Математика 1 класс "Компоненты вычитания"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке математики дети отправляются путешествовать в лес. За путешественниками следит гном с фонарём. Он освещает дорогу ребятам и даёт интересные творческие логические задания, как рассуждай - ка, угадай -ка, выручай - ка. Гном приглашает на поляну "Задачкино" и просит очень внимательно послушать задачу, чтобы её решить правильно. Дети подводят итоги своей работы и получают значки за работу. Дети усваивают материал на уроке и запоминают компоненты вычитания.
Иконка файла материала Урок математики.docx
Урок подготовила Дьячкова Нина Леонидовна                           Урок математики в 1 классе       Тема: "Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность". Цель:   1) Уточнить названия: "компоненты вычитания"; проверить грамотное их использование в речи детей.  2) Закрепить счёт в пределах 6, представления об области и границе, взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.  3) Развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память. Оборудование: рисунки домиков для логической задачи, рисунки к математическим задачам экологического характера, таблица компонентов, рисунок с кружками (разность).                                   Ход урока: 1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало): Прозвенел для нас сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Мы с вами сегодня отправимся в путешествие в лес. Какое сегодня число? Какой день недели? Какой месяц идет?А какое это время года? Путешествовать по лесу хорошо летом. Представим летнюю картину и отправимся в путешествие. А кто нас в лесу будет сопровождать и наблюдать за вами? Хотите узнать? Отгадайте загадку: Он маленького роста, с умной головой. С большим фонарем человечек лесной. Слайд 1. (Лесовичок или гном) . Посмотрите на него! Лесовичок весь расстроенный, потому что все числа перепутались. Кто поможет нашему гостью расставить числа по порядку? Слайд 2 1 2 3 5 7 8 9 10 4 6 Назовите соседей у числа 5? Назовите числа от 5 в порядке убывания? Назовите числа от 7 в порядке возрастания? Чтоб прийти от 4 к 6 , как мы поступим ? Все числа в порядке. Лесовичок приглашает на поляну «Задачкино». Быть внимательными и правильно решить задачи. Слайд 3Дружно муравьи живут И без дела не снуют. Три несут травинку, Три несут былинку, Три несут иголки. Сколько их под елкой? (9) Да, 9 муравьев. Они очень трудолюбивые. Муравейники нельзя разрушать. Лес здоров, если на каждый гектар приходится 4 муравейника. Взял 9 вишенок Сергей И угостил своих друзей. Четыре вишни дал он Вите, А остальные все Никите. Сколько вишен дал Никите? Вы сосчитайте и скажите. (5) Вот какой добрый Сергей. В нашем классе тоже ребята умеют дружить. Я надеюсь, что дружба будет крепнуть с каждым днем. Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я –Вот и вся моя семья. Сколько всех? (10) Молодцы! Наш лесовичок рад. что вы умеете решать задачи. Предлагает решить логическую задачу. Слайд 4. Перед вами домики, в которых живут три друга Ах, Ух, Эх. - Ах и Ух живут в домиках с большим окном. - Ух и Эх живут в домиках с высокой крышей. Определите, кто из героев в каком домике живет. ( Ух живет в домике №2, Ах живет в домике №3, Эх живет в домике №1) Задачу решили правильно. Он вас приглашает на другую поляну, которая называется. « Сосчитай – ка ». Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. Открываем учебники на странице 63, №%5. Работа в парах: один рассуждает над первым равенством, второй ученик – над 2 равенством. 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 65 + 1 – 3 = * 5 – 3 + 4 = * Проверяем задание: ученики у доски объясняют выполненное задание. Лесовичок очень рад, вы умеете доказывать и правильно решать числовые равенства.                                     Физминутка. Мы решали, рассуждали                                                                                                                 И немножечко устали.                                                                                                                   А сейчас мы дружно встанем                                                                                                        Отдохнем мы на поляне.                                                                                                                Влево, вправо повернись,                                                                                                                  Наклонись и поднимись.                                                                                                                  Ручки вверх и ручки в бок.                                                                                                                И на месте прыг да скок.                                                                                                                А теперь бежим вприпрыжку:                                                                                                      Молодцы, мои ребятки .                                                                                                            Замедляем, детки, шаг                                                                                                                   И на месте стой. Вот так                                                                                                             А сейчас мы сядем дружно,                                                                                                           Нам еще работать нужно. Будем дальше стараться и радовать нашего гостья? Он с каждым разом усложняет задания и приглашает на полянку, которая называется «Рассуждай – ка» Это что такое? Что за поляна такая? Все раскидано, разбросано! Ребята, наверное, вы бываете в лесу и оставляете такой беспорядок. Срочно нужно навести порядок! Числа, знаки и слова должны встать на свои места.Слайд 5. Уменьшаемое - вычитаемое 3 = 5 разность 2 5 – 2 = 3 Уменьшаемое вычитаемое разность Чтение примеров разными способами. Запомните эти компоненты при вычитании. Сейчас я буду путать вас, а вы должны правильно называть компоненты при вычитании. А теперь попробуем используя эти компоненты при вычитании заполнить таблицу №2. (Работа в группах). Проверка: читают равенства по одному человеку с каждой группы. Сложное задание, но вы выполнили задание хорошо. Молодцы! У нашего лесовичка так поднялось настроение, что он приглашает вас на другую полянку. Он тоже хочет научиться решать, объяснять, рассуждать и доказывать. Итак, приближаемся к поляне: «Угадай – ка» На поляне разложены фигурки. Почему их разложили таким способом? Угадайте! Найди признак разбиения и составь выражения: Слайд 6. Задание №6 ( в учебнике)Все сумели объяснить признак разбиения и составить выражения. Молодцы! Наш лесовичок потерялся. Может вы знаете куда он делся? Он вас привел на самую страшную поляну « Выручай –ка». Как быть? Скоро волк съест овечку. Помогите, выручайте овечку! Слайд 7. Слайд 8. Докажите, что волк не съест овечку. - Она находится за высоким забором – это граница. Это приманка для волков.Как поймать волков? Дети выстраиваются в два круга и изображают границы и области. На 2 рисунке сколько границ и сколько областей? (Граница острова состоит из одной внешней и двух внутренних. Молодцы! Вы сегодня хорошо работали на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Чему учились на уроке? - Что больше всего понравилось на уроке? - Что лучше всего получилось, удалось? Спасибо всем за урок! Сегодня все заслуживают значки. (Оценка за работу)