М. И. моро С. И. Волкова осс*
МатематикаУМНОЖЕНИЕ суммы НА ЧИСЛО
![]() |

ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО
ШКОЛА РОССИИ ФГОС
М. И. моро С. И. Волкова
Рабочая
тетрадь
В двух частях
Часть 2
5-е издание, доработанное
Москва
2016
|
0-4- |
удк 373.167.1:51 Серия «Школа России» основана в 2001 году ББК 22.1я72
М80
Условные обозначения:
— вставь такое пропущенное число или цифру, чтобы получилось верное равенство, или верное неравенство, или верный ответ;
— реши круговые примеры;
— вставь в кружок один из этих знаков так, чтобы получилось верное равенство или неравенство.
Тетради по математике (Части 1 и 2) предназначены для учащихся общеобразовательных организаций. Они призваны помочь учителю в организации самостоятельной работы учащихся в З классе как на уроке (с отдельными учениками, группой учеников или со всем классом), так и дома.
Материал тетрадей расположен в соответствии с логикой изложения курса в учебнике «Математика. З класс. Части 1 и 2» авторов М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой: задания подобраны по каждой теме, представленной в учебнике. В тетрадях наряду с разнообразными тренировочными заданиями представлены и нестандартные упражнения, вызывающие интерес у детей и способствующие развитию у них наблюдательности, памяти, воображения, логического мышления.
При подготовке к уроку учителю по своему усмотрению придётся выбирать, какие упражнения лучше взять из учебника, а какие — из тетради.
Печатная основа тетрадей позволяет значительно сократить время на выполнение заданий.
Совместное использование учебника, тетрадей с печатной основой и обычных тетрадей должно способствовать рационализации учебного процесса.
Тетради могут использоваться и при работе по учебникам других авторов.
ISBN
978-5-09-037035-6(2) © Издательство «Просвещение», 2012, 2016 lSBN
Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2012, 2016
Все права защищены



![]()
![]()
5 -
В коллекции было 9 больших машинок, а маленьКИХ — в 5 раз больше. Сколько всего
машинок было в коллекции?

![]()
7 У Тани было 90 р.
После несколько тетрадей, по 6 р. каждая, у лось 48 р. Сколько тетрадей купила
Таня?
Реши задачу, записывая вопрос к

10 1) В ателье было 80
м ткани. Из всей ткани сшили 8 одинаковых чехлов для машин. Сколько метров
ткани расходовали на один чехол?

2) Составь устно 2 задачи, обратные данной, и реши их.

1
60 — 30 О з = 50
(50 о 5) о9=5
70 + 28 о 7 74
56 О 8 . 7 = 49
6 + 52 = 100
63 О (13 - 6) = 9

84 О 14 = 98
10 = 80
![]()
Брат и две
его сестры пропололи 24 грядки с клубникой. Сколько грядок прополол брат, если
каждая из сестёр прополола по 9 грядок? Прочитай каждый вопрос и запиши к нему![]()
действие.

1) Сколько
грядок клубники пропололи обе сест15 Папа подарил у Коли стало 63 у Коли
сначала?

![]()
З см
8 мм = мм 59 дм =
дм
![]() |

2) Начерти тот
прямоугольник, площадь которого будет наибольшей.

18 Около каждой
задачи запиши в кружок знак действия, с помощью которого она решается.
1) Семья посадила 20 кг картофеля, а соо брала в 4 раза больше. Сколько килограммов картофеля собрали?
2) В одном куске 20 м ткани, а в другом — на 4 м больше. Сколько метров ткани во втором куске?
З) На аллее парка растёт 7 дубов и 12 кашО танов. На сколько больше каштанов, чем дубов, растёт на аллее парка?
4)
![]() |
|||||||
5) В четырёх бидонах 24 л кваса, во всех О поровну. Сколько литров кваса в одном таком бидоне?
6) В парк привезли 80 саженцев. Когда посадили несколько саженцев, осталось посадить ещё 35 саженцев. Сколько саженцев уже посадили?
7) Площадь прямоугольника 24 см 2 , а длина О одной стороны З см. Найди длину другой стороны.

20 Выполни задание, не вычисляя значений выражении.
(1 + 9)
. 4О 1 1 - 4 3 - 8 + 5 - 8 О![]()
21 В первом подъезде
нового дома заселили
32 квартиры, а во втором — на 4
квартиры мень
ше. Сколько всего квартир заселили в этих
двух подъездах?
1)
![]() |

![]()
2)
Запиши, как надо изменить подчёркнутые в
задаче слова, чтобы
первым действием в её
решении стало деление.
![]()
Реши полученную задачу.
22 Реши уравнения:
![]()

23 В начале года в
хоре было 63 ученика, а к концу года их стало 59. Сколько ребят ушло из хора?
![]()


б дм 63 см 1
- 1518 : 9 18 : 6
26 Масса пустого бочонка 2 кг. В него входит 8 кг мёда. Найди массу 7 таких бочонков, наполненНЫХ мёдом.
Реши задачу двумя способами, составляя выражения.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
1-й способ 2-й
способ

27 Дополни условие задачи числом и реши её.
Мама купила 19 кг клубники. Из 10
кг она сварила варенье, а остальную клубнику разложила в
Сколько
килограм-

31 У Саши было
несколько значков. Друг подарил ему ещё 4 значка. После этого все значки Саша
прикрепил
к трём флажкам, по 8 значков к каждому. Сколько значков было у Саши сначала?
![]()
![]()
![]()

32 Вычисли и выполни проверку.


![]()
35 Используя цифры 1, 2, 7, 8, запиши 4 двузначных числа, каждое из которых делится на 9.
36 Поставь знаки действий и, если надо, скобки так, чтобы получились верные равенства.

23
66

38 Периметр квадрата
равен 32 см, а периметр пятиугольника с равными сторонами 50 см. У какого
многоугольника короче сторона и на сколько сантиметров?

![]() |
2)
Запиши выражение для ответа на вопрос: на сколько рублей альбом дороже тетради?


42 ' Восстанови пропущенные цифры так, чтобы вычисления стали верными.

|
|
|

2) Запиши, какие числа надо подавать на вход в машину, чтобы на выходе получать числа: 5, 14, 23, 41, 86.
![]()
Подчеркни выражения,
значения вычислить двумя способами.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
45 Если шнур
разрезать на 4 части, по 16 м в каждой, то останется ещё 6 м шнура. Сколько
частей, длиной по 7 м каждая, может получиться из этого шнура?
Вычисли и
запиши, что ем. Закончи решение.
![]() |


|
|
|
49 1) За 5 одинаковых открыток
заплатили 40 р.
Сколько стоит одна открытка?
![]()
|
|
|
50, В 9 детских подарков
разложили поровну
36 мандаринов. Сколько нужно мандаринов
для
15 таких подарков?
Реши задачу, составляя выражение.
![]()
51
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|

53 Таня поливает дома
цветы З раза в неделю. Сколько раз Таня польёт цветы за З летних месяца, если
считать, что в каждом месяце по 4 недели?
Реши задачу, составляя выражение.

63)48 : 8

![]() |
|||
Выполни действия, запиши вопросы, на которые они отвечают, и закончи решение.






69 Устно реши задачи. Соедини линией кружок с номером задачи и карточку, на которой записано выражение для её решения.
|
45 |
1 На трёх полках было 45 книг, на всех поровну. С верхней полки взяли 8 книг. Сколько книг осталось на этой полке?
|
|
|
2 На трёх полках стояли книги, по 15 книг на каждой. С каждой полки взяли по 8 книг. Сколько всего книг осталось на этих полках?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 Восстанови
пропущенные цифры так, чтобы вычисления стали верными.

71 Найди правило, по
которому составлен каждый ряд чисел, и запиши пропущенные числа.

ф. 72 Найди частное подбором.

![]()
![]()
![]()
![]()
73 0303 з 27 0303 84
27
Выполняя задание, восстанови, где это нужно, пропущенные скобки.
74 Реши задачи, составляя выражения.
1)
![]()
2) Витя посчитал, что в новом доме свет горел в 26 окнах, а тёмных окон было в нём в 2 раза больше. Сколько всего окон насчитал Витя в этом доме?
![]()
75 В витрине магазина было 18 сумок и З чемодана. Во сколько раз больше было сумок, чем чемоданов, в этой витрине?
![]()

2) Вычисли и проверь решение умножением.


|
|
12 |
48 |
36 |
72 |
60 |
24 |
96 |
|
а: 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
79![]()
зо![]()
80 Мама купила для каждого из троих детей по 9 тетрадей в линейку и по 7 тетрадей в клетку. Сколько всего тетрадей купила мама?
Реши задачу двумя способами, составляя выражения.
![]()
1-й способ 2-й
способ

81 Составь по каждому рисунку пример на деление с остатком и запиши его.

83 Сделай схематический рисунок и реши задачу.
![]()
![]()
![]()
![]()
Надо
разложить в коробки 20 карандашей, по 6 карандашей в каждую. Сколько коробок
потре
буется? Сколько карандашей
останется?

85 Поставь нужный знак, не вычисляя значений выра-
жений.

70
: 14 56 : 14
15 + 48 49 + 15
75 : 25 50 : 25
набор красок третью часть денег, которые остались после
покупки альбома. Сколько стоил набор красок?
Для решения задачи ответь на каждый вопрос:
запиши
и выполни нужное действие.
1) Сколько стоил альбом для рисования?
альбома для рисования?

|
7, 18, |
19, 21, 23, з, 31, 39, 43. |
|
893 Найди |
ошибки и запиши верное решение. |

![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
88
Подчеркни те числа, при делении которых на 4 остаток будет равен трём.

37 :
(ост.
2) 23 : (ост. 2)
19
:
5 (ост. 4) (ост.
1)
65
: 7 (ост. 2) (ост. 5)

90 На сколько костюмов
хватит 26 м ткани, если на
каждый костюм расходуют по 4 м ткани?

![]()

92 На катере было 35 пассажиров. На пристани 7 пассажиров вышли, но вошли 9 новых пассажиров. Сколько пассажиров стало на катере?
Решение задачи можно записать выражением так: 35 - 7 + 9 = 37 — или так: 35 + (9 - 7) = 37.
Запиши, что узнали первым действием в каждом случае.
93 Выполни деление с остатком.
94v В двух коробках было 80 карандашей. Когда из одной коробки взяли 18 карандашей, в обеих коробках карандашей стало поровну. Сколько карандашей стало в каждой коробке? Запиши решение, составляя выражение.
95 В школьную
библиотеку привезли 6 одинаковых пачек с учебниками математики. Всего в них
было 72 учебника. Сколько таких пачек понадобится на
класс, в котором 24
ученика?

96 Выполни деление с остатком и проверь
результат.



100 Ученики сделали 15
скворечников для птиц. После того как они повесили несколько скворечников, им
осталось повесить ещё 6. Сколько скво
речников повесили?
![]()
101 На 12 одинаковых занавесок для окон израсходовали 24 м ткани. Сколько метров такой ткани потребуется на 2 одинаковых занавеса для сцены, если на каждый занавес пойдёт на З м ткани больше, чем на одну занавеску?
102 Запиши числа 10, 18, 70, 50, 36, 54 в соответствующие клетки таблицы.
|
|
|
103 Квадрат со
стороной 8 см разделили одним отрезком на 2 равных прямоугольника. Найди:
1) периметр и площадь квадрата;
2) периметр и площадь каждого прямоугольника.


1 Запиши в таблице с помощью цифр и прочитай трёхзначные числа, изображённые на рисунке счётными палочками.
2
|
|
Сотни |
Десятки |
Единицы |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 2 Запиши пропущенные при счёте числа.


![]() |
4 * В книге 48 страниц. В первый день Юля прочитала 8 страниц, во
второй — в 2 раза больше страниц, чем в первый. Сколько страниц этой книги
осталось прочитать Юле?

5 Выполни деление с остатком и проверь
результат.


![]()
![]()
![]()
(Э
804 О 408 656 О 565 930 О 903 518 185 448 О 478 909 О 990
9
![]() |

![]()
![]()
![]()
![]()
одинаковых
по массе коробках 54 кг винограда. Сколько всего килограммов винограда, если
таких коробок 12? 13? 15?
Запиши решение для первой задачи, а для двух других только ответы.


![]()

18 Выполни деление с остатком и проверь
результат.

5 дм 2 500 см 2
480 см 2
21 Запиши, чему равна:
22 Запиши все возможные трёхзначные числа, используя каждую из данных цифр в записи числа только один раз.


![]()
|
Делимое |
28 |
56 |
44 |
70 |
84 |
96 |
|
Делитель |
14 |
2 |
11 |
5 |
12 |
16 |
|
Частное |
|
|
|
|
|
|
27 Найди ошибку,
допущенную при составлении ряда чисел. Исправь её и запиши в этом ряду ещё 4
числа.

2 Поставь знаки действий и, если надо, скобки так, чтобы получились верные равенства.

4 После того как в
библиотеке расставили на полки 28 книг, осталось расставить в 2 раза меньше
книг, чем расставили. Сколько всего книг надо было расставить на полки?

1) Закончи решения и
объясни, как надо рассуждать в каждом случае.

2) Вычисли.


6 - Реши уравнения.
7 Набери множителями каждое из чисел:
1) 48; 2) 72.
36 1 з 8
2 з 16 12 72 4
48 8 08
24 18
8 В двух коробках помещается 24 чашки, во всех поровну. Сколько потребуется таких коробок, чтобы разложить в них так же 84 чашки? Запиши решение, составляя выражение.
49

дать в каждом случае.
![]()
350 + 70
50
![]()
720 - 60
20


12 За 6 ч работы
ученик изготовил 18 деталей, поровну за каждый час. Сколько деталей изготовит
за 7 ч опытный рабочий, если за 1 ч он делает на 4 детали больше, чем ученик?
Запиши
решение задачи по действиям с краткими пояснениями.

дать в каждом случае.

2) Вычисли, используя один из этих способов.

15 В одной цистерне
было 600 л бензина, в другой — на 30 л меньше. За день продали 500 л
бензина.
Сколько всего литров бензина осталось
в этих цистернах?

![]()


21 е У
продавца было 940 тетрадей в клетку и в линейку. Когда он продал 140 тетрадей в
линейку, у него осталось ещё 300 тетрадей в линейку. Сколько тетрадей в клетку
было у продавца? Запиши действие к каждому пояснению.

26 В двух коробках было 86 теннисных мячей. Когда из одной
коробки взяли 30 мячей, а из другой — 40, то мячей в двух коробках стало
поровну. Сколько мячей стало в каждой коробке?
|
|
15 |
18 |
28 |
35 |
17 |
25 |
|
|
34 |
52 |
49 |
42 |
74 |
31 |
|
|
|
|
|
|
|
|

27 Вычисли и выполни проверку.

30
В одном ящике было 52 кг яблок, а в другом
![]()
Запиши решение по действиям с краткими пояснениями.

34 До обеда собрали 15
кг моркови, а после обеда
ещё 18 кг. Всю морковь разложили в 11
пакетов поровну.![]()

так 48 кг моркови?

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

2) Вычисли.
2 В соревнованиях
приняли участие 18 малых яхт, а больших в З раза меньше. Сколько всего яхт
участвовало в этих соревнованиях?


4 В школу Все
компьютеры распределили между
классами так, что каЖДЫЙ класс получил
больше
6, но меньше 10 компьютеров. Сколько
классов
получили компьютеры?


2) Вычисли.

6 Сумма длин двух
разных сторон прямоугольника
равна 7 см. Найди периметр этого
прямоугольника.
![]()
7 Один насос откачивает 480 л воды за 8 мин, а другой насос — 420 л воды за 6 мин.
1)
Сколько литров воды оба насоса откачивают
за одну
минуту?

![]()
2)
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
8 Вычисли и выполни проверку.

9
Обозначь цифрами порядок выполнения действий ![]()
в
каждом выражении и вычисли его значение. 10 Для нового помещения фирма закупила
14 новых столов, а стульев в 4 раза больше. Все купленные стулья поставили в 7
комнат, поровну в каждую. Сколько новых стульев в каждой комнате? Реши задачу,
составляя выражение.
угольника со сторонами 5 см и 1 см.
12 Найди частное подбором.



для данного рисунка.
1)
Если фигура не синего цвета, то это прямо
угольник.
2)
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Если фигура не красного цвета, то это не
прямоугольник.
З. Если фигура не треугольник, то она не сине-
го
цвета.
16- Вычисли, объясняя, как надо
рассуждать при
умножении столбиком.

17 Поставь знаки
действий и, если надо, расставь
скобки так, чтобы получились верные
равенства.
![]()
![]()
36 36 3=4
36 36 3 = 72
1) В книге 96 страниц. В первый день
Митя
прочитал 16 страниц, а затем ежедневно
читал по 10 страниц. За сколько дней Митя прочитал эту
книгу?
![]()
2) Набор из шести чашек стоит 240 р.
Сколько
стоят 4 такие чашки?
![]()


22 У
бабушки на даче две комнаты и кухня. их площадь 36 м 2 . Площадь
12 м 2 , а другой — 16 м 2 . Узнай площадь

действием.
25 Подчеркни те уравнения, которые
решаются деле-
нием.
х-
8=26 24 : х 8
• 4 24 19+х=
38


28 Масса шести
одинаковых коробок с мандаринами 48 кг. Сколько таких коробок надо взять для
укладки 144 кг мандаринов?


Реши задачу, составляя выражение.


33 Вычисли.


35 Восстанови пропущенные цифры так, чтобы вычисЛеНИЯ стали верными.


В
37 Поставь скобки так,
чтобы равенства стали верными.
200 — 128 : 18 560 : 10 - 6 + 60 = 200
420 : 7 + 3 = 42 100 - 28 : 4 . 5 = 90


44' В витрине были
выставлены мужские, женские и детские часы, всего 60 часов. Мужских часов было
18, женских — 23, а остальные — детские. Сколько детских часов было в витрине?

частное.
![]()
2) Первый множитель — сумма чисел 24 и 52, второй — 10. Найти произведение.
47 е В магазин привезли 40 ящиков с клубникой, по 9 кг в каждом. Когда часть клубники продали, в магазине осталось 7 ящиков с клубникой. Сколько килограммов клубники продали?
Запиши решение, поясняя каждое действие.
маленьких наборах «Строитель» столько же
деталей, сколько в трёх одинаковых больших наборах. Сколько деталей в
одном
большом наборе, если в одном маленьком





1) В корзине было 24 яблока и 8 груш. Во сколько раз больше было яблок, чем груш?
2) Для выставки отобрали 37 рисунков. КогО да несколько рисунков повесили, осталось 16 рисунков. Сколько рисунков уже повесили?
З) Мультфильм, в котором 28 серий, показыО будет вают по продолжаться 4 серии в неделю. показ этого Сколько мультфиль-недель
4) Когда из бидона отлили 12 л молока, в
О нём осталось 18 л. Сколько литров молока было в бидоне сначала?
5) Если весь собранный урожай кабачков
О разложить потребуется в 6 ящики, таких по ящиков. 15 кг Сколько в каждый, кило-то граммов кабачков собрали?
6) Для посадки заготовили 30 кустов чёрной
О лено и красной кустов смородины. красной смородины, Сколько было если заготов-кустов чёрной смородины было 18?
![]()
4 На телеигру пришло 96 зрителей. Всех зрителей рассадили поровну на 6 рядов кресел. Сколько зрителей размещается на четырёх таких рядах?

![]()
![]()
5
За 4 одинаковых блокнота заплатили столько же рублей, сколько за 12 ластиков.
Сколько стоит
один ластик, если блокнот стоит 9 р.?

б В пяти рядах
актового зала, по 18 мест в каждом, школьники заняли 56 мест. Сколько ещё
СВОбОДНЫХ
мест в этих рядах?

7 На верхней полке 9
книг, а на нижней ![]()
27 книг больше. Во сколько раз больше
книг на нижней полке, чем на верхней?

![]()
![]()
осталось ещё 25 деталей. в коробке
сначала?
10 Длина
туристического маршрута 48 км. В первый день туристы прошли третью часть всего
маршрута. Сколько километров прошли туристы в первый день?
![]()


Учеб ное издан ие
Серия «Школа России»
Моро Мария Игнатьевна
Волкова Светлана Ивановна
МАТЕМАТИКА
Рабочая тетрадь
З класс
Учебное пособие для общеобразовательных организаций
В двух частях Часть 2
Центр начального образования
РеДакция естестВенно-математических преДметоВ
Заведующий редакцией О. А. ПоДымоВа
Редактор Т. Б. Бука
Ответственный за выпуск О. А. ПОДымоВа Художник Е. Н. СапогоВа
Художественный редактор И. Н. ВасильеВ
Компьютерная вёрстка Е Н. СапогоВоЙ Обложка Е Н. Грудиной
Технический редактор С Н. ТерехоВа
Корректор И. А. Григолашвили
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000.
Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 18.11.15. Формат 70 х 90 1 /16. Бумага офсетная. Гарнитура ТехВооКС. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 3,78. Доп. тираж 12 ООО экз. Заказ № 5492.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Отпечатано по заказу АО «ПолиграфТрейд» в филиале «Тверской полиграфический комбинат детской литературы» ОАО «Издательство «Высшая школа». 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, д. 46. тел.: +7 (4822) 44-85-98. Факс: +7 (4822) 44-61-51
ЕДИНИЦЫ СЧЁТА

|
Сотни |
Десятки |
Единицы |
|
Њ |
Њ |
Њ |

Тысяча
ПИСЬМЕННЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
![]()
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.