М. И. моро С. И. Волкова осс*
УМНОЖЕНИЕ суммы НА ЧИСЛО
ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО
ШКОЛА РОССИИ ФГОС
М. И. моро С. И. Волкова
Рабочая тетрадь
В двух частях
Часть 2
5-е издание, доработанное
Москва
2016
0-4- |
удк 373.167.1:51 Серия «Школа России» основана в 2001 году ББК 22.1я72
М80
Условные обозначения:
— вставь такое пропущенное число или цифру, чтобы получилось верное равенство, или верное неравенство, или верный ответ;
— реши круговые примеры;
— вставь в кружок один из этих знаков так, чтобы получилось верное равенство или неравенство.
Тетради по математике (Части 1 и 2) предназначены для учащихся общеобразовательных организаций. Они призваны помочь учителю в организации самостоятельной работы учащихся в З классе как на уроке (с отдельными учениками, группой учеников или со всем классом), так и дома.
Материал тетрадей расположен в соответствии с логикой изложения курса в учебнике «Математика. З класс. Части 1 и 2» авторов М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой: задания подобраны по каждой теме, представленной в учебнике. В тетрадях наряду с разнообразными тренировочными заданиями представлены и нестандартные упражнения, вызывающие интерес у детей и способствующие развитию у них наблюдательности, памяти, воображения, логического мышления.
При подготовке к уроку учителю по своему усмотрению придётся выбирать, какие упражнения лучше взять из учебника, а какие — из тетради.
Печатная основа тетрадей позволяет значительно сократить время на выполнение заданий.
Совместное использование учебника, тетрадей с печатной основой и обычных тетрадей должно способствовать рационализации учебного процесса.
Тетради могут использоваться и при работе по учебникам других авторов.
ISBN 978-5-09-037035-6(2) © Издательство «Просвещение», 2012, 2016 lSBNХудожественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2012, 2016
Все права защищены
5 - В коллекции было 9 больших машинок, а маленьКИХ — в 5 раз больше. Сколько всего машинок было в коллекции?
7 У Тани было 90 р. После несколько тетрадей, по 6 р. каждая, у лось 48 р. Сколько тетрадей купила Таня?
Реши задачу, записывая вопрос к
10 1) В ателье было 80 м ткани. Из всей ткани сшили 8 одинаковых чехлов для машин. Сколько метров ткани расходовали на один чехол?
2) Составь устно 2 задачи, обратные данной, и реши их.
1
60 — 30 О з = 50
(50 о 5) о9=5
70 + 28 о 7 74
56 О 8 . 7 = 49
6 + 52 = 100
63 О (13 - 6) = 9
84 О 14 = 98
10 = 80
Брат и две его сестры пропололи 24 грядки с клубникой. Сколько грядок прополол брат, если каждая из сестёр прополола по 9 грядок? Прочитай каждый вопрос и запиши к нему
действие.
1) Сколько грядок клубники пропололи обе сест15 Папа подарил у Коли стало 63 у Коли сначала?
З см 8 мм = мм 59 дм = дм
2) Начерти тот прямоугольник, площадь которого будет наибольшей.
18 Около каждой задачи запиши в кружок знак действия, с помощью которого она решается.
1) Семья посадила 20 кг картофеля, а соо брала в 4 раза больше. Сколько килограммов картофеля собрали?
2) В одном куске 20 м ткани, а в другом — на 4 м больше. Сколько метров ткани во втором куске?
З) На аллее парка растёт 7 дубов и 12 кашО танов. На сколько больше каштанов, чем дубов, растёт на аллее парка?
4)
5) В четырёх бидонах 24 л кваса, во всех О поровну. Сколько литров кваса в одном таком бидоне?
6) В парк привезли 80 саженцев. Когда посадили несколько саженцев, осталось посадить ещё 35 саженцев. Сколько саженцев уже посадили?
7) Площадь прямоугольника 24 см 2 , а длина О одной стороны З см. Найди длину другой стороны.
20 Выполни задание, не вычисляя значений выражении.
(1 + 9) . 4О 1 1 - 4 3 - 8 + 5 - 8 О
21 В первом подъезде нового дома заселили 32 квартиры, а во втором — на 4 квартиры меньше. Сколько всего квартир заселили в этих двух подъездах?
1)
2) Запиши, как надо изменить подчёркнутые в задаче слова, чтобы первым действием в её решении стало деление.
Реши полученную задачу.
22 Реши уравнения:
23 В начале года в хоре было 63 ученика, а к концу года их стало 59. Сколько ребят ушло из хора?
б дм 63 см 1 - 1518 : 9 18 : 6
26 Масса пустого бочонка 2 кг. В него входит 8 кг мёда. Найди массу 7 таких бочонков, наполненНЫХ мёдом.
Реши задачу двумя способами, составляя выражения.
1-й способ 2-й способ
27 Дополни условие задачи числом и реши её.
Мама купила 19 кг клубники. Из 10
кг она сварила варенье, а остальную клубнику разложила в Сколько
килограм-
31 У Саши было несколько значков. Друг подарил ему ещё 4 значка. После этого все значки Саша прикрепил к трём флажкам, по 8 значков к каждому. Сколько значков было у Саши сначала?
32 Вычисли и выполни проверку.
35 Используя цифры 1, 2, 7, 8, запиши 4 двузначных числа, каждое из которых делится на 9.
36 Поставь знаки действий и, если надо, скобки так, чтобы получились верные равенства.
23
66
38 Периметр квадрата равен 32 см, а периметр пятиугольника с равными сторонами 50 см. У какого многоугольника короче сторона и на сколько сантиметров?
2) Запиши выражение для ответа на вопрос: на сколько рублей альбом дороже тетради?
42 ' Восстанови пропущенные цифры так, чтобы вычисления стали верными.
|
2) Запиши, какие числа надо подавать на вход в машину, чтобы на выходе получать числа: 5, 14, 23, 41, 86.
Подчеркни выражения, значения вычислить двумя способами.
45 Если шнур разрезать на 4 части, по 16 м в каждой, то останется ещё 6 м шнура. Сколько частей, длиной по 7 м каждая, может получиться из этого шнура?
Вычисли и запиши, что ем. Закончи решение.
|
49 1) За 5 одинаковых открыток заплатили 40 р. Сколько стоит одна открытка?
|
50, В 9 детских подарков разложили поровну 36 мандаринов. Сколько нужно мандаринов для 15 таких подарков?
Реши задачу, составляя выражение.
51
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||
53 Таня поливает дома цветы З раза в неделю. Сколько раз Таня польёт цветы за З летних месяца, если считать, что в каждом месяце по 4 недели?
Реши задачу, составляя выражение.
48 : 8
Выполни действия, запиши вопросы, на которые они отвечают, и закончи решение.
69 Устно реши задачи. Соедини линией кружок с номером задачи и карточку, на которой записано выражение для её решения.
45 |
1 На трёх полках было 45 книг, на всех поровну. С верхней полки взяли 8 книг. Сколько книг осталось на этой полке?
|
2 На трёх полках стояли книги, по 15 книг на каждой. С каждой полки взяли по 8 книг. Сколько всего книг осталось на этих полках?
|
||
|
70 Восстанови пропущенные цифры так, чтобы вычисления стали верными.
71 Найди правило, по которому составлен каждый ряд чисел, и запиши пропущенные числа.
ф. 72 Найди частное подбором.
73 0303 з 27 0303 84
27
Выполняя задание, восстанови, где это нужно, пропущенные скобки.
74 Реши задачи, составляя выражения.
1)
2) Витя посчитал, что в новом доме свет горел в 26 окнах, а тёмных окон было в нём в 2 раза больше. Сколько всего окон насчитал Витя в этом доме?
75 В витрине магазина было 18 сумок и З чемодана. Во сколько раз больше было сумок, чем чемоданов, в этой витрине?
2) Вычисли и проверь решение умножением.
|
12 |
48 |
36 |
72 |
60 |
24 |
96 |
а: 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
79
зо
80 Мама купила для каждого из троих детей по 9 тетрадей в линейку и по 7 тетрадей в клетку. Сколько всего тетрадей купила мама?
Реши задачу двумя способами, составляя выражения.
1-й способ 2-й способ
81 Составь по каждому рисунку пример на деление с остатком и запиши его.
83 Сделай схематический рисунок и реши задачу.
Надо разложить в коробки 20 карандашей, по 6 карандашей в каждую. Сколько коробок потребуется? Сколько карандашей останется?
85 Поставь нужный знак, не вычисляя значений выра-
жений.
70 : 14 56 : 14
15 + 48 49 + 15
75 : 25 50 : 25
набор красок третью часть денег, которые остались после покупки альбома. Сколько стоил набор красок?
Для решения задачи ответь на каждый вопрос: запиши и выполни нужное действие.
1) Сколько стоил альбом для рисования?
альбома для рисования?
7, 18, |
19, 21, 23, з, 31, 39, 43. |
893 Найди |
ошибки и запиши верное решение. |
88 Подчеркни те числа, при делении которых на 4 остаток будет равен трём.
37 : (ост. 2) 23 : (ост. 2)
19 : 5 (ост. 4) (ост. 1)
65 : 7 (ост. 2) (ост. 5)
90 На сколько костюмов хватит 26 м ткани, если на каждый костюм расходуют по 4 м ткани?
92 На катере было 35 пассажиров. На пристани 7 пассажиров вышли, но вошли 9 новых пассажиров. Сколько пассажиров стало на катере?
Решение задачи можно записать выражением так: 35 - 7 + 9 = 37 — или так: 35 + (9 - 7) = 37.
Запиши, что узнали первым действием в каждом случае.
93 Выполни деление с остатком.
94v В двух коробках было 80 карандашей. Когда из одной коробки взяли 18 карандашей, в обеих коробках карандашей стало поровну. Сколько карандашей стало в каждой коробке? Запиши решение, составляя выражение.
95 В школьную библиотеку привезли 6 одинаковых пачек с учебниками математики. Всего в них было 72 учебника. Сколько таких пачек понадобится на класс, в котором 24 ученика?
96 Выполни деление с остатком и проверь результат.
100 Ученики сделали 15 скворечников для птиц. После того как они повесили несколько скворечников, им осталось повесить ещё 6. Сколько скворечников повесили?
101 На 12 одинаковых занавесок для окон израсходовали 24 м ткани. Сколько метров такой ткани потребуется на 2 одинаковых занавеса для сцены, если на каждый занавес пойдёт на З м ткани больше, чем на одну занавеску?
102 Запиши числа 10, 18, 70, 50, 36, 54 в соответствующие клетки таблицы.
|
103 Квадрат со стороной 8 см разделили одним отрезком на 2 равных прямоугольника. Найди:
1) периметр и площадь квадрата;
2) периметр и площадь каждого прямоугольника.
1 Запиши в таблице с помощью цифр и прочитай трёхзначные числа, изображённые на рисунке счётными палочками.
|
Сотни |
Десятки |
Единицы |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
13 2 Запиши пропущенные при счёте числа.
5 Выполни деление с остатком и проверь результат.
(Э 804 О 408 656 О 565 930 О 903 518 185 448 О 478 909 О 990
9
одинаковых по массе коробках 54 кг винограда. Сколько всего килограммов винограда, если таких коробок 12? 13? 15?
Запиши решение для первой задачи, а для двух других только ответы.
18 Выполни деление с остатком и проверь результат.
5 дм 2 500 см 2
480 см 2
21 Запиши, чему равна:
22 Запиши все возможные трёхзначные числа, используя каждую из данных цифр в записи числа только один раз.
Делимое |
28 |
56 |
44 |
70 |
84 |
96 |
Делитель |
14 |
2 |
11 |
5 |
12 |
16 |
Частное |
|
|
|
|
|
|
27 Найди ошибку, допущенную при составлении ряда чисел. Исправь её и запиши в этом ряду ещё 4 числа.
2 Поставь знаки действий и, если надо, скобки так, чтобы получились верные равенства.
4 После того как в библиотеке расставили на полки 28 книг, осталось расставить в 2 раза меньше книг, чем расставили. Сколько всего книг надо было расставить на полки?
1) Закончи решения и объясни, как надо рассуждать в каждом случае.
2) Вычисли.
6 - Реши уравнения.
7 Набери множителями каждое из чисел:
1) 48; 2) 72.
36 1 з 8
2 з 16 12 72 4
48 8 08
24 18
8 В двух коробках помещается 24 чашки, во всех поровну. Сколько потребуется таких коробок, чтобы разложить в них так же 84 чашки? Запиши решение, составляя выражение.
49
дать в каждом случае.
350 + 70
50
720 - 60
20
12 За 6 ч работы ученик изготовил 18 деталей, поровну за каждый час. Сколько деталей изготовит за 7 ч опытный рабочий, если за 1 ч он делает на 4 детали больше, чем ученик?
Запиши
решение задачи по действиям с краткими пояснениями.
дать в каждом случае.
2) Вычисли, используя один из этих способов.
15 В одной цистерне было 600 л бензина, в другой — на 30 л меньше. За день продали 500 л бензина. Сколько всего литров бензина осталось в этих цистернах?
21 е У продавца было 940 тетрадей в клетку и в линейку. Когда он продал 140 тетрадей в линейку, у него осталось ещё 300 тетрадей в линейку. Сколько тетрадей в клетку было у продавца? Запиши действие к каждому пояснению.
26 В двух коробках было 86 теннисных мячей. Когда из одной коробки взяли 30 мячей, а из другой — 40, то мячей в двух коробках стало поровну. Сколько мячей стало в каждой коробке?
|
15 |
18 |
28 |
35 |
17 |
25 |
|
34 |
52 |
49 |
42 |
74 |
31 |
|
|
|
|
|
|
27 Вычисли и выполни проверку.
30
В одном ящике было 52 кг яблок, а в другом
Запиши решение по действиям с краткими пояснениями.
34 До обеда собрали 15 кг моркови, а после обеда ещё 18 кг. Всю морковь разложили в 11 пакетов поровну.
так 48 кг моркови?
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000
2) Вычисли.
2 В соревнованиях приняли участие 18 малых яхт, а больших в З раза меньше. Сколько всего яхт участвовало в этих соревнованиях?
4 В школу Все компьютеры распределили между классами так, что каЖДЫЙ класс получил больше 6, но меньше 10 компьютеров. Сколько классов получили компьютеры?
2) Вычисли.
6 Сумма длин двух разных сторон прямоугольника равна 7 см. Найди периметр этого прямоугольника.
7 Один насос откачивает 480 л воды за 8 мин, а другой насос — 420 л воды за 6 мин.
1) Сколько литров воды оба насоса откачивают за одну минуту?
2)
8 Вычисли и выполни проверку.
9 Обозначь цифрами порядок выполнения действий в каждом выражении и вычисли его значение. 10 Для нового помещения фирма закупила 14 новых столов, а стульев в 4 раза больше. Все купленные стулья поставили в 7 комнат, поровну в каждую. Сколько новых стульев в каждой комнате? Реши задачу, составляя выражение.
12 Найди частное подбором.
для данного рисунка.
1) Если фигура не синего цвета, то это прямоугольник.
2) Если фигура не красного цвета, то это не прямоугольник.
З. Если фигура не треугольник, то она не сине- го цвета.
16- Вычисли, объясняя, как надо рассуждать при умножении столбиком.
17 Поставь знаки действий и, если надо, расставь скобки так, чтобы получились верные равенства.
36 36 3=4 36 36 3 = 72
1) В книге 96 страниц. В первый день Митя прочитал 16 страниц, а затем ежедневно читал по 10 страниц. За сколько дней Митя прочитал эту книгу?
2) Набор из шести чашек стоит 240 р. Сколько стоят 4 такие чашки?
22 У бабушки на даче две комнаты и кухня. их площадь 36 м 2 . Площадь
12 м 2 , а другой — 16 м 2 . Узнай площадь
25 Подчеркни те уравнения, которые решаются деле-
нием.
х- 8=26 24 : х 8 • 4 24 19+х= 38
28 Масса шести одинаковых коробок с мандаринами 48 кг. Сколько таких коробок надо взять для укладки 144 кг мандаринов?
Реши задачу, составляя выражение.
33 Вычисли.
35 Восстанови пропущенные цифры так, чтобы вычисЛеНИЯ стали верными.
В
37 Поставь скобки так, чтобы равенства стали верными.
200 — 128 : 18 560 : 10 - 6 + 60 = 200
420 : 7 + 3 = 42 100 - 28 : 4 . 5 = 90
44' В витрине были выставлены мужские, женские и детские часы, всего 60 часов. Мужских часов было 18, женских — 23, а остальные — детские. Сколько детских часов было в витрине?
частное.
2) Первый множитель — сумма чисел 24 и 52, второй — 10. Найти произведение.
47 е В магазин привезли 40 ящиков с клубникой, по 9 кг в каждом. Когда часть клубники продали, в магазине осталось 7 ящиков с клубникой. Сколько килограммов клубники продали?
Запиши решение, поясняя каждое действие.
маленьких наборах «Строитель» столько же деталей, сколько в трёх одинаковых больших наборах. Сколько деталей в одном большом наборе, если в одном маленьком
1) В корзине было 24 яблока и 8 груш. Во сколько раз больше было яблок, чем груш?
2) Для выставки отобрали 37 рисунков. КогО да несколько рисунков повесили, осталось 16 рисунков. Сколько рисунков уже повесили?
З) Мультфильм, в котором 28 серий, показыО будет вают по продолжаться 4 серии в неделю. показ этого Сколько мультфиль-недель
4) Когда из бидона отлили 12 л молока, в
О нём осталось 18 л. Сколько литров молока было в бидоне сначала?
5) Если весь собранный урожай кабачков
О разложить потребуется в 6 ящики, таких по ящиков. 15 кг Сколько в каждый, кило-то граммов кабачков собрали?
6) Для посадки заготовили 30 кустов чёрной
О лено и красной кустов смородины. красной смородины, Сколько было если заготов-кустов чёрной смородины было 18?
4 На телеигру пришло 96 зрителей. Всех зрителей рассадили поровну на 6 рядов кресел. Сколько зрителей размещается на четырёх таких рядах?
5 За 4 одинаковых блокнота заплатили столько же рублей, сколько за 12 ластиков. Сколько стоит один ластик, если блокнот стоит 9 р.?
б В пяти рядах актового зала, по 18 мест в каждом, школьники заняли 56 мест. Сколько ещё СВОбОДНЫХ мест в этих рядах?
7 На верхней полке 9 книг, а на нижней 27 книг больше. Во сколько раз больше книг на нижней полке, чем на верхней?
осталось ещё 25 деталей. в коробке сначала?
10 Длина туристического маршрута 48 км. В первый день туристы прошли третью часть всего маршрута. Сколько километров прошли туристы в первый день?
Учеб ное издан ие
Серия «Школа России»
Моро Мария Игнатьевна
Волкова Светлана Ивановна
МАТЕМАТИКА
Рабочая тетрадь
З класс
Учебное пособие для общеобразовательных организаций
В двух частях Часть 2
Центр начального образования
РеДакция естестВенно-математических преДметоВ
Заведующий редакцией О. А. ПоДымоВа
Редактор Т. Б. Бука
Ответственный за выпуск О. А. ПОДымоВа Художник Е. Н. СапогоВа
Художественный редактор И. Н. ВасильеВ
Компьютерная вёрстка Е Н. СапогоВоЙ Обложка Е Н. Грудиной
Технический редактор С Н. ТерехоВа
Корректор И. А. Григолашвили
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000.
Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 18.11.15. Формат 70 х 90 1 /16. Бумага офсетная. Гарнитура ТехВооКС. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 3,78. Доп. тираж 12 ООО экз. Заказ № 5492.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Отпечатано по заказу АО «ПолиграфТрейд» в филиале «Тверской полиграфический комбинат детской литературы» ОАО «Издательство «Высшая школа». 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, д. 46. тел.: +7 (4822) 44-85-98. Факс: +7 (4822) 44-61-51
ЕДИНИЦЫ СЧЁТА
Сотни |
Десятки |
Единицы |
Њ |
Њ |
Њ |
Тысяча
ПИСЬМЕННЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.