Урок математики по теме "Транспортир. Измерение углов транспортиром". 4-й класс
Предмет: Математика
Класс: 4
Вид урока: урок изучения новых знаний.
Раздел 8. УГЛЫ. ПОСТРОЕНИЕ. ИЗМЕРЕНИЕ.
5 урок по теме
Цели
Предметные:
- узнают новый измерительный инструмент-транспортир;
- научатся пользоваться транспортиром;
- научатся выполнять задания с применением транспортира.
Метапредметные:
- научатся устанавливать существенные признаки классификации;
- научатся использовать вопросы, как исследовательский инструмент познания;
- научатся проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- научатся выполнять свою часть работы качественно и координировать свои действия с другими членами команды;
- научатся составлять план действий намеченного алгоритма;
- научатся принимать себя и других, не осуждая, быть открытым себе и другим.
Личностные:
- научатся рефлексировать свою работу в конце урока.
Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир, раздаточный материал.
Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью транспортира? (Какие нужно выполнять условия, чтобы точно измерить градусную меру угла транспортиром?)
Тезис: «Точность нас не подведёт».
Ход урока
I. Организационный момент
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.
II. Устный счет
а) Ответив на следующие вопросы, вы узнаете девиз сегодняшнего урока.
Игра «Истина- ложь» истина – хлопаем, ложь - топаем.
1.Острым называют угол, который больше прямого. (Нет)
2. Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого? (да)
3. Единица измерения углов: килограмм? (нет)
4. Тупой угол меньше прямого угла. (нет)
5. Угол - фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. (да)
6. Биссектриса - это луч, который выходит из вершины угла и делит его пополам. (да)
7. Два угла можно сравнить с помощью наложения (да)
Покажите руками: развернутый угол, прямой угол, тупой угол, острый угол.
Девиз урока: Точность нас не подведёт.
-Как вы понимаете этот девиз?
-А где и когда нужна точность?
- Над какой темой мы работали на прошлых уроках?
- Что вы уже узнали, чему научились, работая с углами?
(Узнали виды углов, научились сравнивать углы методом наложения, единицу измерения углов, выполнять арифметические действия с углами, заданными градусными мерами.)
б) Исследование градусной меры угла.
— А сейчас вас ждет следующее задание. На доске записаны величины углов.
— На какие 4 группы их можно разделить?
-Какая единица измерения угла? (градус)
- С помощью каких инструментов можно построить углы (линейка, треугольник, транспортир)
- Каким инструментом точно можно измерить угол? (транспортиром)
III. Работа по теме урока
Тема урока: Транспортир
-Что мы должны узнать на уроке и чему научиться?
Цели:
- узнать новый измерительный инструмент-транспортир;
- научиться пользоваться транспортиром;
- научиться выполнять задания с применением транспортира.
1. История возникновения транспортира (рассказ заранее подготовленного ученика)
Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.
Когда же появился транспортир?
Оказывается, измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне.
Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. Единицы измерения сохранились в истории науки благодаря известнейшему учёному Клавдию Птолемею.
Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР.
А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.
Исследовательская деятельность учащихся. Работа в группах.
-Изучите устройство транспортира (учебник стр. 17-18), ответьте на вопросы, допишите предложения:
• Сколько шкал у транспортира? ( Две шкалы, которые расположены на полуокружности)
• Сколько всего делений на шкале? ( Делений на шкале всего 180)
• Чему соответствует одно деление? ( Одно деление равно 1°)
• Внешняя шкала начинается______________, а внутренняя - __________( Внешняя шкала начинается слева, а внутренняя- справа)
• И внешняя, и внутренняя шкалы оканчиваются делением с меткой (Внешняя и внутренняя шкалы оканчиваются с меткой 180°)
• На транспортире есть еще одна очень важная точка. Найдите ее.
Она называется (Центр транспортира.)
Итог: Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.
IV. Постановка проблемы
Практическая работа.
Каждому ученику выдается листок с изображением тупого угла (у всех одинаково)
Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные)
— Давайте сравним полученные результаты. Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному)
— Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).
Изучите способ измерения угла с помощью транспортира и составьте алгоритм (работа в парах).
•Совместите центр транспортира с __________________________________________________________________.
•Сторону угла направить _______________________________________________________________.
•Найти точку пересечения второй стороны угла _______________________________________________________________.
· Величина угла- число________________________________________.
· Сопоставить меру____________________________________________.
Вывод: 1.Совместить центр транспортира с вершиной угла.
2. Сторону угла направить в начало шкалы транспортира.
3. Найти точку пересечения второй стороны угла со штрихом на той же шкале.
4. Величина угла- число, соответствующее найденному штриху.
5. Сопоставить меру и вид угла (острый-тупой)
— А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом.
V. Первичное закрепление
а) Найдите ошибки в измерении углов.
Проблемная ситуация.
Может ли существовать такой способ измерения углов? Почему? Как вычислить градусную меру угла?
Дополнительно задание на стр. 18 № 4
б) Тренировочные упражнения по измерению углов
(Детям предлагается 5 карточек разного цвета по измерению углов. Каждый угол имеет градусную меру: 40,70,90,120,170).
Углы: ASB, TUK, OPN, DEM, FRZ
Дети углы измеряют и подписывают.
Работа в парах. Самопроверка. Следуйте девизу урока.
Используя только буквы вершин углов, расположите их в порядке возрастания и прочитайте получившееся слово.
В итоге получается слово: СУПЕР (SUPER)
VI. Итог урока
На уроке вы работали очень точно, дружно и организованно. Подведем итог.
Рефлексия:
Используя опорные слова, скажите о том, что вам дал этот урок математики?
Я узнал….
Я научился…
Могу объяснить другим...
Где в своей жизни человек встречается с понятием угол и зачем их нужно измерять? (при строительстве зданий, мебели используются чертежи)
-А на следующих уроках мы узнаем, что транспортир применяют не только для измерения, но и для построения углов.
VII. Домашнее задание
Проверим как вы научились измерять углы. Измерьте данные на рисунке углы или выполните задание из учебника на стр. 19 № 9.
Для измерения углов с помощью транспортира выполните следующие шаги:
1. Совместите вершину угла с центром транспортира.
2. Расположите транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчёта на шкале транспортира (т. е. совместите с 0º).
3. Найдите штрих на шкале, через который проходит вторая
сторона.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.