Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов. «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется»
В моем понимании проект – это «пять П».
1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Поле для выбора темы проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике. Например, мои учащиеся с интересом работали над проектом «Математика для взрослых», «Прикладная математика», «Математика на кухне», «В стране треугольников» и др.
2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
3.Поиск информации — обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Нельзя забыть также библиотеку и опрос родителей или взрослых. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов — представление готового продукта. Иными словами, презентация продукта и защиты самого проекта, которую я провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
Из опыта работы математики муниципального казенного
общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы
с.Ершовка Вятскополянского района Кировской области
Ложкиной Натальи Андреевны.
Новый мир имеет новые условия и
требует новых действий
Н. Рерих
Каждый учитель мечтает воспитать ученика знающего, умеющего
самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы,
ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Объем
информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и
поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему
противостоять. И поэтому в настоящее время и педагогика в целом, и каждый
учитель в отдельности все чаще задаются вопросами: чему учить и как учить?
Главной целью образования является развитие ученика как компетентной
личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой
деятельности: учеба, познание, коммуникация.
На современном этапе развития общество требует от учителей
процесс новых форм и технологий обучения,
внедрения в учебный
использования на уроках различных форм обучения. В связи с этим, особую
актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии,
ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и
навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут
возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.
Работая в школе более 20 лет понимаю что, математика начинается
вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у
учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он
почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в
познании. Я считаю, только через преодоление трудностей, решение проблем,
учащийся в любом возрасте может войти в мир творчества. Если ученик
сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в
настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет
планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных
ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к
меняющимся условиям. Я стараюсь на своих уроках научить детей получать
знания, научить работать и зарабатывать на жизнь, научить жить, научить жить
вместе. Стремлюсь работать над повышением интереса, самостоятельности и
активности учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья
детей в учебной деятельности, повышением уровня использования
наглядности и визуализации на уроке, повышением эстетическойпривлекательности урока, привлечением учащихся к использованию ИКТ при
самоподготовке, повышением уровня математической грамотности. В своей
работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и
межпредметные, информационные и практикоориентированные проекты. Так
же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения,
используя технологию исследовательского проекта.
Опыт работы,
диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только
сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это
мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис
современного понимания метода проектов. «Дорога та, что сам искал, вовек
не позабудется»
В моем понимании проект – это «пять П».
1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на
разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Поле
для выбора темы проектов по математике огромно. Проект может быть связан
с изучением какойлибо темы по математике, которая не изучается в
школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Например, мои учащиеся с интересом работали над проектом «Математика
для взрослых», «Прикладная математика», «Математика на кухне», «В стране
треугольников» и др.
2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта
вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк
идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в
постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает
ученику своё видение решения задачи.
3.Поиск информации — обязательное условие каждого проекта. Большую
поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Нельзя забыть также
библиотеку и опрос родителей или взрослых. Найденная информация,
обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается
базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических
операций в каждой работе.
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для
создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную
информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного
консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что
называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное
ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к
использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места,
где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом
самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорныйконспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по
изучаемой теме и др. Ученики 56 классов сочиняют сказку или детективную
историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с
применением математического аппарата в повседневной жизни. Например,
расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости,
используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского
кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной
деятельности становятся рефераты,
электронные пособия,
математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
эссе,
5. Презентация результатов — представление готового продукта. Иными
словами, презентация продукта и защиты самого проекта, которую я провожу
в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки
поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат,
развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект
всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и
с помощью учителя учатся оценивать их.
В заключение я провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для
обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над
проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы
были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать
себе замечания и предложения на будущее? Благодарю учеников и
обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного
исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта
ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой
отметкой является «пять». Положительные эмоции и успех учеников рождают
желание работать дальше. Приобщение учащихся к проектной деятельности с
использованием компьютерноинформационных технологий позволяет
наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие
способности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных
средств является то, что центром деятельности становится учение, а учитель
выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные
находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся
глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать
возникающие вокруг него проблемы и, главное, чтобы учение стало для ребят
увлекательным, радостным и интересным делом.