Материалы для уроков
Оценка 4.6

Материалы для уроков

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл—6 кл
13.04.2018
Материалы для уроков
Публикация является частью публикации:
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский)..doc
26.01.2017 Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский). Цель урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов; помочь понять  настроения, чувства поэтов; определить способы создания образов; воспитывать чувство прекрасного к природе; ознакомить учащихся с творчеством поэтов Ставрополья, пробудить интерес к их творчеству; воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к  природе родного края.  Задачи:  образовательная – расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного  текста с учетом его смысла и чувств.  развивающая­ развивать поэтический слух; развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать  выводы;  развивать творческие способности.  Воспитательная –воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе; воспитывать у детей поэтическое восприятие  лирического стихотворения и интерес к поэзии;  воспитывать умение наслаждаться поэзией; показать красоту и глубину народной  мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу. Планируемые результаты: Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное   впечатление   о   прочитанном   и   услышанном,   раскрывают   внутренний   потенциал,   развивают   творческое   мировосприятие, самостоятельность,   активизируют   познавательный   интерес   к   предмету,   познанию   нового.  Осмысляя   стихотворение,   учащиеся проникаются   пониманием,   что   поэзия­   это   выражение   авторских   чувств   при   помощи   художественного   слова,   изобразительно­ выразительных средств по законам стихосложения. Метапредметные: Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению. Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Регулятивные –  понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя. Тип урока: комбинированный. Технологическая карта Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Универсальные учебные действия Мотивация познавательной  деятельности Оргмомент. Актуализация опорных знаний Подготовка к уроку. Приветствие. «Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Я хочу вам пожелать хорошей работы на уроке. ­ Ребята, сегодня в наших руках сделать урок  интересным, познавательным, для этого будьте  активны, внимательны и доброжелательны друг к  другу. ­ Ребята, мы свами уже изучали поэтов и писателей, которые в своих произведениях описывали  природу. ­ Назовите этих писателей. Учащиеся  приготовились к уроку,  проверили  принадлежности. Отвечают на вопросы П: формулирование  познавательной цели К:  оформлять  свои  мысли   в устной форме; Постановка цели и задач урока ­Сегодня мы познакомимся с еще одними поэтами,  чьи произведения оживили природу, в  стихотворениях которых природа будто человек, а  поэт передает свои чувства с помощью слова. ­ Итак, назовите мне цель нашего урока, используя  простой образец: ­ Мы должны научиться…. ­ Мы должны знать…. ­ Мы умеем…. Ф.Учащиеся отвечают:  ­Сегодня мы будем  говорить поэтах 11  века, которые  описывали природу в  своих произведениях Называют  предположительные  цели урока II. Организация познавательной   деятельности Работа над темой урока Воспринимают информацию учтеля   Изучение нового материала. Учитель читает стихотворение Я.Полонского. Чтобы песня моя разлилась как поток, Ясной зорьки она дожидается: Пусть не темная ночь, пусть горящий восток Отражается в ней, отливается. Пусть чиликают вольные птицы вокруг, Сонный лес пусть проснется­нарядится, И сова ­ пусть она не тревожит мой слух И, слепая, подальше усядется. Задается вопрос классу: «Как вы думаете, о чем  это стихотворение? Почему именно с него мы  начали наш урок?» Родная природа ­ неисчерпаемый, бесконечный  источник поэзии. Русские поэты посвяти природе различных времен  года множество стихотворений. При этом каждый видел и по­своему запечатлевал  П: ориентирование в своей  системе знаний;  осуществление анализа  объектов. П: осознанное построение  речевого высказывания в  письменной форме Р: Проговаривание  последовательности своих  действий П:(общеучебные)  определение основной  информации, извлечение П: осознанное построение  речевого высказывания в  письменной форме Р: Проговаривание  последовательности своих  действий П:(общеучебные)  определение основной  информации, извлечение  информации Трое учащихся заранее  получили задание,  подготовить  биографическую  справку о писателях. Небольшую  биографическую  справку о писателях  рассказывают учащиеся. весну, лето, осень и зиму. Первая часть учебника заканчивается подборкой  стихотворений русских поэтов 19 века о родной  природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, как неяркий, покойный русский пейзаж может  преображаться, являться всякий раз по­новому, волновать и удивлять нас. 2.1. Рассказ о жизни и творчестве  Е.А.Баратынского. Евгений Абрамович Баратынский родился 19  февраля 1800г в имении Мара Тамбовской  губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили. в Пажеский корпус – привилегированное военно­ учебное заведение. Подпав под дурное влияние,  Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок­  принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на  службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в  жизни Баратынского и наложила глубокий  отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал  стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом,  который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в  писательские  кружки и становится его  руководителем на литературном поприще. Вскоре  стихи Баратынского появляются в печати и были  встречены очень сочувственно. Его творческие  дарования были отмечены А.Пушкиным. ­ Каковы особенности стихотворений  Баратынского? Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!». Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко, На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой И шумен, и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею? Что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! С ним журчит, Летает в небе с ней! Стихотворение читается учащимся. ­ Ребята! О чем это стихотворение?  Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью  приветствует раннюю весну,  которая приходит на смену зиме. Стихотворение  отличает восторженная интонация. Автор хочет  слиться с природой и раствориться в ней. Это стихотворение о  весне, о том, как  преображается все  вокруг Выполняют   задание   по рядам, письменно Задаются задания по рядам. Найти в тексте эпитеты («Лазурь живая»,  «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный  гимн»). Найти метафоры (на крыльях ветерка). Найти олицетворения («взревев, река несет/на  торжествующем хребте/ поднятый ею лед!», «древа  обнажены»). В это время у доски 2 ученика выписывают  эпитеты, метафоры и олицетворения. Торжествующая природа хороша сама по себе,  человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает: Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!.. Не столько природа уподобляется человеку,  живому существу вообще, сколько душа человека  стремится к гармонии, к слиянию с природой,  стремится к растворению в некой мировой душе. 2.2. Знакомство с Я.П.Полонским, чтение и  анализ его стихотворений о природе. Биографическая справка (рассказывает ученик). Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь­с  1819 по 1898год. Детство его прошло в  провинциальной Рязани, на тихих окраинных  улочках. Природа одарила его живым, богатым  воображением. Но мечтательность, детские  фантазии скоро перешли в сочинительство :  волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А  соседский мальчик стал первым критиком его  отроческих стихов. В 1840­х годах молодой поэт  Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он  интересовался бытом и народным творчеством  Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и  правах горцев. Немало поэтических описаний природы  появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с  Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт   испытывал нужду. В лирике часто слышатся  жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе  слышатся горестные думы. Природа привлекала  Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский  хотел стать художником, но победило призвание  поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и  Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у  него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он  не знал настоящего большого успеха. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не  случайно многие из них положены на  музыку:  «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светел»),  «Вечерний звон», «Мгновения». Чтение и анализ стихотворения «Посмотри –  какая мгла…» (1844 г.). Посмотри ­ какая мгла В глубине долин легла! Под ее прозрачной дымкой В сонном сумраке ракит Тускло озеро блестит. Несколько учеников  находят лексическое  значение слов по  словарю  Бледный месяц невидимкой, В тесном сонме сизых туч, Без приюта в небе ходит И, сквозя, на все наводит Фосфорический свой луч. Беседа по вопросам. ­ Какую картину рисует Полонский? (Поэт  изображает ночной пейзаж). ­ Как он делает? (Густая темнота ночи  ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озера.  Поэтичность и волшебство картины  подчеркивается «прозрачной дымкой», которую  ночь пустила на долины). Пока учащиеся отвечают на вопрос о композиции,  один учащийся на доске выписывает эпитеты  (прозрачная, сонный, бледный, сизые,  фосфорический). ­ Какова композиция стихотворения ? (Оно  состоит из двух частей. В первой ­общий план,  картина спящей природы. Во второй внимание  сконцентрировано на герое  стихотворения  («бледный месяц»). ­ Какой прием создает настроение стихотворения?  (Вторая часть обращает наш взгляд вверх:  олицетворение оживляет месяц, который «без  приюта в небе ходит». Создается настроение возвышенное и тоскливое  одновременно. Этому способствует и  звукопись ­ аллитерации на глухие согласные: «с», «т», «ч»,  «х», «ф»). ­ Какую роль играют эпитеты? (Они создают  ощущение прозрачности, невесомости,  окрашивают стихотворение в тревожные тона). Словарная работа. Ракита – дерево или кустарник сем ивовых,  растущее по берегам рек. Сонм – скопление, множество кого­нибудь. Дебри ­ место, заросшее непроходимым лесом. Чтение и анализ стихотворения «По горам  две хмурых тучи… (1859). По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись ­ не уступили Той скалы друг другу даром, И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром ­ по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели... Беседа по вопросам ­Что общего у этих стихотворений? (Оба рисуют  пейзаж, действие происходитвечером, ночью:  есть общие образы­тучи, есть антитеза­ противопоставление: тьма­свет). ­ Чем отличаются стихотворения? (второе более  громкое, звукопись создают аллитерации­  раскатистые твердые и мягкие «р». А в первом  стихотворении тишину ночи подчеркивают  глухие согласные). ­ Что изображается в стихотворении? (Здесь  Записывают слова в  тетрадь  Анализируют  стихотворения изображен летний горный пейзаж. Ондинамичен  ­ это впечатление создают глаголы движения,  действия). Словарная работа. Дебри ­ место, заросшее непроходимым лесом. 3. Самостоятельная работа с учебником стр.287­ 288 читать выразительно. Подведение итогов. Пейзажная лирика передает настроения, чувства  человека, созвучна его душе. Мир души человека и  мир природы взаимно отражаются, находятся в  гармонии, всесливается в общий хор жизни и  любви. О жизни поэтов, с чьими именами мы  познакомились, их творческом пути мы будем  знакомиться в старших классах, а те, кому хочется  больше узнать о любимых поэтах, могут прочитать  о них во вступительных статьях поэтических  сборников. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся,  которые хочется перечитывать, которыми хочется  наслаждаться. Самостоятельно  работают с учебником Записывают тезисы в  тетрадь – Р: волевая саморегуляция в  ситуации затруднения; – П: анализ, обобщение,  классификация; – П: извлечение из текстов  необходимой информации; – П: установление причинно­ следственных связей; – К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и  точностью; – К: формулирование и  аргументация своего мнения  в коммуникации; – Л: осознание  ответственности за общее  дело; – П: выполнение действий по  алгоритму. ­ С творчеством каких писателей мы с вами  познакомились?  Учащиеся высказывают  свое мнение,  – Р: контроль, коррекция,  оценка; Подведение итогов Физминутка.  Подведение итогов Рефлексия. Оценки за урок. ­Что нового узнали? ­Какие художественные средства мы встретили в  стихотворениях? аргументируя свой  ответ. Домашнее задание. Выучить наизусть стр. 282­287 (по выбору). Записывают домашнее  задание в дневник. – П: рефлексия способов и  условий действия. – П: контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности; – Л: самооценка на основе  критерия успешности; – Л: адекватное понимание  причин успеха / неуспеха в  учебной деятельности; – К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и  точностью; – К: использование критериев для обоснования своего  суждения; – П: построение логической  цепи рассуждений, выведение следствий; ­ П: умение делать выбор и  обосновывать его.

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2018