математика

  • doc
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 83.doc

Технологическая карта урока

Предмет: Математика (алгебра)

Класс: 8

Тема и номер урока в теме  «Решение дробных рациональных уравнений» урок №1

Базовый учебник: Ю.Н. Марарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, «Алгебра 8», издательство «Просвещение», 2014г

Для учителя

Цель  урока: Изучение темы «Решение дробных рациональных уравнений», получение алгоритма решения дробного рационального уравнения и формирование навыка решения дробных рациональных уравнений по алгоритму.

Задачи:

- обучающие

1.  Повторить теоретический и практический материал по темам «Рациональные выражения», «Линейные уравнения», «Квадратные уравнения», «Сложение дробей с разными знаменателями».

2.  Познакомить с новым понятием «дробного рационального уравнения»

2.   Сформировать  навык нахождения ОДЗ дробного рационального уравнения..

3. Формировать навыки решения дробно-рациональных уравнений по полученному алгоритму.

4.    Побудить учащихся к самостоятельной формулировке выводов.

-развивающие

1.  Развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.

2.  Развивать  культуру математической речи.

3.  Совершенствовать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

4.  Способствовать формированию навыка самоконтроля и рефлексии своей деятельности.

-воспитательные

1.   Воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

2.   Формировать адекватную самооценку: по указанным критериям оценить результаты своей деятельности.

3.   Воспитание  настойчивости в достижении цели.

4.   Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания за группу, товарища

 Тип урока:        изучение нового материала

Формы работы учащихся   фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Для обучающегося

Цель урока:    Знакомство с понятием дробного рационального уравнения, выработка алгоритма решения дробного рационального уравнения и формирование навыка решения дробных рациональных уравнений по алгоритму.        

Задачи урока:  - дать определение дробного рационального уравнения

                           -  сформулировать алгоритм решения дробного рационального уравнения

                           -  научиться использовать алгоритм при решении дробных рациональных уравнений

Формируемые предметные результаты

выполнять преобразования при решении дробно рациональных уравнений, владеть умениями решения уравнений

Формируемые метапредметные результаты:

- личностные универсальные учебные действия

·           развитие логического и критического мышления, культуры речи;

·           воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

·           развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

-регулятивные универсальные учебные действия

·           умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·           умение осуществлять контроль по результату и способу действия и вносить необходимые коррективы;

·           умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

·           понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с алгоритмом;

·         умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы;

-познавательные универсальные учебные действия

·           осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий;

·           умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

·           формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности)

Необходимое оборудование: компьютер, ЦОРы, презентация, карточки с заданиями

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урок

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

1.Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Создает эмоциональный настрой

1.Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест

 

2

Актуализация знаний, подготовка к введению нового материала

1. Предлагает выполнить задания, которые способствуют созданию проблемной ситуации

- отметить на карточке знаком «+» те уравнения, которые учащиеся умеют решать;

- определить вид каждого из них;

-сформулировать алгоритмы  решения каждого вида уравнения (устно).

 

 

 

2. Организует проверку выполнения задания и повторение системы опорных понятий:

-Определения целого и дробного выражения

-Определение уравнения

3. Мотивирует к изучению нового материала.


1. Выполняют задания на карточке

2.Осуществляют предварительную оценку; называют правило, на которое  опирались при выполнении задания;

формулируют алгоритмы решения.

3. Соотносят то, что уже известно и усвоено , и то, что ещё неизвестно;

формулируют проблему.

Познавательные: структурирование собственных знаний;

формулирование проблемы;.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3

Постановка цели урока

1.Наводящими вопросами

Подводит обучающихся  к формулировке понятия — дробное рациональное уравнение.

Демонстрирует схему на слайде презентации:

Ц=Ц – целое

Д=Ц – дробное

Д=Д — дробное

2.Организует первичное усвоение правила.

3.Формулирует задание: определить, какие из уравнений на карточке являются целыми и какие дробными.

4. (Ответы записаны на доске.) Организует коллективную проверку.

5. Просит учащихся, сформулировать тему урока,  цель и с помощью слов помощников (изучим, сформулируем, применим) сформулировать задачи урока.

Создает эмоциональный настрой на работу.

1.Отвечают на вопросы учителя.

Дают понятие дробного рационального уравнения.

 

 

 

 

 

2. Записывают определение в тетрадь.

Запоминают и проговаривают определение.

3.Анализируют и проводят классификацию уравнений в карточке.

Осуществляют самооценку.

4.Проверяют правильность выполнения. Комментируют  свой выбор.

5. Формулируют тему урока «Дробное рациональное уравнение и как его решить»

Формулируют цель и задачи.

Записывают в тетради тему урока.

Записывают определение дробного рационального уравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

 Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

4

Первичное. восприятие нового учебного материала

 

1. Проводит параллель с ранее изученным материалом:

решение целого уравнения;

сложение дробей с разными знаменателями; ОДЗ дробного выражения.

2. Организует поисковую работу по выработке алгоритма решения дробного рационального уравнения:

 

Предлагает в группах  решить уравнения и  дать сравнительную характеристику этих решений, сформулировать алгоритм.

Наводящими вопросами помогает составить план действий

Контролирует выполнение задания, консультирует.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

 Подводит учащихся к  формулировке алгоритма.

3. Организует проверку, используя презентацию. Акцентирует внимание на слайде с алгоритмом

1.Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

2.Работают в группах, обсуждают, решают  уравнения в тетради.

анализируют,  сравнивают, обобщают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формулируют алгоритм решения дробного рационального уравнения.

Проверяют результаты (презентация)

Формулируют конечный результат своей работы: алгоритм, проговаривают его, записывают  в тетрадь.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение

Регулятивные:

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

Коммуникативные:

выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

5

Первичное усвоение нового учебного материала

(применение алгоритма в условиях выполнения учебных заданий)

1. Организует работу в парах, целью которой является первичная отработка навыка применения алгоритма (используются ЦОР):

- нахождения ОДЗ 

- решения дробного рационального уравнения;


контролирует выполнение задания.

2.Формулирует задание: самостоятельно решить уравнение.

Задания 3 уровня сложности. №   №    № Выбрать одно из них и решить.

Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей одноклассниками.

3. Организует взаимопроверку

(Решение на слайде презентации)

1. Действуют по образцу, алгоритму.

Выполняют задания на компьютере, обсуждают решение и записывают решение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Выбирают задание определенного уровня сложности.

Самостоятельно решают дробное рациональное уравнение.

 

 

 

3. Осуществляют взаимопроверку

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

выражение своих мыслей, достижение договоренности и  согласование общего решения

Познавательные:

решение задач с использованием  ИКТ;

выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий

Личностные:

 осознание ответственности за общее дело; способность самостоятельно сделать выбор, оценив свои возможности.

 

6

Рефлексия деятельности

1.Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я узнал …

Я научился …»

2.Демонстрирует  слайд (цель и задачи)

Задает вопрос: достигнута цель? Выполнены задачи?

 

1. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Продолжают предложение.

 

 

 

2. Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы

Регулятивные:

оценка, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач

Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация

7

Постановка домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание в тетрадь