Проект создания «Школьной службы примирения (медиации)» на базе МБОУ СОШ № 143
Актуальность. Наша школа вступила в проект создания «школьной службы примирения» в 2014 году и стала базовой площадкой по развитию данного направления деятельности.
Начиная с 2012 года, был принят ряд нормативно-правовых документов:
· «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
· План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы;
· «Рекомендации по организации служб школьной медиации» (30.10.2013 г.)
· «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» (30.07.2014 г.)
В соответствии с перечисленными документами, такие службы должны появиться в каждом регионе страны и в каждом образовательном учреждении.
Начиная работу в проекте, мы задумались над вопросом, что же такое «Школьная служба примирения» (ШСП), и действительно ли она нужна в образовательном учреждении?
Оказывается, нужна. Находясь в школьном коллективе, мы видим, что количество школьных конфликтов растет. Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, учениками и учителями. Но самое страшное - это конфликты в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации, дети проявляют агрессию, конфронтацию, противоправные действия. Все это перерастает в перераспределение и завоевание власти и статуса, борьбу за свое место в коллективе и стремление действовать безнаказанно, и становится способом самоутверждения. В то же время конфликты являются своего рода бизнесом для части подростков, которые провоцируют «стрелки», снимают их на видео и шантажируют ими, и даже организуют ставки на участников драки.
В нашей школе таких острых проблем нет, но более мелкие локальные конфликты возникают. При этом их решению уделяется мало внимания. Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения.
«Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов». Она создает условия «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся».
Создание такой модели может помочь не только в профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся, но и в создании благоприятного психологического климата образовательного учреждения. «Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника — школьного медиатора».
Цели и задачи:
Целью является изучение закономерностей организации и применения медиации как самостоятельного способа решения конфликтов и интеграция ее в деятельность образовательной организации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Анализ основных направлений работы со школьными конфликтами при помощи технологии медиации;
2) Используя методы диагностики конфликтности, выявить ее уровень в образовательной организации до и после внедрения ШСП;
3) Разработка проекта внедрения «Школьной службы примирения (медиации)» в деятельность образовательной организации;
4) Апробировать и проверить эффективность работы «Школьной службы примирения (медиации)».
Содержание проекта
Наша деятельность в рамках данного направления регламентируется Законами Российской Федерации и региональными документами.
«Школьная служба примирения (медиации)» рассматривается нами как педагогическое и детское объединение. Работает она параллельно с «Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». У этих структурных подразделений образовательного учреждения разные функции. Комиссия может принимать решения о дисциплинарном взыскании, которое обязательно к исполнению. А «Школьная служба примирения (медиации)» ориентирована на восстановительные практики, результатом которых становится выработка сторонами решений и их самостоятельное и добровольное исполнение. Данный принцип зафиксирован в «Стандартах восстановительной медиации». Важно отметить, что «Школьная служба примирения (медиации) не проводит расследования по конфликтным делам, а действует только на принципе добровольности. При этом результаты работы службы могут быть учтены комиссией при вынесении решения. Либо Комиссия может направлять заявки в «Школьную службу примирения (медиации)».
Основой работы служб примирения является восстановительная медиация.
Создание школьного детского объединения детей-медиаторов соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, так как оно ориентировано на развитие личности выпускника: «…формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах».
Изучив выше перечисленные нормативно-правовые документы, администрацией школы было принято решение о создании «Школьной службы примирения (медиации), подписан приказ об утверждении состава участников, разработана модель внедрения «Школьной службы примирения (медиации)» в практику образовательного учреждения.
Модель внедрения «Школьной службы примирения (медиации)»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||||||||
Этап целеполагания |
Задача администрации: Определить наиболее эффективную модель работы школьной службы медиации. Определить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении. Раскрыть нормативно-правовое обоснование работы службы по взаимодействию с другими структурами. Определить этапы деятельности службы. |
|
Цель: проработать модель создания школьной службы урегулирования конфликтов в образовательной системе; реализовать разработку организационно-методологического, нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения его работы.
|
|
Задача педагогов: Определить формы, методы и принципы построения работы медиатора службы со сторонами конфликта в образовательной системе. Определить наиболее эффективные методики психодиагностики межличностных отношений конфликтующих сторон образовательного процесса, варианты разрешения конфликта. Проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе.
|
||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Способы организации целеполагания ü Изучение документации по созданию школьной службы медиации ü Изучение опыта других организаций ü Проведение круглых столов, бесед, брифингов, дискуссий для выявления степени полезности создания модели ü Проведение круглых столов для родителей и обучающихся с целью привлечения их к данной работе ü Проведение занятий с учащимися с целью ознакомления с целями и задачами медиации |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Результат этапа целеполагания: осмысление целей и задач школьной службы медиации, привлечение к участию родителей и учащихся |
|||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
Этап планирования |
Первый этап — провести анализ и изучить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении. Определить нормативно-правовую базу работы школьного медиатора. |
|
Второй этап — организовать взаимодействие службы с центрами города работающими в этом направлении.
|
|
Третий этап — обеспечить потребности образовательного учреждения в работе профессионального школьного медиатора с целью достижения положительной и устойчивой динамики разрешения конфликтов. Разработать методическое пособие «Школьная медиация».
|
||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Алгоритм создания ШСП: · разработка и реализация проекта создания ШСП; · разработка и принятие документов, обеспечивающих функционирование и развитие ШСП; · формирование команды инициаторов и освоение ими навыков ведущих программ примирения на базе концепции восстановительной медиации; · разработка формы по сбору информации, мониторингу и оценке; · анализ деятельности и корректировка, определение путей развития. |
|||||||||||||||||||
Структура и организация деятельности. Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними. Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители. |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Результат этапа планирования: создание школьной службы медиации |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Этап реализации |
Примерный перечень документация ШСП: приказ директора школы о создании Школьной службы примирения; Положение о службе; должностная инструкция куратора службы; формы обращений в ШСП, отчетов; журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций; кодекс сотрудничества членов ШСП; информационные листы о работе ШСП; программа сопровождения учащихся ШСП; программа занятий; план работы (на неделю).
|
|
Основная задача: Создание модели школьной службы медиации |
|
Возможные подходы 1.Профилактический подход. ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. 2.Воспитательный (педагогический) подход. Создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству. |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Основные формы работы 1.Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. 2.Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Результат этапа реализации: функционирующая модель школьной службы медиации |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Этап рефлексии |
Задача администрации: анализ всей проделанной работы, сопоставление конечных результатов (материальный, визуальный и педагогический) своей деятельности с намеченной целью |
|
Основная задача: сопоставление конечного результата деятельности с намеченной целью |
|
Задача педагогов: рассказать об этапах своей деятельности, сделать анализ и оценку своей работе, выслушивать мнение о ней педагога и сверстников |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Способы организации этапа рефлексии ü саморефлексия → коллективная рефлексия |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Результат этапа рефлексии: общественное признание состоятельности (успешности, результативности) |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Этап коррекции |
Задача администрации: содействие в определении способов коррекции |
|
Основная задача: сделать выводы о проделанной работе и взять на заметку ошибки |
|
Задача педагогов: определить материал, нуждающийся в коррекции и отобрать способы корректировки действий и качества выполнения последовательно с ним |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Способы организации этапа коррекции ü «банк идей»; ü вопросы разного характера, ü беседа, ü и т.д. |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Результат этапа коррекции: внедрение в жизнь модели школьной службы медиации |
|||||||||||||||||||
Были приняты «Функциональные обязанности» куратора «Школьной службы примирения (медиации)», утверждено положение о «Школьной службы примирения (медиации)», приказ об утверждении состава участников «Школьной службы примирения (медиации) (Приложение 1). В положении прописаны принципы работы ШСП, порядок формирования участников службы примирения, порядок работы медиатора, организация деятельности ШСП. Создан клуб медиаторов, в котором проводятся регулярные встречи команды «Школьной службы примирения (медиации)». Программа занятий рассчитана на 34 учебных часа. Встречи проводятся один раз в неделю в течение 1 часа.
При заполнении форм мониторинга мы руководствуемся Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных», получаем согласие родителей или законных представителей несовершеннолетних на использование, обработку и хранение персональных данных.
При возникновении конфликта в
школе, каждый, кто стал свидетелем или участником может обратиться в ШСП.
Работа ШСП начинается с заявки
(Приложение 2). Ее могут заполнять любые лица, имеющие обращение: учащиеся,
классные руководители, педагоги, свидетели, родители, администрация. В заявке
указывается, когда и где произошла ситуация, описываются события и их
последствия, дается информация об участниках конфликта, высказывается просьба,
выставляется дата обращения и ставится подпись заинтересованного лица.
Каждый конфликт регистрируется «Школьной службой примирения» в журнале регистрации, где заполняется регистрационная карточка.
По ходу проведения процедуры ведется протокол. Поясним, что по возможности необходимо вести протоколы всех бесед. Если участники конфликта отказываются говорить, когда за ними ведется запись, то разговор не протоколируется. Чтобы не вызывать отторжение ведением протокола, можно пояснит, что он нужен для того, чтобы медиатор ни о чем не забыл и ничего не упустил из внимания и подчеркнуть, что диалог носит конфиденциальный характер. В конце процедуры примирения оформляется примирительный договор (Приложение 3).
По итогам работы медиатор оформляет отчет по программе, проводится анализ работы ведущего. Такой анализ может осуществляться в форме обсуждения на круглом столе или в любой другой форме. При этом важно соблюдать принцип конфиденциальности. На обсуждение выносится ход работы, что удалось ведущему, в чем были затруднения, была ли соблюдена процедура медиации, какие приемы и техники использовались, какой результат достигнут. Такой анализ является важным для последующего развития навыков медиатора, повышения его профессионализма.
Информация о сайте проекта
Информация о проекте доведена до сведения учащихся на классных часах, и до родителей на родительском собрании, а так же размещена на школьном сайте. Данный материал был опубликован в сборнике материалов ЦНС ИНТЕРАКТИВ плюс «Второй Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика 21 века: теория, практика и перспективы» (Чебоксары), web-публикация http://учительский., сайт и на сайте infourok.ru.
Создание школьных служб примирения (ШСП) позволяет:
- снизить уровень конфликтности в школе, что приведет к устранению причин противоправного поведения школьников;
- обучить членов школьного сообщества новой восстановительной практике выстраивания отношений и реагирования в конфликтных ситуациях, что содействует декриминализации подростковой среды;
- создать условия для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды.
Целевая аудитория. В проекте могут участвовать все участники образовательных отношений: родители, обучающиеся, педагоги. В практике нашей образовательной организации в «Школьную службу примирения (медиации)» входят: учащиеся 7 – 11 классов, прошедшие обучение по проведению примирительных программ; руководитель службы, педагог-психолог, занимающийся подготовкой учащихся к ситуации разрешения конфликта.
Набор учащихся осуществляется на добровольной основе, то есть те учащиеся, которые разделяют принципы восстановительного подхода и желают заниматься данной деятельностью. Заметим, что не все учащиеся проводят процедуру медиации, есть дети, которые выполняют сопровождающие функции: выпуск газеты, изготовление буклетов, распространение идей восстановительного правосудия, создание презентаций и так далее.
По итогам года проводится анализ эффективности работы службы в соответствии с данными критериями, приведенными в таблице.
критерий |
эффективность |
Соотнесение результатов работы с поставленными целями и задачами на учебный год; |
Поставленные задачи выполнены |
определение типов ситуаций, с которыми служба работала в течение года |
Определены: межличностные конфликты на уровне ученик-ученик |
Анализ количества и качества проведенных за год программ |
Проведено 3 процедуры в течение учебного года |
анализ работы по программам и самоанализ медиаторов; |
Анализ работы проводится на круглых столах в сообществе медиаторов школы |
анализ количества и качества проведенных информационных мероприятий для учащихся и родителей |
Данные мониторинга предоставляются администрации и руководящей организации. Педагогический коллектив информируется об итогах работы. Ставятся цели и задачи на следующий период (учебный год). Выстраивается перспективный план работы, который согласовывается с администрацией образовательного учреждения. |
оценка количества работающих специалистов; |
12 учащихся и три педагога |
поддержка педагогическим коллективом, администрацией и учащимися; |
Поддерживается коллективом, администрацией и учащимися |
взаимодействие со структурными подразделениями образовательного учреждения и специалистами за пределами образовательного учреждения |
Взаимодействие с конфликтной комиссией школы, центром МУ «Диалог» |
ведение документации |
ведется |
соответствие стандартам и принципам восстановительного подхода |
соответствует |
Список литературы
1. Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. – 2001. № 1. – с. 14.
2. Третейский суд – 2009. №6 – с. 16-22.
3. Насырова Е. И., Стернин И. А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. – 2007. № 1- с. 10
4. Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.
5. Коновалов Ю. А. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru» № 3, 2014.
6. Максудов Р., Коновалов А. Школьная служба примирения. Идея и технология. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009 г.
7. Традиционные практики урегулирования конфликтов/ Материалы ежегодного семинара 2010 – 2014 гг. (сборник). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. Составитель Антон Коновалов.
8. Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. Составитель Антон Коновалов.
9. Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство \ Сборник материалов \ Сост. Л. М. Карнозова – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2015.
10.
Концепция развития до 2017 года
сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в
отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не
достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской
Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г.
№ 1430-р)
11. Востановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития. \\ Сборник материалов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013. Коновалов А. Ю. Статья «Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в системе образования».
12. Стандарты восстановительной медиации. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.
13. Коновалов А. Ю. Методические рекомендации по созданию и поддержке школьных служб примирения. www.школьные-службы-примирения.рф
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.