Материалы для проведения урока "Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Борьба против иностранной интервенции (7 класс, история)
Оценка 4.9

Материалы для проведения урока "Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Борьба против иностранной интервенции (7 класс, история)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
7 кл
06.01.2017
Материалы для проведения урока "Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Борьба против иностранной интервенции (7 класс, история)
Видеофрагмент
ГурскийВВ.doc

Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Борьба против иностранной интервенции.

Урок истории в 7 классе.

 

Цели урока:

1.Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке, для формирования знаний о подъёме национально – патриотического движения в период Смуты, об освобождении Москвы от польских интервентов, о значении для России воцарения новой династии, об итогах и последствии Смуты для русского народа.
2.Формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия исторических источников, работы с текстом учебника, документами, работы с тестом, опыта самооценки.
3. Воспитание патриотических чувств на примере подвигов героев Смутного времени: Патриарха Гермогена, К. Минина, Д. Пожарского.

 

Вводная беседа:

Какой праздник мы отмечаем 4 ноября? Как он называется? В честь какого события установлен? (слайд 1) Связан ли с этим праздником памятник, который вы видите? (слайд 2) Кто на нем изображен? Знаете ли вы надпись на памятнике?

Тема урока (слайд 3)

Проблемный вопрос: Знаете ли вы, что сделал наш народ, чтобы прекратить Смутное время и иностранную интервенцию?

Что такое интервенция? (Если не объяснят, слайд 4) Какие слова в этом определении главные? В рабочий лист пишется: «вооружённое вмешательство в дела какой-нибудь страны».

Инсайт – можно устно (слайд 5).

Знал: Что вы вообще слышали об этих событиях.

Узнал: что сделал наш народ, чтобы прекратить Смутное время и иностранную интервенцию?

Хочу узнать

 

 

 

 

На уроке мы будем заполнять рабочий лист (Слайд 6). Он нужен для того, чтобы у вас остался материал для подготовки к следующему занятию.

Интервенция – это

 

Ополчение - это

 

Поляки и шведы стремились...

 

В чем проявился героизм русских людей?

 

 

Оборона Смоленска

Первое ополчение

Второе ополчение

Годы

 

 

 

Где сформировалось

 

 

 

Кто возглавлял

 

 

 

Результат

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. У нас сегодня пять групп: Картографы, Архивисты, две группы историков и группа Военных (слайд 7). Каждая группа должна выбрать себе спикера, который представит ее результаты.

Слайд 8 – заставка на время подготовки групп.

 

1 группа «Картографы» (слайд 9 – задание, слайд 10 – примерный    результат): Направления польской и шведской интервенции.

Вопросы:

Найдите в учебнике (с. 19-20 пункт «Вторжение войск Польши и Швеции») материал и заполните пробелы в рассказе. Также покажите на карте города Смоленск, Новгород, Троице-Сергиев монастырь.

Надпись: Польский король открыто вмешался в события и осадил__________________, который героически оборонялся. Русское войско сняло осаду ________________________, но потом потерпело поражение. Шведы разорвали союз и под предлогом того, что им не заплатили  захватили_______________________________________________________.

 

2 группа «Архивисты» » (слайд 11 – задание, слайд 12 – примерный результат): Перед вами подлинный документ – воззвание главы Русской церкви Патриарха Гермогена. Ответьте на вопросы:

В чем обвиняет Патриарх сторонников самозванца? К чему призывает их? Каково отношение автора документа к событиям? Подтвердите ответ, заполнив пропуски в цитатах из воззвания. Почему мы можем назвать Гермогена героем?

Надпись: Отечество ____________________и___________________________
У власти ____________________________ «царик»
Я_________________________________________: помилуйте, братие и чада...

 

 

Перед третьей группой  - проработать понятие «ополчение» (слайд 13).

 

3 группа «Историки-1» » (слайд 14 – задание, слайд 15 – примерный результат): Первое ополчение. Источник – учебник, С. 26, последний абзац-с. 27 первый абзац.

Вопросы:

Кто возглавил Первое ополчение? В каком городе оно сформировалось? Чего оно сумело достичь и почему не смогло окончательно решить задачу?

Надпись: Первое Ополчение в городе_________________возглавил__________________________________________
Слабо___________________________ отряды вынуждены были___________________
В лагере ополченцев начались_______________________________________________

Перед отчетом третей группы спросить, понимают ли учащиеся слово «Ополчение». При наличии трудностей проработать по образцу работы над «интервенцией».

 

4 группа «Историки-2» » (слайд 16 – задание, слайд 17 – примерный результат): Второе ополчение. Источник – фрагмент из книги известного русского историка ХІХ века Н. И. Костомарова «Смутное время Московского государства».

Вопросы:

Кто возглавил Первое ополчение? Почему были избраны именно эти люди? В каком городе оно сформировалось? За что сражалось Второе ополчение?

Надпись: Второе Ополчение в городе _______________ возглавили_________________________
Пожарский в смутные годы не был____________________________________________
Если нам хотеть помочь ___________ и избавиться от ____________________________

 

5 группа «Военные» » (слайд 18 – задание): сражение за Москву. Источник – карта сражения и фрагмент из романа русского писателя М. Н. Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году».

Вопросы:

Воспроизведите на макете описанные во фрагменте события атака конницы Минина в тыл, бегство поляков в Кремль, окружение Кремля русскими. Объясняйте свои действия, руководствуясь текстом.

В чем вы видите причину победы русских?

Итог: видеозапись.

 

Фронтальная работа с фильмом (слайд -19).

Итак перед нами прошли призыв Гермогена, оборона Смоленска, Первое и Второе ополчения, освобождение Москвы. И сейчас нам предстоит сделать главный вывод нашего урока – что же стало основной причиной победы россиян над интервентами? Для этого мы посмотрим фрагмент фильма о Минине и Пожарском, снятого в 1939 году.

Вопросы: 1) Чем закончилась деятельность второго ополчения? 2) Как К. Минин (согласно фильму) в своей речи определяет главную причину победы Ополчения над захватчиками?

 

Закрепление и контроль. Текст с ошибками (слайд 20 – задание, слайд 21 – контроль).

Начало ХVІІ века стало для России Смутным временем. Сменялись самозванцы, выдававшие себя за Бориса Годунова. Войска чехов и англичан вторглись в страну и захватили Кремль. Три ополчения потерпели поражение, но наконец, в 1614 году Четвертое ополчение под руководством Ивана Грозного и Кутузова выступило из Саратова и освободило Москву.

Взаимопроверка.

 

Рефлексия: завершение инсайта с опорой на рабочий лист (слайд 22).

 

Домашнее задание: параграф 3, задания после параграфа, понятия и даты – по рабочему листу.


Агрессия Речи Посполитой и Швеции

Агрессия Речи Посполитой и Швеции

Знал: Что вы вообще слышали об этих событиях

Знал: Что вы вообще слышали об этих событиях

Картографы» (слайд 9 – задание, слайд 10 – примерный результат):

Картографы» (слайд 9 – задание, слайд 10 – примерный результат):

Почему мы можем назвать Гермогена героем?

Почему мы можем назвать Гермогена героем?

ХІХ века Н. И. Костомарова «Смутное время

ХІХ века Н. И. Костомарова «Смутное время

Вопросы: 1) Чем закончилась деятельность второго ополчения? 2)

Вопросы: 1) Чем закончилась деятельность второго ополчения? 2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017