Математика и космос,
ракета и компьютер
Запуски искусственных спутников Земли, полеты космических
кораблей – все это требует громадных расчетов. Но сейчас на помощь
человеку пришла техника ЭВМ, компьютеры.
Ракета
и компьютер – два величайших достижения техники XX века, ставших его символами.
Причем компьютеры и математические методы играют важнейшую роль в создании
ракетно-космических систем и народнохозяйственном освоении космоса.
Сам выход человечества в космос с его масштабами и
скоростями потребовал развития новых математических методов навигации и
управления полетом космических аппаратов, качественно новых технологий с
использованием ЭВМ. Ведь высокие скорости космических аппаратов сделали
практически невозможным непосредственное управление ими человеком в реальном
времени, так как за время реакции человека ракета пролетает расстояние в сотни
метров. Кроме того, сложность навигации космических кораблей заключается в том,
что предсказание положения их в пространстве требует проведения большого объема
вычислений за минимальное время с привлечением современных математических
средств. Управление запуском и полетом космического аппарата представляет собой
сегодня сложную организационную и техническую проблему, когда коллективы людей,
разбросанные по всему земному шару, согласованно контролируют значения десятков
параметров в реальном времени.
Советские математики принимали активное участие и в создании практической космонавтики, в разработке теории и алгоритмов управления космическим полетом. Математические методы академиков. Н. Н. Боголюбова, М. В. Келдыша, Н. Н. Красовского, Л. Н. Понтрягина, А. Н. Тихонова вошли в классический арсенал средств современной теоретической космонавтики. Следует сказать, что развитие космонавтики в СССР осуществлялось на основе советской науки и техники. Все расчеты, необходимые для обеспечения полетов, проводятся на отечественных ЭВМ, созданных советскими учеными, конструкторами и рабочими. Таким образом, развитие советской космической техники является демонстрацией высокого научно-технического уровня нашей страны.
Возникновение
авиации и космонавтики неразрывно связано с применением математики для анализа
основных проблем полета, конструирования и расчета самолетов и ракет. Первый
вопрос, остро обсуждавшийся на заре авиации в конце XIX – начале XX в., могут
ли летать аппараты тяжелее воздуха, был теоретически решен великим русским
ученым, теоретиком авиации Н. Е. Жуковским. Пользуясь аппаратом чистой
математики (теорией функций комплексного переменного), Н. Е. Жуковский вывел
математическую формулу для подъемной силы, действующей на единицу длины крыла F
– ρvΓ, где ρ – плотность воздуха, v – скорость движения крыла, а
Γ – так называемая циркуляция (некоторая величина, зависящая от формы
профиля крыла). Со времен Н. Е. Жуковского в теоретической авиации применяется
самый современный математический аппарат, причем задачи, возникшие при анализе
практических проблем авиации, послужили основой для создания новых направлений
математики.
Решение ряда ключевых проблем авиации связано с именами известных
математиков и механиков нашей страны. Возьмем, например, проблему флаттера. Это
явление было обнаружено в 30-х годах, когда стали строиться цельнометаллические
самолеты со скоростью полета 50 – 80 м/с (200 – 300 км/ч). Оказалось, что при
увеличении скорости в этом диапазоне при некотором критическом ее значении
возникала сильная вибрация самолета, в результате которой самолет часто
разрушался в полете. Явление вибрации при высоких скоростях назвали флаттером,
и тайной этого страшного для пилотов явления занимались авиаконструкторы многих
стран. Решить проблему флаттера удалось советскому математику и механику М. В.
Келдышу, который математически показал, что флаттер имеет резонансную природу,
т. е. аналогичен эффекту резонанса, наблюдаемому при колебаниях упругой пружины
с прикрепленной массой m и коэффициентом упругости k.
Известно, что выведенная из равновесного состояния и предоставленная
самой себе такая упругая система будет совершать гармонические колебания с
частотой ω = (k/m)1/2. Если же к массе т прикладывается внешняя сила,
гармонически меняющаяся со временем с частотой ω1, то при ω1 = ω
наблюдается резкое увеличение амплитуды колебаний, называемое резонансом. Чтобы
избежать резонанса при движении крыла в воздушном потоке, М. В. Келдыш
предложил соответствующим образом перераспределить массы вдоль крыла и так
расположить упругие элементы, чтобы избежать совпадения собственных частот
колебаний крыла с частотами вынуждающих внешних сил. Первые же полеты
самолетов, усовершенствованных по рекомендациям М. В. Келдыша, дали прекрасные
результаты. Итак, математика снова выручила авиацию.
Отметим, что впоследствии М. В. Келдыш стал президентом Академии наук
СССР и много сделал для математического обеспечения космических полетов в нашей
стране, получив известность как Главный теоретик космонавтики.
При возникновении и развитии космонавтики математика сыграла еще более
важную роль, чем при рождении и развитии авиации. Основоположник теоретической
космонавтики К. Э. Циолковский в своих доказательствах возможности полета к
другим планетам и в проектах космических поездов постоянно использовал
математику, благодаря чему его космические проекты конструктивны и убедительны.
Первой формулой космонавтики стала формула Циолковского, позволяющая
рассчитывать конечную скорость ракеты v с начальной массой М, конечной массой m
и скоростью истечения реактивной струи u : v = uln(М/m).
Однако, помимо теоретического обоснования и расчета конструкции
ракеты-носителя, математика необходима практически в каждую секунду
космического полета, и здесь мы обязаны великому французскому математику XVI в.
Р. Декарту. В самом деле, когда мы слышим по радио или телевидению очередное
сообщение о запуске искусственного спутника Земли или космического корабля, как
правило оно часто заканчивается фразой: «Координационно-вычислительный центр
ведет обработку поступающей информации». Сноска Почему так велика роль
координационно-вычислительного центра и где здесь заслуга Р. Декарта?
Дело в том, что при выводе космического аппарата на траекторию полета
и во время его свободного полета необходимо точно знать, где он находится в
данное мгновение. А как определить положение космического аппарата, в каком
виде хранить и анализировать эту информацию? И вот здесь не обойтись без
открытия Р. Декарта. Он показал, что положение материальной точки в нашем
физическом пространстве можно охарактеризовать тремя числами – декартовыми
координатами точки. А именно нужно зафиксировать три воображаемые взаимно
перпендикулярные прямые, и проекции точки на эти прямые дадут декартовы
координаты точки.Сноска Во многих случаях при движении
космического аппарата важна его ориентация в пространстве. Тогда, чтобы задать
полностью положение тела, нужно знать еще три угла, задающие ориентацию
относительно Земли. Таким образом, для определения положения тела в
пространстве требуется знать шесть чисел. Возможность однозначного определения
положения тела в пространстве с помощью конечного набора чисел позволяет все
операции по управлению полетом и предсказанию положения космического аппарата в
пространстве сводить к математическим действиям. Иначе говоря, математика
становится основным инструментом управления полетом космических аппаратов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.