МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
_____________________________________________________________________________
МДК О3.04. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочной формы обучения
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Энгельс, 2021
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Протокол № ___ от «__» __________ 2021 г.
Председатель _________________ Е.Н. Ниянченко
Рекомендовано методическим советом к применению в учебном процессе
Протокол № ___ от «___» ___________2021 г.
Начальник методического отдела _________________Е.П. Нестеренко
Автор: Ниянченко Екатерина Николаевна – преподаватель
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания для студентов заочной формы обучения по МДК О3.04 «Теория и методика математического развития» разработаны на основе рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.01 Дошкольное образование, углубленная подготовка, укрупненная группа 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: общепрофессиональная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.
1.2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
- составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;
- организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;
- организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;
- организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; составления психолого-педагогической характеристики ребенка;
- наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;
- обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками,
- руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;
- осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);
- оформления документации;
уметь:
- определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
- формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
- оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;
- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
- составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;
- определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
- отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать; результаты диагностики;
- анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;
знать:
- основы организации обучения дошкольников;
- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях; особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
- приемы работы с одаренными детьми;
- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;
- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
- диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;
- требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;
- виды документации, требования к ее оформлению;
- особенности и методику речевого развития детей;
- развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего 351 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 234 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 106 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 117 часов.
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва, 2016.- 160с.
2. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н.В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 411 с.
3. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для бакалавров по направлению 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 464 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада.—2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 2016 — 160 с.
5. Веракса, Николай Евгеньевич. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет : [0+] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : Мозаика-Синтез, 2016. - 60с.
6. Т.В. Ананьева. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению, "Детство-пресс", 2017 - 96с.
7.А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова Большая энциклопедия дошкольника. " Олма Медиа Групп",2016,-360 с.
8. О.С. Ушакова. Программа развития речи дошкольников. МОЗАИКА‑СИНТЕЗ; 4-е изд, перераб.-М:2017 - 96с.
9. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2016 - 98с.
10. Ушакова, Оксана Семеновна. Закономерности овладения родным языком [Текст]: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова; Российская акад. образования, Инт-психолого-пед. проблем детства. - Москва: Сфера, 2016. - 287 с.
11. Работа с дошкольниками по программам развивающего обучения: методическое пособие / [авт.-сост. Л. Р. Бережнова]. - Москва: АРКТИ, 2010. - 78 с.
12. А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова. Большая энциклопедия дошкольника. "Олма Медиа Групп", 2016 г. - 360 с.
13. Ольга Рудик: Развитие речи у детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации, Сфера, 2016 г. - 179 с.
14. А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова. Большая энциклопедия дошкольника. "Олма Медиа Групп", 2016, - 360 с.
15. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Паритет, 2016. - 128 c.
16. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников /АнникГабийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
17. Ирина Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 911 c.
18. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. – 92 c.
19. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 57 c.
Дополнительные источники (ДИ):
1. Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2015. - 672с.
2. В.В. Гербова. «Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2‑е изд., испр. и доп.»: МОЗАИКА‑СИНТЕЗ; Москва; 2016-120 с.
3. В.В.Гербова. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2015 - 89с.
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 90с.
5. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2017-108с.
6. Гербова В. Викторовна. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа." Мозаика-Синтез", 2016 г.-160с.
7. В.В. Гербова. «Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2‑е изд., испр. и доп.»: МОЗАИКА‑СИНТЕЗ; Москва; 2016-120с.
8. Максаков Александр. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. " Мозаика-Синтез", 2017 г. – 120 с.
9. Нищева Н. В. Играйка
10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 673 c.
11. Нищева Н. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. "Детство-пресс"– М., 2016.- 90 с.
12. Терентьева Н. Все, что надо знать перед школой. – М., 2017. - 120с.
13. Чудакова, А. Выше - ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет / А. Чудакова. - М.: ГНОМ и Д, 2017. - 49с.
Интернет-ресурсы (ИР):
ИР-1 Бесплатные библиотеки по разным педагогическим проблемам
http://allbest/libraries.hlin
ИР-2 Электронная Государственная научно – педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского
http://www.qnpbu.ru
ИР-3 Электронная библиотека образовательного портала Аудиториум
http://auditorium.ru
ИР-4 Русский Гуманитарный Интернет Университет
http://www.iu..ru/default.asp
ИР-5 Журнал "Воспитатель ДОУ"
http://doshkolnik.ru
ИР-6 Газета «Дошкольное образование»
http://best-ru.net/cache/9988/
ИР-7 сайт Детский сад.
http://detsad-kitty.ru/
ИР-8 Сайт "Воспитатель"
http://vospitatel.com.ua/
ИР-9 Детский сад. Ру.
http://www.detskiysad.ru
1. Вся элементарная математика http://www.bymath.net/index.html.
2. Общероссийский математический портал http://www.mathnet.ru/.
3. Архив задач математического праздника http://olympiads.mccme.ru/matprazdnik/prob.html.
4. Зашифрованные загадки и занимательные головоломки http://rebus1.com/.
5. Задачи на логику и головоломки https://logo-rai.ru/.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа состоит из трех вопросов:
1. Раскрытие общих вопросов методики преподавания дошкольного курса математики в детском саду.
2. Раскрытие теоретического вопроса по методике дошкольного обучения математике.
3. Описание методики работы над конкретными (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений у воспитанников детского сада необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений).
При выполнении контрольной работы необходимо:
1) Изучить соответствующую литературу и интернет-источники по избранной теме.
2) В процессе работы над первым заданием раскрыть значение этого вопроса в формировании математических знаний, умений и навыков у дошкольников, методику его изложения детям, используя опыт передовых педагогов.
3) Методику работы над задачей (игровым упражнением) показать на примере четырех задач в такой последовательности:
· написать условие задачи;
· выполнить краткую запись условия задачи;
· писать методику работы над каждой задачей;
· показать все способы решения и формы их записи.
Это задание рассчитано на описание методики работы над текстовой задачей. Именно при решении текстовых задач четко прослеживается схема применения математики к изучению действительности, а именно: перевод реальной ситуации на математический язык (построение математической модели в виде числового выражения, уравнения, неравенства).
В методике работы над текстовой задачей, как правило, выделяют четыре основных этапа:
I. Анализ условия и требования задачи.
II. Поиск способа решения задачи.
III. Осуществление плана, оформление задачи.
IV. Анализ проведенного решения.
4) Выполнить задания контрольной работы, отобрав актуальный, практико-ориентированный материал.
Вариант определяется по порядковому номеру в журнале или по сумме двух последних цифр шифра (номера зачетной книжки) студента.
Требования к оформлению контрольных работ:
При заочной форме обучения контрольные работы являются основной формой межсессионного контроля студенческих знаний. Оформление работы должно соответствовать требованиям нормативных документов.
Оформляется контрольная работа в соответствии с требованиями.
Первый лист – титульный.
Второй лист - оглавление с указанием страниц.
Вариант задания, перечень вопросов из Вашего варианта.
Заканчивается контрольная работа списком использованной литературы.
Все листы нумеруются, начиная со второго листа.
План оформления контрольной работы
1. Титульный лист выполняется по образцу (см. сайт ГАПОУ СО «ЭКПТ» - https://ekpt64.profiedu.ru/). Содержание контрольной работы составляется в соответствии с заданием и указанием страниц.
2. На титульном листе укажите дисциплину, тему, свою фамилию, имя, отчество, специальность.
3. Объем работы – 15-20 страниц.
4. Текст контрольной работы оформляется на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А-4 (210х297 мм) без рамки. Страницы текста нумеруются арабскими цифрами снизу с правой стороны, на расстоянии 5-10 мм от нижнего края начиная с третьей страницы, где дается текст. Титульный лист и страница, на которой расположен план содержания, не нумеруются, но принимаются за первую и вторую страницу.
5. Шрифт - Times New Roman - 14. Интервал 1,5. Абзац – отступ 1,25. Поля: верхнее, нижнее, правое - 1см; левое - 2см.
6. Контрольную работу следует выполнять строго по своему варианту.
7. Ответы на вопросы должны быть развёрнутыми, чёткими по изложению. Отвечать на вопросы конкретно, логично, по теме, с выводами и обобщениями.
8. Ответы давать в той последовательности, в какой дают вопросы.
9. В конце контрольной работы необходимо указать список использованных источников (литературу и интернет-источники).
Темы для написания контрольной работы
Номер вари-анта |
Вопрос |
Содержание |
Краткие методические пояснения |
1
|
1 |
Теория и методика математического развития как наука. Содержание понятия «Математическое развитие». Предмет учебной дисциплины. |
Необходимо раскрыть задачи теории и методики математического развития. Рассмотреть структуру и содержание понятия «Математическое развитие», охарактеризовать содержание предмета учебной дисциплины: арифметический, геометрический материал, величины, их взаимосвязь, раскрыть особенности современного занятия. В тесной взаимосвязи с задачами, структурой и содержанием предметом учебной дисциплины раскрыть возможные пути формирования математических знаний, умений, навыков, развития математического мышления дошкольников. |
2 |
Программа как документ, определяющий задачи и содержание работы, анализ еѐ построения. |
Необходимо обосновать роль задач программы как документа, её содержания и анализ построения путем наглядности при обучении математике в детском саду, привести перечень учебно-наглядных пособий и описать методику работы с ними при изучении раскрыть возможности сочетания слова педагога и средств наглядности. |
|
3 |
Ознакомление с количественным и порядковым значением числа. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений со старшей группой детского сада необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
2 |
1 |
Связь методики математического развития с другими науками: психологией, педагогикой и другими науками. |
Необходимо раскрыть задачи взаимосвязи методики математического развития с другими науками (психологией, педагогикой и т.п.). Рассмотреть структуру и содержание этих наук в отношении теории и методики математического развития. |
2 |
Роль практических методов: игра, упражнения, моделирование, элементарные опыты, экспериментирование. |
Необходимо охарактеризовать экспериментальное исследование по проблеме совершенствования содержания и методов обучения в детском саду. Раскрыть роль практических методов в развитии элементарных математических представлений у детей. |
|
3 |
Знакомство с цифрами и монетами. |
· Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений с подготовительной к школе группой детского сада необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
3 |
1 |
Значение формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. |
Необходимо творчески подойти к раскрытию вопроса, описать психолого-педагогические возможности детей дошкольного возраста, методику их обучения с учетом особенностей возраста. |
2 |
Дидактический наглядный материал как средство активизации познавательной деятельности. |
Необходимо осветить проблемы активизации познавательной деятельности дошкольников в педагогической, психологической и методической литературе, описать приемы повышения их познавательной активности при усвоении материала (использование наглядности, дидактических игр, занимательных упражнений, индивидуальной работы, технических средств и др.), методику проведения дидактических игр и эффективность использования их на занятиях по математике. |
|
3 |
Ознакомление с составом числа из единиц и двух меньших чисел. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений со старшей группой детского сада необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
4 |
1 |
Задачи обучения детей математике в дошкольном учреждении. |
Необходимо раскрыть задачи обучения математике в детском саду, рассмотреть структуру и содержание программ по математике, охарактеризовать содержание курса: арифметический, геометрический материал, величины, их взаимосвязь, раскрыть особенности современного занятия. В тесной взаимосвязи с задачами, структурой и содержанием дошкольного обучения математике раскрыть возможные пути формирования математических знаний, умений, навыков, развития математического мышления дошкольников на занятиях по математике средствами, имеющимися в дошкольном образовании. |
2 |
Формы организации работы. |
Необходимо изложить специфические особенности занятия по математике и других форм организации обучения математике. |
|
3 |
Обучение детей решению текстовых задач. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений с подготовительной к школе группой детского сада необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
5 |
1 |
История развития методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. |
Необходимо обосновать роль и возможности математики в истории развития её методики по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, описать методы и приемы активизации мышления дошкольников на разных временных отрезках последнего столетия. |
2 |
Совместная организованная деятельность воспитателя и детей. |
Необходимо изложить специфические особенности занятия и других форм организации обучения математике. |
|
3 |
Знакомство со знаками «<, >, + , -, =» |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений с подготовительной к школе группой детского сада необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
6 |
1 |
Основные этапы развития методики формирования математических представлений и их характеристика. |
Необходимо назвать основные этапы развития методики формирования математических представлений, описать их характеристику, используя методы и приемы активизации мышления дошкольников. |
2 |
Занятие как форма организации работы, типы занятий и структура. |
Необходимо изложить специфические особенности занятия как формы организации работы, обозначить их типы и раскрыть структуру. |
|
3 |
Развитие представлений о величине и способах еѐ измерения. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений с подготовительной к школе группой детского сада необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
7 |
1 |
Роль педагогов-исследователей в развитии методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. |
Необходимо обосновать роль педагогов-исследователей в развитии методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, описать их методы и приемы активизации мышления дошкольников на разных временных отрезках последнего столетия. |
2 |
Организованная деятельность в специально созданной предметно-игровой среде. |
Необходимо описать методику организованной деятельности в специально созданной предметно-игровой среде, использования её в дошкольной практике. Раскрыть её особенности, одной из которых является то, что взрослым необходимо помогать обнаружить проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес, тем самым обучая предоставить ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями, умениями и навыками окружающего мира. |
|
3 |
Развитие у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений со старшей группой детского сада необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
8 |
1 |
Исследование проблем математического развития детей. |
Необходимо раскрыть проблемные задачи обучения математике в детском саду, рассмотреть структуру и содержание программ по математике, охарактеризовать их содержание: арифметический, геометрический материал, величины, их взаимосвязь, раскрыть особенности современного занятия. В тесной взаимосвязи с задачами, структурой и содержанием дошкольного обучения математике раскрыть возможные пути решения проблем по усвоению математических знаний, умений, навыков, развития математического мышления дошкольников. |
2 |
Самостоятельная деятельность детей. |
Необходимо описать метод самостоятельной деятельности на занятиях по математике, раскрыть значение самостоятельной деятельности в процессе обучения и перечислить основные виды самостоятельной деятельности (по дидактическим целям, характеру деятельности дошкольников, способам организации). |
|
3 |
Формирование обобщающих понятий: треугольники, четырехугольники, многоугольники. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений со старшей группой детского сада необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
9 |
1 |
Современное состояние теории и методики математического развития. |
Необходимо творчески подойти к раскрытию вопроса, описать современное состояние теории и методики математического развития, его педагогические возможности обучения детей с учетом особенностей их возраста. |
2 |
Интеграция разных видов деятельности. |
Необходимо показать методику интеграции разных видов деятельности (игра, рисование, драматизация, конструирование и т.д.) и их роль в усвоении дошкольниками изучаемого программного материала. |
|
3 |
Задачи по формированию пространственных представлений. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений со старшей группой детского сада необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
10 |
1 |
Современные проблемы методики математического развития дошкольников. |
Необходимо раскрыть проблемные задачи обучения математике в детском саду, рассмотреть структуру и содержание программ по математике, охарактеризовать их содержание: арифметический, геометрический материал, величины, их взаимосвязь, раскрыть особенности современного занятия. В тесной взаимосвязи с задачами, структурой и содержанием дошкольного обучения математике раскрыть возможные пути решения проблем по усвоению математических знаний, умений, навыков, развития математического мышления дошкольников. |
2 |
Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста. |
Необходимо показать важность обучения различным приемам усвоения при формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста, описать методику формирования навыков устных вычислений, использование различных приемов усвоения материала. |
|
3 |
Знакомство с частями суток, понятиями «сутки», «сегодня», «завтра», «вчера», днями недели, месяцами, временами года. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений со старшей группой детского сада необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
11 |
1 |
Реализация идеи личностно–ориентированного подхода к развитию и воспитанию детей. |
Необходимо творчески подойти к раскрытию вопроса, описать возможности реализации идеи личностно-ориентированного подхода к развитию и воспитанию детей, методику их обучения с учетом особенностей возраста. |
2 |
Особенности восприятия множества детьми раннего возраста, исследование В.В.Даниловой. |
Необходимо охарактеризовать исследование В.В. Даниловой по особенностям восприятия множества детьми раннего возраста, по проблеме совершенствования содержания и методов обучения в математике в детском саду: группы ученых под руководством В.В. Даниловой. |
|
3 |
Совершенствование представлений о множестве в среднем и старшем дошкольном возрасте, выполнение операций над множествами (объединение, классификация, упорядочивание, дополнение). |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений с детьми старшего и среднего возраста необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
12 |
1 |
Интеллектуальное развитие детей в процессе формирования математических представлений. |
Необходимо творчески подойти к раскрытию вопроса, описать важнейшие составные части интеллектуального развития детей в процессе формирования математических представлений (сенсорный опыт, восприятие, внимание, память, воображение, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому). |
2 |
Развитие представлений о множестве у дошкольников. |
Необходимо охарактеризовать исследования ученых по развитию представлений о множестве у дошкольников, по проблеме совершенствования содержания и методов обучения в математике в детском саду: группа ученых (Ф.Н. Блехер, А. М. Леушина, П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиева). |
|
3 |
Обучение приёмам счета, отсчитывания и пересчитывания предметов. Счет по образцу и названному числу. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений с детьми старшего возраста необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
13 |
1 |
Интеграция процесса обучения дошкольников. |
Необходимо показать методику интеграции процесса обучения дошкольников через объединение разных видов деятельности (игра, рисование, драматизация, конструирование и т.д.) и их роль в усвоении дошкольниками изучаемого программного материала. |
2 |
Ознакомление со способами сравнения групп предметов по количеству, понимание отношений равенства и неравенства. |
Необходимо показать важность обучения различным приемам усвоения при ознакомлении со способами сравнения групп предметов по количеству, понимание отношений равенства и неравенства, описать методику формирования навыков устных вычислений, использование различных приемов усвоения материала. |
|
3 |
Овладение методикой обучения решению арифметических задач. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений с детьми старшего возраста необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
14 |
1 |
Содержание непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). |
Необходимо раскрыть задачи содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Рассмотреть структуру и содержание понятия «Математическое развитие» в детском саду. В тесной взаимосвязи с начальным обучением, с задачами, структурой и содержанием предмета учебной дисциплины раскрыть возможные пути формирования математических знаний, умений, навыков, развития математического мышления детей (дошкольного и начального звена). |
2 |
Формирование у дошкольников счетной деятельности и представлений о числе. |
Необходимо показать важность обучения различным приемам усвоения при формировании у дошкольников счетной деятельности и представлений о числе, описать методику формирования навыков устных вычислений, использование различных приемов усвоения материала. |
|
3 |
Обучение детей составлению групп предметов и выделению одного предмета из группы. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений с детьми старшего возраста необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
|
15 |
1 |
Общедидактические основы организации работы по математическому развитию детей в дошкольных учреждениях. |
Необходимо осветить проблемы закладывания основ общей дидактики при организации работы по математическому развитию детей в дошкольных учреждениях, активизации их познавательной деятельности в педагогической, психологической и методической литературе. Описать приемы повышения познавательной активности дошкольников при усвоении материала (использование наглядности, дидактических игр (методику их проведения и эффективность использования их на занятиях по математике), занимательных упражнений, индивидуальной работы, технических средств и др.). |
2 |
Счет с участием различных анализаторов. |
Необходимо описать методику усвоения детьми счёта с участием различных анализаторов, ускорения перехода от восприятия конкретного множества к понятию числа. Показать методику ознакомления детей с цифрами одновременно с обучением счету (дети узнают, что любое число может быть не только названо, но и записано), Раскрыть возможные пути формирования математических знаний (умения распознать, сколько каких предметов, не обязательно их иметь и считать, достаточно увидеть специальный знак). |
|
3 |
Развитие умения составлять пары предметов, понимать отношения «целое и часть» при разбиении множества на подмножества, устанавливать отношения между частями множества. |
Необходимо описать методику работы над конкретными заданиями (игровыми упражнениями) из «Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (см. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Т.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2016 г. – 160 стр.). При выборе задания (игрового упражнения) для работы над развитием элементарных математических представлений с детьми старшего возраста необходимо соотносить выбранный материал, опираясь на возраст детей (не менее 2 игровых упражнений). |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.