МЕХАНИЗМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫХ) РЕЗУЛЬТАТОВ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Анцыбор Вера Алексеевна.
Должность: учитель начальных классов.
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.И.Кондратенко посёлка Молодёжного муниципального образования Белореченский район.
Направленность: учебная деятельность.
Возраст: 1-4 класс.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Каким должен быть выпускник школы? Этот вопрос сегодня волнует каждого учителя, неравнодушного к своей профессии. От современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить перед собой задачи и достигать намеченных целей. Главный результат модернизации школы - это дать детям возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В новом федеральном государственном образовательном стандарте результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения. Наряду с предметными выделяют личностные - это готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, ценностносмысловые, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные - освоение обучающимися универсальными учебными действиями, обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Прежний - традиционный подход в образовании предполагает в основном передачу знаний, теперь же целью является научить ребенка самому добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний. Никто не отрицает важность знания, но главное внимание уделяется умению самостоятельно получить и использовать эти знания. Изучение мною существующих учебников второго поколения для начальной школы позволило сделать выводы о том, что успешное выполнение любого предложенного в учебнике задания предполагает использование учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, уже с первого класса ребенок учится самостоятельно добывать и применять знания.
Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее ярко проявляется при переходе учащихся из начальной школы на среднюю ступень обучения и из среднего звена в старшее. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделением главного из обилия информации, систематизации и представлении информации, отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, непонимание для чего это необходимо. В результате чего у учащегося возникает состояние психологического дискомфорта и желание избежать, отгородиться от факторов его вызывающих. Как результат - невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету. Именно метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.
Достижение метапредметных результатов можно проверить в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.
Также достижение метапредметных результатов можно рассматривать, как инструментальную основу и как условие успешности выполнения учебных и учебно - практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. И наконец, достижение метапред- метных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе (итоговая комплексная работа по итогам года в каждом классе).
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога, может быть, оценено и достижение таких действий.
Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. Так в начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
- Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
— преодоление импульсивности, непроизвольности;
— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего;
— контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
- Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей;
— формирование основ оптимистического восприятия. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит
сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и непер- сонифицированный
Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Достижение метапредмет-ных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.).
Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их действительно универсального характера. Их специфика предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения.
Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог, занимает «Литературное чтение». Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
Также на страницах учебника «Окружающий мир» часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ.», «опиши устно.», «объясни.» и т. д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке).
Между тем, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому - то (и может различаться в зависимости от того, к кому он обращен), описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Во всяком случае, для младших школьников здесь необходимо реальное социальное опосредствование. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».
Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, найти рациональный способ решения математической задачи, составление описания, дать характеристику персонажу. — показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать. Эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться различным образом. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформирован- ности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформирован- ности ряда коммуникативных и регулятивных действий. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных
результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио.
Также в нашем образовательном учреждении мы разработали технологические карты с целью получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Разработка технологических карт позволила решать следующие задачи:
— отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
— выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
— апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
— формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
— разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
В качестве диагностических ориентиров мы использовали сбор информации, собеседование, педагогическое наблюдение, педагогический анализ, психологическую диагностику, тестирование. Технологическая карта уровня сформированности УУД содержит следующие разделы:
— вид УУД;
— нормативные показатели;
— класс;
— уровни сформированности;
— рекомендации для педагогов в соответствии с выявленными уровнями;
— диагностические ориентиры для педагога;
— диагностические ориентиры для психолога.
При определении диагностических ориентиров, мы воспользовались возможностями карты наблюдений за учащимся в критериальных учебных ситуациях, которая была разработана в нашем образовательным учреждении в рамках опытно-экспериментальной работы «Проектирование образовательного процесса на основе изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся». Изучение личностных характеристик учащегося в критериальных учебных ситуациях может предполагать:
— анализ поведения учащегося при выполнении монотонной работы;
— определение реакции ученика на оценку его деятельности учителем;
— анализ поведения учащегося при выполнении диагностических работ;
— анализ поведения учащегося при организации учителем групповой работы;
— анализ выборов учащихся при предъявлении заданий разного уровня.
Разработанные нами рекомендации для педагогов являются ориентирами при проектировании индивидуальной образовательной траектории учащихся и позволяют адресно работать с каждым учащимся. В системе мониторинга результативности формирования УУД младших школьников основным субъектом оценивания является учитель, а педагог-психолог создаёт условия для социально-оценочных ситуаций, принимает участие в разработке диагностических карт, оценивает социально-психологический комфорт образовательного пространства, формулирует проблемные ситуации и проектные задачи.
Неперсонифицированная оценка личностных результатов учеников свою очередь подразумевает работу психолога и включает три основных компонента:
- характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
- определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем ребенка;
- систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. Характеристика достижений и положительных качеств учащихся отражается в портфолио ученика.
Приоритетные задачи и направления личностного роста психолог и учитель определяют в ходе повседневных наблюдений, в специально организованных социально-диагностических ситуациях и психологических игр.
На I ступени обучения в нашем образовательном учреждении проводятся следующие психологические игры сюжетного характера, имеющие диагностическую и развивающую направленность.
Так игра «Заколдованное сердце» направлено на диагностику и развитие внутригрупповых отношений:
- умение работать в группах по заданию;
- диагностику и развитие эмоциональных отношений как внутри класса, так и между детьми и учителем;
- диагностику статусного положения детей в группе.
Также очень нравится учащимся проектная игра «С днём рождения коллектив» для эффективного группового взаимодействия, в ходе которого происходит диагностика и развитие:
- способности к самоконтролю в социальной ситуации;
- критичности к себе и другим;
- способности анализировать свои действия;
- способность работать в группе.
- развитие внутрисемейных и внутриклассных отношений.
Эта психологическая игра содействует сплочению детского - родительского коллектива, созданию положительного эмоционального настроя. Проводится в первом классе.
В конце 4 класса проводится игра «Впереди у нас 5 класс» с целью выявления уровня психологической готовности на этапе перехода из начального в среднее звено.
Задачи игры:
- диагностика социальной зрелости, умения выстраивать отношения со сверстниками;
- диагностика мотивационной сферы, отношения к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений, умения занять ответственную позицию школьника;
- создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки;
- прояснение ожиданий и тревог, связанных с переходом в среднюю школу.
Информация мониторинга может быть использована учителем для того, чтобы:
- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы;
- создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты;
- осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;
- спланировать индивидуальную педагогическую работу с детьми.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Разработанная нами программа мониторинга уровня сформиро- ванности УУД позволит избежать стихийности формирования мета- предметных результатов при введении ФГОС.
Список литературы
— Федеральный общеобразовательный стандарт начального общего образования.
— Словарь-справочник по педагогике [Текст] / сост. В. А. Миже- риков ; под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2004. - С. 197.
— Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] /
А.Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение,
- - 151 с.
— Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ [Текст] / Г.С. Ковалева [и др.].
— Федорова, С.Ш. Технология присвоения метазнаний [Электронный ресурс] / С.Ш. Федорова. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/100689/.
— Фоменко, И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности [Электронный ресурс] / И.А. Фоменко. - Режим доступа: /fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
— Хуторской, А.В. Эвристический тип образования: результаты научно - практического исследования [Текст] / А.В. Хуторской // Педагогика. - 1999. - №7. - С. 15 - 22.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.