Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"
Оценка 4.9

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Оценка 4.9
Лекции +2
docx
музыка
7 кл
14.05.2018
Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"
Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия" понадобятся учителю музыки для подготовки к урокам или в качестве раздаточного материала при использовании технологии развития критического мышления. В работе много определений музыкальных терминов, краткая информация по теме "Музыкальная драматургия" .Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"
Материалы к уроку 7 класс 3 четверть Музыкальная драматургия.docx
Музыкальная драматургия ­ развитие музыки.   Музыкальная   драматургия  –   отражение   музыкальных   образов   в   движении, развитии, взаимосплетении и борьбе противоречивых начал (противоречий).   Способы развития музыки: 1.     Повторение,   повторы   –   трехчастная   форма   (АВА),   форма   рондо (АВАСАДА), куплетная форма. 2.     Варьирование – вариационная форма, сонатная форма (разработка, реприза).        Виды варьирования ­ секвенция, имитация.   Секвенция  (от   лат   следование)– перемещение   мотива,   повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Имитация   (   от   лат.   подражание) –   повторение   темы   или   мотива   в   другом голосе музыкального произведения (полифоническое изложение ­ канон или фуга).   Два направления музыкальной культуры.   Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных  направлений: светского и духовного (церковного). Светская музыка в своих истоках опиралась на народно­песенную,  танцевальную культуру. Духовная музыка всегда была связана с богослужением.   Духовная музыка. К  сфере духовной  музыки  относят  прежде всего  вокальные  или  вокально­инструментальные произведения на  тексты  религиозного характера,  исполняемые во время церковной службы    Церковная музыка всегда обращена к темам Священного писания.  Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является  основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в  единстве с другими видами искусства определяют целостность  драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В  восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и  молебен, в истоках которого лежит знаменный распев. В  западной, католической церкви ­ месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их  основе ­ хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.    Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве  немецкого композитора И.­С. Баха и русского композитора  М.Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора,  а Березовский ­ для хора a capella, Благодаря полифонии основная мысль  каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие.  Содержание хора "Kyrie, eleison!" из "Высокой мессы" И.­С. Баха и 1­й части  духовного концерта "Не отвержи мене во время старости" М.Березовского  развертывается в совершенной полифонической форме ­ фуге.   Светская музыка.  Светская музыка ­ музыка, свободная от влияния церкви. С XVI в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. camera ­ комната).  Так в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или  вокальную музыку.  С середины XVIII в. активизируется светская концертная  жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров,  ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов­ классиков ­ Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. ­ сформировались классические виды  инструментального ансамбля ­ соната, трио, квартет и др.  Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала  в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей,  работавших в придворных ансамблях, называли камер­музыкантами.  Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу  знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.   Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры  композиторов­романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф.Шуберта,  фортепианные песни без слов Ф.Мендельсона, каприсы Н.Паганини, вальсы,  ноктюрны, прелюдии, баллады Ф.Шопена, романсы М.И.Глинки, пьесы  П.И.Чайковского и многое другое.    Камерная инструментальная музыка Этюд   Этюд (от фр. изучение, упражнение) ­ это пьеса, предназначенная для  совершенствования техники игры на каком­либо инструменте. Это понятие  встречается и в живописи: этюд ­ набросок, эскиз будущей картины. В XIX веке с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов развивается новый жанр ­концертные этюды. Их  технические трудности подчинены раскрытию художественного замысла  композитора. И сейчас популярны этюды композиторов­романтиков, искусство которых  проникает во все уголки человеческого сердца. Яркими представителями романтизма являются польский композитор  Фредерик Шопен (1810­1849) и венгерский композитор Ференц Лист(1811­ 1886). Оба они были прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание  слушателей в светских салонах, а Лист ­ в больших концертных залах. В этюдах Шопена звучит романтическая мечта о чувствах, возвышающих  человека, ­ это и мысли о любви, и созерцание природы, и революционный  пафос. Лист стремился приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра. В его  этюдах заложены принципы скрытой программности, образно­художественной живописной манеры изображения. Во времена Листа бытовало мнение о том,  что многие этюды неисполнимы из­за их невероятной технической трудности.   Транскрипция Термин транскрипция (от лат. переписывание) означает переработку,  переложение музыкальных проиведений. Транскрипции появились в XVI­XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других инструментах.  В XIX в. транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно­ виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. С одной из транскрипций русского композитора XIX в. М. Балакирева вы уже  знакомы. Это фортепианная пьеса, написанная на тему известного романса  М.И.Глинки "Жаворонок" Широкую популярность получили фортепианные транскрипции Ф.Листа. Его  мастерство пианиста­виртуоза современники оценивали очень высоко. "Когда  играет Лист, ­ говорил немецкий писатель Г.Гейне, ­ не думаешь больше о  преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка". Он сделал переложения для фортепиано девяти симфоний Л.Бетховена. Лист  писал: "Если я выполню свою задачу ­ сделать их доступными ­ на уровне  искусного гравера или умного переводчика, то моя цель будет достигнута".  Огромной популярностью пользовались этюды Листа по каприсам Паганини. Именно Лист привлек внимание Рахманинова, Лютославского к Капрису №"4  Паганини. Лист боготворил музыку австрийского композитора Шуберта, видя в ней  высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных  транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как "Лесной царь",  "Серенада", "Форель", "Аве, Мария" и др.    Известный итальянский пианист и педагог Ферруччо Бузони (1866­1924)  продолжил традицию создания транскрипций, оказав значительное влияние на  развитие пианистического искусства Европы. В своих транскрипциях он, так  же как и Лист, обращался к сочинениям многих композиторов. Исполнение Бузони сравнивалось то с творениями живописи, то с великими  соборами. Слушая его, говорили о "красочных полотнах", "фресках",  "звуковых скульптурах" в его "как из мрамора изваянной игре". В исполнении  Бузони все производило впечатление гениальной импровизации ­ и в этом  была его главная сила! Циклические формы инструментальной музыки "Кончерто гроссо" А.Шнитке   Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии относятся к  циклическим формам музыки. К этим формам обращались как композиторы  прошлого, так и наши современники. Музыка выдающегося отечественного композитора А.Шнитке ­ это исповедь  человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий ­ от  XVII до XX в. Свободное совмещение прошлого и настоящего ­ особенность  его музыки. Привлечение музыкальных цитат. полистилистика (намеренное  соединение в одном произведении различных стилистических явлений)  свойственны А.Шнитке. Благодаря этому обращение к музыке этого композитора расширяет наши представления о единстве мира и человеческой  культуры. Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра А.Шнитке имеет  старинное название "Concerto grosso" (в переводе с итал. ­ большой концерт).  В этом концерте взаимоотношения между солистами и оркестром такие же,  как в старинных инструментальных концертах Баха и Вивальди. Партии  солистов не довлеют над оркестром, а подчинены какому­то высшему  порядку, высшим взаимоотношениям с оркестром. Свой концерт композитор посвятил своим друзьям и первым исполнителям  этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко. "Сочиняя  концерт, я не только слышал их, но и видел, как они играют... Их сценическое  поведение доставляет слушателям и зрителям эстетическое наслаждение". Волевой, целеустремленной главной теме 5­й части композитор  противопоставляет тему другого мира ­ злобного, враждебного. "Наплывы",  искажающие звучание чистых тембров скрипки, воспринимаются  слушателями как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.     "Сюита в старинном стиле" А.Шнитке. Сюита (от фр. ряд, последовательность) существует с XVI в. и относится к  многочастным циклическим формам инструментальной музыки, так же как  возникшие позднее соната и симфония. Сюиту можно  сравнить со сборником  рассказов, в отличие от симфонии ­ более динамичной, цельной, подобной  роману. Сюита состоит из нескольких самостоятельных частей ­ танцев,  обычно контрастирующих между собой и объединенных общим  художественным замыслом. В 1­й половине XVIII в., когда клавирное искусство достигло своего расцвета, сюиты превратились в музыку для слушания. Их стали предварять прелюдии, в них включались инструментальные арии. Возникли сюиты, состоящие из  программных пьес­картинок. Во 2­й половине XVIII в., во времена Гайдна, Моцарта, Бетховена, сюита уже  воспринималась как нечто старомодное. Хотя легкие развлекательные  оркестровые сочинения венских классиков (дивертисменты, серенады)  написаны в форме сюит, например знакомое вам "Рондо" из "Маленькой  ночной серенады" В.А.Моцарта. В XIX в. мода на сюиту возродилась. Русские композиторы XIX в. также  сочиняли сюиты. Вам знакомы отдельные пьесы из фортепианной сюиты  "Картинки с выставки" М.Мусоргского, симфонической сюиты "Шехерезада"  Н.А. Римского­Корсакова, сюиты для оркестра "Моцартиана"  П.И.Чайковского. У него же впервые появились сюиты из музыки балетов.  Они стали звучать независимо от театра, как самостоятельные симфонические произведения. В XX в. возникли сюиты из кинофильмов.

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"

Материалы к урокам 7 класс 3 четверть "Музыкальная драматургия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018