Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы
Оценка 4.9

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа
09.12.2019
Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы
ПЕДЧТЕНИЯ МОИ.docx

Межличностные отношения учащихся, один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

17.11 2017 год – Гафурьянова Г,М, воспитатель ГПД( выступление на педчтених)

Коллектив в его социально-психологическом значении — это социальная группа высокого уровня развития, где меж­личностные взаимодействия и межличностные взаимоотно­шения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Исследование межличностных отношений важно на разных этапах развития личности ребенка. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в классном коллективе. Проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится с каждым годом весьма актуальной.

Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут быть сплоченные группы или не сплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.). В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает ее от другой группы. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться, как коллектив, в первый же момент своего существования. Это длительный процесс.

Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:

- возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек в возрасте 11-13 лет);

- притеснение одними детьми других;

- успешность и не успешность детей;

- в старших классах активизируются на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.

Главное условие функционирования и развития группы — совместная деятельность. Содержание совместной деятель­ности членов группы опосредует все процессы групповой ди­намики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и цен­ностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности.

Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются. Важное значение имеет в межличностных отношениях самооценка каждого конкретного ребенка.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе.

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Для изучения межличностных отношений не редко применяю такую общеизвестную методику как  наблюдение . Если понаблюдать за ребятами, все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть сведения о том, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть за одной партой, рядом находиться во время перемен . Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить.

 

Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как воспитатель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Воспитатель школы — особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии — содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь, что немаловажно для детей с ОВЗ. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, воспитатель.

В 2010 – 2011 учебном году я стала воспитателем в 5 а классе. И первыми вопросами с ними были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам хорошо и будим ли мы вместе?». Для меня они были совершенно незнакомые дети. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый в отдельности, и как я смогу собрать их в единый класс и нужно ли им это. Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной. Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы понимали друг друга?»

 

Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:

1. Формирование классного коллектива.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно — ценностных взглядов учащихся.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность. Было создано классное соуправление, назначены ответственные за дела класса, выбран староста класса.

 В самом начале работы с детьми я провела несколько тестирований. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику). В классе обучалось 12 учащихся — 4 девочки 8 мальчиков, одни учащиеся учились вместе еще с начального звена, четверо учащихся прибыли из других школ.  Диагностика показала, что коллектива, как такового  нет. Ребят в школе  объединяло лишь формальность общего класса. Также были выявлены трудности в обучении у многих ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин (низкие интеллектуальные способности, отсутствие мотивации к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей). Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс  для меня, оказался трудным и длительным, требующий не только терпения, но и выдумки.

            В результате были поставлены следующие основные цели и задачи:

-          Адаптация учащихся класса к обучению в школе.

-          Формирование и сплочение классного коллектива.

-          Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим, в частности к учителям.

-          Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов.

-          Улучшение успеваемости и поведения учащихся.

-          Навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.

-          Воспитать у учащихся потребности в здоровье, в формирование культуры здорового образа жизни.

Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

1.        Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

2. Создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

3.        Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети из начального звена перешли в старшее, руководящие функции принадлежат воспитателю, так как воспитатель большую часть времени находится с учащимися. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. На классных и воспитательских  часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, но и те, кто значительно улучшали свои результаты. Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на воспитательских часах, которые в силу своей специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу. Был проведён цикл бесед, в том числе индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах (« Что такое этикет?», « Этикет улицы», « О вкусах не спорят», « О манерах надо знать», «Ваше поведение – это ваше все», «О вкусах не спорят», «Понимание, сострадание, уважение», «Все о дружбе»). Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности–воспитательский час. На воспитательских часах ребята учились сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения воспитательских часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста, например: «Что значит быть толерантным?» «Что значит, быть хорошим сыном» «Родина – это часть тебя», Моя семья – мое богатство. В течение 5 лет мной было проведено несколько открытых занятий по теме самообразования. Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на воспитательских часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.

Важную роль в воспитательной работе по формированию межличностных отношений играет работа по профилактике вредных привычек и здоровому образу жизни. На протяжении 3 лет, активно занимались плаванием,  катанием на коньках. Ребята постоянно принимали участие в выпуске стенгазет, викторинах, в акциях: «Поменяй сигарету на конфету». Были проведены классные часы: «Курить – здоровью вредить», «Наркотики путь в никуда», «Всего одна рюмка», «Здоров будешь, все добудешь».

На протяжении пяти лет вела работу в тесном контакте с родителями, классным руководителем, учителями — предметниками, с родителями  детей .

Учащиеся моего класса занимались в школьных объединениях и кружках, а так же в системе дополнительного образования при СЮН, что способствовало развитию их творческих способностей. Немаловажную роль на этой стадии играла и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имело участие во всех школьных мероприятиях. Проводя совместные внеклассные мероприятия с ребятами других классов, учащиеся моего класса принимал участие во всех школьных, городских, областных, интернет выставках, праздниках, декадах и неделях, конкурсах и были награждены почетными грамотами, как за творческие работы, так за участие в интеллектуальных мероприятиях. Соревновательный момент также работал на сплочение классного коллектива.

На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. По итогам 2010-2011 года коллектив моего класса занял первое место в общешкольном соревновании.

 

ВЫВОД: 

Формирование межличностных отношений – одна из основных проблем школы, школьного и классного коллективов. Но просто так, на пустом месте, не находя понимания между личностями - коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо немногое:

·         открытость деятельности классного руководителя и воспитателя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),

·         обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),

·         сотворчество (сотрудничество в творчестве),

·         успешность (использовать инструмент оценки),

·         свобода выбора,

·         целевая направленность (конкретный результат дела),

·         привлекательная деятельность.

 

Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту, и только использование разных методов возможно сформировать устойчивый коллектив, в котором сформированы представления о нравственных и моральных нормах поведения, это и позволит в дальнейшем социализироваться в обществе.

 

 

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы

Материал к педчтениям воспитателя ГПД, коррекционной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2019