Тема урока: Построение симметричных фигур.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
· формировать представление о математике как о части общечеловеческой культуры через показ возможности использования осевой симметрии при решении задач практического характера.
Задачи урока:
· вывести понятие «симметричная фигура», методом анализа и синтеза;
· развивать коммуникативные умения (умение работать в команде, умение слушать другого);
· формировать навыки оценивания и самооценки.
Предметные УУД:
· сформировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение находить симметричные фигуры среди других;
· сформировать представление о симметрии в окружающем мире.
Метапредметные УУД:
· развивать внимание и наблюдательность, умение анализировать, сравнивать предметы;
· умение находить ошибки в работе и способы их исправления, критически мыслить.
Личностные:
· умение взаимодействовать с одноклассниками на основе принципов взаимоуважения;
· навык управления своими эмоциями в нестандартных жизненных ситуациях.
Развивающие:
· способствовать развитию графических навыков;
· способствовать развитию интуиции и воображения как основы для формирования математического мышления и интеллектуальных способностей;
· формировать вычислительные навыки учащихся.
Формы организации работы учителя:
· координирование, направление работы класса;
· заполнение таблицы оценивания.
Планируемые результаты:
· открытие понятия «Симметричная фигура»;
· находить пары симметричных предметов или их частей;
определять ось симметрии фигуры с помощью перегибания
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с цитаты Леонардо да Винчи: «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
- Объясните, чему нас может научить природа? ( Гармонии, учит понимать прекрасное, ценить красоту, птицы учат пению, муравьи трудолюбию…)
2. -Отгадайте загадку: Шевелилась у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
На доску вывешивается бабочка неправильной формы.
- Рассмотрите бабочку. Что необычного заметили? (Бабочка неправильной формы)
-Да, в природе вы не встретите такую бабочку. Природа – мир гармонии и красоты. Скорее мы встретим такую бабочку. (Вывешивается бабочка правильной формы)
- Что вы скажете о форме этой бабочки и дома? ( с правой стороны так же, как и с левой)
3.Постановка проблемы.
-Посмотрите, я закрываю одну часть бабочки, остается вторая часть.
Первая часть и вторая часть бабочки образует ЧТО? (1 целое)
-А теперь посмотрите на эту бабочку (Асимметр): закрываю одну часть бабочки, затем показываю вторую часть бабочки.
Первая часть и вторая часть бабочки образует одно целое? Почему?
(Части есть, но целого нет)
- Значит, целое – это две одинаковые, идентичные, похожие части.
- А, теперь, дорисуйте так, чтобы:
1. обе части были одинаковые
2. части не были похожими
- Как же мы будем называть, одно целое, когда 2 части похожие, одинаковые? (симметричные)
- А как мы будем называть, если части не похожие, разные?
( асимметричные)
4. «Открытие» нового знания.
Решите примеры, расшифруйте слово и вы узнаете, чему будет посвящен наш урок
15+17 |
6*8 |
48+14 |
50+12 |
18-6 |
30-9 |
6*6 |
99-99 |
35+13 |
0+1 |
|
|
|
32 |
48 |
62 |
62 |
8 |
21 |
36 |
0 |
48 |
1 |
|
|
|
15+17 |
6*8 |
48+14 |
50+12 |
30-9 |
6*6 |
99-99 |
35+13 |
0+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0-Р
8-Е
48- И
36-Т
32-С
45 -И
62-М
21-Е
1-Я
Симметрия – это….
-Давайте прочитаем в «толковом словаре» С.И. Ожегова, что означает слово «Симметрия».
Симметрия-это одинаковость в расположении частей чего-либо по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.
- Скажите мне, пожалуйста, где мы можем встретить симметрию?
- Где мы можем встретить в математике?
Тема урока: Построение симметричных фигур
-Какие цели мы поставим перед собой?
5.Первичное закрепление.
- Откройте урок 16, с.40 и мы с вами проделаем практическую работу и увидим симметрию в математике.
№1- Давайте проверим наши предположения. Возьмите лист бумаги и согните пополам, затем ножкой циркуля проткните. Разогните листок. Что видим?
Обозначьте полученные точки буквами А и В. Что интересного заметили?
( Что они располагаются на одинаковом расстоянии относительно линии сгиба.)
-Соедините точки А и В отрезком. Точку пересечения – линию сгиба точкой О.
-Линия сгиба в математике называется ОСЬЮ СИММЕТРИИ.
- Давайте, измерим расстояние АО и ВО. Что заметили? (Что отрезки одинаковы или расстояния равны.)
- Теперь возьмём угольник и приложим к углу, который образуется отрезком АВ и осью симметрии. (Получился прямой угол).
Вывод: Точки А и В симметричны относительно прямой l, если отрезок АВ перпендикулярен прямой L, а середина О этого отрезка расположена на прямой L.
- №2 устно. Как вы думаете, какие точки на рисунках являются симметричными относительно изображенных прямых?
6. стр. 43 № 1 (дети в тетрадях выполняют задания: по вариантам а и б)
7. Выведение алгоритма построения симметричных фигур
1) выбрать опорные точки данной фигуры
2) построить точки, симметричные опорным точкам относительно L
3) достроить по полученным точкам всю фигуру
8. Закрепление стр.43 №2
9 Практическая работа
- Напомните мне, как построить симметричную фигуру. (Чтобы построить симметричную фигуру, опустим из каждой вершины фигуры перпендикуляр к прямой L. Затем отложим отрезки, равные расстоянию от вершин фигуры. Соединим эти отрезки. Новая фигура будет симметрична данной относительно прямой L)
- Как с помощью ножниц и бумаги можем получить симметричные фигуры? (сложить лист бумаги пополам, нарисовать половину фигуры, вырезать и развернуть изделие)
- Вспомните, как называется приём, которым мы сейчас будем пользоваться? (симметричное вырезание)
- Используя приём симметричного вырезания, составим коллективную аппликацию.
- Какой праздник у нас на носу? (Новый год)
- Назовите главные атрибуты этого праздника. (ёлка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка…)
- Применяя приём симметричного вырезания, украсим нашу ёлку.
- Чтобы елочные украшения у нас не повторялись, посмотрите на листок. Какая игрушка у вас на образце, ту игрушку вы и вырезаете. У некоторых на листках нет образцов игрушек. Я хочу, что бы вы сделали авторскую игрушку.
- Сколько осей симметрии имеет ёлка? (1)
- Назовите игрушки, которые имеют несколько осей симметрии. (шар, мандарины)
Итог урока.
Рефлексия
Наш урок подходит к завершению.
- Назовите тему нашего урока (симметричные фигуры)
- Выполнили мы цель, которую ставили перед собой?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.