Материалы к методическому семинару: "Приемы сжатия текста"
Оценка 4.9

Материалы к методическому семинару: "Приемы сжатия текста"

Оценка 4.9
Особые потребности +2
doc
русский язык
9 кл—11 кл +1
04.05.2017
Материалы к методическому семинару: "Приемы сжатия текста"
Сжатое изложение считается одним из самых трудных видов работы для девятиклассников,т.к. нужно не только без искажений передать содержание исходного текста, но и удачно применить сжатие информации. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В статье представлен материал по подготовке учеников к написанию сжатого изложения на ОГЭ.материалы для учителя русского языка по подготовке учащихся к сжатому изложению
Приемы сжатия текста.doc
Приемы сжатия текста.            Сегодня работа над компрессией текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – ОГЭ. В рамках школьного образования в процессе формирования умения видеть сущностную сторону   усваиваемого   содержания   и   воспроизводить   главное,   основное,   важную   роль   играет работа над сжатым изложением текста. Кроме того, обучение этому виду изложений способствует формированию таких коммуникативных качеств речи, как лаконичность и точность. Сжатое изложение считается наиболее трудным видом заданий, т.к. нужно не только без искажений передать содержание исходного текста, но и удачно применить сжатие информации. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Чтобы сжато изложить текст, надо понять замысел автора и содержание текста. Сжатое изложение требует структурированного восприятия содержания текста, умение выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. В науке известны три способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) упрощение. При  исключении  необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали  (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При  обобщении  материала   вычленяем   единичные   факты,   затем   подбираем   языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них   общее,   а   затем   подобрать   языковую   форму   их   обобщённой   передачи,   то   есть переформулировать мысль своим словами. Упрощение.  В основе  этого способа  языкового  сжатия  текста лежит  идея  упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определённой мысли. Независимо   от   того,   каким   способом   подготовлено   выделение   главного,   основного содержания текста, предъявленного для восприятия, сжатое изложение, на мой взгляд, должно отвечать следующим методическим требованиям:  сохранение последовательности в развитии событий;  наличие   предложений,   выражающих   мысль,   общую   для   каждой   смысловой   части; использование  по возможности грамматических  форм, отличных от предъявленных для восприятия;  установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания. Правильно организованная работа по подготовке к изложению – это прежде всего работа по   пониманию   и   запоминанию   текста.   Поэтому  задача   учителя  –   сделать   так,   чтобы   при восприятии текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает. О необходимости обучения сжатому изложению методисты пишут давно, считая его одним из   «наиболее   трудных   и   в   то   же   время   полезных   видов   работы,   способствующих   развитию логического   мышления,   так   как   он   требует   от   учащихся   умения   отличать   главное   от второстепенного, выделять существенное от главного» (Баринова Е.А.) Способы сокращения текста – наиболее сложный вид деятельности для детей.   По   критериям   оценивания   изложения  (ИК   2   пункт   «Сжатие   исходного   текста») ставится 3 балла, если экзаменуемый ПРАВИЛЬНО применил не менее 2 разных приемов сжатия текста   и   использовал         их     для   сжатия   не   менее   3   микротем   текста   или   1   прием   сжатия, использовав его на протяжении всего текста.  Если же работа ученика представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то будет оцениваться нулем баллов.  Поэтому необходимо использовать различные приемы сжатия текста.   И   с   первых   уроков   подготовки   к   ГИА   необходимо   работать   над   приемами: ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений и пр.), ОБОБЩЕНИЕ единичных явлений и фактов (замены ряда однородных членов обобщенным наименованием и пр.), а также УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур. Приемы сжатия текста можно использовать как с точки зрения содержания, так и с точки зрения языковых средств.  ОДНО БЕЗ ДРУГОГО НЕВОЗМОЖНО!  Среди «содержательных» приемов сжатия текста основными являются: 1.Разделение  информации  на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2.Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).   Интересные   задания   есть   в   учебниках,   (УМК   В.Бабайцевой).   Идем   от   простого   к сложному.  Можно предложить такие предложения:  1.Любое живое дело можно загубить, (если делать его равнодушными руками). 2.(Когда труд удовольствие ) ­ жизнь хороша. 3.(Если ты что­нибудь делаешь), делай хорошо.   В   этих   предложениях       внимание   уделено   разделению   информации   на   главную   и второстепенную.   Следует напомнить учащимся (в слабом классе, в сильном – сами скажут!), что самая главная информация обычно содержится в главной части сложноподчиненного предложения.   На выделении  главных мыслей высказывания  основан прием  «свертывания  суждений», который помогает значительно сократить текст.   Можно дать такое предложение. 1.Принято   считать,   что   пресная   вода   нужна   только   людям,   подтверждением является устойчивый оборот «как без воды», но пресная вода необходима и в особо точном производстве, чтобы машины преждевременно не изнашивались. Получить такое предложение: Пресная вода нужна не только людям, она необходима и в точном производстве. Необходимо   спросить   ребят:   какой   содержательный   прием   сокращения   текста использовали? (Свернули исходную информацию за счет обобщения) ­ Какие языковые средства использовали? (Заменили   сочетание   «пресная   вода»   местоимением   и   в   первую   часть   предложения вписали отрицательную частицу не). Замену записываем в тетради.   Задания с  каждым  разом усложняются. Далее  можно предложить  два  абзаца текста. Задания звучат так: ­   Какая   информация   факультативная?   Найдите   ее   и   исключите.   Какие   предложения, перестроив, можно соединить, чтобы получить текст? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию. Предложения даются не по порядку.  «Музыка» (по Б.Васильеву)  1.Последней   военной   осенью   я   стоял   на   посту   возле   пушек   в   небольшом   разбитом польском городке. 2.Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. 3.Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. 4.Днем   мы   заняли   город,   а   уже   к   вечеру   откуда­то,   словно   из­под   земли,   начали появляться люди с узлами, чемоданами, с тележками. 5.Они плакали у развалин, вытаскивали что­то из пожарищ. 6.Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. ­   Используется   содержательный   прием   исключения   факультативной   информации. Языковой   прием   –   замена   однородных   членов   обобщающим   наименованием   (предложение   4), исключение   фрагментов   предложений,   замена   сложноподчиненного   предложения   простым   (2 предложение)   В процессе данной работы и последующей в тетрадях ребят появляется запись, что к основным языковым приемам сжатия исходного текста относятся:  1.ЗАМЕНЫ:  замена однородных членов обобщающим наименованием;  замена предложения или его части местоимением ( с обобщающим значением);  замена сложноподчиненного предложения простым;  замена фрагмента предложения синонимичным выражением. 2. Исключения:  исключения повторов;  исключения фрагмента предложения;  исключения одного или нескольких синонимов;  слияние нескольких предложений в одно.

Материалы к методическому семинару: "Приемы сжатия текста"

Материалы к методическому семинару: "Приемы сжатия текста"

Материалы к методическому семинару: "Приемы сжатия текста"

Материалы к методическому семинару: "Приемы сжатия текста"

Материалы к методическому семинару: "Приемы сжатия текста"

Материалы к методическому семинару: "Приемы сжатия текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017