Материал к уроку русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)
Оценка 4.7

Материал к уроку русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Оценка 4.7
Аудио +2
docx
русский язык
5 кл
16.11.2018
Материал к уроку  русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)
Публикация является частью публикации:
конспект урока.docx
Урок русского языка в 5 классе Тема: Фонетика. Гласные и согласные звуки. Учитель первой квалификационной категории: Гибадуллина Разина Асхадулловна Тип урока: урок открытия (практикум). Цели урока: организовать деятельность учащихся для изучения  по теме «Фонетика».  Задачи урока: Обучающие:  Продолжить формирование учебно­языковых умений и навыков, действий с   языковым материалом по теме «Фонетика»   Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания  школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных  результатов. Развивающие:  Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).  Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.  Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе  комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова). Воспитательные:  Формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – отношения к природе, народным традициям, осознанию его значимости в жизни народа. Универсальные учебные действия (УУД): Познавательные:       объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  анализа звуков и букв. Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в  новые виды деятельности и формы сотрудничества,  осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к  мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации  мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Коммуникативные:  использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых  высказываний с целью планирования, контроля и самооценки, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать  общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для  принятия эффективных совместных решений,  формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой  работы. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, фронтально­коллективная,  групповая. Используемые технологии: технология ТРИЗ, технология кейсов, проектная  технология, элементы сингапурской методики. Необходимое техническое оборудование:   мультимедийное оборудование , видеозаписи, презентация Microsoft PowerPoint)  раздаточный материал (смайлики,   кейсы с заданиями для групповых работ) Содержание урока: 1. Организационный момент  2. Просмотр видео «Звуки природы» 3. Беседа (определение темы, целей и задач урока) 4. Проверка знаний теоретического материала: Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков. 5. Проведение физминутки 6. Классификация органов речи. 7. Защита проекта. 8. Рефлексия 9. Домашнее задание Ход урока 1.Организационный момент. ­Доброе утро, ребята! Повернитесь к партнеру по плечу и подарите ему улыбку, подарите  улыбку партнеру по лицу, подарите улыбки гостям. Я желаю вам, чтобы этих улыбок  хватило на целый день.  На сегодняшнем уроке мы с вами проведем исследование. Что же мы с вами будем  исследовать? Сейчас мы с вами займемся поиском этого объекта. Тех, кто будет вести активный поиск, я буду поощрять смайликами, которые вы будете  прикреплять  на ваших оценочных листах. В конце урока подведем итог по наибольшему  количеству смайликов. 2.Определение  темы урока. Целеполагание.   1) Посмотрите, пожалуйста,  на экран  и внимательно  прислушайтесь.(видео   «Маленькие вещи).  Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы и звук музыкального инструмента.). Этот музыкальный инструмент называется варган. (Слайд №1) 2) Варг наа  (от варга — рот, губа, либо от греческого όργανον — органон, то есть  инструмент) — музыкальный инструмент. При игре варган прижимают к зубам или к  губам.Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы,  многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы  звукоизвлечения.  По самым смелым подсчётам всего известно более тысячи различных названий  инструмента.  Жители Татарстана знают этот инструмент как кубыз. ­ Как вы считаете , могут ли люди  общаться друг с другом при помощи звуков природы   или музыки? (Отвечают партнеры под №1)(Нет). ­ А какие звуки нам помогают в общении? (Отвечают партнеры под № 2) (Звуки речи).  – Чем же отличаются звуки речи от других звуков? (Отвечают партнеры под № 3)(Из них образуются слова.) ­ Правильно! 3) Перед вами лежат таблички с названиями разделов русского языка (языкознания) . Как  вы считаете, который из разделов языка занимается изучением звуков? (Отвечают  партнеры под №4) ( Морфология, Морфемика. Синтаксис.  Фонетика) – Фонетика. Следовательно, тема  нашего урока – Фонетика.  Запишем тему.(слайд №2«Фонетика»)­3 мин. 3.Изучение нового материала. Партнеры под №1,  приклейте , пожалуйста, название раздела на листах, которые  лежат на ваших столах. Финк – Райт – Раунд ­ Робин (Think­Write­Round Robin) (подумай­запиши­обсуди в  команде) 4) Словарно­орфографическая работа. ­ Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите. Это слово пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.  Итак, ребята, мы нашли объект, который будем исследовать. Что это? Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?? Отвечают партнеры под №1  ( о звуках) Посмотрите на доску и назовите предметы, которые вы видите. (слайд №3 изображения:  Телефон , Магнитофон, Микрофон, Диктофон) В кейсах  «Толковый словарь» вы найдете толкование данных слов, которые я выписала из  толкового словаря. Какое определение  соответствует 1 изображению. Отвечает  партнер   №1 из 1  группы. (менеджмент) Толкование 2 изображения прочитает партнер  под №2 из второй группы. 3­е изображение разъяснит  партнер  под №3 из первой группы. 4­е изображение­ 4ый  партнер  из второй группы..  Подумайте, что характерно для этих слов? ( в состав этих слов  входит корень “фон” со  значением “звук”.)   Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);  Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);  Микрофон (прибор для усиления голоса);  Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);  Но в русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба.  Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает ­ 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка). 5)А какие звуки вы знаете? (Гласные и согласные.) Перед каждым из вас лежат кейсы, возьмите кейс «Буквы». Откройте его. У кого в  конвертах буквы, обозначающие гласный звук, то вы подходите к табличке , где написано  «Гласные буквы». А у кого буквы, обозначающие согласные звуки, подходите к надписи  «Согласные буквы» и приклеиваете их. (структура называется “Конэрс”             Теперь, та группа, которая стоит у таблички ««Гласные буквы», садится за первую  парту. А  та группа, которая стоит у таблички «Согласные буквы », садится за вторую   парту. Ваша группа проведет исследование гласных букв и звуков, а ваша­согласных.  Результаты вы будете оформлять на листах, которые лежат на партах.(А3) Приклейте на листах  1 группа слово  «Гласные», вторая – «Согласные» 6) (Работа с алфавитом.) На ваших столах имеется  кейс «Алфавит». Все взяли алфавит. На пальцах покажите все: Сколько всего букв в русском  алфавите? (33) Сосчитайте, сколько гласных/согласных букв в русском алфавите. Результат своего  исследования запишите  в проектах. Для записи возьмите «Характеристики звуков» .  Гласных букв­10                                                Согласных букв­21 7) Для дальнейшей работы нам  необходимо выполнить задание .  Возьмите кейсы «Задания», все участники групп возьмите по одному заданию и выполните  задания, сделайте соответствующее заключение и внесите его на листы. Самопроверка. Гласные Задание №1 Работа  с партнерами по лицу Покажите графически : Сколько звуков в слове. Яма­ [йама ]­4з.,            Юла­[йула ]­4 з., Ёрш­[йорш ]­4 з., Ель­[йэл’ ]­3 з. Как вы думаете, а сколько гласных звуков? (Я думаю, что гласных звуков 6, потому что 4  буквы обозначают 2 звука. Это е,ё, ю,я) Вывод: Гласные Е,Ё,Ю,Я­обозначают 2 звука Задание №2 Индивидуальная работа Расставьте в словах ударение и сделайте вывод:КЛЮЧ сИлосный, каталОг, дОсыта, нАсухо, тОтчас. началА, прОлил. Кто поставил  ударения правильно, получает смайлик. Вывод: Гласные бывают ударные и безударные Задание №3 Работа с партнером по плечу Прочитайте слова и сделайте вывод о гласных звуках. Вывод: Гласные обозначают мягкость и твердость согласных Согласные 1.Задание.Вставьте буквы, сделайте заключение о делении согласных на группы.  Образец:  дом ­ том. Почка ­…, шалость ­…,  доска ­…,  балка ­…. горка ­…., колос ­ …,  тело ­ …,  злой  ­ ….,  Вывод: Согласные бывают парные и непарные Задание №2 Работа в парах с партнером по плечу. Прочитайте слова и сделайте  вывод о согласных звуках Вывод: Согласные имеют пары по мягкости и твердости Задание №3.Какие это согласные. Ж, Ш, Ц­ Й, Щ, Ч­ Вывод: Ж, Ш, Ц­Всегда твердые Й, Щ, Ч­ Всегда мягкие Физминутка для глаз Вернемся к нашему музыкальному инструменту, с которым мы познакомились в начале  урока. ( на доске определение слова варган) Какие органы участвуют для получения звука во время игры на варгане? (губы,  зубы) Как вы думаете, а какие органы участвуют при образовании звуков речи? Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы,  язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе”  рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По  дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если  воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то  получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством  мозга. ­ Проведём опыт. Произнесем вместе гласные звуки Их в русском языке шесть. Преграду  ощущаете? (Нет) ­ А теперь произнесем согласные звуки .  “Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы). “Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык). “З”, “с”? (Сомкнутые зубы) В конце урока 1 группа защищает работу 2 , 2 ­1ой 4. Рефлексия:  Презентация Подведение итогов : Сосчитайте смайлики. Оценивание Спасибо за урок

Материал к уроку русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку  русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку  русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку  русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку  русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку  русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку  русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)

Материал к уроку  русского языка по теме "Фонетика" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018