Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Борьба против иностранной интервенции.
Урок истории в 7 классе.
Цели урока:
1.Создание условий для
интеллектуальной деятельности учащихся на уроке, для формирования знаний о
подъёме национально – патриотического движения в период Смуты, об освобождении
Москвы от польских интервентов, о значении для России воцарения новой династии,
об итогах и последствии Смуты для русского народа.
2.Формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия
исторических источников, работы с текстом учебника, документами, работы с
тестом, опыта самооценки.
3. Воспитание патриотических чувств на примере подвигов героев Смутного
времени: Патриарха Гермогена, К. Минина, Д. Пожарского.
Вводная беседа:
Какой праздник мы отмечаем 4 ноября? Как он называется? В честь какого события установлен? (слайд 1) Связан ли с этим праздником памятник, который вы видите? (слайд 2) Кто на нем изображен? Знаете ли вы надпись на памятнике?
Тема урока (слайд 3)
Проблемный вопрос: Знаете ли вы, что сделал наш народ, чтобы прекратить Смутное время и иностранную интервенцию?
Что такое интервенция? (Если не объяснят, слайд 4) Какие слова в этом определении главные? В рабочий лист пишется: «вооружённое вмешательство в дела какой-нибудь страны».
Инсайт – можно устно (слайд 5).
Знал: Что вы вообще слышали об этих событиях. |
Узнал: что сделал наш народ, чтобы прекратить Смутное время и иностранную интервенцию? |
Хочу узнать |
|
|
|
На уроке мы будем заполнять рабочий лист (Слайд 6). Он нужен для того, чтобы у вас остался материал для подготовки к следующему занятию.
Интервенция – это
Ополчение - это
Поляки и шведы стремились...
В чем проявился героизм русских людей?
|
|||
|
Оборона Смоленска |
Первое ополчение |
Второе ополчение |
Годы |
|
|
|
Где сформировалось |
|
|
|
Кто возглавлял |
|
|
|
Результат |
|
|
|
Сегодня на уроке мы будем работать в группах. У нас сегодня пять групп: Картографы, Архивисты, две группы историков и группа Военных (слайд 7). Каждая группа должна выбрать себе спикера, который представит ее результаты.
Слайд 8 – заставка на время подготовки групп.
1 группа «Картографы» (слайд 9 – задание, слайд 10 – примерный результат): Направления польской и шведской интервенции.
Вопросы:
Найдите в учебнике (с. 19-20 пункт «Вторжение войск Польши и Швеции») материал и заполните пробелы в рассказе. Также покажите на карте города Смоленск, Новгород, Троице-Сергиев монастырь.
2 группа «Архивисты» » (слайд 11 – задание, слайд 12 – примерный результат): Перед вами подлинный документ – воззвание главы Русской церкви Патриарха Гермогена. Ответьте на вопросы:
В чем обвиняет Патриарх сторонников самозванца? К чему призывает их? Каково отношение автора документа к событиям? Подтвердите ответ, заполнив пропуски в цитатах из воззвания. Почему мы можем назвать Гермогена героем?
Перед третьей группой - проработать понятие «ополчение» (слайд 13).
3 группа «Историки-1» » (слайд 14 – задание, слайд 15 – примерный результат): Первое ополчение. Источник – учебник, С. 26, последний абзац-с. 27 первый абзац.
Вопросы:
Кто возглавил Первое ополчение? В каком городе оно сформировалось? Чего оно сумело достичь и почему не смогло окончательно решить задачу?
Перед отчетом третей группы спросить, понимают ли учащиеся слово «Ополчение». При наличии трудностей проработать по образцу работы над «интервенцией».
4 группа «Историки-2» » (слайд 16 – задание, слайд 17 – примерный результат): Второе ополчение. Источник – фрагмент из книги известного русского историка ХІХ века Н. И. Костомарова «Смутное время Московского государства».
Вопросы:
Кто возглавил Первое ополчение? Почему были избраны именно эти люди? В каком городе оно сформировалось? За что сражалось Второе ополчение?
5 группа «Военные» » (слайд 18 – задание): сражение за Москву. Источник – карта сражения и фрагмент из романа русского писателя М. Н. Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году».
Вопросы:
Воспроизведите на макете описанные во фрагменте события атака конницы Минина в тыл, бегство поляков в Кремль, окружение Кремля русскими. Объясняйте свои действия, руководствуясь текстом.
В чем вы видите причину победы русских?
Итог: видеозапись.
Фронтальная работа с фильмом (слайд -19).
Итак перед нами прошли призыв Гермогена, оборона Смоленска, Первое и Второе ополчения, освобождение Москвы. И сейчас нам предстоит сделать главный вывод нашего урока – что же стало основной причиной победы россиян над интервентами? Для этого мы посмотрим фрагмент фильма о Минине и Пожарском, снятого в 1939 году.
Вопросы: 1) Чем закончилась деятельность второго ополчения? 2) Как К. Минин (согласно фильму) в своей речи определяет главную причину победы Ополчения над захватчиками?
Закрепление и контроль. Текст с ошибками (слайд 20 – задание, слайд 21 – контроль).
Начало ХVІІ века стало для России Смутным временем. Сменялись самозванцы, выдававшие себя за Бориса Годунова. Войска чехов и англичан вторглись в страну и захватили Кремль. Три ополчения потерпели поражение, но наконец, в 1614 году Четвертое ополчение под руководством Ивана Грозного и Кутузова выступило из Саратова и освободило Москву.
Взаимопроверка.
Рефлексия: завершение инсайта с опорой на рабочий лист (слайд 22).
Домашнее задание: параграф 3, задания после параграфа, понятия и даты – по рабочему листу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.