КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на методическом совете КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»
Протокол №___от ____2019 г. Председатель_______________ Н.С. Терентьева |
«Согласовано» Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
__________Танина Г.А. «____»________2019г. |
«Утверждаю» Директор КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»
___________Логачева О.Д. «____»________2019г. |
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по математике и развитие сенсорного восприятия дошкольной группы
«Звездочки»
(третьего года обучения)
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2019г.
Пояснительная записка
Программа по математике и развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Ребенка с первых дней жизни окружает множество предметов, людей, однородно повторяющихся звуков и движений. Познание ребенком количественной стороны действительности помогает ему более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умения сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять элементарные арифметические действия необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, элементарной трудовой) и являются немаловажным фактором социальной приспособленности. Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия.
Цель: продолжать формировать простейшие измерительные навыки.
Задачи:
- создавать условия для использования детьми полученных на занятиях математических знаний и умений в самостоятельной игровой и практической деятельности.
- продолжать развивать познавательные способности детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия.
- расширять и углублять математические представления детей. Учить пользоваться условными символами (цифрами) при решении арифметических задач, выполнении арифметических действий.
- учить самостоятельно составлять арифметические задачи. § Знакомить с цифрами в пределах пяти.
- учить устному счету до десяти в прямом порядке и от семи в обратном порядке.
- способствовать осмыслению воспитанниками последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду.
- учить счету от заданного числа в пределах десяти, знакомить детей с использованием составных мерок.
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
· Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
· Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
· Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
· Выполнение действий ребенком по словесной инструкции
· Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
· Сопровождение ребенком речью выполняемых действий
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
- Учить пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках в пределах шести при одинаковом и разном их расположении; соотносить количество предметов с количеством пальцев
- Упражнять в сравнении по количеству двух групп предметов, находящихся на расстоянии, изображенных на картинках. Использовать приемы приложения и попарного соединения картинок как способы проверки
- Упражнять в преобразовании множеств Отсчитывать заданное количество предметов из множества в пределах шести
- Продолжать учить определять отношения между смежными числами, осуществлять счет в обратном порядке и счет от средних членов ряда на основе наглядности и без наглядности
- Продолжать формировать представления о сохранении количества: определенное количество предметов не меняется независимо от их расположения; количество предметов не зависит от их размера
- Упражнять детей в сравнении непрерывных множеств, используя практические способы сравнения; в преобразовании множеств, изменяющих и сохраняющих количество.
- Продолжать учить детей измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, пользуясь условной меркой
- Учить осуществлять преобразование непрерывных множеств, используя счет
- Знакомить с порядковым счетом в пределах шести, учить понимать вопрос какой по счету? и отвечать на него
- Учить выполнять арифметические действия на наглядном материале в пределах шести
- Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах шести
- Знакомить с местом числа в числовом ряду.
- Учить детей отвечать на вопросы: «Какое число идет за числом 2? за числом 3?», «Назови соседей числа 4»/
- Продолжать учить определять отношения между смежными числами (2 больше 1, 3 больше 2 и т. д.), используя наглядное моделирование числового ряда (лесенка из кубиков) и без наглядности
- Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную мерку.
- Знакомить с использованием составных мерок (для измерения протяженных величин можно использовать, например, М. Монтессори: штанги разделены на красные и голубые промежутки длиной по 10 см)
- Учить пересчитывать предметы в пределах семи, называя итоговое число.
- Учить отсчитывать предметы в пределах семи
- Учить детей осуществлять счет в обратном порядке и от заданного до заданного числа в пределах семи
- Учить детей устному счету в пределах десяти
- Учить детей соотносить количество реальных предметов с условными символами и значками в пределах шести (игра в домино)
- Продолжать учить определять отношения между смежными числами, используя наглядный материал и без наглядности, упражнять в определении места числа в числовом ряду
- Учить осуществлять порядковый счет в пределах семи. Использовать для этого практические ситуации и фрагменты из сказок. (Сказка «Репка»: «Кто первым пришел тянуть репку? Кто вторым? Каким по счету стоит дедка?» Какой по счету стоит внучка?»)
- Продолжать формировать представления о сохранении количества
- Знакомить с цифрами 4 и 5, узнавать цифры путем зрительного и осязательно-двигательного обследования; соотносить их с числом предметов
- Знакомить детей со структурой задачи (условие, вопрос), учить детей придумывать и решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах пяти.
- Упражнять детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений
- Учить сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, -звуки и движения в пределах семи
- Упражнять детей в сравнении непрерывных множеств, используя практические способы сравнения; в преобразовании множеств, изменяющих и сохраняющих количество
- Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную мерку
- Упражнять в измерении, используя составные мерки
Игры и упражнения: «Найди пропущенное число», «Числовые штанги», «Считалочка», и т.п.
Целевые ориентиры к концу учебного года.
Ребенок может научиться:
- осуществлять счет в прямом и обратном порядке в пределах пяти;
- определять количество предметов и предметных изображений на картинках, расположенных в ряд и при различном расположении, в пределах пяти;
- сравнивать две группы предметов по количеству на основе пересчета элементов каждого множества;
- решать задачи с открытым и закрытым результатами на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно, в пределах четырех;
- измерять, отмеривать и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки.
- дети должны усвоить представления о сохранении количества.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью/ Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. - СПб,2012
3. Стребелева А. А., Катаева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», Москва. «БУК – МАСТЕР», 1993 г
4. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин «Обучение игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии» Методическое пособие.
II. Техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Орг. техника (компьютер, принтер)
2. Интерактивная панель «Солнышко».
III. Материалы учебно-методического комплекта.
1. Методические пособия.
2. 2.Диагностические задания.
3. Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:
4. Методическая литература.
5. Методические рекомендации.
6. Литература с содержанием педагогических методов работы.
7. Презентации по темам
8. Раздаточный материал
9. Развивающие игры.
10. Конструкторы
11. Наглядные пособия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.