Выступление на Едином краевом дне открытых дверей 18 марта 2016г.
«Организация системы внеурочной деятельности в
МБОУ «Средняя школа №6»
Заместитель директора по ВР Ковтун Ю.А.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования воспитательной работе и внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Каждая образовательная организация самостоятельно решает каким образом будет организована внеурочная деятельность. Мне хочется поделиться нашим опытом.
Каким образом осуществлялась организация внеурочной деятельности?
1. Изучение нормативной документации (это дало общее представление, не было конкретики, лишь некоторые рекомендации)»» но понимая необходимость создания условий для ведения внеурочной деятельности в школе мы…
2. Изучили запросы родителей, пожелания детей. Результаты опроса во многом были схожи: спорт (секции, фитнес, туризм) 47%, творчество (изо, театр, рукоделие, танцы, вокал) 43%, иностранные языки 28%, дополнительные занятия, связанные с предметными областями технической направленности (физика, информатика, робототехника, конструирование) 32%, остальные направления, такие как проектирование, социальная деятельность, культурологическая направленность не явились для респондентов популярными.
3. Проанализировали опыт введения ФГОС НОО начальной школы, изучили занятость педагогов и их возможности, материально-техническое оснащение, занятость помещений. Учитывали особенности своего учреждения, школьные традиции, уклад, а также возможность привлечения участников к организации внеурочной деятельности из вне. (т.е. возможное взаимодействие).
Исходя из всего вышесказанного был составлен план внеурочной деятельности, расписание.
В школе на сегодняшний день вытроена своя система внеурочной деятельности, которая в соответствии с требованиями реализует 5 основных направлений: (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное), это происходит посредством ведения разнонаправленных кружков, курсов, клубов, секций, обязательных занятий внеурочной деятельности, проведением мероприятий включенных в план воспитательной работы школы. При составлении плана учитывались все вышеперечисленные факторы.
СМ. ПЛАН ВНД (документ +слайд), рассказать…
Более подробно:
1. Преемственность
В начальной школе уже прошел этап пилотирования новых стандартов, разработан свой план организации внеурочной деятельности, они работают по ФГОС НОО в штатном режиме. Основная школа присоединилась и продолжила работу по введению стандартов второго поколения. На сегодняшний день анализируя ситуацию можно сказать, что имеется преемственность в реализации новых стандартов начальной и основной ступени.
Внеурочные занятия 2015-2016 уч.г.:
Направление развития личности |
Начальная школа 1-4 классы |
Основная школа 5-8 классы |
Спортивно-оздоровительное |
Модуль «Поиграй-ка» курса «Развивайка» |
Секция ЗОЖ «Час здоровья» (4 блока)
|
Духовно-нравственное |
Модуль «Актерский» курса «Развивайка» |
Курс «Детский народный календарь» (3модуля) |
Социальное |
Курс «Двигаемся, познаем, размышляем» |
Курс «Экологическая тропа» (3 блока)
|
Общеинтеллектуальное |
Модуль «Мы с компьютером на ты» курса «Развивайка» ; Курс «Я – исследователь» ; Курс «Основы проектной деятельности» ; Курс «Умники и умницы» |
Клуб «Школа географа следопыта» (4блока)
|
Общекультурное |
Модуль «Мир вокруг нас» курса «Развивайка»; Курс «Риторика. 1 класс» ; Курс «Юный лингвист» |
Студия «Основы оформительского искусства» (4 модуля) |
Вывод: Отличия: Разработан курс «Развивайка», который имеет 4 модуля и закрывает 4 из 5 направлений, в основной каждый курс написан отдельными учителями, имеет несколько модулей или блоков.
Сходство:Занятия ведут отдельные учителя - в начальной школе курсы ведут учителя начальных классов, в основной школе – задействованы учителя-предметники, работа осуществляется по блочной системе (каждый блок рассчитан на полугодие, имеет тематическую направленность в зависимости от уровня), в каждом классе проводится не менее 2 часов внеурочных занятий в неделю. Занятия внеурочной деятельности имеются на каждое направление, что является «+».
Прослеживается преемственность между начальной и основной школами в проектной деятельности.
Так, работу экологической направленности по озеленению пришкольной территории с учащимися начальной школы ведет группа под руководством учителя начальных классов Скрябиной О.Ю., а в основной – продолжает «Оазис»- проектная группа учащихся и педагогов под руководством учителя биологии Чуриковой М.А. проектные группы занимаются озеленением пришкольных участков, деятельность носит социальную и экологическую направленность. Мероприятия общекультурной и духовно-нравственной направленности в начальном звене, такие, как успешно реализованная программа летнего оздоровительного отдыха в 2014г. «Летнее солнцестояние» (руководитель Потемкин А.С.) перекликается с деятельностью проекта «Школьный музей» в основном корпусе под руководством Бессоновой Г.В. Каждый из проектов знакомит школьников с традициями, обычаями, культурой, ремеслами и бытом народов России и сибиряков в часности.
2. Запросы родителей, возможности школы, требования стандарта
Это проблемный момент в организации ВНД, т.к. перед нами стоит задача соотнести желания и требования, учитывая свои возможности. Введенный в этом году двухсменный режим работы школы усложнил организацию ВНД.
3. Дополнительное образование
Здесь тоже не все так гладко – неточная информация в нормативных документах. Но на основании того, что ДО учитывалось при реализации ФГОС НОО мы включили его в план ВНД. Конечно, ДО имеет свои цели и задачи, но все же, за счет неё в том числе мы реализуем внеурочную деятельность, а главное - даем возможность учащимся раскрыть и развивать свои способности, т.е. способствуем достижению личностных и метапредметных результатов.
В основной школе работает 12 объединений дополнительного образования: различные кружки, спортивные и туристические секции, творческие мастерские и студии, которые ведут 11 педагогов нашей школы. Они своей деятельностью закрывают в плане ВНД 4 из 5 направлений:
Название ДОП |
Направление |
Кол-во часов в неделю/общее количество часов |
ФИО педагога ДО |
|
Баскетбол
|
Спортивно-оздоровительное |
6/204 |
Михеева Н.К. |
|
6/204 |
Цельмер А.Л. |
|||
Волейбол
|
Спортивно-оздоровительное |
6/204 +.. |
Пешков П.В., учителя физической культуры |
|
Мир вокального искусства |
Общекультурное |
2/68 |
Кудреватых А.В. |
|
Изостудия «Вижу мир» |
Общекультурное |
2/68 |
Ковтун Ю.А. |
|
Страна Мастер-классия |
Общекультурное |
2/68 |
Бессонова Г.В. |
|
Деревянное кружево |
Общекультурное |
2/68 |
Ласкин Н.В. |
|
Школа безопасности |
Социальное |
9/306 |
Лобанов М.В. |
|
Юные туристы – многоборцы |
Спортивно-оздоровительное |
9/306 |
Лобанов М.В. |
|
Юный журналист |
Социальное |
3/102 |
Чурикова М.А. |
|
Музей в чемодане |
Общеинтеллектуальное |
2/68 |
Чурикова М.А. |
|
Безопасное колесо |
Социальное |
2/68 |
Петрушкина Е.Ю. |
|
Кукольный театр |
Общекультурное |
2/68 |
Елисеенко Л.Е. |
|
12 |
|
|
11 педагогов школы |
|
4. Воспитательная работа
Важными для организации воспитательного процесса являются следующие программы, мероприятия из которых включены в план ВНД:
· В 1-4 классах: «Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся»
· В 5-11 классах: «Программа воспитания и социализации обучающихся «Будущее начинается сегодня»». На основе этой программы составлены планы воспитательной работы классных руководителей, где также есть место для занятий внеурочной деятельностью.
Программу основной школы дополняет школьный проект «Дистанция» для 5-11 классов, который успешно реализуется в основной школе на протяжении 4 лет и включает в себя соревновательные мероприятия разной направленности, которые позволяют по итогам четверти и года определять рейтинг наиболее активных и успешных классов в каждой параллели.
5. Лицо школы: Традиции, проекты
В муниципальной стратегии развития образования города Ачинска говорится о проблеме формального отношения к проведению мероприятий, не являющимися событийными, а следовательно не интересными ни для учащихся ни для педагогов. Системе образования города нужны новые форматы, поисковые площадки разного масштаба. В стратегии говорится о необходимости определиться школам с событиями, которые могли бы принять масштаб городских и одновременно стали бы традицией для данной организации. И такие наработки в нашей школе имеются!
· Систематически проводится в каникулярное время интенсивная школа «Лестница успеха» (осеняя и весенняя сессия) (более 10 лет), с прошлого года она стала выездной. Действуют она на основе школьных проектов, имеет несколько групп и обеспечивает индивидуальные потребности учащихся в социальном, общекультурном, общеинтеллектуальном и духовно-нравственном направлениях (соответственно от поставленных задач на «интенсивке»).
· Важным разделом по организации внеурочной деятельности в школе являются успешно реализуемые на протяжении многих лет школьные проекты экологический - «Оазис» и культурологический - «Школьный музей», каждый из которых охватывает своей деятельностью до 100% учащихся школы. Эти проекты позволяют реализовать экологическое, общекультурное и духовно-нравственное направление ВНД.
· С 2011г. проводится фестиваль народной культуры «Параскева Пятница», имеющий статус межрайонного мероприятия. Он является ярким событием для школ города, Ачинского и близлежащих районов. Подготовкой и его проведением занимаются совместно педагоги и школьники. Для ребят это большой опыт (первую очередь социальный) участия в событийном мероприятии.
Эти традиционные мероприятия (события) стали своеобразной визитной карточкой нашей школы! И важное, что в их организации принимают активное участие сами школьники, а педагог выступает в роли мудрого наблюдателя и помощника, наставника.
6. Взаимодействие
Качественной организации внеурочной деятельности помогает налаженное взаимодействие школы с учреждениями культуры и спорта. Практически ни один проект и мероприятие не обходится без посещения учащимися выставочного зала, краеведческого музея, драматического театра и городских библиотек. С ними заключены договоры о сотрудничестве. На базе школы действуют не один год спортивные секции ДЮСШ: настольный теннис, волейбол, баскетбол. С учреждениями реализовано несколько совместных проектов: культурологический проект «Просторы фантазии», «Времена», «Зеленый класс» и «Зеленая азбука».
Дополняет деятельность спортивно-оздоровительной направленности успешное функционирование Физкультурно–спортивного клуба «Максимум», который является структурным подразделением школы.
Цель ФСК «Максимум»:
привлечение учащихся, родителей, жителей микрорайона, педагогических работников школы № 6 к регулярным занятиям физической культурой и спортом, организация активного досуга школьников во внеурочное время, развитие устойчивой мотивации к занятиям физкультурой и спортом.
Численность спортивного клуба в 2014-2015 уч. году составляла 954 чел., это говорит о том, что каждый второй учащийся принимает участие в двух и более соревнованиях, посещает спортивные секции.
ФСК качественно организовывает спортивно-оздоровительную деятельность с обучающимися не только в учебное время, но и в каникулярный период.
Традиционными мероприятиями и формами работы школьного ФСК «Максимум» являются: Декада Здоровья (в сентябре), Дни здоровья (осень, весна), утренняя зарядка во время работы пришкольного летнего оздоровительного лагеря, школьные соревнования по отдельным видам спорта: (баскетбол, волейбол, пионербол, встречная эстафета, перетягивание каната; спортивные соревнования: по троеборью «Веселые старты». военно-спортивная игра «Аты-баты, шли солдаты», «А, ну-ка, девушки», «День прыгуна», «Выжигало»).
ФСК школы традиционно и выставляет свои команды на соревнованиях муниципального и городского уровня по всем видам спорта. По итоговым показателям ШСЛ в 2014-2015 учебного года ФСК «Максимум» среди школ города занял первое место .
Физкультурно-спортивный клуб «Максимум» школы № 6 сотрудничает с дворовым клубом по месту жительства «Вертикаль», где наши учащиеся после учебы могут бесплатно заниматься в тренажерном зале клуба и участвуют в совместных спортивных мероприятиях. Все это позволяет школе успешно реализовать спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности и учитывает запросы родителей и пожелания детей.
7. Учебно-методический комплекс
Говоря о организации внеурочной деятельности и нормативных требованиях следует отметить наличие качественного разработанного УМК для реализации ФГОС ООО. Он представлен линией издательства «Просвещение», который мы успешно используем для организации внеурочной деятельности. Это в первую очередь «Методический конструктор внеурочной деятельности», «Примерный план внеурочной деятельности», разработанные программы и курсы внеурочной деятельности по разным направлениям, что является большим подспорьем для работающих педагогов. (слайды)
В заключении хочется сказать. Что, конечно же, в организации внеурочной деятельности есть определённые трудности: дефицит кадров, перегрузка педагогов, нехватка методического сопровождения, хочется повысить уровень материальной базы и технического оснащения, несовершенство нормативных документов. Но я надеюсь, что решая проблемные вопросы совместно, мы движемся в правильном направлении, и качественно организованная внеурочная деятельность в конечном итоге будет способствовать достижению выпускниками нашей школы высоких результатов запланированных стандартами нового поколения и, главное, позволит им успешно адаптироваться в современном быстро меняющемся мире.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.