Механизмы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста.
Оценка 4.7
Семинары
docx
классное руководство
4 кл
01.04.2018
Любому обществу нужны одаренные люди. Задачи, поставленные ФГОС перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Исследования, проведенные учеными разных стран показали, что около 20-30 % детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. И начальной школе принадлежит одна из ведущих ролей в выявлении и развитии таких детей.
Такая работа проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Начальное звено должно поддержать и развить индивидуальность ребенка, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.
работа с одарён.docx
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Механизмы выявления, поддержки и
сопровождения одаренных детей младшего
школьного возраста
Учитель начальных классов
Кривопалова Марина Алексеевна
2018 г Любому обществу нужны одаренные люди. Задачи, поставленные
ФГОС перед системой образования в области выявления и развития
одаренных детей приобретают особую актуальность в связи с
последними достижениями психологопедагогической науки и
практики.
Исследования, проведенные учеными разных стран показали,
что около 2030 % детей могут достигать высоких уровней
интеллектуального и творческого развития. И начальной школе
принадлежит одна из ведущих ролей в выявлении и развитии таких
детей.
Такая работа проводится на основе наблюдения, изучения
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Начальное звено должно поддержать и развить индивидуальность
ребенка, не затормозить рост его способностей это особо важная
задача обучения одаренных детей.
Дети, имеющие высокий уровень развития отличаются
любопытством, богатым воображением, фантазией, прекрасной речью,
большим запасом слов.
Какие же методы и приёмы способствуют включению младших
школьников в активную творческую деятельность ?
Одним из условий в работе с одаренными детьми является
создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые
побуждают у них потребность в творческом самовыражении.
Важным приемом развития креативности у детей является опора на
чувство удивления, новизны, необычайная внимательность и
любопытство.
Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов
мышления, только в том случае можно создать чтото новое. В этом
отношении большие возможности имеются на уроках математики.
Решение задач расширяет математический кругозор, формирует
неординарность мышления, умение применять знания в нестандартных
ситуациях, развивает упорство в достижении поставленных целей,
прививает интерес к изучению классической математики.
Предлагаю такие типы задач для развития активного
самостоятельного творческого мышления одаренных детей:
• задачи с не сформулированным вопросом;
• задачи с недостающими данными; • задачи с лишними данными;
• задачи с несколькими решениями;
• задачи с меняющимся содержанием;
• задачи на соображение, логическое мышление.
Важнейшими математическими операциями, способствующими
развитию творческих способностей являются анализ и синтез, умение
сравнивать, обобщать, проводить аналогии.
Но, подбирая задания, надо учитывать, что:
1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться;
2. Необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно
проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок,
следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты
успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание,
чтобы устранить их;
3. Количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально
психологических особенностей школьников, должно быть достаточным
для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений,
действий, позволяющих решить проблему;
4. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач,
они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества,
для чего в их основу надо положить определенную систему, четко
спланированную последовательность, их постепенное усложнение,
представление известных объектов в нестандартной обстановке;
5. Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие
мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение
трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.
На уроках русского языка применяю следующие задания:
Лингвистические «угадайки». Выполнение подобных заданий во
многом напоминает кроссворд (без заполнения клеточек). Необходимо
восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический
оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо
«угадать» слово по его описанию (толкованию), например, закончить
фразеологизм «Голоден, как … (волк)». Эта работа способствует
развитию творческих возможностей учащихся, часто вызывая желание
создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки,
кроссворды).
На уроках мы пишем и сочинениясказки о частях речи и небольшие рассказы с использованием фразеологических оборотов и
крылатых выражений, например «Ловить ворон».
Учащимся очень нравится изобразительное творчество, поэтому
они рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники
отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы
изображения: «уши развесить», «повесить нос», «вешать лапшу на уши»,
«сердце в пятки ушло», «дело в шляпе», «кот наплакал»).
Лингвистические «почемучки» это вопросы, целью которых
является активизация мыслительной деятельности учащихся при
воспроизведении полученных ранее знаний. Отвечая на вопросы, делая
своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники
убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам
учебный предмет открывается для них поновому.
Микроисследования. Задания этого типа предполагают
формирование у учащихся исследовательских умений. Создание детьми
энциклопедии одного слова позволило работать с научнопопулярной
литературой и справочниками, формулировать выводы составлять
текст. Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке
темы, в занимательном характере исследования («Энциклопедия одного
слова»).
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение.
Именно сочинение – высшая форма проявления творческих
способностей. Сочинения совершенствуют письменную речь,
увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию,
воображение.
Предлагаю следующие виды сочинений: сочинения
нетрадиционного содержания: «Сочинениесон», «Заметка в
стенгазету», «Письмо бабушке», «Пожелание Деду Морозу»,
«Сочинениефантазия», «Сказка», «Письмо в будущее» и др.
Распространенной формой включения в исследовательскую
деятельность является проектный метод. С учетом интересов и
уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить
тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической
задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее
публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения
позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со
сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и
выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его
одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
групповыми. Групповая форма работы и социально значимая
гражданская направленность проектов имеют немалое значение для
воспитания детей.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку
возможность свободного выбора образовательной области, профиля
программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды
деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Работа на протяжении четырех лет дает свои результаты: призовые
места на школьных и всероссийских предметных олимпиадах,
интеллектуальном конкурсе «Русский медвежонок», на районной
научной конференции с проектами .А самое главное у многих детей
появилось положительное отношение к заданиям творческого,
проблемнопоискового характера. Они постепенно начали проявлять
более высокую степень самостоятельности, уверенности. У детей
изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям.
Таким образом, можно заключить, что применение системы
творческих заданий на уроках и во внеурочное время в работе с
одаренными детьми способствует развитию творческого потенциала
младших школьников.
Если в школе будет создана система поддержки одарённых детей,
включающая в себя все перечисленные компоненты, тогда одарённый
ребёнок, зная о своих способностях, уникальных качествах, данных ему
природой, будет проявлять самоуважение и уважение к окружающим,
будет жить в ладу с внешним миром, извлекая для себя максимум
пользы и активно развиваясь.
Механизмы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста.
Механизмы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста.
Механизмы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста.
Механизмы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста.
Механизмы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.