Мелодия в джазе является таким же важным элементом, как и в любом другом жанре музыкального искусства. Джазовую мелодику характеризует прежде всего манера атаки звука, артикуляция и акцентирование, а также свинг — та пульсирующая, увлекающая вперед сила, которая присутствует в момент исполнения.
Плавность мелодии появилась в процессе развития джаза и представляет сегодня движение восьмыми, шестнадцатыми и восьмыми триолями, в отличие от пунктирного ритма, свойственного ранним формам джазовой музыки.
Мелодия и ритм в джазе
Общие сведения
Мелодия в джазе является таким же важным элементом, как и в
любом другом жанре музыкального искусства. Джазовую
мелодику характеризует прежде всего манера атаки звука,
артикуляция и акцентирование, а также свинг — та
пульсирующая, увлекающая вперед сила, которая присутствует
в момент исполнения.
Плавность мелодии появилась в процессе развития джаза и
представляет сегодня движение восьмыми, шестнадцатыми и
восьмыми триолями, в отличие от пунктирного ритма,
свойственного ранним формам джазовой музыки.
В джазе композитор и исполнитель — одно лицо, поэтому
записанная на нотную бумагу импровизация подчас теряет
смысл, становясь банальной, так как все тонкости
интерпретации, свойственные индивидуальности исполнителя,
невозможно зафиксировать в нотах.
Существуют два принципа импровизации в джазе: парафразный
(орнаментальная вариация на тему) и линеарный (сочинение
новой мелодической темы).
С развитием джаза принцип парафразности уступает место
принципу линеарности. Парафразность остается применимой к
свободным произведениям, типа джазовых баллад, где
«украшательство» мелодии играет до сих пор большую роль.Импровизационная мелодия помещается в так называемые
квадраты (chorus), которые соответствуют форме всей темы.
Так, например, блюзовый квадрат составляет 12 тактов, квадрат
песенной формы aaba — 32 такта.
Мотивное развитие
Секвенция
Условимся, что мотив — наименьшая самостоятельная
формообразующая единица, обладающая образной
выразительностью. Начало и конец мотива большей частью не
совпадают с тактовой чертой; мотив оканчивается на
аккордовом звуке. Мотивы могут^быть разными по величине —
от 2/4 до 4/4 — и определяются интонационносмысловым
значением:
Мотивное развитие может быть мелодическим и ритмическим.
Мелодическое развитие подразумевает варьирование
мелодической линии мотива, его окончания, изменение рисунка
(при сохранении его ритма) и т. д.:Ритмическое развитие мотива представляет собой ритмические
вариации, образование новых ритмических конструкций (при
сохранении рисунка линии):
Научиться записывать сочиненные мотивы — важная задача,
стоящая перед импровизатором в самостоятельной работе над
соло. Даже в том случае, если сочиненный мотив ие будет
оригинальным, развивая его мелодически и ритмически, вы
сможете в конечном результате получить весьма интересный
материал для ваших соло. Необходимо стараться в сочинениимотива прийти к простоте выражения мысли, не увлекаясь на
первых порах блюзовыми нотами. Рельефный, запоминающийся
мотив и его развитие заставляет слушателя более внимательно
следить за импровизационной линией.
Одним из важнейших приемов в развитии импровизационной
линии является повторение мотива от любой ступени гаммы, в
частности, секвенцирование.
Секвенции могут быть диатоническими и хроматическими.
Понятие «диатоническая секвенция» включает в себя
перемещение звеньев секвенции по ступеням основной гаммы в
пределах одной тональности, то есть переход на другие ступени
той же тональности.
В хроматической секвенции звенья перемещаются обычно по
ступеням хроматической гаммы либо по квинтовому кругу
(переход на те же ступени в другой тональности). При этом
происходит отклонение в новые тональности.