+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного)
Оценка 5

+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного)

Оценка 5
docx
23.08.2021
+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного)
+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного).docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по математике и развитие сенсорного восприятия дошкольной группы 

«Звездочки»

(третьего года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка

Программа по математике и развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Ребенка с первых дней жизни окружает множество предметов, людей, однородно повторяющихся звуков и движений. Познание ребенком  количественной стороны действительности помогает ему более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умения сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять элементарные арифметические действия необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, элементарной трудовой) и являются немаловажным фактором социальной приспособленности. Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия.

 Цель: продолжать формировать простейшие измерительные навыки.

Задачи:

-                     создавать условия для использования детьми полученных на занятиях математических знаний и умений в самостоятельной игровой и практической деятельности.

-                      продолжать развивать познавательные способности детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия.

-                     расширять и углублять математические представления детей. Учить пользоваться условными символами (цифрами) при решении арифметических задач, выполнении арифметических действий.

-                     учить самостоятельно составлять арифметические задачи. § Знакомить с цифрами в пределах пяти.

-                     учить устному счету до десяти в прямом порядке и от семи в обратном порядке.

-                     способствовать осмыслению воспитанниками последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду.

-                     учить счету от заданного числа в пределах десяти, знакомить детей с использованием составных мерок.

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

-                     Учить пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках в пределах шести при одинаковом и разном их расположении; соотносить количество предметов с количеством пальцев

-                     Упражнять в сравнении по количеству двух групп предметов, находящихся на расстоянии, изображенных на картинках. Использовать приемы приложения и попарного соединения картинок как способы проверки

-                     Упражнять в преобразовании множеств Отсчитывать заданное количество предметов из множества в пределах шести

-                     Продолжать учить определять отношения между смежными числами, осуществлять счет в обратном порядке и счет от средних членов ряда на основе наглядности и без наглядности

-                     Продолжать формировать представления о сохранении количества: определенное количество предметов не меняется независимо от их расположения; количество предметов не зависит от их размера

-                     Упражнять детей в сравнении непрерывных множеств, используя практические способы сравнения; в преобразовании множеств, изменяющих и сохраняющих количество.

-                     Продолжать учить детей измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, пользуясь условной меркой

-                     Учить осуществлять преобразование непрерывных множеств, используя счет

-                     Знакомить с порядковым счетом в пределах шести, учить понимать вопрос какой по счету? и отвечать на него

-                     Учить выполнять арифметические действия на наглядном материале в пределах шести

-                     Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах шести

-                     Знакомить с местом числа в числовом ряду.

-                     Учить детей отвечать на вопросы: «Какое число идет за числом 2? за числом 3?», «Назови соседей числа 4»/

-                     Продолжать учить определять отношения между смежными числами (2 больше 1, 3 больше 2 и т. д.), используя наглядное моделирование числового ряда (лесенка из кубиков) и без наглядности

-                     Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную мерку.

-                     Знакомить с использованием составных мерок (для измерения протяженных величин можно использовать, например, М. Монтессори: штанги разделены на красные и голубые промежутки длиной по 10 см)

-                     Учить пересчитывать предметы в пределах семи, называя итоговое число.

-                     Учить отсчитывать предметы в пределах семи

-                     Учить детей осуществлять счет в обратном порядке и от заданного до заданного числа в пределах семи

-                     Учить детей устному счету в пределах десяти

-                     Учить детей соотносить количество реальных предметов с условными символами и значками в пределах шести (игра в домино)

-                     Продолжать учить определять отношения между смежными числами, используя наглядный материал и без наглядности, упражнять в определении места числа в числовом ряду

-                     Учить осуществлять порядковый счет в пределах семи. Использовать для этого практические ситуации и фрагменты из сказок. (Сказка «Репка»: «Кто первым пришел тянуть репку? Кто вторым? Каким по счету стоит дедка?» Какой по счету стоит внучка?»)

-                     Продолжать формировать представления о сохранении количества

-                     Знакомить с цифрами 4 и 5, узнавать цифры путем зрительного и осязательно-двигательного обследования; соотносить их с числом предметов

-                     Знакомить детей со структурой задачи (условие, вопрос), учить детей придумывать и решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах пяти.

-                     Упражнять детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений

-                     Учить сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, -звуки и движения в пределах семи

-                     Упражнять детей в сравнении непрерывных множеств, используя практические способы сравнения; в преобразовании множеств, изменяющих и сохраняющих количество

-                     Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную мерку

-                     Упражнять в измерении, используя составные мерки

Игры и упражнения: «Найди пропущенное число», «Числовые штанги», «Считалочка»,  и т.п.

Целевые ориентиры к концу учебного года.

Ребенок  может научиться:

-                     осуществлять счет в прямом и обратном порядке в пределах пяти;

-                      определять количество предметов и предметных изображений на картинках, расположенных в ряд и при различном расположении, в пределах пяти;

-                      сравнивать две группы предметов по количеству на основе пересчета элементов каждого множества;

-                      решать задачи с открытым и закрытым результатами на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно, в пределах четырех;

-                      измерять, отмеривать и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки.

-                      дети должны усвоить представления о сохранении количества.

 

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью/ Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. - СПб,2012

3.                 Стребелева А. А., Катаева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», Москва. «БУК – МАСТЕР», 1993 г

4.                 Л. Б. Баряева, А. П. Зарин «Обучение игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии» Методическое пособие.

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Программа по математике и развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения

Пояснительная записка Программа по математике и развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения

Организация работы по программе

Организация работы по программе

Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя

Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя

Продолжать учить определять отношения между смежными числами, осуществлять счет в обратном порядке и счет от средних членов ряда на основе наглядности и без наглядности -

Продолжать учить определять отношения между смежными числами, осуществлять счет в обратном порядке и счет от средних членов ряда на основе наглядности и без наглядности -

Учить пересчитывать предметы в пределах семи, называя итоговое число

Учить пересчитывать предметы в пределах семи, называя итоговое число

Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную мерку -

Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную мерку -

Стребелева А. А., Катаева Е. А

Стребелева А. А., Катаева Е. А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2021