Мелодия и ритм в джазе

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мелодия в джазе является таким же важным элементом, как и в любом другом жанре музыкального искусства. Джазовую мелодику характеризует прежде всего манера атаки звука, артикуляция и акцентирование, а также свинг — та пульсирующая, увлекающая вперед сила, которая присутствует в момент исполнения. Плавность мелодии появилась в процессе развития джаза и представляет сегодня движение восьмыми, шестнадцатыми и восьмыми триолями, в отличие от пунктирного ритма, свойственного ранним формам джазовой музыки.
Иконка файла материала 1.docx
Мелодия и ритм в джазе Общие сведения Мелодия в джазе является таким же важным элементом, как и в любом другом жанре музыкального искусства. Джазовую  мелодику характеризует прежде всего манера атаки звука,  артикуляция и акцентирование, а также свинг — та  пульсирующая, увлекающая вперед сила, которая присутствует  в момент исполнения. Плавность мелодии появилась в процессе развития джаза и  представляет сегодня движение восьмыми, шестнадцатыми и  восьмыми триолями, в отличие от пунктирного ритма,  свойственного ранним формам джазовой музыки. В джазе композитор и исполнитель — одно лицо, поэтому  записанная на нотную бумагу импровизация подчас теряет  смысл, становясь банальной, так как все тонкости  интерпретации, свойственные индивидуальности исполнителя,  невозможно зафиксировать в нотах. Существуют два принципа импровизации в джазе: парафразный  (орнаментальная вариация на тему) и линеарный (сочинение  новой мелодической темы). С развитием джаза принцип парафразности уступает место  принципу линеарности. Парафразность остается применимой к  свободным произведениям, типа джазовых баллад, где  «украшательство» мелодии играет до сих пор большую роль.Импровизационная мелодия помещается в так называемые  квадраты (chorus), которые соответствуют форме всей темы.  Так, например, блюзовый квадрат составляет 12 тактов, квадрат песенной формы aaba — 32 такта. Мотивное развитие Секвенция Условимся, что мотив — наименьшая самостоятельная  формообразующая единица, обладающая образной  выразительностью. Начало и конец мотива большей частью не  совпадают с тактовой чертой; мотив оканчивается на  аккордовом звуке. Мотивы могут^быть разными по величине — от 2/4 до 4/4 — и определяются интонационно­смысловым  значением: Мотивное развитие может быть мелодическим и ритмическим.  Мелодическое развитие подразумевает варьирование  мелодической линии мотива, его окончания, изменение рисунка  (при сохранении его ритма) и т. д.:Ритмическое развитие мотива представляет собой ритмические  вариации, образование новых ритмических конструкций (при  сохранении рисунка линии): Научиться записывать сочиненные мотивы — важная задача,  стоящая перед импровизатором в самостоятельной работе над  соло. Даже в том случае, если сочиненный мотив ие будет  оригинальным, развивая его мелодически и ритмически, вы  сможете в конечном результате получить весьма интересный  материал для ваших соло. Необходимо стараться в сочинениимотива прийти к простоте выражения мысли, не увлекаясь на  первых порах блюзовыми нотами. Рельефный, запоминающийся  мотив и его развитие заставляет слушателя более внимательно  следить за импровизационной линией. Одним из важнейших приемов в развитии импровизационной  линии является повторение мотива от любой ступени гаммы, в  частности, секвенцирование. Секвенции могут быть диатоническими и хроматическими.  Понятие «диатоническая секвенция» включает в себя  перемещение звеньев секвенции по ступеням основной гаммы в  пределах одной тональности, то есть переход на другие ступени той же тональности. В хроматической секвенции звенья перемещаются обычно по  ступеням хроматической гаммы либо по квинтовому кругу  (переход на те же ступени в другой тональности). При этом  происходит отклонение в новые тональности.

Посмотрите также