Тренинг «Прогони свой страх перед ЕГЭ»
Цель: выработать у учащихся реакцию, несовместимую с чувством тревоги в период подготовки и проведения экзамена.
Оборудование: презентация Power Point, бланки, ручки, памятки.
Ход занятия
1. Составление «лесенки» ситуаций, вызывающих страх в период подготовки и проведения экзамена.
2. Переживание ситуаций, вызывающих наибольшую тревогу.
3. Выработка позитивного и нейтрального определения экзамену (систематическая десенситизация).
Тренинг «Прогони свой страх перед ЕГЭ»
Цель: выработать у учащихся реакцию, несовместимую с чувством тревоги в
период подготовки и проведения экзамена.
Оборудование: презентация Power Point, бланки, ручки, памятки.
Ход занятия
1. Составление «лесенки» ситуаций, вызывающих страх в период подготовки и
проведения экзамена.
2. Переживание ситуаций, вызывающих наибольшую тревогу.
3. Выработка позитивного и нейтрального определения экзамену
(систематическая десенситизация).
1. Сегодня я Вам покажу занятие, которое поможет Вашим ученикам снять
страх в период подготовки к экзаменам. . Известно, что зачастую наибольшую
тревогу вызывает не само событие (экзамен), а мысли по поводу этого
события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно
экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Для этого
необходимо составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх в период
подготовки и проведения экзамена.
Далее учащимся предлагается закрыть глаза и представить (в
течение 12 минуты) события, которые могут с ними произойти: 12
дня до начало экзамена; утром перед экзаменом; в начале экзамена;
когда прошел 1 час экзамена; за 1 час до конца экзамена.
После, ведущий предлагает открыть глаза и переходит к обсуждению
ситуаций.
2. Давайте, теперь вместе проговорим неблагоприятные ситуаций, которые
могут с Вами возникнуть.
1 шаг. 12 дня до экзамена (недомогание, болезнь, утомление, истощение,
бессонница, страх, чувство потери, тревога и т.д.)
Что необходимо сделать, чтобы такие ситуации предотвратить?
Варианты ответов: соблюдать режим дня, правильно питаться, готовясь к
экзамену чередовать занятия и отдых и т.д.)
2 шаг. Утро перед экзаменом (Проспал, опоздал на автобус, забыл ручку,
документы, тревога, беспокойство и т.д.)
Что необходимо сделать, чтобы такие ситуации предотвратить?
Варианты ответов: приготовь все, что нужно к экзамену с вечера: одежда,
гелевые ручки с черным стержнем и т.д.
3 шаг. Начало экзамена (сложный тест, не тот билет, ошибки при
заполнении, чувство беспомощности, безысходность и т.д.)
Что необходимо сделать, чтобы такие ситуации предотвратить?
1Варианты ответов: Сосредоточься! Внимательно читай задания до конца.
Начни с легкого, пропуская трудные задания, к которым вернешься потом.
4 шаг. Прошел 1час экзамена (не знаете ответы на вопросы, страх, тревога,
чувство одиночества, не можете сконцентрировать свое внимание и т.д.)
Что необходимо сделать, чтобы такие ситуации предотвратить?
Варианты ответов: Если, тебя охватила паника, постарайся успокоиться и
глубоко подышать.
5 шаг. 1 час до конца экзамена (желание уйти с экзамена, чувство потери,
разочарование, равнодушие, усталость и т.д.)
Что необходимо сделать, чтобы такие ситуации предотвратить?
Варианты ответов: Все проверь!
Не торопись уходить, используй все отведенное для экзамена время.
Таким образом, можно подвести наш итог и представить ряд рекомендаций,
которые помогут в период подготовки и проведения экзамена избежать
негативных ситуаций.
На слайде вслух зачитывается полученная информация учащимся.
Соблюдай режим дня.
Старайся правильно питаться.
Готовясь к экзамену, чередуй занятия и отдых.
Приготовь все, что нужно к экзамену с вечера: одежда, гелевые ручки с
черным стержнем и т.д.
Заведи будильник.
Уходя на экзамен, подойди к зеркалу, улыбнись и скажи: «У меня все
получится!».
Сосредоточься! Внимательно читай задания до конца.
Начни с легкого, пропуская трудные задания, к которым вернешься
потом.
Если, тебя охватила паника, постарайся успокоиться и глубоко
подышать.
Все проверь!
Не торопись уходить, используй все отведенное для экзамена время.
3. Сейчас я Вам предлагаю выполнить упражнение «Левитация», чтобы
выработать у Вас позитивное и нейтральное определение экзамену. Для этого
Вам нужно занять удобное положение в пространстве (стоя). Участники
располагаются на расстоянии вытянутой руки.Необходимо взять руками
край вашей одежды и напрячь руки в течение нескольких секунд. Только по
команде медленно ослабевать кисти рук.
В результате появляется ощущение полета и легкости. В этот момент на сладе
представлены негативные ситуации ( в момент напряжения рук), а в период
расслабления приятные положительные образы (шоколад, клубника и т.д.).
Ситуации чередуются.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
2После выполнения упражнения участникам предлагается сесть в круг для
обсуждения полученных результатов. Ведущий предлагает заполнить бланк,
на котором изображены следующие слова: экзамен, шоколад, клубника,
мороженное, персик и арбуз.
Участникам нужно вписать свои выпускные экзамены в отведенной графе.
По команде ведущего учащиеся закрывают глаза и представляют момент
вручения аттестатов. Для позитивного окрашивания ситуации ведущий
выносит связку воздушных шаров и предлагает участникам открыть глаза.
Эмоции, которые в этот момент участники получили необходимо
зафиксировать в бланке. Таким образом, у участников формируется
ресурсное состояние.
Заключительная часть.
Сегодня мы с вами попробовали представить неблагоприятные ситуации,
которые могут с Вами произойти в период подготовки и сдачи выпускного
экзамена. Мы составили ряд рекомендаций в помощь, с целью избежание
проблем при сдаче экзамена. Позитивно окрасили экзамен. В свою очередь я
составила Вам памятку, которая поможет правильно реагировать в сложных
ситуациях.
Ведущий выносит горький шоколад и предлагает учащимся попробовать со
словами:
« Сладкий или горький на самом деле шоколад?»
Шоколад – сладкий! Экзамен – не так страшен, как о нем говорят! Нужно
правильно к нему подготовиться!
3