Математика, 4 класс, Транспортир. Измерение углов транспортиром
Оценка 5

Математика, 4 класс, Транспортир. Измерение углов транспортиром

Оценка 5
docx
01.07.2024
Математика, 4 класс, Транспортир. Измерение  углов транспортиром
МАТЕМАТИКА. ТРАНСПОРТИР.docx

Урок математики  по теме "Транспортир. Измерение  углов транспортиром". 4-й класс

Предмет: Математика

Класс: 4

Вид урока: урок изучения новых знаний.

Раздел 8.  УГЛЫ. ПОСТРОЕНИЕ. ИЗМЕРЕНИЕ.

5 урок по теме

Цели

Предметные:
- узнают новый измерительный инструмент-транспортир;

- научатся пользоваться транспортиром;

- научатся выполнять задания с применением транспортира.

 

Метапредметные:

- научатся устанавливать существенные признаки классификации;

- научатся использовать вопросы, как исследовательский инструмент познания;

- научатся проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- научатся выполнять  свою часть работы качественно и координировать свои действия с другими членами команды;

- научатся составлять план действий намеченного алгоритма;

- научатся принимать себя и других, не осуждая, быть открытым себе и другим.

 

Личностные:

- научатся рефлексировать свою работу в конце урока.

 

Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир, раздаточный материал.

Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью транспортира? (Какие нужно выполнять условия, чтобы точно измерить градусную меру угла транспортиром?)

Тезис: «Точность нас не подведёт».

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что«Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».

Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.

II. Устный счет

а) Ответив на следующие вопросы, вы узнаете девиз сегодняшнего урока.

Игра «Истина- ложь» истина – хлопаем, ложь - топаем.

1.Острым называют угол, который больше прямого. (Нет)

2. Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого? (да)

3. Единица измерения углов: килограмм? (нет)

4. Тупой угол меньше прямого угла. (нет)

5. Угол - фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. (да)

6. Биссектриса - это луч, который выходит из вершины угла и делит его пополам. (да)

7. Два угла можно сравнить с помощью наложения (да)

Покажите руками: развернутый угол, прямой угол, тупой угол,     острый угол.

Девиз урока: Точность нас не подведёт.

-Как вы понимаете этот девиз?

-А  где и когда нужна точность?

- Над какой темой мы работали на прошлых уроках?

- Что вы уже узнали, чему научились, работая с углами?

(Узнали виды углов, научились сравнивать углы методом наложения, единицу измерения углов, выполнять арифметические действия с углами, заданными градусными мерами.)

б) Исследование градусной меры угла.

— А сейчас вас ждет следующее задание. На доске записаны величины углов.

https://urok.1sept.ru/articles/518919/img1.gif

— На какие 4 группы их можно разделить?

-Какая единица измерения угла? (градус)

- С помощью каких инструментов можно построить углы (линейка, треугольник, транспортир)

- Каким инструментом точно можно измерить угол? (транспортиром)

III. Работа по теме урока

Тема урока: Транспортир

-Что мы должны узнать на уроке и чему научиться?

Цели:

- узнать новый измерительный инструмент-транспортир;

- научиться пользоваться транспортиром;

- научиться выполнять задания с применением транспортира.

1. История возникновения транспортира (рассказ заранее подготовленного ученика)

Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

Когда же появился транспортир?

Оказывается, измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне.

Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.  Единицы измерения сохранились в истории науки благодаря известнейшему учёному Клавдию Птолемею.

Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР. 

А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.

Исследовательская деятельность учащихся. Работа в группах.

-Изучите устройство транспортира (учебник стр. 17-18), ответьте на вопросы,  допишите предложения:

•        Сколько шкал у транспортира? ( Две шкалы, которые расположены на полуокружности)

•        Сколько всего делений на шкале? ( Делений на шкале всего 180)

•        Чему соответствует одно деление? ( Одно деление равно 1°)

•        Внешняя шкала начинается______________, а внутренняя - __________( Внешняя шкала начинается слева, а внутренняя- справа)

•        И внешняя, и внутренняя шкалы оканчиваются делением с меткой (Внешняя и внутренняя шкалы оканчиваются с меткой 180°)

•        На транспортире есть еще одна очень важная точка. Найдите ее.

Она называется (Центр транспортира.)

Итог: Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.

IV. Постановка проблемы

Практическая работа. 

Каждому ученику выдается листок с изображением тупого угла (у всех одинаково)

Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные)

— Давайте сравним полученные результаты. Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному)

— Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).

Изучите способ измерения угла с помощью транспортира и составьте алгоритм  (работа в парах).

•Совместите центр транспортира с  __________________________________________________________________.

•Сторону угла направить _______________________________________________________________.

•Найти точку пересечения второй стороны угла _______________________________________________________________.

·        Величина угла- число________________________________________.

·        Сопоставить меру____________________________________________.

Вывод: 1.Совместить центр транспортира с вершиной угла.

2. Сторону угла направить в начало шкалы транспортира.

3. Найти точку пересечения второй стороны угла со штрихом на той же шкале.

4. Величина угла- число, соответствующее найденному штриху.

5. Сопоставить меру и вид угла (острый-тупой)

— А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом.

V. Первичное закрепление

а) Найдите ошибки в измерении углов.

Проблемная ситуация.

Может ли существовать такой способ измерения углов? Почему? Как вычислить градусную меру угла?

Дополнительно задание на стр. 18 № 4

https://urok.1sept.ru/articles/518919/img2.gif

 

б) Тренировочные упражнения по измерению углов

(Детям предлагается 5 карточек разного цвета по измерению углов. Каждый угол имеет градусную меру: 40,70,90,120,170).

Углы: ASB, TUK, OPN, DEM, FRZ

Дети углы измеряют и подписывают.

Работа в парах. Самопроверка. Следуйте девизу урока.

Используя только буквы вершин углов, расположите их в порядке возрастания и прочитайте получившееся слово.

В итоге получается слово: СУПЕР (SUPER)

 

VI. Итог урока

На уроке вы работали очень точно, дружно и организованно. Подведем итог.

Рефлексия:

Используя опорные слова, скажите  о том, что вам дал этот урок математики?

Я узнал….

Я научился…

Могу объяснить другим...

Где в своей жизни человек встречается с понятием угол и зачем их нужно измерять? (при строительстве зданий, мебели используются чертежи)

-А на следующих уроках мы узнаем, что транспортир применяют не только для измерения,  но и для построения углов.

 VII. Домашнее задание

Проверим как вы научились измерять углы. Измерьте данные на рисунке углы или выполните задание из учебника на стр. 19 № 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для измерения углов с помощью транспортира выполните следующие шаги:

 

1.     Совместите вершину угла с центром транспортира.

 

2.     Расположите транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчёта на шкале транспортира (т. е. совместите с 0º).

 

3.     Найдите штрих на шкале, через который проходит вторая

сторона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Урок математики по теме "Транспортир

Урок математики по теме "Транспортир

Ход урока I. Организационный момент

Ход урока I. Организационный момент

На какие 4 группы их можно разделить? -Какая единица измерения угла? (градус) -

На какие 4 группы их можно разделить? -Какая единица измерения угла? (градус) -

А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры

А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры

Величина угла- число________________________________________

Величина угла- число________________________________________

VI. Итог урока На уроке вы работали очень точно, дружно и организованно

VI. Итог урока На уроке вы работали очень точно, дружно и организованно

Для измерения углов с помощью транспортира выполните следующие шаги: 1

Для измерения углов с помощью транспортира выполните следующие шаги: 1

Математика, 4 класс, Транспортир. Измерение углов транспортиром

Математика, 4 класс, Транспортир. Измерение  углов транспортиром

Математика, 4 класс, Транспортир. Измерение углов транспортиром

Математика, 4 класс, Транспортир. Измерение  углов транспортиром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2024