продолжают предложение.
2. Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы |
Регулятивные: оценка, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация |
|||
|
7 |
Постановка домашнего задания |
Дает комментарий к домашнему заданию
|
Записывают домашнее задание в тетрадь |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.