Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки для общеобразовательной и музыкальной школ по теме «Выразительные средства музыки. Ритм» на тему Мазурка
В материале представлены примеры для слушыния танца- мазурка.
Мазурка – польский народный танец, танец очень живой, требующий от танцоров большой ловкости и изящества. Ритм мазурки изменчив. Чаще всего акцент падает на третью, последнюю долю такта.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для
общеобразовательной и музыкальной школ по теме Выразительные средства
музыки:
на тему Мазурка
Пожалуй, ни у одного танца XIX века не было такой огромной популярности,
как у вальса. Но были и другие распространённые танцы, оставившие в
музыкальном языке свои «знаки».
Мазурка – польский народный танец, танец очень живой, требующий от
танцоров большой ловкости и изящества. Ритм мазурки изменчив. Чаще всего
акцент падает на третью, последнюю долю такта. Со временем мазурка стала
одним из любимых танцев в среде польской аристократии. Здесь она
приобрела черты бравурности и блеска.
Мазурки Ф. Шопена – это пьесы танцевального характера. Шопен расширил
выразительные возможности мазурки, объединив в ней характерные черты
трёх старинных народных танцев: мазур, куявяк и оберек, распространённых в
различных областях Польши.
Мазурки Ф. Шопена рассчитаны на концертное исполнение. Эти произведения
очень разнообразны по характеру. Многие из них напоминают весёлые
деревенские танцы, и лишь некоторые выдержаны в характере блестящих
бальных танцев. Особую группу составляют лирические мазурки, в которых
композитор передаёт настроения, навеянные разлукой с родиной. В них как
бы раскрывается душа польского народа, его думы и чаяния, быт, нравы,
чувства и стремления. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в
мазурках Шопена очень искренно и правдиво.
В годы учения в Варшавской консерватории Ф. Шопен часто и подолгу гостил
в имениях своих друзей на летних каникулах. Эти имения находились в самой
глубине Польши, где ещё живы были традиции крестьянских праздников с
народными танцами. Ф. Шопен любил посещать эти деревенские праздники и
даже пытался подыгрывать деревенским музыкантам на контрабасе. Польские
деревенские оркестры состояли обычно из одной солирующей скрипки,
волынок, контрабасов и ударных инструментов.Ф. Шопен писал мазурки на протяжении всей жизни 58 мазурок. Но это не
танцы. Это наблюдения, переживания композитора, «странички» его
«лирического дневника». Все мазурки Ф. Шопена написаны для фортепиано.
Трудно выбрать из них две похожие друг на друга. Для каждой мазурки
композитор находит свои неповторимые черты.
Среди мазурок Ф. Шопена мы встречаем и блестящие бальные, и задорные
крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии настоящие миниатюрные
поэмы.
Примером блестящей бальной мазурки является Мазурка си бемоль мажор. В
отличие от предыдущих, она написана в форме рондо, рефреном которого
является яркая, стремительная тема с чётким ритмом.
Слушание: Ф. Шопен. Мазурка Си бемоль мажор.
У М. Глинки тоже есть несколько мазурок. Очень необычна его Мазурка ля
минор. Это очень нежная, лирическая миниатюра. Не танец, а настроение.
Слушание: М. Глинка. Мазурка ля минор.
Вопросы и задания:
От каких народных танцев произошла бальная мазурка?
Сколько мазурок написал Шопен? Для какого инструмента? Каким другим
инструментам он подражает в некоторых мазурках? Где он слышал эти
инструменты?
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/vyrazitelnyesredstvamuzykio
chyomrasskazyvaetmuzykalnyyritm