Материнская депривация и пути преодоления

  • doc
  • 10.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала материнская депривация.doc

Материнская депривация и пути преодоления

 

В Конвенции о правах ребенка сказано, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ст.6.ч.1.). Семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модели надежного и стабильного мира, обеспечивает физическую, социальную, экономическую безопасность, обеспечивает право на жизнь.

Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации». Материнская депривация - утрата или ограничение возможностей удовлетворить жизненно важные потребности. Она негативно влияет на психическое и физическое развитие детей.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходят на 4-х уровнях:

- Сенсорном (уровне ощущений);

- Когнитивном (уровне формирования моделей внешнего мира);

- Эмоциональном (уровне установления эмоциональных отношений к кому-либо);

- Социальном (уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями).

Исходя из этого, основными направлениями работы являются:

- развитие и коррекция познавательной сферы;

- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

- развитие навыков общения и формирование социальных умений и навыков.

Развитие и коррекция познавательной сферы воспитанников.

В детском доме созданы группы для детей: с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта развития (дети слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Также необходимо отметить, что в группы интегрированы дети: с синдромом Дауна, эпилепсией, гиперактивностью и дефицитом внимания.

Основными задачами коррекционной работы являются:

- расширять и обогащать запас знаний об окружающем мире;

- развивать познавательную активность;

- развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение);

- развивать элементарные математические представления.

В итоге - обеспечить готовность детей к обучению в школе, всех ее компонентов.

Вся коррекционная работа строится в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной с учетом особенностей психофизического  развития и возможностей воспитанников:

- она включается во все направления деятельности детского дома;

- содержание коррекционной работы – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- комплексно-тематическое построение образовательного процесса (вся работа строится по лексическим темам).

В процессе коррекционно-развивающей работы осуществляется тесное взаимодействие всех специалистов.

Формы проведения коррекционно-развивающей работы: групповые, работа малыми группами, индивидуальные. Она осуществляется в процессе занятий, в режимные моменты, в игровой и трудовой деятельности. Особенности коррекционно-развивающей работы: носит игровой характер, включается практическая деятельность, проводится в форме тренингов, широко используется иллюстративный материал, материал работы учитывает возрастные и индивидуальные особенности и возможности воспитанников, закрепление полученных знаний осуществляется в разных видах деятельности.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и экскурсии по микрорайону проводятся один раз в неделю, включены в расписание занятий. С целью целенаправленного, систематического ознакомления с социальным окружением микрорайона, города разработано перспективное планирование в каждой возрастной группе. Организуются различные выезды в течение года, особенно широко в каникулярное время. Активно проводятся интегрированные занятия специалистов и воспитателей с использование комнаты социально-бытовой ориентировки, занятия и развлечения в автогородке, в зимнем саду. Систематически дошкольники посещают занятия в музее имени братьев Васнецовых, в библиотеке. Постоянно выезжают в театры, цирк.

Таким образом, данная работа позволяет повысить интеллектуальный уровень воспитанников, по результатам обследования областного центра диагностики и консультирования многим воспитанникам рекомендовано обучение в массовой школе.

Развитие и корреция эмоционально-волевой сферы.

Как правило, дошкольники, живущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Это негативно влияет на формирование личности, осложняет установление взаимоотношений, формирование более сложных потребностей в сотрудничестве, в уважении, в сопереживании, взаимопонимании.

Задачи данного направления работы:

- снижение мышечного и психоэмоционального напряжения;

- познакомить с языком эмоций, формировать умения и навыки практического владения выразительными средствами человеческого общения;

- учить понимать свои эмоциональные реакции и окружающих, правильно на них реагировать;

- помочь овладеть элементарными способами саморегуляции.

Для реализации задач в детском доме работает комната игровой терапии, где проводятся игровые занятия, тренинги, песочная терапия. Здесь же проводится работа педагога-психолога с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми, с упрямством и негативизмом, клептоманием. Использование элементов сказки в сочетании с игровой деятельностью в комнате психологической разгрузки является мощным эффективным средством реализации задач эмоционально-волевой сферы. В детском доме разработана программа работы в данной комнате. Игры, беседы, тренинги, музыкотерапия, сказкотерапия, рисование, релаксационные упражнения – методы работы. И обязательное лечение у психоневролога.

Для осознания своей роли в семье, в жизни, построения позитивных взаимоотношений важно правильное формирование образа Я, которое формируется в процессе целенаправленной работы всего коллектива. Проводятся специальные занятия, в группах создаются индивидуальные альбомы, где собраны фотографии детей в разные периоды жизни, определено личное пространство ребенка, проводятся беседы, игры.

В большинстве случаев в детский дом поступают дети, побывавшие в среде жестокости, бескультурья, неуважения к человеку, они лишены были ласки, заботы, внимания. Небольшой, но негативный опыт уже сформировал определенные представления о нравственности, поэтому возникают трудности в формировании положительных нравственных качеств у дошкольников. Комплексная работа позволяет педагогам формировать нравственные качества у детей.

Развитие навыков общения и формирование социальных умений и навыков.

Задачи данного направления работы:

1. Развивать коммуникативные способности воспитанников:

- умение вступать в социальные контакты;

- умение адекватно строить общение со сверстниками и взрослыми;

- умение позитивно разрешать конфликтные ситуации;

- навыки сотрудничества и взаимопомощи.

2. Формировать положительные межличностные отношения.

3. Способствовать повышению социального статуса воспитанников в среде сверстников.

4. Формировать умения и навыки, необходимые для проживания в семье.

Реализация задач осуществляется путем включения ребенка в различные формы общения.

С целью активизации общения детей, отработки позитивных коммуникативных навыков используется различная игровая деятельность, практические занятия, тренинги, где большое внимание уделяется развитию умения принимать друг друга на невербальном уровне, объединению и сплочению детей, развитию речевых навыков.

Для ознакомления с трудом в семье, формирования практических умений активно проводятся интегрированные занятия с использование комнаты социально-бытовой ориентировки. В группах созданы уголки труда, где дети учатся ухаживать за одеждой и обувью, стирать свои мелкие вещи. Совместно со взрослыми проводятся генеральные уборки помещений. Дети приобретают необходимые трудовые навыки в зимнем саду, в цветнике, на огороде.

Таким образом, данная система работы позволяет сформировать у дошкольников в условия детского дома качества, которые помогают относительно легко войти ребенку в новую семью, адаптироваться в ней, правильно строить взаимоотношения, жить полноценной жизнью.