Материалы к семинару, педсовету по теме "Инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: теоретические основы и практическая реализация в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"
Оценка 5

Материалы к семинару, педсовету по теме "Инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: теоретические основы и практическая реализация в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"

Оценка 5
pptx
04.11.2021
Материалы к семинару, педсовету по теме "Инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: теоретические основы и практическая реализация в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"
сопровождение инклюзии Чащина Т В.pptx

Инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: теоретические основы и практическая реализация в условиях

Инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: теоретические основы и практическая реализация в условиях

Инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: теоретические основы и практическая реализация в условиях Федерального государственного образовательного стандарта Т В Чащина

Понятие, принципы инклюзии Инклюзивное образование (фр

Понятие, принципы инклюзии Инклюзивное образование (фр

Понятие, принципы инклюзии

Инклюзивное образование (фр. Inclusif -включающий в себя, лат. Include -заключаю, включаю)
Включающее образование –это шаг на пути достижения конечной цели- создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба. Питер Митчел

Понятие, принципы инклюзии Восемь принципов инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет…

Понятие, принципы инклюзии Восемь принципов инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет…

Понятие, принципы инклюзии

Восемь принципов инклюзивного образования:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Задачи инклюзивного образования создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с

Задачи инклюзивного образования создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с

Задачи инклюзивного образования

создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов
построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами
интеграция процесса освоения знаний и навыков и процесса развития социального опыта

Задачи инклюзивного образования обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с

Задачи инклюзивного образования обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с

Задачи инклюзивного образования

обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам
разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ
координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности
формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ
 

Нормативные основания инклюзивного образования

Нормативные основания инклюзивного образования

Нормативные основания инклюзивного образования

Примерный (минимальный) перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов:
Положение о реализации инклюзивной практики в образовательной организации (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.);
положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк) с приложением (приказ о создании ППк, приказ о составе ППк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ППк и др.);
положение об организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в образовательной деятельности, в т.ч. через договор взаимодействия с ППМС-центром (договор о сотрудничестве) и/или с организациями, реализующими АООП, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;

Нормативные основания инклюзивного образования договор с родителями детей с

Нормативные основания инклюзивного образования договор с родителями детей с

Нормативные основания инклюзивного образования

договор с родителями детей с ОВЗ;
Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и др.
Все локальные нормативные акты образовательной организации в части образования детей с ОВЗ целесообразно утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требуют обязательного ознакомления с ними.

Феномен инклюзии Для того, чтобы

Феномен инклюзии Для того, чтобы

Феномен инклюзии

Для того, чтобы ОО стали инклюзивными, в них необходимо развивать обучение в соответствии с «экологией инклюзии». Экология инклюзии является фундаментальным понятием, объясняющим разницу между специальным и инклюзивным обучением, а именно: ОО несут ответственность за обеспечение такого параметра образовательной среды, как контроль за групповой динамикой в группе, вместо фокусировки на диагнозе ребенка с ОВЗ (Dyson et al., 2004; Skrtic, 1991).
Инклюзивная ОО гарантирует, что программы и педагогика направлены на максимальное развитие академического и социального потенциала детей (Gibbs et al., 2006)
Развитие инклюзивного процесса во всем мире опирается на идею Образования для всех. В фокусе организации образовательного процесса, услуг и пространств лежит модель универсального дизайна обучения, которая разрушает барьеры и опирается на социальную модель инвалидности, конструируя инвалидность как социальное отношение.

Инклюзивное и специальное образование: спор или союз ? •Присущая инклюзивному образованию ориентация на поддержку разнообразия и участия поощряет именно переход к парадигме развития в большей…

Инклюзивное и специальное образование: спор или союз ? •Присущая инклюзивному образованию ориентация на поддержку разнообразия и участия поощряет именно переход к парадигме развития в большей…

Инклюзивное и специальное образование: спор или союз ?

•Присущая инклюзивному образованию ориентация на поддержку разнообразия и участия поощряет именно переход к парадигме развития в большей мере, чем традиционное образование, включая специальное.
• Инклюзивная стратегия задает направление развития для общего и для специального образования, побуждая их выходить за рамки прежнего целеполагания.
•Инклюзия предполагает продуктивное участие любого индивида, в том числе и обучающегося с ОВЗ, в процессе обучения, что требует от системы образования разработки вариативных программ и методов, направленных на формирование широкого спектра образовательных результатов с учетом особых образовательных потребностей, ориентируя образование на парадигму развития потенциала каждого ребенка.

Шаги, направленные на создание единой инклюзивной политики в

Шаги, направленные на создание единой инклюзивной политики в

Шаги, направленные на создание единой инклюзивной политики в ОО

Создание документов, описывающих и раскрывающих основные аспекты работы инклюзивного пространства.
Введение сопровождения методистом инклюзивных классов
Мероприятия, направленные на поддержание ресурса педагога
Выстраивание процесса взаимодействия специалистов, работающих с детьми
Выстраивание процесса взаимодействия с родителями, проведение мероприятий, направленных на просвещение родителей и их включение в жизнь пространства.
Создание инструментария для помощи педагогу в работе.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ:

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ:

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ:


Комплексный подход
Командная работа
Вариативность образовательных маршрутов
Преимущественная специализация учреждения на определенных видах ОВЗ (высокий профессиональный уровень в данных направлениях)
Систематическая внутренняя рефлексия
Мобильность, взаимозаменяемость
Анализ, описание, тиражирование опыта
Взаимодействие с научными школами

Работа с родителями Родители очень часто нуждаются в индивидуальном подходе

Работа с родителями Родители очень часто нуждаются в индивидуальном подходе

Работа с родителями

Родители очень часто нуждаются в индивидуальном подходе
Родители ребенка с особыми образовательными потребностями оказываются в социальной депривации, не знают, к кому они могут обратиться за помощью и поддержкой, имеют трудности в установлении контактов с другими родителями, а также очень часто проживают свою ситуацию, как ситуацию утраты.

ВАЖНО:
1.Выработать общие рекомендации по работе с родителями детей с особыми образовательными потребностями.
2. Организовать работу с родителями согласно концепции проживания горя.
3. Соблюдать правила взаимодействия с родителями.

.

Таблица взаимодействия с родителями согласно стадиям проживания горя

Таблица взаимодействия с родителями согласно стадиям проживания горя

Таблица взаимодействия с родителями согласно стадиям проживания горя

. Стадия

Инструкция для педагога

Стадия шока

Активное слушание, эмпатия

Стадия отрицания.

Рассказать родителям об особенностях их ребёнка

Стадия подавленности и боли

Гнев, обида, разочарование ВИНА

Беседовать с родителями всегда, когда они об этом просят. Рассказывать о похожих ситуациях в других семьях

Стадия адаптации

Информировать о развитии детей с такими же особенностями. Демонстрировать маме индивидуальные особенности её малыша. Специалисты

Стадия реорганизации

Планирование совместной работы. Обращать внимание родителей на достижения ребёнка. Связь со специалистами.

Правила работы с родителями:

Правила работы с родителями:

Правила работы с родителями:


Родители заполняют анкету (обязательно)
Представление каждого ребенка, который попадает в ОО
Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития
Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы
При столкновении с родителем понять, на какой стадии проживания горя он находится, и действовать из этого знания
Составление плана совместной работы, объяснение задач
Грамотная обратная связь по конфликтным вопросам
Мастер-классы от «особенных родителей» для детей и взрослых
Обучающие мероприятия для родителей
Совместно с родителями выстраивать алгоритм работы с ребенком
Не давать лишнюю информацию родителям.

В помощь педагогу Творчески отнеситесь к программным и дидактическим средствам обучения

В помощь педагогу Творчески отнеситесь к программным и дидактическим средствам обучения

В помощь педагогу


Творчески отнеситесь к программным и дидактическим средствам обучения. Это всего лишь инструменты, а не цель. Пробуйте видеть индивидуальные возможности каждого ребенка и адаптировать под него элементы программы.
Помните, что Ваша задача—научить детей взаимодействию. Доверяйте ребенку, организуйте групповое взаимодействие, оно более эффективно, чем самостоятельная работа. Постарайтесь контролировать не дисциплину, а включенность детей в процесс обучения.
Оценка –это инструмент для достижения образовательных целей, а не инструмент для сортировки детей. Оценка должна помогать в адаптации методов обучения.
Старайтесь создать необходимые условия для эффективной работы для каждого ребенка. Мы все разные! И иногда нуждаемся в поддержке.
Отнеситесь творчески к пространству группы. Оно тоже должно работать на цели образования и помогать Вам в создании условий для разных видов деятельности детей.
Помните, что у Вас есть помощники – это родители. Удерживайте профессиональную позицию в отношениях с ними, и вместе Вы решите самые сложные задачи. Помните, что они тоже отвечают за своих детей.
Не бойтесь спрашивать и советоваться с коллегами. Будьте открыты в решении своих профессиональных задач. В этом и состоит развитие.
Учитесь!

Направления деятельности специалистов сопровождения детей с

Направления деятельности специалистов сопровождения детей с

Направления деятельности специалистов
сопровождения детей с ОВЗ

Company Logo

Коррекционно-
развивающая

Организационно-
методическая

Консультативно- просветительская

Профилактическая
работа

Диагностическая работа

Учитель- дефектолог Учитель- логопед

Учитель- дефектолог Учитель- логопед

Учитель-

дефектолог

Учитель- логопед

Педагог- психолог

Социальный педагог

Диагностическая
работа

Коррекционная работа

Специалисты сопровождения

Познавательной сферы и речевого развития для успешного усвоения академической составляющей программы

Выявление нарушений и уровня речевого развития, устной речи, коммуникативных навыков и индивидуальных особенностей ребенка

Оценка уровня особенностей и потребностей ребенка.
Оценка ресурсных возможностей ребенка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности.

1. Формирование межличностных отношений детей, в том числе к ребенку с ОВЗ
2. Формирование навыков социально бытового ориентирования 3. Формирование социальных навыков ребенка с ОВЗ

Диагностика, коррекция и развитие

Учитель- дефектолог Учитель- логопед

Учитель- дефектолог Учитель- логопед

Учитель- дефектолог

Учитель- логопед

Социальный педагог

Педагог- психолог

Консультативная работа

Просветительская работа и профилактика

Организационно – методическая работа

Работа с родителями ( лицами, их заменяющими, педагогами/ воспитателями и др.

Формирование позитивного отношения, инклюзивной культуры и принятия ребенка с ОВЗ педагогами, детьми и их родителями

Ознакомление педагогического коллектива с индивидуальными особенностями развития, потребностями и возможностями ребенка, с методиками и технологиями организации образовательного процесса для таких детей.

Изучение нормативно-правовой базы. Введение необходимой документации; заполнение КУДР и др. Участие в разработке АОП (АООП), методических рекомендаций по обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ

Поддержка участников психолого- педагогического сопровождения

В диагностической, коррекционной работе, при составлении

В диагностической, коррекционной работе, при составлении

В диагностической, коррекционной работе, при составлении АОП , при разработке коррекционно-развивающей программы для ребенка с ОВЗ
Специалисты должны:

Опираться не на возрастные нормы развития ребенка, а
на индивидуальные особенности и потребности ребенка.
Учитывать начальные навыки, то, что у
ребенка получается
Знать и учитывать сенсорные потребности ребенка.

Стратегии и методы инклюзии:

Стратегии и методы инклюзии:

Стратегии и методы инклюзии:

Использование подсказок способствует увеличению скорости приобретения навыков у детей с ОВЗ, а также являются необходимым компонентом для обучения навыкам проявления инициативы и обращения к окружающим.
Виды подсказок
Вербальные (словесные подсказки)
Визуальные подсказки (карточки, символы).
Физическая подсказка.
Позиционная подсказка

Использование поощрений Виды поощрений:

Использование поощрений Виды поощрений:

Использование поощрений

Виды поощрений:

Дай пять
Улыбки
Музыка Игры
Предоставление ребенку доступа к предпочитаемым видам деятельности (вставание на первое место в очереди и т.д.)
Использование жетонной системы поощрений
Похвала
Наклейки, звездочки и т.д.

Обучение с опорой на визуальную поддержку , алгоритм «Сначала –

Обучение с опорой на визуальную поддержку , алгоритм «Сначала –

Обучение с опорой на визуальную поддержку , алгоритм
«Сначала – Потом»

Стратегии и методы инклюзии

Company Logo

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021