Материнская депривация и пути преодоления
В Конвенции о правах ребенка сказано, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ст.6.ч.1.). Семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модели надежного и стабильного мира, обеспечивает физическую, социальную, экономическую безопасность, обеспечивает право на жизнь.
Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации». Материнская депривация - утрата или ограничение возможностей удовлетворить жизненно важные потребности. Она негативно влияет на психическое и физическое развитие детей.
Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходят на 4-х уровнях:
- Сенсорном (уровне ощущений);
- Когнитивном (уровне формирования моделей внешнего мира);
- Эмоциональном (уровне установления эмоциональных отношений к кому-либо);
- Социальном (уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями).
Исходя из этого, основными направлениями работы являются:
- развитие и коррекция познавательной сферы;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
- развитие навыков общения и формирование социальных умений и навыков.
Развитие и коррекция познавательной сферы воспитанников.
В детском доме созданы группы для детей: с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта развития (дети слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Также необходимо отметить, что в группы интегрированы дети: с синдромом Дауна, эпилепсией, гиперактивностью и дефицитом внимания.
Основными задачами коррекционной работы являются:
- расширять и обогащать запас знаний об окружающем мире;
- развивать познавательную активность;
- развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение);
- развивать элементарные математические представления.
В итоге - обеспечить готовность детей к обучению в школе, всех ее компонентов.
Вся коррекционная работа строится в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников:
- она включается во все направления деятельности детского дома;
- содержание коррекционной работы – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- комплексно-тематическое построение образовательного процесса (вся работа строится по лексическим темам).
В процессе коррекционно-развивающей работы осуществляется тесное взаимодействие всех специалистов.
Формы проведения коррекционно-развивающей работы: групповые, работа малыми группами, индивидуальные. Она осуществляется в процессе занятий, в режимные моменты, в игровой и трудовой деятельности. Особенности коррекционно-развивающей работы: носит игровой характер, включается практическая деятельность, проводится в форме тренингов, широко используется иллюстративный материал, материал работы учитывает возрастные и индивидуальные особенности и возможности воспитанников, закрепление полученных знаний осуществляется в разных видах деятельности.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром и экскурсии по микрорайону проводятся один раз в неделю, включены в расписание занятий. С целью целенаправленного, систематического ознакомления с социальным окружением микрорайона, города разработано перспективное планирование в каждой возрастной группе. Организуются различные выезды в течение года, особенно широко в каникулярное время. Активно проводятся интегрированные занятия специалистов и воспитателей с использование комнаты социально-бытовой ориентировки, занятия и развлечения в автогородке, в зимнем саду. Систематически дошкольники посещают занятия в музее имени братьев Васнецовых, в библиотеке. Постоянно выезжают в театры, цирк.
Таким образом, данная работа позволяет повысить интеллектуальный уровень воспитанников, по результатам обследования областного центра диагностики и консультирования многим воспитанникам рекомендовано обучение в массовой школе.
Развитие и корреция эмоционально-волевой сферы.
Как правило, дошкольники, живущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Это негативно влияет на формирование личности, осложняет установление взаимоотношений, формирование более сложных потребностей в сотрудничестве, в уважении, в сопереживании, взаимопонимании.
Задачи данного направления работы:
- снижение мышечного и психоэмоционального напряжения;
- познакомить с языком эмоций, формировать умения и навыки практического владения выразительными средствами человеческого общения;
- учить понимать свои эмоциональные реакции и окружающих, правильно на них реагировать;
- помочь овладеть элементарными способами саморегуляции.
Для реализации задач в детском доме работает комната игровой терапии, где проводятся игровые занятия, тренинги, песочная терапия. Здесь же проводится работа педагога-психолога с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми, с упрямством и негативизмом, клептоманием. Использование элементов сказки в сочетании с игровой деятельностью в комнате психологической разгрузки является мощным эффективным средством реализации задач эмоционально-волевой сферы. В детском доме разработана программа работы в данной комнате. Игры, беседы, тренинги, музыкотерапия, сказкотерапия, рисование, релаксационные упражнения – методы работы. И обязательное лечение у психоневролога.
Для осознания своей роли в семье, в жизни, построения позитивных взаимоотношений важно правильное формирование образа Я, которое формируется в процессе целенаправленной работы всего коллектива. Проводятся специальные занятия, в группах создаются индивидуальные альбомы, где собраны фотографии детей в разные периоды жизни, определено личное пространство ребенка, проводятся беседы, игры.
В большинстве случаев в детский дом поступают дети, побывавшие в среде жестокости, бескультурья, неуважения к человеку, они лишены были ласки, заботы, внимания. Небольшой, но негативный опыт уже сформировал определенные представления о нравственности, поэтому возникают трудности в формировании положительных нравственных качеств у дошкольников. Комплексная работа позволяет педагогам формировать нравственные качества у детей.
Развитие навыков общения и формирование социальных умений и навыков.
Задачи данного направления работы:
1. Развивать коммуникативные способности воспитанников:
- умение вступать в социальные контакты;
- умение адекватно строить общение со сверстниками и взрослыми;
- умение позитивно разрешать конфликтные ситуации;
- навыки сотрудничества и взаимопомощи.
2. Формировать положительные межличностные отношения.
3. Способствовать повышению социального статуса воспитанников в среде сверстников.
4. Формировать умения и навыки, необходимые для проживания в семье.
Реализация задач осуществляется путем включения ребенка в различные формы общения.
С целью активизации общения детей, отработки позитивных коммуникативных навыков используется различная игровая деятельность, практические занятия, тренинги, где большое внимание уделяется развитию умения принимать друг друга на невербальном уровне, объединению и сплочению детей, развитию речевых навыков.
Для ознакомления с трудом в семье, формирования практических умений активно проводятся интегрированные занятия с использование комнаты социально-бытовой ориентировки. В группах созданы уголки труда, где дети учатся ухаживать за одеждой и обувью, стирать свои мелкие вещи. Совместно со взрослыми проводятся генеральные уборки помещений. Дети приобретают необходимые трудовые навыки в зимнем саду, в цветнике, на огороде.
Таким образом, данная система работы позволяет сформировать у дошкольников в условия детского дома качества, которые помогают относительно легко войти ребенку в новую семью, адаптироваться в ней, правильно строить взаимоотношения, жить полноценной жизнью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.