Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №20 станицы Подгорной» Георгиевского района Ставропольского края
ПАПКА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Байдиковой Анастасии Павловны
(Ф.И.О.)
Учитель английского языка
(Должность)
Использование игровых приемов обучения английскому языку в начальной школе
(Название темы)
2016
(Начало изучения темы)
2017
(Окончание изучения темы)
2016
г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога Байдикова Анастасия Павловна
Дата рождения 18.04.1994
Общий трудовой стаж – 4 мес.
Педагогический стаж – 4 мес.
Стаж работы в данном учреждении – 4 мес.
Образование (название учебного заведения и год окончания) высшее, «Северо-Кавказский федеральный университет», Бакалавр лингвистики. Специальность «Теория и методика преподавания иностранных языков», 2016 г.
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
В настоящее время обучение иностранным языкам становится неотъемлемой частью начального этапа языкового образования в отечественной и зарубежной школе.
Сегодня не подлежит сомнению тот факт, что раннее обучение ИЯ способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал.
Вследствие наблюдений за ходом экспериментального обучения младших школьников можно утверждать, что раннее обучение ИЯ:
- стимулирует речевое и общее развитие детей и, как следствие, - повышает общеобразовательную ценность дошкольного воспитания и начального обучения как фундамента общего образования;
- приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание, и позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры;
- создает благоприятную исходную базу для овладения ИЯ, а также для дальнейшего обучения на последующих этапах, поскольку предотвращает образование психологических барьеров, которые возникают в начале обучения ИЯ в возрасте 10-11 лет;
- обеспечивают возможность более раннего завершения первого ИЯ и подключения других языков;
- совершенствует общеучебные умения (например, умение работать с книгой) за счёт расширения сферы их применения в процессе овладения иностранным языком.
Содержание образования включает разделы, соответствующие основным составляющим
формируемой коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной,
учебно – познавательной и компенсаторной.)
Новое время требует от учителей нового подхода к проблеме обучения младших школьников иностранному языку. Раннее обучение актуально в наше время, но чтобы оно было успешным, учителю необходимо иметь в своей «педагогической копилке» разные методические приёмы. На протяжении всей своей работы с детьми младшего школьного возраста я стараюсь использовать самые разнообразные методы и приёмы, находя это в методической литературе или придумывая сама.
В данной работе мне хотелось бы уделить особое внимание играм на начальном этапе изучения английского языка.
Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения иностранному языку в младших классах я считаю, объясняется прежде всего тем, что некоторые преподаватели и методисты рассматривают игру как основной прием для расширения словарного запаса и как чуть ли не единственный путь к формированию навыков устной речи.
Известно, что длительное время педагоги считали дидактические игры основной формой обучения в школьных учреждениях. Однако позже было доказано, что никакая игра не может заменить организованного обучения. По мнению Е.И. Удальцовой, в связи с введением организованного обучения меняется роль и место дидактической игры в пед.процессе. Последняя, хоть и потеряла свое ведущее значение, остается тем не менее "одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях".
К.Д.Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал выполнение учебных заданий "серьезной обязанностью ребенка", поскольку чем больше преподаватель будет оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее будет переход с ним. При этом он же предлагал "сделать серьезное занятие для ребенка занимательным" т.е. напрашивается вывод – стремясь привить детям любовь к иностранному языку, преподаватель должен так строить занятия, чтобы ребенок испытывал такое же удовлетворение, как и от игры.
Поскольку удельный вес игровой деятельности у школьников мл. классов значительно больший, чем у школьников старших классов, важно найти ту "золотую середину", которая обеспечила бы соблюдение нужной пропорции в учебе и игре, помня при этом, что игра должна подчиняться конкретным учебным задачам.
Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.
Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.
В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра (спокойная дидактическая, подвижная или ограниченно подвижная) должна чередоваться с другими видами работы. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.
Таким образом подводя итоги 1 главы нашего исследования, основываясь на выше сказанном можно утверждать, что игра как средство гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся, в отличии от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.
В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для ее жизнедеятельности занятие и чем старше школьник, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. В связи с этим можно вполне согласиться с мнением известного педагога Шауцкого С.Т., который писал "игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке жизненного материала, есть наиболее ценное ядро разумной школы детства".
Но как упоминалось ранее, не стоит увлекаться, помня о том, что игра, не смотря на все ее положительные моменты, это только средство, метод учебной работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний.
2. Давая характеристику игры основываясь на материалах примененных в главе 1, можно ее определить, как один из видов деятельности человека, вид деятельности детей, который возник исторически и состоит в воссоздании действий взрослых и отношений между ними. Один из способов физического, умственного и игрального воспитания.
Говоря о разновидностях игр необходимо заметить, что данный вопрос относится к разряду проблемных. Каждый педагог или исследователь подходит к данной теме с позиции основанных на личном опыте обучения детей, например иностранному языку.
Однако изучив соответствующую литературу
можно выделить две основные группы познавательно – развлекательных игр.
Во-первых, подготовительные игры, основной целью которых является формирование
речевых навыков. Данная группа игр подразделенная на несколько видов, из
которых наиболее интересными и полезными в практическом применении, я считаю
грамматические – развивающие речевую, творческую деятельность ученика и
лексические тренирующие речемыслительную активность и употребление лексики.
Во-вторых, творческие игры благодаря которым возможно развитие речевых умений
учащегося. Из всего видового разнообразия данной группы игр, в этой главе мы
попытаемся рассмотреть драматические и ролевые игры, т.к. на мой взгляд это
довольно важными видами игры, в связи с тем, что довольно часто выучив
определенный грамматический или лексический материал, ученик не способен
использовать его в одной из жизненных ситуаций, а тут как нельзя кстати,
применение упомянутой разновидности игр, подталкивающей школьника использовать
накопленные знания, принимая самостоятельные решения в процессе урока
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель работы по самообразованию: изучение игры как средства повышения эффективности учебного процесса в преподавании иностранного языка на начальном этапе.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
2. познать роль игры на уроке английского языка в младших классах;
3. выявить особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте;
4. дать определение понятию «игра» и рассмотреть различные виды классификаций игр;
5. опытным путем выявить целесообразность применения на практике игровых форм и приемов обучения.
Теоретическая значимость заключается в том, что проанализированы психолого-педагогические и методические основы использования игровых приемов при обучении иностранному языку и выявлены наиболее эффективные формы игрового обучения младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что:
· результаты исследования могут быть использованы при обучении иностранному языку.
· выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке школьных программ, учебников иностранного языка.
Ожидаемый результат:
Применение игрового подхода в обучении иностранному языку будет способствовать эффективному формированию речевых навыков и освоению лексической, грамматической и фонетической сторон языка.
Этапы реализации плана:
Реализация включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный
1этап — подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2016 года)
- изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания
Тема |
Содержание работы |
Срок |
Практические выходы |
изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания |
Закон Российской Федерации от 01.09.2013 г. «Об образовании»; |
Сентябрь
|
Организация образовательного процесса и развивающей среды в школе |
- изучение психолого-педагогической методической литературы;
Педагогические технологии |
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. 2. Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе. |
В пособиях раскрыта сущность педагогической технологии и предложено описание тех методов, которые вызывают наибольший интерес у педагогов при организации взаимодействия учащимися. Наибольший интерес вызвало приложение, в котором содержатся практические разработки мероприятий с использованием игровых технологий. |
Технология игры в обучении |
1. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. 2. Бутко В. Языковые игры на уроках английского языка 3. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. 4. Красильников В.С. Игра и игровые приемы при обучении иностранному языку 5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии» 6. Рогова Г. В., Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов педвузов. |
В данных сборниках отражена сущность игр как технологий процесса обучения языку интерактивного характера. В пособиях рассказывается о том, какие виды игр существуют, каким образом их можно использовать в педагогической работе, обсуждаются приемы создания специализированных игр для формирования тех или иных навыков. Также раскрывается и обосновывается роль игры в процессе обучения. Наибольший интерес вызывает необходимость использования данных методов при взаимодействии с младшими школьниками. |
Сказкотерапия |
1. Ахметова Н. Грамматические игры 2. Красильников В.С. Игра и игровые приемы при обучении иностранному языку 3. Стайнберг Д. 110 игр на уроках английского языка. 4. Rhyme your English: Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие |
Сборники содержат практические разработки по заданной теме, также игры по формированию фонетических, лексико-грамматических, аудитивных умений и навыков. |
- проведение педагогической диагностики;
-разработка цикла мероприятий.
2 этап — основной этап (ноябрь 2016–апрель 2017года)
Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей по развитию речи
План мероприятий
Месяц |
Название темы |
Форма работы |
Ноябрь |
Педагогическая диагностика |
Консультации и индивидуальные беседы учителями-наставниками на избранную тему, обсуждение актуальности выбранного подхода на начальном этапе школьного образования. |
Цветное настроение |
Изучение цветов. Работа с карточками. Введение нового лексического материала. Расширение возможности общения, введение речевой конструкции What color is...? It’s red. |
|
Декабрь
|
«Santa’s trip» |
Занятие – игра, направленное на повторение пройденного материала. Форма работы -интерактивная игра-квест с использованием карты и многоуровневым строением, что повышает заинтересованность учащихся в конечном результате. |
Февраль |
Профессии |
Дидактические и словесные игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Мастер класс для педагогов. Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики». |
Март |
Охота за сокровищами |
Работа в группах, просмотр мультфильма Придумываем план комнаты, используя предлоги, прячем «клад». |
Апрель |
диагностика |
Проведение проверочных и контрольных работ для выявления качества полученных знаний. |
3 этап — заключительный этап (май 2017год)
Рефлексия деятельности по реализации плана работы по теме самообразования, выявление достижений и неудач проведенной работы:
- организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
- анализ проведенного плана работы.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
5. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. – Алма-Ата: «Знание», 1985.
6. Ахметова Н. Грамматические игры // Английский язык. Приложение к газете «1 Сентября». – 2004. – № 34.
7. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // ИЯШ. – 2001, №4. – С. 5 – 7.
8. Бутко В. Языковые игры на уроках английского языка // ИЯШ. – 1988. – № 4.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Аркти, 2004.
10. Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
11. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006.
12. Красильников В.С. Игра и игровые приемы при обучении иностранному языку // ИЯШ. – 1975. – № 5.
13. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии» – М.: Роспедагенство, – М.: 1996.
14. Рогова Г. В., Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Просвещение, 2000. – 232 с.
15. Стайнберг Д. 110 игр на уроках английского языка. – М.: АСТ, 2004.
16. Rhyme your English: Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие / Сост. А.В. Нехорошева; под ред. И.А. Кониной – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с. Wright А. Games for language learning / A. Wright, D. Betteridge, M. Buckby. – Cambridge: Cambridge university press, 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.