МЕХАНИЗМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫХ) РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.9

МЕХАНИЗМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫХ) РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
1 кл—4 кл
31.01.2020
МЕХАНИЗМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫХ) РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье раскрыты особенности оценки метапредметных результатов учащихся начальных классов
МЕХАНИЗМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ.docx

МЕХАНИЗМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫХ) РЕЗУЛЬТАТОВ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Автор: Анцыбор Вера Алексеевна.

Должность: учитель начальных классов.

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.И.Кондратенко посёлка Молодёжного муниципального образования Белореченский район.

Направленность: учебная деятельность.

Возраст: 1-4 класс.

 

Принципиальным отличием стандартов нового поколения явля­ется их ориентация на достижение не только предметных образова­тельных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной дея­тельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятель­ности на всех этапах дальнейшего образования.

Каким должен быть выпускник школы? Этот вопрос сегодня волнует каждого учителя, неравнодушного к своей профессии. От со­временного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить перед собой задачи и достигать намеченных целей. Главный результат модернизации школы - это дать детям воз­можность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высо­котехнологичном конкурентном мире. В новом федеральном государ­ственном образовательном стандарте результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения. Наряду с предметными выде­ляют личностные - это готовность и способность обучающегося к са­моразвитию, сформированность мотивации к обучению, ценностно­смысловые, социальные компетенции, сформированность основ гра­жданской идентичности. Метапредметные - освоение обучающимися универсальными учебными действиями, обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Прежний - традиционный подход в образовании предполагает в основном передачу знаний, теперь же целью является научить ребен­ка самому добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний. Никто не отрицает важность знания, но главное внимание уделяется умению самостоятельно получить и использовать эти знания. Изучение мною существующих учебников второго поколения для начальной школы позволило сделать выводы о том, что успешное выполнение любого предложенного в учебнике за­дания предполагает использование учащимися дополнительных ис­точников информации, таких как энциклопедии, справочники, слова­ри. Таким образом, уже с первого класса ребенок учится самостоя­тельно добывать и применять знания.

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее ярко проявляется при переходе учащихся из начальной школы на среднюю ступень обучения и из среднего звена в старшее. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет жела­ния учиться». Одной из причин снижения мотивации служит неуме­ние учащегося работать с постоянно возрастающим объемом инфор­мации, которую необходимо освоить, выделением главного из обилия информации, систематизации и представлении информации, отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, непонимание для чего это необходимо. В результате чего у учащегося возникает состояние психологического дискомфорта и желание избежать, отгородиться от факторов его вызывающих. Как ре­зультат - невыполнение заданий, снижение качества знаний по предме­ту. Именно метапредметные результаты являются мостами, связываю­щими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы дея­тельности - познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт ос­новных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основным объектом оценки метапредметных ре­зультатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуника­тивных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умствен­ных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познава­тельную; умение планировать собственную деятельность в соответст­вии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать сред­ства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои дей­ствия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обу­чении;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выде­ление существенной информации из различных информационных ис­точников;

- умение использовать знако-символические средства для соз­дания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учеб­но-познавательных и практических задач;

- логические операции сравнения, анализа, обобщения, клас­сификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесе­ния к известным понятиям;

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при реше­нии учебных проблем. Принимать на себя ответственность за резуль­таты своих действий.

Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с при­родой универсальных действий. В силу своей природы, являясь, ори­ентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

Достижение метапредметных результатов можно проверить в ре­зультате выполнения специально сконструированных диагностиче­ских задач, направленных на оценку уровня сформированности кон­кретного вида УУД.

Также достижение метапредметных результатов можно рассмат­ривать, как инструментальную основу и как условие успешности вы­полнения учебных и учебно - практических задач средствами учеб­ных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окру­жающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и ре­гулятивных действий учащихся. И наконец, достижение метапред- метных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе (итоговая комплекс­ная работа по итогам года в каждом классе).

Таким образом, оценка метапредметных результатов может про­водиться в ходе различных процедур.

Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Напри­мер, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, ко­ординировать свои действия с партнёрами и т.д.

В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфо­лио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога, может быть, оценено и достижение таких действий.

Начальное образование предполагает развитие способности уча­щегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступ­ки. Так в начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятель­ности детей младшего школьного возраста:

- Умение учиться и способность к организации своей деятельно­сти (планирование, контроль, оценка):

                  способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

                  умение действовать по плану и планировать свою деятель­ность;

                  преодоление импульсивности, непроизвольности;

                  умение контролировать процесс и результаты своей дея­тельности, включая осуществление предвосхищающего;

                  контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

                  умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

                  умение различать объективную трудность задачи и субъек­тивную сложность;

                  умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

- Формирование целеустремленности и настойчивости в дости­жении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

                  целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

                  готовность к преодолению трудностей, формирование уста­новки на поиск способов разрешения трудностей;

                  формирование основ оптимистического восприятия. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит

сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и непер- сонифицированный

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с при­родой универсальных учебных действий. Достижение метапредмет-ных результатов обеспечивается за счет основных компонентов обра­зовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.).

Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы на­чальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их действительно уни­версального характера. Их специфика предполагает активное взаимо­действие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения.

Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практи­кующих обмен мнениями, дискуссию, диалог, занимает «Литератур­ное чтение». Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собесед­ника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выра­жать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от невер­ных доводов, принимать позицию собеседника.

Также на страницах учебника «Окружающий мир» часто встре­чаются такие задания, как «подготовь рассказ.», «опиши устно.», «объясни.» и т. д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке).

Между тем, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому - то (и может различаться в зависимо­сти от того, к кому он обращен), описание или объяснение также те­ряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Во всяком слу­чае, для младших школьников здесь необходимо реальное социальное опосредствование. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны вы­работать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер дея­тельности детей, устранит тягостную для них искусственность необ­ходимости «рассказывать самому себе».

Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, найти рацио­нальный способ решения математической задачи, составление описа­ния, дать характеристику персонажу. — показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и да­же поощряются их коммуникативные действия. Дети могут совето­ваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать. Эмоцио­нально положительное отношение учащихся к этой работе резко по­вышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение зна­ний, формирование умений, образа мира и основных видов компетен­ций учащегося, в том числе социальной и личностной. Таким обра­зом, оценка метапредметных результатов может проводиться различ­ным образом. Например, в итоговые проверочные работы по предме­там или в комплексные работы на межпредметной основе целесооб­разно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформирован- ности большинства познавательных учебных действий и навыков ра­боты с информацией, а также опосредованную оценку сформирован- ности ряда коммуникативных и регулятивных действий. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени началь­ного общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

- решение задач творческого и поискового характера;

- учебное проектирование;

- итоговые проверочные работы;

- комплексные работы на межпредметной основе;

- мониторинг сформированности основных учебных умений.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных

результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио.

Также в нашем образовательном учреждении мы разработали технологические карты с целью получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации фе­деральных государственных стандартов нового поколения. Разработ­ка технологических карт позволила решать следующие задачи:

                  отработка механизмов сбора информации об уровне сфор­мированности УУД;

                  выявление и анализ факторов, способствующих формиро­ванию УУД;

                  апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

                  формирование банка методических материалов для органи­зации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

                  разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступе­ни образования.

В качестве диагностических ориентиров мы использовали сбор информации, собеседование, педагогическое наблюдение, педагоги­ческий анализ, психологическую диагностику, тестирование. Техно­логическая карта уровня сформированности УУД содержит следую­щие разделы:

                  вид УУД;

                  нормативные показатели;

                  класс;

                  уровни сформированности;

                  рекомендации для педагогов в соответствии с выявленны­ми уровнями;

                   диагностические ориентиры для педагога;

                   диагностические ориентиры для психолога.

При определении диагностических ориентиров, мы воспользова­лись возможностями карты наблюдений за учащимся в критериаль­ных учебных ситуациях, которая была разработана в нашем образова­тельным учреждении в рамках опытно-экспериментальной работы «Проектирование образовательного процесса на основе изучения ин­дивидуально-типологических особенностей учащихся». Изучение личностных характеристик учащегося в критериальных учебных си­туациях может предполагать:

                  анализ поведения учащегося при выполнении монотонной работы;

                  определение реакции ученика на оценку его деятельности учителем;

                  анализ поведения учащегося при выполнении диагности­ческих работ;

                  анализ поведения учащегося при организации учителем групповой работы;

                  анализ выборов учащихся при предъявлении заданий раз­ного уровня.

Разработанные нами рекомендации для педагогов являются ори­ентирами при проектировании индивидуальной образовательной тра­ектории учащихся и позволяют адресно работать с каждым учащимся. В системе мониторинга результативности формирования УУД млад­ших школьников основным субъектом оценивания является учитель, а педагог-психолог создаёт условия для социально-оценочных ситуа­ций, принимает участие в разработке диагностических карт, оценива­ет социально-психологический комфорт образовательного простран­ства, формулирует проблемные ситуации и проектные задачи.

Неперсонифицированная оценка личностных результатов учени­ков свою очередь подразумевает работу психолога и включает три основных компонента:

- характеристику достижений и положительных качеств учащегося;

- определение приоритетных задач и направлений личност­ного развития с учетом, как достижений, так и психологических про­блем ребенка;

- систему психолого-педагогических рекомендаций, при­званных обеспечить успешную реализацию развивающих и профи­лактических задач развития. Характеристика достижений и положи­тельных качеств учащихся отражается в портфолио ученика.

Приоритетные задачи и направления личностного роста психолог и учитель определяют в ходе повседневных наблюдений, в специаль­но организованных социально-диагностических ситуациях и психоло­гических игр.

На I ступени обучения в нашем образовательном учреждении проводятся следующие психологические игры сюжетного характера, имеющие диагностическую и развивающую направленность.

Так игра «Заколдованное сердце» направлено на диагностику и развитие внутригрупповых отношений:

- умение работать в группах по заданию;

- диагностику и развитие эмоциональных отношений как внутри класса, так и между детьми и учителем;

- диагностику статусного положения детей в группе.

Также очень нравится учащимся проектная игра «С днём рожде­ния коллектив» для эффективного группового взаимодействия, в ходе которого происходит диагностика и развитие:

- способности к самоконтролю в социальной ситуации;

- критичности к себе и другим;

- способности анализировать свои действия;

- способность работать в группе.

- развитие внутрисемейных и внутриклассных отношений.

Эта психологическая игра содействует сплочению детского - ро­дительского коллектива, созданию положительного эмоционального настроя. Проводится в первом классе.

В конце 4 класса проводится игра «Впереди у нас 5 класс» с це­лью выявления уровня психологической готовности на этапе перехо­да из начального в среднее звено.

Задачи игры:

- диагностика социальной зрелости, умения выстраивать от­ношения со сверстниками;

- диагностика мотивационной сферы, отношения к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений, уме­ния занять ответственную позицию школьника;

- создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимо­помощи и взаимоподдержки;

- прояснение ожиданий и тревог, связанных с переходом в среднюю школу.

Информация мониторинга может быть использована учителем для того, чтобы:

- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы;

- создать психолого-педагогические предпосылки для разви­тия универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные ре­зультаты;

- осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;

- спланировать индивидуальную педагогическую работу с детьми.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает форми­рование психологических новообразований и способностей учащего­ся, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

Разработанная нами программа мониторинга уровня сформиро- ванности УУД позволит избежать стихийности формирования мета- предметных результатов при введении ФГОС.

Список литературы

                  Федеральный общеобразовательный стандарт начального об­щего образования.

                  Словарь-справочник по педагогике [Текст] / сост. В. А. Миже- риков ; под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2004. - С. 197.

                  Как проектировать универсальные учебные действия в началь­ной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] /

А.Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение,

- - 151 с.

                  Модель системы оценки результатов освоения общеобразова­тельных программ [Текст] / Г.С. Ковалева [и др.].

                  Федорова, С.Ш. Технология присвоения метазнаний [Элек­тронный ресурс] / С.Ш. Федорова. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/100689/.

                  Фоменко, И.А. Создание системы формирования нового со­держания образования на основе принципов метапредметности [Элек­тронный ресурс] / И.А. Фоменко. - Режим доступа: /fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

                  Хуторской, А.В. Эвристический тип образования: результаты научно - практического исследования [Текст] / А.В. Хуторской // Пе­дагогика. - 1999. - №7. - С. 15 - 22.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕХАНИЗМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМА

МЕХАНИЗМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМА

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее ярко проявляется при переходе учащихся из…

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее ярко проявляется при переходе учащихся из…

Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться

Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться

Формирование целеустремленности и настойчивости в дости­жении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: — целеустремленность и настойчивость в достижении целей; — готовность к преодолению трудностей,…

Формирование целеустремленности и настойчивости в дости­жении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: — целеустремленность и настойчивость в достижении целей; — готовность к преодолению трудностей,…

Между тем, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому - то (и может различаться в зависимо­сти от того, к кому он обращен),…

Между тем, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому - то (и может различаться в зависимо­сти от того, к кому он обращен),…

Разработ­ка технологических карт позволила решать следующие задачи: — отработка механизмов сбора информации об уровне сфор­мированности

Разработ­ка технологических карт позволила решать следующие задачи: — отработка механизмов сбора информации об уровне сфор­мированности

Разработанные нами рекомендации для педагогов являются ори­ентирами при проектировании индивидуальной образовательной тра­ектории учащихся и позволяют адресно работать с каждым учащимся

Разработанные нами рекомендации для педагогов являются ори­ентирами при проектировании индивидуальной образовательной тра­ектории учащихся и позволяют адресно работать с каждым учащимся

Эта психологическая игра содействует сплочению детского - ро­дительского коллектива, созданию положительного эмоционального настроя

Эта психологическая игра содействует сплочению детского - ро­дительского коллектива, созданию положительного эмоционального настроя

Модель системы оценки результатов освоения общеобразова­тельных программ [Текст] /

Модель системы оценки результатов освоения общеобразова­тельных программ [Текст] /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020