«Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
в логопедической пропаганде».
Как музыка держится на трех китах, так и работа по воспитанию и образованию дошкольников держится на трех основных составляющих – педагог, родители, ребенок.
Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В современных условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных образовательных стандартов, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. Ни для кого не секрет, что в работе логопеда работа с родителями остается одной из самых актуальных проблем, так как только при теснейшем сотрудничестве логопеда и родителей возможна эффективная коррекция речевых нарушений. В связи с этим важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей.
Конечно, никто не отменял традиционные формы работы с родителями, такие как собрания, индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, дни открытых дверей, семинары-практикумы, развлечения, наглядный материал и т.д. Но в тоже время хочется построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ребенку в коррекции речевых нарушений.
Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.
Мир не стоит на месте, и, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в образовательный процесс, в том числе и в дошкольные образовательные учреждения.
Какое же применение ИКТ нашли в работе логопеда?
1. Подбор дополнительного познавательного и иллюстративного материала к занятиям.
2. Подбор информационного материала для оформления родительских уголков, группы, кабинета, стендов, папок-передвижек.
3. Оформление логопедической документации.
4. Создание и использование презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний и консультаций.
5. Использование цифровой фото и видео аппаратуры.
6. Использование компьютерных логопедических игр («Игры для Тигры»).
7. Создание сайта.
Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и логопеда несет в себе создание персонального сайта специалиста.
Именно такой сайт, под названием «Речецветик», был создан мной для родителей логопедической группы д/с «Айгуль» в поисках эффективных форм логопедической пропаганды. Мне хотелось, чтобы любой родитель, посетив этот сайт, мог получить большой объем информации о речевом развитии детей, просмотреть консультационные материалы по коррекции речевых нарушений, получить конкретные рекомендации по занятиям с детьми, а т.ж. узнать еженедельное домашнее задание для закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях. Также мог воспользоваться большой подборкой игр и речевого материала для автоматизации поставленных звуков дома.
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с этим сайтом, а точнее с скиншотами его страничек.
Попадая на главную страницу сайта можно увидеть шапку сайта с его названием «Речецветик» и приветствие.
Не просто сайт мой назван "Речецветик".
Ведь каждый знает - это не секрет,
Что лучшие цветы на свете - ДЕТИ!
Их речи правильной научит ЛОГОПЕД!
Добро пожаловать! Этот сайт создан, в первую очередь, для детей и родителей, логопедической группы детского сада "Айгуль", города Сибай, РБ. Так же я рада приветствовать здесь своих коллег и всех тех, кому интересны проблемы дошкольников с нарушением речи.
В левой колонке сайта находится «меню», по которому происходит переход на различные странички-разделы.
В разделе «О развитии речи» родители могут найти много полезной информации:
1. Этапы развития речи.
2. Признаки нарушений речи.
3. Виды дефектов речи и их разъяснение. Ознакомившись с этим разделом, у родителей уже не возникнет вопросов, что же такое ФФН или ОНР.
4. Возможные причины нарушений речи.
В разделе «Артикуляционная гимнастика» раскрывается ее значение для коррекции речевых дефектов, методика проведения гимнастики для язычка, а так же подробно описываются все упражнения. Так же в этом разделе содержится видеоматериал «Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков», «для шипящих звуков» и «сонорных».
Вот, например, упражнение для свистящих звуков «Сердитая кошка», а вот «Чашечка» для шипящих (показ видео).
Такой видеоархив является своего рода шпаргалкой для родителей. Ведь познакомившись с этими упражнениями на первых консультациях, им приходится ежедневно выполнять их вместе с детьми, а это видео легко поможет вспомнить любое упражнение.
После зарядки для язычка разумно переходить к «Автоматизации поставленных звуков». В этом разделе материал делится по звукам. Выбирая «Автоматизация звуков» - «Звук «С», мы переходим на страничку, где придерживаясь методики сначала дана: правильная артикуляция звука [с]. Затем - автоматизация звука [с] изолированно. Упражнение "Насос". Автоматизация звука [с] в слогах, в чистоговорках, в словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова), автоматизация звука [с] в предложениях и в стихотворениях. Материал на каждый звук содержит не только картинки, но и видеоматериал (показ видео).
Такой материал подобран на каждый звук.
Не менее актуальной является рубрика «Домашнее задание». Известно, что логопедические занятия подразумевают под собой домашнее задание, которое выдается родителям в конце недели, чтобы закреплять в выходные дни все знания и умения, полученные детьми в течение недели. Еженедельно сайт пополняется такими лексико-грамматическими заданиями в зависимости от темы недели. Возьмем, на пример, тему «Дикие животные». Раскрывая тему кнопкой «Читать далее..», мы видим задания по данной теме, а также картинный и видео материал (демонстрация).
Задания обновляются каждую неделю. Эта рубрика пока не заменяет тетрадь для домашних заданий, а во многом ее дублирует и дополняет. Особенно актуальным такие задания становится во время болезни детей.
В следующем разделе «Лексические темы» дано тематическое планирование на год. Так же имеются такие разделы как «Каталог файлов» и «Каталог статей».
Кроме этого в разделе «Фотоальбом», с письменного разрешения родителей, помещены фотографии, на которых изображены фрагменты занятий с детьми.
В разделе «Игры» - ссылки на различные образовательные порталы, с познавательным видео и обучающими играми. Например, «Изучаем цвета» (показ видео).
Этим сайтом я пользуюсь, второй год, и могу отметить преимущества использования его в работе с родителями:
· минимизация времени доступа родителей к информации;
· возможность продемонстрировать любые документы, фото и видеоматериалы;
· оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы с родителями;
· рост объема и оперативное получение информации.
И в заключении, хотелось бы сказать, что данный сайт нашел положительный отклик и полюбился не только родителям моей логопедической группы.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.